Теоретические положения организации учета прочих доходов и расходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические положения организации учета прочих доходов и расходов



 

Финансовый результат хозяйственной деятельности организации формируется из двух слагаемых, основным из которых является реализационный результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ и услуг, а также от фактов хозяйственной жизни, составляющих предмет деятельности предприятия.

Вторая часть в виде доходов и расходов, непосредственно не связанных с формированием основного реализационного финансового результата, образует прочий, включающий в себя прочие доходы и расходы. Если за отчетный период предприятие от продажи продукции, товаров, работ, услуг и других операций, составляющих предмет его деятельности, получило прибыль, то весь его финансовый результат будет равен прибыли от продаж плюс прочие доходы, минус прочие расходы. Если предприятие получило убыток от продаж, то его общий финансовый результат будет равен сумме убытка от продаж плюс прочие расходы, минус прочие доходы.

Прочие доходы и расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены первичными учетными документами. В бухгалтерском учете прочие доходы и расходы должны отражаться в том отчетном периоде, в котором они произошли.

Федорцова Е.А. пишет, что при выбытии амортизируемого имущества вследствие продажи, списания, в связи с окончанием срока полезного использования и по другим причинам, безвозмездной передачи сумму амортизации основных средств в дебет счетов 02 «Амортизация основных средств», с кредита счетов 01 «Основные средства остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счетов 01 дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». В дебет счета 91 списывают также все расходы, связанные с выбытием амортизируемого имущества.

При продаже основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам – в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» и других счетов.

Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

При выбытии материалов и другого неамортизируемого имущества вследствие продажи, списания в связи с порчей, безвозмездной передачи их стоимость списывают в дебет счета 91. Сумму задолженности покупателей за проданное имущество отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 91.

При продаже материальных запасов, синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, их списывают со счета 10 «Материалы» в дебет счета 91 в течение месяца по учетным ценам, а по окончанию месяца такой же проводкой списывают отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам.

Расходы, связанные с продажей материальных ценностей, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

При продаже материалов на сторону, синтетический учет которых ведется по учетным ценам, составляют следующие бухгалтерские записи:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт 10 «Материалы» - на стоимость материалов по учетным ценам

Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» - на разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью по учетным ценам

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 91 «Прочие доходы и расходы» - на продажную стоимость материалов

Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» - на сумму НДС по проданным материалам.

Финансовый результат от продажи материалов списывают со счета 91 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Также Федорцова Е.А отмечает, что если при продаже или мене материалов не исполнены необходимые условия признания выручки, то отпущенные материалы списываются с кредита счета 10 «Материалы» в дебет не счета 91«Прочие доходы и расходы», а счета 45 «Товары отгруженные». После признания выручки от продажи материалов они списываются с кредита счета 45 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Поступления от уплаты штрафов, пеней, различных неустоек и других видов санкций отражают по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» и дебету счетов учета денежных средств и расчетов с дебиторами.

Уплаченные организацией суммы штрафов, пеней, неустоек и суммы от других санкций отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счетов учета денежных средств.

Федорович В.В. отмечает, что заключая любой договор, каждая из сторон надеется, что партнер по бизнесу выполнит возложенные на него обязанности качественно и в срок. Однако не всегда также происходит. Причины, приводящие к неисполнению или ненадлежащему исполнению договорных обязательств, могут быть разными. Это и просрочка оплаты товаров (работ, услуг), и несоблюдение сроков исполнения обязательств, и немотивированный отказ от приемки товаров, а также нарушение иных условий, предусмотренных договором.

Нефедова Т.Н. в своей статье пишет, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Каждый из перечисленных способов часто связан с определенными финансовыми потерями или ограничением права собственности уже на стадии заключения договора, за исключением неустойки. Видимо поэтому данный вид обеспечения исполнения обязательств столь широко распространен. Так при наличии перечисленных выше причин невыполнения договорных обязательств согласно статьям 394 и 395 ГК РФ можно взыскать с нарушившей стороны сумму неустойки.

Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую виновная сторона (должник) обязана уплатить пострадавшей стороне (кредитору) в случае неисполнении или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки его исполнения (ст. 330 ГК РФ).

Неустойка бывает двух видов – штраф и пени. Штраф представляет собой однократно взыскиваемую сумму, которая выражается в виде процентов пропорционально заранее определенной величине, например стоимости работы, невыполненной в срок. Пеня – это неустойка, исчисляемая непрерывно, нарастающим итогом.

Размер неустойки устанавливается соглашением сторон, а в некоторых случаях – законом.

Прокин С.Ю. в своей статье пишет, что в бухгалтерском учете организации – кредитора (поставщика товаров, исполнителя работ, услуг) полученные штрафы и пени за нарушение условий договора признаются прочими доходами (п.7 ПБУ 9/99). Они принимаются к учету в суммах признанных судом. В том отчетном периоде, в котором они фактически признаны должником или судом.

Видасов В.В. пишет, что для принятия к учету штрафных санкций, признанных должником, необходимо наличие документов, подтверждающих их признание и позволяющих определить размер суммы признанной задолженности. Им может быть двусторонний акт, подписанный сторонами, письмо должника, подтверждающее факт нарушения обязательства, с указанием суммы признанной неустойки или иной подобный документ.

При принятии к учету штрафных санкций на основании решения суда необходимо учесть следующее. Решения арбитражного суда вступают в законную силу через месяц после их принятия, если не была подана апелляционная жалоба (п. 1 ст. 130 АПК РФ). Следовательно, отражение штрафных санкций за нарушение договорных обязательств на основании решения суда в бухгалтерском учете должно происходить в том отчетном периоде, когда минует месяц с даты принятия решения арбитражного суда.

Суммы предъявленных претензий (исков), не признанных плательщиком (не присужденных судом) к учёту не принимаются.

В бухгалтерском учете должника уплачиваемые неустойки за нарушение договорных обязательств включаются в состав прочих расходов (п.12 ПБУ 10/99).

Неустойки принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, признанных организацией или присужденных судом в том отчетном периоде, в котором вынесено решение суда об их взыскании независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Должник после признания (присуждения) неустойки относит ее на увеличение прочих расходов.

При сдаче имущества в аренду на постоянной основе доходы учитываются в соответствии со статьей 249 НК РФ. Полученный доход должен быть учтен в общем объеме доходов при формировании объекта налогообложения единым сельхозналогом.

Если операции по передаче имущества в аренду носят разовый характер, то доходы учитываются в составе прочих доходов и соответственно не учитываются в общем объеме доходов в целях ЕСХН.

Строкова Е.В. отмечает, что трудно представить себе современное предприятие, которое не пользовалось бы банковскими услугами. В то же время любое юридическое лицо, которое работает с финансовыми учреждениями, должно отразить в своем бухгалтерском учете затраты на их услуги.

Стороны взаимодействуют на основании договора банковского счета, по которому финансовая организация берет на себя обязательства принимать, зачислять денежные средства, поступившие на счет компании, а также выполнять распоряжения юридического лица относительно перечисления и выдачи денежных сумм со счета. За совершение операций по вкладам банк взимает определенную плату с клиентов, что предусмотрено в 851 статье ГК РФ.

Министерство Финансов настаивает на причислении затрат на оплату банковских услуг к прочим расходам только в том случае, если те непосредственно связаны с реализацией или производством продукции: кредиты малому бизнесу на закупку сырья, оборудования, аренду помещения и прочие услуги.

Согласно пункту 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н, расходы на оплату банковских услуг относятся к прочим. Они отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

В бухгалтерском учете на сумму таких затрат делается запись:

Дебет 91.2 Кредит 51 – перечислены денежные средства за услуги, оказанные банком.

Ковалева Т.Н. в своей статье раскрывает, что для учета расходов по такому виду банковского вознаграждения, как проценты за предоставленные заемщику кредиты, существует ряд особенностей. В частности, затраты на оплату процентов по кредиту, привлеченному для приобретения основных средств, включаются в их первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01). Проценты по полученным займам и кредитам включаются в первоначальную стоимость инвестиционных активов. Сделать это нужно до 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия таких активов к учету в качестве основных средств или имущественного комплекса (п. 30 ПБУ 15/01). На расходы сумма процентов списывается через амортизационные отчисления.

Аналогично учитываются начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, привлеченным для приобретения этих запасов (п. 6 ПБУ 5/01).

В бухгалтерском учете порядок отражения расходов на услуги нотариуса зависит от целей, для которых они произведены, а также от того, взимается при этом государственная пошлина или нотариальный тариф. Уплата нотариального тарифа отражается на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Данные затраты можно отнести к управленческим расходам (счет 26), включить в состав расходов на продажу (счет 44) или в прочие расходы (счет 91). Основание – п. п. 5 и 11 ПБУ 10/99. В бухгалтерском учете суммы, уплаченные нотариусу, учитываются в расходах организации в полном объеме без каких-либо ограничений.

Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

В целом, мы считаем, что выбранная тема курсовой работы, несомненно актуальна на сегодняшний день, так как учет доходов и расходов является весьма сложным и трудоемким участком учетной работы. В настоящее время обсуждается вопрос перехода от российских стандартов бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности.

2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВОАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУСП "ЧИШМИНСКИЙ ПЛОДОПИТОМНИЧЕСКИЙ СОВХОЗ"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.011 с.)