Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Безопасная больничная среда↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Молотов-Лучанский В.Б.
ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИКУ
учебное пособие
КАРАГАНДА
УДК ББК М
Рецензенты: Кандидат медицинских науке, доцент З.З.Кенжина, кандидат медицинских наук, доцент А.Б. Кузгибекова, доктор медицинских наук Г.М. Мулдаева,
Молотов-Лучанский В.Б., Введение в клинику Учебное пособие - 90 с.
Учебное пособие предназначено для студентов 1-2 курсов медицинских вузов, изучающих дтсциплину “Введение в клинику”. Содержит информационный материал по темам, предусмотренным типовой программой по данной дисциплине, алгориты выполнения практических навыков. ситуационные задачи, тесты множественного выбора, глоссарий
Обсуждено и одобрено на заседании Методического совета КГМА Протокол №_____ ____.________200___г.
Утверждено и разрешено к изданию Ученым Советом КГМА Протокол №_____ ____.________200___г.
© Карагандинская государственная медицинская академия Предисловие
«Введение в клинику»- это дисциплина, обучающая основам медицинской доврачебной помощи пациентам, специальным знаниям и методам, необходимым для осуществления наблюдения и ухода за больными, проведения специальных манипуляций. Фактически – это первая клиническая дисциплина для студента медицинского вуза. От первых шагов в клинике зависит очень многое. Прежде всего, с ними должно прийти понимание правильности выбора профессии, непреложности соблюдения правил и норм профессиональной этики. Изучая введение в клинику, следует стремиться к главному результату, овладению навыками помощи пациентам. Студент, вступающий в клинику, должен помнить о том, что на него смотрят как на представителя медицинской профессии, по нему судят о новом поколении будущих врачей. Учебное пособие, которое называется так же, как и дисциплина, о которой идет речь, предназначено для оказания помощи в изучении основных теоретических вопросов и овладении рядом навыков. Разделы пособия содержат информацию по темам, рекомендуемым типовой программой по введению в клинику. Выделены аспекты, являющиеся новыми для образовательной программы медвузов: первое знакомство студентов с семьей пациента, изучение потребностей семьи в медицинской помощи и т.д. Тестовые задания для самоконтроля основаны на тех вопросах, которые изучаются согласно типовой программе по данной дисциплине. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторного и стационарного. Кучреждениям амбулаторного типа относятся: амбулатории, поликлиники, медико-санитарные части, диспансеры, консультации, станции скорой помощи. К учреждениям стационарного типа относятся: больницы, клиники, госпитали, родильные дома, санатории, хосписы. В целях повышения качества лечебной и профилактической работы проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения. Основными типами организаций здравоохранения в Казахстане являются учреждения стационарной и амбулаторной поликлинической помощи. Первые представлены больницами, клиниками, военными госпиталями, медико-санитарными частями. Вторые составляют основу структуры первичной медико-санитарной помощи. Наиболее распространенные из них – семейные врачебные амбулатории (СВА), поликлиники, здравпункты. Широко практикуется в нашей республике создание объединений квалифицированной и высокоспециализированной помощи. Это могут быть диспансеры, областные и республиканские больницы с поликлиническими и стационарными отделениями. Существенное отличие системы здравоохранения в Казахстане состоит в сохранении высокой степени централизации управления, сохранении многих черт бесплатной медицины, существовавшей в Советском Союзе. Вместе с тем развиваются различные формы собственности: государственные учреждения, казенные коммунальные предприятия, сочетающие предоставление бесплатной медицинской помощи с различными видами платных медицинских услуг; наконец, частные клиники, как имеющие государственный заказ на медицинской обслуживание населения, так и работающие в автономном режиме. Создаются региональные центры высокоспециализированной помощи. Например, в Астане и Алматы развернуты кардиологические центры с отделениями сердечно-сосудистой хирургии, онкогематологический детский центр в Караганде. Их задача сконцентрировать высокотехнологичные виды медицинской помощи и сделать их максимально доступными населению. Новым словом является создание медицинских кластеров, крупных объединений медицинских учреждений, своего рода медицинских городов. В них сосредоточены новейшие научные разработки, современная медицинская техника, внедряются инновационные методы диагностики и лечения, ведутся научные исследования по наиболее актуальным направлениям науки. Один из таких кластеров, включающий центры онкологии и трансплантологии образуется в столице Казахстана.
Устройство и основные функции больниц Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т.д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе. Существуют 3 основных типа строительства больниц: павильонный, централизованный и смешанный. При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Существуют больницы смешанного типа, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и т.д. располагаются в нескольких небольших зданиях. Участок больницы делится на три зоны: здания,, зона хозяйственного двора и защитная зеленая зона. Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды. Больница состоит из следующих объектов: Стационар со специализированными отделениями и палатами. Вспомогательные отделения (рентгеновский кабинет, патологоанатомическое) и лаборатории. Аптеки. Поликлиники. Пищеблок. Прачечная. Административные и другие помещения. Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, например, хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т.д. Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики и лечения и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги. Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением. Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются кровати (обычные или функциональные), прикроватные тумбочки и столики или стол, стулья, шкаф для одежды пациента, холодильник, умывальник. Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии одного метра между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой. Освещение палат соответствует санитарным нормам. Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1:5—1:6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются над дверными проемами). Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м3 воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1%, относительная влажность 30—45%. Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20°С, для детей - 22°С. В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50% пациентов. Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение. Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания), сортировки грязного белья, хранения чистого белья, дезинфекции и хранения суден и мочеприемников, хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала. Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них. Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д. Примерный внутренний распорядок терапевтического отделения 6—7 час Подъем, измерение температуры тела 7 — 8 час Туалет 8 — 10 час Завтрак 10 — 12 час Обход врачей 12 — 14 час Выполнение врачебных назначений 14 — 15 час Обед 15-17 час Тихий час (отдых) 17-18 час Прогулки, посещения родственниками 18-19 час Измерение температуры тела 19 - 20 час Ужин 20 - 22 час Свободное время 22 час Отход ко сну Приемный покой или приемное отделение создаются в каждой больнице, где имеются стационарные отделения для лечения больных. Приемный покой (отделение) предназначен для: - первичного сестринского и врачебного осмотра поступающих больных в целях постановки предварительного диагноза при поступлении; - санитарной обработки вновь поступивших больных; - предотвращения распространения внутрибольничной инфекции путем создания санитарного фильтра; - оказания неотложной, при необходимости – экстренной медицинской помощи поступившему больному; - проведения неотложных дифференциально-диагностических действий для осуществления сортировки больных и направления их либо в профильные отделения стационара (госпитализация) либо в другие лечебные учреждения (отказ в госпитализации в данное лечебное учреждение) Практические навыки, которыми должна владеть медицинская сестра, работающая в приемном отделении В случае внезапной смерти больного медицинская сестра должна активно участвовать в проведении реанимационных мероприятий: • она должна уметь наладить дыхание больного с помощью аппарата АМБУ. Эффективность дыхания зависит от правильной установки головы больного с придерживаемой нижней челюстью; • уметь быстро снимать электрокардиограмму; • уметь работать с дефибриллятором; • знать, где находятся медикаменты, применяемые в ургентной ситуации, уметь быстро вскрывать ампулы, набирать и вводить лекарства, понимая, что для оказания реанимационных мероприятий на начальном этапе отпущено только 5 мин; • знать, какие лекарства лучше вводить какими шприцами; например, адреналин внутрисердечно удобно вводить длинной иглой, соединенной с шприцем вместимостью 20 мл, а при лечении гипогликемической комы необходимо работать двумя такими шприцами и обязательно вдвоем: один набирает глюкозу, а другой вводит ее внутривенно. При проведении реанимационных мероприятий многие манипуляции и действия должны выполняться тщательно, без ошибок и практически быть доведены до автоматизма (внутривенные инъекции, снятие электрокардиограммы и многое другое). Поэтому, приступая к дежурству, необходимо тщательно проверить, какие лекарства имеются в наличии и где они находятся (желательно иметь аптечку первой помощи, где по порядку лежат все необходимые для реанимации лекарства); посмотреть, в каком состоянии электрокардиограф, достаточно ли количество бумаги в нем. Дежурная медицинская сестра приемного отделения должна уметь быстро и четко проводить подкожные и внутривенные вливания и при необходимости брать кровь из вены для анализа. Даже при круглосуточном дежурстве процедурной медицинской сестры нередко возникают ситуации, когда все медицинские сестры обязаны сами проводить внутривенные инъекции, например при одномоментном поступлении нескольких тяжелобольных.
Механизмы передачи ВБИ. Различают аэрозольный (воздушно-капельный), контактно-бытовой и искусственный (артифиугольный) механизмы передачи инфекции, играющие основную роль в распространении ВБИ и возникающие при контакте с кровью и другими биологическими жидкостями.
РАЗДЕЛ 4. ГИГЕНА БОЛЬНЫХ В течении и исходе различных заболеваний огромную роль играют отвечающая гигиеническим нормам обстановка в палате, хорошая постель и соблюдение правил личной гигиены. Находясь в больнице, большую часть времени больной проводит в кровати. Младшая медицинская сестра должна следить за удобным расположением больного в постели, чистотой постельного белья. Постельное белье – простыни, пододеяльники, наволочки должны быть чистым, белыми, менять их следует еженедельно. При наличии у больного непроизвольного отделения кала и мочи необходимо поставить кровать, состоящую из трех частей, где средняя часть имеет приспособление для подкладного судна. Если больному нужно придать полусидящее положение в постели, то, помимо подголовника, чтобы больной не сползал, ему нужно сделать упор для ног. Возле кровати должен располагаться прикроватный столик, в котором находятся вещи больного. Столик должен стоять вровень с кроватью, чтобы больной легко мог им пользоваться. Тяжелобольные пользуются передвижными прикроватными столиками, которые могут быть использованы во время еды. Смена постельного и нательного белья производится регулярно, не реже 1 раза в неделю после гигиенической ванны. В некоторых случаях белье меняют дополнительно по мере надобности младшей и палатной медицинскими сестрами. У младшей медицинской сестры должен быть запас белья на сутки. Грязное белье собирают в клеенчатые мешки и немедленно удаляют из палаты. До отправки в прачечную белье хранят в специальном помещении в баках. Сортировка белья производится сразу. Для разборки белья младшая медицинская сестра должна иметь отдельный халат. Белье, загрязненное выделениями, необходимо немедленно замочить в растворе хлорамина и затем отправить в прачечную. Чистое белье хранится в специальном помещении. За белье в отделении отвечает сестра хозяйка, которая ежедневно выдает чистое белье и забирает грязное. Рано утром младшая медицинская сестра по счету сдает грязное белье и получает чистое. Уход за кожей. Больных, длительно находящихся в постели и не принимающих гигиенические ванны, следует протирать полотенцем, смоченным водой или одним из дезинфицирующих растворов: камфорным спиртом, одеколоном, водкой, спиртом пополам с водой, столовым уксусом и т.д. Для этого один конец полотенца смачивают дезинфицирующим раствором, слегка отжимают и протирают за ушами, шею, спину, переднюю грудной клетки и подмышечные впадины. Следует обращать внимание на складки под молочными железами, где у тучных женщин могут образоваться опрелости. Затем насухо вытирают кожу в том же порядке. У больных, длительное время находящихся в постели, особенно в положении на спине, нередко появляются пролежни. При покраснении кожи на крестце или других местах следует растереть ее лимоном, разрезанным пополам, или влажным полотенцем, досуха вытереть, повести облучение кварцевой лампой и систематически следить за состоянием кожи. Если пролежни все же появились, необходимо смазать их крепким раствором калия перманганата и накладывать повязки с мазью Вишневского, смесью перуанского масла с пихтовым бальзамом, синтомициновой эмульсией или другими мазями. Профилактика пролежней. Цель: предупреждение образования пролежней. Показания: длительный постельный режим, поражение центральной или нервной периферической системы, нарушение обменных процессов в организме, нарушение функций выделительной системы. Оснащение (стерильно): лоток, салфетки, пинцеты, стеклянная банка; 10% раствор камфорного спирта или 40% раствор этилового спирта; нательные пастельное белье, поролоновые круги в наволочке, поролоновые ватно-марлевые кольца. Обязательное условие: целостность кожных покровов. Таблица 1
Смена нательного белья. Смена нательного белья в стационаре производится один раз в 7-10 дней после гигиенической ванны. Неопрятным, потливым или очень ослабленным больным по мере надобности белье меняют чаще. Чтобы снять рубашку с больного, медицинская сестра проводит руки под его крестец, захватывает края рубашки и осторожно подводит ее к голове, затем поднимает руки больного и скатанную рубашку у шеи переводит через голову больного, после чего освобождает руки. Надевают рубашку в обратном порядке: вначале рукава, затем перекидывают рубашку через голову и расправляют под больным. При повреждении руки у больного сначала снимают рукав со здоровой руки, надевают – сначала на больную руку. Смена постельного белья. Смена постельного белья производится регулярно, но не реже одного раза в неделю, после гигиенической ванны. В отдельных случаях смена белья производится дополнительно по мере необходимости. В отделении должен быть запас белья на сутки. Ни в коем случае нельзя сушить белье на радиаторах центрального отопления и снова давать больному. Грязное белье собирают в клеенчатые мешки и немедленно выносят из палаты. Менять постельное белье, особенно тяжело больным, должна медицинская сестра с помощью младшей медицинской сестры. Когда больному разрешают сидеть, его пересаживают на стул, а младшая медицинская сестра перестилает ему постель. При смене постельного белья лежачих больных грязную простыню складывают или скатывают валиком со стороны головы и ног и осторожно удаляют. Чистую простыню, скатанную, как бинт, с двух сторон валиками, осторожно подводят под крестец больного и затем расправляют в направлении к голове и ногам. На простыне не должно быть рубцов, заплат, складок. Можно менять простыню и другим способом: больного передвигают на край постели, скатывают грязную простыню по длине в виде бинта, на ее месте расправляют чистую. Постельное белье меняют два человека с минимальной затратой физической сил со стороны больного. Уход за глазами Уход за глазами требует от медсестры особого внимания. Показания: тяжелое состояние пациента. Оснащение: (стерильно): лоток, пинцет, марлевые шарики, глаз), раствор фурацелина 1:2000, вазелиновое масло, мензурки, физиологический раствор, пипетки, перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором.
Таблица 1
Уход за ушами В наружном слуховом проходе выделяется желтовато – коричневая масса- сера, скопление которой могут образовать серные пробки и послужить причиной снижения слуха. Уход за здоровыми ушами выражается в регулярном мытье их теплой водой с мылом. Ни в коем случае не следует чистить наружный слуховой проход острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку или стенку слухового прохода. Если образовалось серная пробка, ее удаляет медицинская сестра под наблюдением врача. Цель: предупреждение снижения слуха из-за скопления серы. Показания: тяжелое состояние пациента, находящегося на постельном режиме. Противопоказания: воспалительные процессы в ушной раковине, наружном слуховом проходе. Оснащение: (стерильные): лоток, пинцет, мензурка, ватные турунды, перчатки, 3% раствор перекиси водорода, емкости с дезинфицирующими растворами.
Таблица 2
Уход за носом У тяжелобольных на слизистой оболочке носа скапливается большое количество слизи и пыли, что затрудняет дыхание и отягощает состояние пациента. Ослабленные пациенты не могут освобождать носовые ходы самостоятельно, медицинская сестра должна ежедневно удалять образовавшиеся корочки. Цель: предупреждение нарушения носового дыхания. Показания: тяжелое состояние пациента, наличие выделении из носа. Оснащение: (стерильно): лоток, мензурка, пинцет, вазелиновое масло, ватные турунды, перчатки, емкости с дезинфицирующим раствором. Обязательное условие: нельзя использовать острые предметы ухода.
Таблица 3
Уход за полостью рта В полости рта скапливается много микробов, которые при ослаблении организма могут вызвать заболевания полости рта и ухудшить общее состояние человека. Пациенты, у которых общий режим, самостоятельно следят за полостью рта. Тяжелобольным после каждого приема пищи медсестра обрабатывает полость рта. У тяжелобольных часто развивается воспаление слизистой оболочки полости рта- стоматит: появляется боль при приеме пищи, слюнотечение, может повыситься температура. Медикаментозное воздействие на слизистую оболочку заключается в проведении так называемой аппликации или орошения. Аппликация- это накладывание стерильных марлевых салфеток, смоченных в дезинфицирующем растворе, на 3-5 минут. Эту процедуру повторяют несколько раз в день. Иногда у больных появляются сухость губ и болезненные трещины в углах рта. Для облегчения состояния на губы накладывают марлевую салфетку, смоченную водой, а потом смазывают губы жиром. Не разрешается широко открывать рот, дотрагиваться до трещин и срывать образовавшиеся корочки, пользоваться зубной щеткой. Полоскать рот следует поле каждого приема пищи. Обработка полости рта Цель: предупреждение развития стоматита. Показания: тяжелобольным, ослабленным, лихорадящим пациентам. Оснащение (стерильно): лоток, 2 пинцета, салфетки, 2 шпателя, грушевидный баллон или шприц Жанне, вазелин, флакон с 2% раствором гидрокарбоната натрия, 1% -ный раствор бриллиантовой зелени, мензурка, полотенце, стакан с водой, лоток, емкость с дезинфицирующим раствором. Обязательное условие: полоскать рот после каждого приема пищи и регулярно, не реже 2 раза в день чистить зубы. Тяжелобольным следует 2 раза в день протирать слизистую оболочку полости рта и зубы антисептическим раствором.
Таблица 4
Уход за глазами Уход за глазами требует от медсестры особого внимания. Показания: тяжелое состояние пациента. Оснащение: (стерильно): лоток, пинцет, марлевые шарики, глаз), раствор фурациллина 1:2000, вазелиновое масло, мензурки, физиологический раствор, пипетки, перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором.
Таблица 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.88.137 (0.012 с.) |