Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в литературоведение

Поиск

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

 

Кафедра русской и зарубежной литературы

 

Петрова Н.А.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Специальность 050301.65 «Русский язык и литература»

 

 

Согласовано Рекомендовано кафедрой

Учебно-методическое управление Протокол №

2008 г. «» 2008 г.

 

Зав. кафедрой

 

 

Пермь 2008

 


 

 

Автор-составитель

Петрова Н.А, доктор филологических наук, профессор.

 

 

Учебно-методический комплекс по «Введению в литературоведение» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла профессиональной подготовки и является обязательной для изучения.

 

 

Декан филологического факультета Абашева М.П.

 

Директор библиотеки Костицина М.И.

 


СОДЕРЖАНИЕ

I. Цели и задачи курса «Введение в литературоведение».. 5

2. Требования к уровню освоения дисциплины... 6

3. Объем дисциплины... 8

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 8

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 9

Форма обучения очная. 9

4. Содержание курса.. 12

5. Темы практических занятий.. 15

8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины... 23


I. Цели и задачи курса «Введение в литературоведение»

 

Цели и задачи изучения курса соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности 032900 «Русский язык и литература».

«Введение литературоведение» – составная часть литературоведения, науки о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии. Теория литературы исследует общие законы построения и развития литературы, ее задача – построение общей поэтики – дисциплины, изучающей структуру литературного произведения (теоретическая поэтика) и закономерности литературного процесса (историческая поэтика). Курс «Введение в литературоведение» предполагает овладение литературоведческой терминологией, знаниями о природе художественного текста и навыками его анализа.

«Введение в литературоведение» является основной теоретической дисциплиной, закладывающих основы знаний по специальности. Задача курса: ознакомление с терминологией и категориальным аппаратом, выработка представлений о специфике литературы как вида искусства; особенностях художественной речи и основах стиховедения; принципах построения художественного произведения и закономерностях литературного процесса.

Представление об основных понятиях и категориях теоретического характера дается с опорой на изучаемые одновременно курсы «Античной литературы» и «Устного народного творчества, а также с опорой на произведения школьной программы. Так поддерживается преемственность и взаимосвязь теории и истории литературы.


2. Требования к уровню освоения дисциплины

Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО.

В результате изучения курса «Введение в литературоведение» студент должен овладеть терминологией и категориальным аппаратом, понять специфику искусства как особого рода человеческой деятельности, иметь представление о структуре художественного произведения и выработать навыки его анализа, знать специфику основных этапов развития мировой художественной литературы.

Литературоведение является составляющей частью эстетики как науки о прекрасном, и искусствоведения как учения о специфической эстетической деятельности. «Введение в литературоведение» закладывает основы для изучения мировой литературы и взаимодействует с историей литературы, привлекая материал соответствующих курсов по истории литературы для иллюстрации основных теоретических положений. Поскольку литература является словесным текстом, то наука о литературе взаимодействует с лингвистикой. Для анализа художественных произведений необходимо так же знание истории и психологии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в результате изучении «Введения в литературоведение» студент должен:

- сформировать представление о литературе как виде искусства;

- выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателей, о мировом литературном процессе;

- уметь выявлять характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, общие закономерности развития художественной культуры;

- уметь определять диалектические взаимосвязи традиций и новаторства, преемственность литературных эпох, национальное своеобразие литератур;

- уметьатрибутировать художественное произведение по времени его написания, основываясь на анализе его структуры.

- приобрести навыки анализа художественного текста;

- иметь представлениео современном состоянии литературоведения как науки и ее категориальном аппарате.


3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Виды учебной работы Количество часов по специальности 050301.65 Русский язык и литература
№№ семестров  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Всего часов на дисциплину  
Текущий контроль (вид, №№ семестра) Рефераты, тестирование 1 семестр
Виды промежуточного контроля Экзамен - 1

 


Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

 

Названия разделов и тем Всего Виды учебных занятий
    Аудиторные занятия Самостоятельная работа
    Лекции Практические  
Раздел 1. Система и значение основных литературоведческих терминов и понятий.
1.Сущность искусства. Функции искусства.        
2. Происхождение искусства и его виды Слово и образ. Литература и фольклор.        
3. Литературные роды - принцип разделения. Жанр        
4. Эпические, лирические, драматические жанры.        
5. Содержание и форма. Целостность художественного произведения.        
6. Сюжет и фабула. Архитектоника и композиция. Пространство и время.        
7. Проблема автора и типы повествования.        
Раздел 2. Тропы.
1. Художественная речь. Звуковая организация. Тропы        
Раздел 3. Проблемы стиховедения.
1. Понятие ритма. Стих и проза. Ритм и метр. Системы стихосложения        
2. Силлабо-тоника: метрика, фоника, строфика.        
Раздел 4. Текстология.
1. Понятие о текстологии и предмете ее изучения        
Раздел 5. Понятие о методе, жанре, стиле.
1. Понятие литературного процесса. Характеристика стадий литературного процесса        
2. Литературное направление, течение, школа. Традиция и новаторство.        
4. Метод, стиль, художественная система. Закономерности художественного процесса. Задачи литературоведения.        
Итого:        

Содержание курса

РАЗДЕЛ 2. Тропы

 

Тема 1. Художественная речь. Звуковая организация. Тропы.

Понятие языка художественного произведения. Речь повествователя и речь героя. Несобственно-прямая речь. Поток сознания. Звуковая организация речи. Способы стилистического построения текста. Тропы и их функция в художественном тексте.

 

Раздел 3. Проблемы стиховедения

 

Тема 1. Понятие ритма. Стих и проза. Ритм и метр. Системы стихосложения.

Происхождение и принципы разделения стиха и прозы. Понятие ритма. Ритм в прозе и ритм в стихе. Способы организации стихотворного ритма. Эволюция систем стихосложения (метрическая, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая).

Тема 2. Силлабо-тоника: метрика, фоника, строфика.

Метрика, фоника, строфика как составляющие стихотворного ритма. Характеристика способов метрической, фонетической и строфической организации стиха. Композиция стихотворения. Твердые формы. Принципы целостного анализа стихотворного произведения.

 

Раздел 4. Текстология

Тема 1. Понятие о текстологии и предмете ее изучения.

Составляющие науки о литературе. Вспомогательные литературоведческие дисциплины. Необходимость текстологической работы. Понятие «варианта», «редакции», «академического издания». Художественные тексты, принадлежность которых данному автору сомнительна. Понятие атрибуции произведения.

 

Темы практических занятий

 

 

Цель практических занятий состоит в углублении, конкретизации и применении теоретических представлений, полученных в процессе чтения лекционного курса, а так же в формировании навыков работы с научной литературой, конспектирования, анализа художественного текста.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Учебные пособия:

 

Введение в литературоведение /Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988.

Введение в литературоведение. /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000.

Введение в литературоведение. Хрестоматия /Под ред. П.А. Николаева. М., 1979.

«Мысль, вооруженная рифмами». Поэтическая антология по истории русского стиха / Сост. В.Е. Холшевников. Л., 1988 или следующие переиздания. (Все разделы, характеризующие системы стихосложения и их эволюцию).

Научная литература

Обязательная:

Белинский В. Разделение поэзии на роды и виды (любое издание).

Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 18-20.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975 (с. 234-236, 391-408)

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 33-39.

Маяковский В. Как делать стихи (любое издание).

Дополнительная

Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Эстетика и теория литературы. М., 1975.

Бройтман С., Тамарченко Н., Тюпа В. Теория литературы. В 2-х т. М., 2004.

Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.

Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х - 1925-го годов в комментариях. М., 1993.

Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М., 1991.

Зенкин С. Введение в литературоведение: Теория литературы: Учебное пособие. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста (первая часть). Ленинград, 1972.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

Тюпа В.И.Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт; РГГУ, 2001.

Фарыно Е. Введение в литературоведение. СПб. 2004.

Хализев В.Е.Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999, 2000.

Чернец. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М.: Высшая школа, 1999, 2000.

Справочная литература:

Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999.

Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.

Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М, 2001.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987 (ЛЭС).

Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1988.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Важной составляющей в процессе изучения «Введения в литературоведение» является самостоятельная работа студента. Она способствует эффективному усвоению учебного материала, закреплению знаний, полученных во время аудиторных занятий. Самостоятельная работа должна быть систематической: кроме работы со справочной и научной литературой необходимо выполнение всех заданий, рекомендуемых преподавателем. Студентам рекомендуется вести собственный словарь терминов (новые словари объемны, дороги и изданы малым тиражом) в такой форме, чтобы они могли быть использованы при изучении всех литературоведческих дисциплин.

Поскольку далеко не все вопросы освещены в учебниках, а учебники представляют разные концепции, студентам рекомендуется законспектировать следующие работы: Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975 (с. 234-236, 391-408) или другое издание. Белинский. В.Г. Разделение поэзии на роды и виды / Полн.собр.соч. в 13 т. М., 1953-1960, Т.5. (или любое издание).

Для подготовки к аттестационному и экзаменационного заданий по анализу поэтического текста студентам рекомендуется ознакомиться с примерами таких анализов по какому-либо из существующих изданий: Анализ одного стихотворения. Л., 1985. Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. Анализ поэтического текста. Пермь, 2005.

Промежуточный контроль в течение семестра включает в себя:

-текущую оценку активности студента на практических занятиях;

-конспектирование указанной литературы к практическим занятиям;

-составление глоссария по материалу курса и выполнение теста по терминологии;

-целостный анализ стихотворения;

- составление синхронистической таблицы европейского литературного процесса.

 


Задания по самостоятельной работе

 

Темы и разделы для самостоятельного изучения Виды и содержание работ
Раздел 1. Система и значение основных литературоведческих терминов и понятий. Систематическая в течение семестра работа со справочной и научной литературой; составление глоссария; подготовка к тестированию.
Тема 1. Подготовка к практическому занятию. Конспектирование.
Темы 3, 4, 5, 6, 7 Подготовка к практическому занятию. Конспектирование.
Раздел 2. Тропы. Анализ функции тропов в выбранном произведении.
Раздел 3. Проблемы стиховедения. Составление глоссария; подготовка к тестированию
Темы 1, 2. Анализ метрики, финики и строфики выбранного произведения.
Раздел 4. Текстология. Составление глоссария; подготовка к тестированию
Раздел 5. Понятие о методе, жанре, стиле. Составление синхронистической таблицы

 

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация проводится с учетом работы на практических занятиях и тестирования на знание терминологии.

КОТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Происхождение искусства.

2. Сущность искусства.

3. Понятие «эстетической дистанции».

4. Художественный образ.

5. Виды искусства.

6. Понятие «материала» в искусстве.

7. Специфика литературы.

8. Слово и образ.

9. Общественное значение и функции литературы.

10. Понятие тенденциозности в литературе.

11. Народность и общечеловеческое в искусстве.

12. Принцип разделение литературы на роды по Гегелю.

13. Последовательность формирования литературных родов.

14. Характеристика эпоса.

15. Характеристика лирики.

16. Характеристика драмы.

17. Понятие жанра.

18. Эпические жанры.

19. Лирические жанры.

20. Драматические жанры.

21. Материал, содержание, форма в литературе.

22. Понятие целостности художественного произведения.

23. Предмет литературы. Тема и идея художественного произведения.

24. Сюжет, фабула, коллизия.

25. Литературный род и тип развития сюжета.

26. Сюжет в нефабульном произведении.

27. Композиция и архитектоника.

28. Время и пространство в художественном произведении.

29. Автор и образ автора.

30. Формы образа автора в произведении.

31. Автор, герой, читатель в художественном произведении.

32. Тип и характер.

33. Способы создания образа литературного персонажа.

34. Пейзаж, интерьер, их функция в произведении.

35. Субъектная организация повествования.

36. Литературный язык и язык художественного произведения.

37. Стилистические возможности построения художественной речи.

38. Виды и функции тропов.

39. Ритмическая организация художественного произведения.

40. Стих и проза.

41. Ритм и метр.

42. Составляющие стихотворного ритма.

43. Внеметрические определители стиха.

44. Метрическая система стихосложения.

45. Силлабическая система стихосложения.

46. Силлабо-тоническая система стихосложения.

47. Тоническая система стихосложения.

48. Эволюция системы стихосложения в русской поэзии.

49. Реформа Тредиаковского и Ломоносова.

50. Звуковая организация художественной речи.

51. Понятие рифмы и виды рифм.

52. Строфа и виды строф.

53. Твердые строфические формы.

54. Понятие и составляющие литературного процесса.

55. Стадиальность литературного процесса.

56. Литературное направление.

57. Литературное течение и школа.

58. Понятие художественного метода.

59. Понятие стиля.

60. Понятие о художественной системе.

61. Художественная система эпохи Возрождения.

62. Литературные направления и художественная система XVII века.

63. Художественная система эпохи Просвещения.

64. Художественная система эпохи романтизма.

65. Художественная система критического реализма.

66. Художественная система модернизма и постмодернизма.

67. Закономерности литературного процесса.

68. Наука о литературе и ее составляющие.

69. Задачи текстологии.

70. Задачи литературоведения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

 

Кафедра русской и зарубежной литературы

 

Петрова Н.А.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Специальность 050301.65 «Русский язык и литература»

 

 

Согласовано Рекомендовано кафедрой

Учебно-методическое управление Протокол №

2008 г. «» 2008 г.

 

Зав. кафедрой

 

 

Пермь 2008

 


 

 

Автор-составитель

Петрова Н.А, доктор филологических наук, профессор.

 

 

Учебно-методический комплекс по «Введению в литературоведение» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла профессиональной подготовки и является обязательной для изучения.

 

 

Декан филологического факультета Абашева М.П.

 

Директор библиотеки Костицина М.И.

 


СОДЕРЖАНИЕ

I. Цели и задачи курса «Введение в литературоведение».. 5

2. Требования к уровню освоения дисциплины... 6

3. Объем дисциплины... 8

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 8

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 9

Форма обучения очная. 9

4. Содержание курса.. 12

5. Темы практических занятий.. 15

8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины... 23


I. Цели и задачи курса «Введение в литературоведение»

 

Цели и задачи изучения курса соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности 032900 «Русский язык и литература».

«Введение литературоведение» – составная часть литературоведения, науки о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии. Теория литературы исследует общие законы построения и развития литературы, ее задача – построение общей поэтики – дисциплины, изучающей структуру литературного произведения (теоретическая поэтика) и закономерности литературного процесса (историческая поэтика). Курс «Введение в литературоведение» предполагает овладение литературоведческой терминологией, знаниями о природе художественного текста и навыками его анализа.

«Введение в литературоведение» является основной теоретической дисциплиной, закладывающих основы знаний по специальности. Задача курса: ознакомление с терминологией и категориальным аппаратом, выработка представлений о специфике литературы как вида искусства; особенностях художественной речи и основах стиховедения; принципах построения художественного произведения и закономерностях литературного процесса.

Представление об основных понятиях и категориях теоретического характера дается с опорой на изучаемые одновременно курсы «Античной литературы» и «Устного народного творчества, а также с опорой на произведения школьной программы. Так поддерживается преемственность и взаимосвязь теории и истории литературы.


2. Требования к уровню освоения дисциплины

Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО.

В результате изучения курса «Введение в литературоведение» студент должен овладеть терминологией и категориальным аппаратом, понять специфику искусства как особого рода человеческой деятельности, иметь представление о структуре художественного произведения и выработать навыки его анализа, знать специфику основных этапов развития мировой художественной литературы.

Литературоведение является составляющей частью эстетики как науки о прекрасном, и искусствоведения как учения о специфической эстетической деятельности. «Введение в литературоведение» закладывает основы для изучения мировой литературы и взаимодействует с историей литературы, привлекая материал соответствующих курсов по истории литературы для иллюстрации основных теоретических положений. Поскольку литература является словесным текстом, то наука о литературе взаимодействует с лингвистикой. Для анализа художественных произведений необходимо так же знание истории и психологии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в результате изучении «Введения в литературоведение» студент должен:

- сформировать представление о литературе как виде искусства;

- выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателей, о мировом литературном процессе;

- уметь выявлять характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, общие закономерности развития художественной культуры;

- уметь определять диалектические взаимосвязи традиций и новаторства, преемственность литературных эпох, национальное своеобразие литератур;

- уметьатрибутировать художественное произведение по времени его написания, основываясь на анализе его структуры.

- приобрести навыки анализа художественного текста;

- иметь представлениео современном состоянии литературоведения как науки и ее категориальном аппарате.


3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Виды учебной работы Количество часов по специальности 050301.65 Русский язык и литература
№№ семестров  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Всего часов на дисциплину  
Текущий контроль (вид, №№ семестра) Рефераты, тестирование 1 семестр
Виды промежуточного контроля Экзамен - 1

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.009 с.)