Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Безопасная больничная среда

Поиск

Молотов-Лучанский В.Б.

 

 

ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИКУ

 

учебное пособие

 

КАРАГАНДА

 

 

УДК

ББК

М

 

 

Рецензенты:

Кандидат медицинских науке, доцент З.З.Кенжина, кандидат медицинских наук, доцент А.Б. Кузгибекова, доктор медицинских наук Г.М. Мулдаева,

 

 

Молотов-Лучанский В.Б., Введение в клинику Учебное пособие - 90 с.

 

Учебное пособие предназначено для студентов 1-2 курсов медицинских вузов, изучающих дтсциплину “Введение в клинику”. Содержит информационный материал по темам, предусмотренным типовой программой по данной дисциплине, алгориты выполнения практических навыков. ситуационные задачи, тесты множественного выбора, глоссарий

 

 

Обсуждено и одобрено на заседании Методического совета КГМА

Протокол №_____

____.________200___г.

 

Утверждено и разрешено к изданию Ученым Советом КГМА

Протокол №_____

____.________200___г.

 

 

© Карагандинская государственная медицинская академия


Предисловие

 

«Введение в клинику»- это дисциплина, обучающая основам медицинской доврачебной помощи пациентам, специальным знаниям и методам, необходимым для осуществления наблюдения и ухода за больными, проведения специальных манипуляций. Фактически – это первая клиническая дисциплина для студента медицинского вуза.

От первых шагов в клинике зависит очень многое. Прежде всего, с ними должно прийти понимание правильности выбора профессии, непреложности соблюдения правил и норм профессиональной этики. Изучая введение в клинику, следует стремиться к главному результату, овладению навыками помощи пациентам. Студент, вступающий в клинику, должен помнить о том, что на него смотрят как на представителя медицинской профессии, по нему судят о новом поколении будущих врачей.

Учебное пособие, которое называется так же, как и дисциплина, о которой идет речь, предназначено для оказания помощи в изучении основных теоретических вопросов и овладении рядом навыков. Разделы пособия содержат информацию по темам, рекомендуемым типовой программой по введению в клинику. Выделены аспекты, являющиеся новыми для образовательной программы медвузов: первое знакомство студентов с семьей пациента, изучение потребностей семьи в медицинской помощи и т.д.

Тестовые задания для самоконтроля основаны на тех вопросах, которые изучаются согласно типовой программе по данной дисциплине.


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторного и стационарного. Кучреж­дениям амбулаторного типа относятся: амбулатории, по­ликлиники, медико-санитарные части, диспансеры, кон­сультации, станции скорой помощи.

К учреждениям стационарного типа относятся: больни­цы, клиники, госпитали, родильные дома, санатории, хос­писы. В целях повышения качества лечебной и профилак­тической работы проводится объеди­нение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалифика­ции врачей, а тем самым и улучшению качества обслужи­вания населения.

Основными типами организаций здравоохранения в Казахстане являются учреждения стационарной и амбулаторной поликлинической помощи. Первые представлены больницами, клиниками, военными госпиталями, медико-санитарными частями. Вторые составляют основу структуры первичной медико-санитарной помощи. Наиболее распространенные из них – семейные врачебные амбулатории (СВА), поликлиники, здравпункты. Широко практикуется в нашей республике создание объединений квалифицированной и высокоспециализированной помощи. Это могут быть диспансеры, областные и республиканские больницы с поликлиническими и стационарными отделениями.

Существенное отличие системы здравоохранения в Казахстане состоит в сохранении высокой степени централизации управления, сохранении многих черт бесплатной медицины, существовавшей в Советском Союзе. Вместе с тем развиваются различные формы собственности: государственные учреждения, казенные коммунальные предприятия, сочетающие предоставление бесплатной медицинской помощи с различными видами платных медицинских услуг; наконец, частные клиники, как имеющие государственный заказ на медицинской обслуживание населения, так и работающие в автономном режиме.

Создаются региональные центры высокоспециализированной помощи. Например, в Астане и Алматы развернуты кардиологические центры с отделениями сердечно-сосудистой хирургии, онкогематологический детский центр в Караганде. Их задача сконцентрировать высокотехнологичные виды медицинской помощи и сделать их максимально доступными населению.

Новым словом является создание медицинских кластеров, крупных объединений медицинских учреждений, своего рода медицинских городов. В них сосредоточены новейшие научные разработки, современная медицинская техника, внедряются инновационные методы диагностики и лечения, ведутся научные исследования по наиболее актуальным направлениям науки. Один из таких кластеров, включающий центры онкологии и трансплантологии образуется в столице Казахстана.

 

Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые распола­гаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специа­лизированные больницы (онкологические, туберкулезные и т.д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе.

Существуют 3 основных типа строительства больниц: павильонный, централизованный и смешанный.

При павильонной системе на территории больницы раз­мещаются небольшие отдельные здания. Централизован­ный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридо­рами. Существуют больницы смешанного типа, где основные неинфекционные отделения раз­мещаются в одном крупном здании, а инфекционные отде­ления, хозяйственные постройки и т.д. располагаются в нескольких небольших зданиях.

Участок больницы делится на три зоны: здания,, зона хозяйственного двора и защитная зеленая зона. Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

Стационар со специализированными отделениями и палатами.

Вспомогательные отделения (рентгеновский кабинет, патологоанатомическое) и лаборатории.

Аптеки.

Поликлиники.

Пищеблок.

Прачечная.

Административные и другие помещения.

Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, на­пример, хирургическими, терапевтическими, инфекцион­ными, психотерапевтическими и т.д.

Стационар больницы является наиболее важным струк­турным подразделением, куда принимают пациентов, тре­бующих современных, сложных методов диагностики и лечения и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

Устройство стационара любого профиля включает па­латы для размещения пациентов, хозяйственные помеще­ния и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также орди­наторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением.

Оборудование и оснащение палат соответствует профи­лю отделения и санитарным нормам. Различают одномес­тные и многоместные палаты. В палате имеются кровати (обычные или функциональные), прикроватные тумбочки и столики или стол, стулья, шкаф для одежды пациента, холодильник, умывальник. Кровати ставят головным кон­цом к стене на расстоянии одного метра между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или но­силок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью перего­ворного устройства или световой сигнализации. В специа­лизированных отделениях стационара каждая койка обес­печена устройством для централизованной подачи кисло­рода и другой медицинской аппаратурой.

Освещение палат соответствует санитарным нормам. Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1:5—1:6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лам­пами накаливания. Кроме общего освещения имеется и ин­дивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светиль­ники устанавливаются над дверными проемами).

Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м3 воздуха на одного человека в час. Концентра­ция углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1%, относительная влажность 30—45%.

Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20°С, для детей - 22°С.

В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспе­чивающие одновременный прием пищи 50% пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное пере­движение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных по­мещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления личной гигиены пациента (ванной ком­наты, комнаты для умывания), сортировки грязного бе­лья, хранения чистого белья, дезинфекции и хранения суден и мочеприемников, хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полу­боксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдель­ных секций, обеспечивающих функционирование отделе­ния при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет в установленном порядке обя­зательный для персонала и пациентов внутренний распо­рядок отделения, который обеспечивает пациентам соблю­дение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, дие­тическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.

Примерный внутренний распорядок терапевтического отделения

6—7 час Подъем, измерение температуры тела

7 — 8 час Туалет

8 — 10 час Завтрак

10 — 12 час Обход врачей

12 — 14 час Выполнение врачебных назначений

14 — 15 час Обед

15-17 час Тихий час (отдых)

17-18 час Прогулки, посещения родственниками

18-19 час Измерение температуры тела

19 - 20 час Ужин

20 - 22 час Свободное время

22 час Отход ко сну

Приемный покой или приемное отделение создаются в каждой больнице, где имеются стационарные отделения для лечения больных.

Приемный покой (отделение) предназначен для:

- первичного сестринского и врачебного осмотра поступающих больных в целях постановки предварительного диагноза при поступлении;

- санитарной обработки вновь поступивших больных;

- предотвращения распространения внутрибольничной инфекции путем создания санитарного фильтра;

- оказания неотложной, при необходимости – экстренной медицинской помощи поступившему больному;

- проведения неотложных дифференциально-диагностических действий для осуществления сортировки больных и направления их либо в профильные отделения стационара (госпитализация) либо в другие лечебные учреждения (отказ в госпитализации в данное лечебное учреждение)

Практические навыки, которыми должна владеть медицин­ская сестра, работающая в приемном отделении

В случае вне­запной смерти больного медицинская сестра должна активно участвовать в проведении реанимационных мероприятий:

• она должна уметь наладить дыхание больного с помощью аппарата АМБУ. Эффективность дыхания зависит от пра­вильной установки головы больного с придерживаемой нижней челюстью;

• уметь быстро снимать электрокардиограмму;

• уметь работать с дефибриллятором;

• знать, где находятся медикаменты, применяемые в ургентной ситуации, уметь быстро вскрывать ампулы, наби­рать и вводить лекарства, понимая, что для оказания реа­нимационных мероприятий на начальном этапе отпущено только 5 мин;

• знать, какие лекарства лучше вводить какими шприцами; например, адреналин внутрисердечно удобно вводить длин­ной иглой, соединенной с шприцем вместимостью 20 мл, а при лечении гипогликемической комы необходимо работать двумя такими шприцами и обязательно вдвоем: один набирает глюкозу, а другой вводит ее внутривенно. При проведении реанимационных мероприятий многие манипуляции и действия должны выполняться тщательно, без ошибок и практически быть доведены до автоматизма (внутривенные инъекции, снятие электрокардиограммы и многое другое). Поэтому, приступая к дежурству, необходимо тщательно проверить, какие лекарства имеются в наличии и где они находятся (желательно иметь аптечку первой помощи, где по порядку лежат все необходимые для реанимации лекарства); посмотреть, в каком состоянии электрокардиограф, достаточно ли количество бумаги в нем.

Дежурная медицинская сестра приемного отделения должна уметь быстро и четко проводить подкожные и внутривенные вливания и при необходимости брать кровь из вены для анализа. Даже при круглосуточном дежурстве процедурной медицинской сестры нередко возникают ситуации, когда все медицинские сестры обязаны сами проводить внутривенные инъекции, например при одномоментном поступлении нескольких тяжелобольных.

 


 

Механизмы передачи ВБИ.

Различают аэрозольный (воздушно-капельный), контактно-бытовой и искусственный (артифиугольный) механизмы передачи инфекции, играющие основную роль в распространении ВБИ и возникающие при контакте с кровью и другими биологическими жидкостями.

 

РАЗДЕЛ 4. ГИГЕНА БОЛЬНЫХ

В течении и исходе различных заболеваний огромную роль играют отвечающая гигиеническим нормам обстановка в палате, хорошая постель и соблюдение правил личной гигиены.

Находясь в больнице, большую часть времени больной проводит в кровати. Младшая медицинская сестра должна следить за удобным расположением больного в постели, чистотой постельного белья.

Постельное белье – простыни, пододеяльники, наволочки должны быть чистым, белыми, менять их следует еженедельно.

При наличии у больного непроизвольного отделения кала и мочи необходимо поставить кровать, состоящую из трех частей, где средняя часть имеет приспособление для подкладного судна. Если больному нужно придать полусидящее положение в постели, то, помимо подголовника, чтобы больной не сползал, ему нужно сделать упор для ног.

Возле кровати должен располагаться прикроватный столик, в котором находятся вещи больного. Столик должен стоять вровень с кроватью, чтобы больной легко мог им пользоваться.

Тяжелобольные пользуются передвижными прикроватными столиками, которые могут быть использованы во время еды. Смена постельного и нательного белья производится регулярно, не реже 1 раза в неделю после гигиенической ванны. В некоторых случаях белье меняют дополнительно по мере надобности младшей и палатной медицинскими сестрами.

У младшей медицинской сестры должен быть запас белья на сутки. Грязное белье собирают в клеенчатые мешки и немедленно удаляют из палаты. До отправки в прачечную белье хранят в специальном помещении в баках. Сортировка белья производится сразу. Для разборки белья младшая медицинская сестра должна иметь отдельный халат. Белье, загрязненное выделениями, необходимо немедленно замочить в растворе хлорамина и затем отправить в прачечную. Чистое белье хранится в специальном помещении. За белье в отделении отвечает сестра хозяйка, которая ежедневно выдает чистое белье и забирает грязное. Рано утром младшая медицинская сестра по счету сдает грязное белье и получает чистое.

Уход за кожей.

Больных, длительно находящихся в постели и не принимающих гигиенические ванны, следует протирать полотенцем, смоченным водой или одним из дезинфицирующих растворов: камфорным спиртом, одеколоном, водкой, спиртом пополам с водой, столовым уксусом и т.д. Для этого один конец полотенца смачивают дезинфицирующим раствором, слегка отжимают и протирают за ушами, шею, спину, переднюю грудной клетки и подмышечные впадины. Следует обращать внимание на складки под молочными железами, где у тучных женщин могут образоваться опрелости. Затем насухо вытирают кожу в том же порядке. У больных, длительное время находящихся в постели, особенно в положении на спине, нередко появляются пролежни. При покраснении кожи на крестце или других местах следует растереть ее лимоном, разрезанным пополам, или влажным полотенцем, досуха вытереть, повести облучение кварцевой лампой и систематически следить за состоянием кожи. Если пролежни все же появились, необходимо смазать их крепким раствором калия перманганата и накладывать повязки с мазью Вишневского, смесью перуанского масла с пихтовым бальзамом, синтомициновой эмульсией или другими мазями.

Профилактика пролежней.

Цель: предупреждение образования пролежней.

Показания: длительный постельный режим, поражение центральной или нервной периферической системы, нарушение обменных процессов в организме, нарушение функций выделительной системы.

Оснащение (стерильно): лоток, салфетки, пинцеты, стеклянная банка; 10% раствор камфорного спирта или 40% раствор этилового спирта; нательные пастельное белье, поролоновые круги в наволочке, поролоновые ватно-марлевые кольца.

Обязательное условие: целостность кожных покровов.

Таблица 1

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
1.Установить доверительные отношения с пациентом, если это возможно. Обеспечение осознанного участия в совместной работе.
2. Объяснить пациенту цель процедуры, получить его согласие, объяснить последовательность действий. Соблюдение права пациента на информацию, осознанного участия в совместной работе.
3. Осматривать ежедневно кожу в местах возможного образования пролежней: крестца, пяток, лодыжек, лопаток, локтей, затылка, большого вертела, бедренной кости, внутренних поверхностей коленных суставов с целью оценки состояния кожи при каждом перемещении, изменении состояния. Примечание: при обнаружении побледневших и покрасневших участков кожи необходимо вызвать врача и немедленно начать профилактические и лечебные мероприятия. Визуальное определение нарушения целостности кожных покровов. Снижается риск возникновения пролежней.
4. Устранять неровности, устранять складки на постельном и нательном белье. Соблюдение личной гигиены медицинской сестры.
5. Стряхивать крошки с простыни после кормления.  
6. Вымыть осушить руки.  
Таблица 2
Выполнение процедуры
1. Изменять положения тела пациента в постели каждые 2 часа в течение суток, приподнимая его над постелью, укладывая поочередно на бок, живот. Примечание: график перемещения обеспечит преемственность действий сестринского персонала. Снижается продолжительность давления. Исключается трение кожи перед перемещением.
2. Обмывать 2 раза в сутки места возможного образования пролежней теплой водой с мылом. Осуществление ухода за кожей, сохранение ее целостности. Предупреждение инфицирования.
3. Вытирать насухо полотенцем (делать промокательные движения), затем обработать салфеткой, в теплом камфорном спирте или этиловом спирте Расширение поверхностных капилляров, улучшение кровообращения в коже, обеспечение питания кожи.
4. Нанести защитный крем.  
5. Растирать мягкие ткани в местах возможного образования пролежней приемами массажа. Не делать массаж в области выступающих костных участков. Улучшение циркуляции крови.
6. Подложить поролоновый круг в наволочке под крестец пациента. Уменьшение давления на кожу.
7. Подложить поролоновые круги под локти и пятки пациента.  
8. Использовать приспособления, уменьшающие давление на кожу, при их наличии.  
9. Обучить родственников и всех, кто участвует в уходе, мерам профилактики пролежней. Обеспечение постоянного ухода за пациентом.
Завершение процедуры
Вымыть руки, осушить Обеспечение инфекционной безопасности.

Смена нательного белья.

Смена нательного белья в стационаре производится один раз в 7-10 дней после гигиенической ванны. Неопрятным, потливым или очень ослабленным больным по мере надобности белье меняют чаще. Чтобы снять рубашку с больного, медицинская сестра проводит руки под его крестец, захватывает края рубашки и осторожно подводит ее к голове, затем поднимает руки больного и скатанную рубашку у шеи переводит через голову больного, после чего освобождает руки. Надевают рубашку в обратном порядке: вначале рукава, затем перекидывают рубашку через голову и расправляют под больным. При повреждении руки у больного сначала снимают рукав со здоровой руки, надевают – сначала на больную руку.

Смена постельного белья.

Смена постельного белья производится регулярно, но не реже одного раза в неделю, после гигиенической ванны. В отдельных случаях смена белья производится дополнительно по мере необходимости.

В отделении должен быть запас белья на сутки. Ни в коем случае нельзя сушить белье на радиаторах центрального отопления и снова давать больному. Грязное белье собирают в клеенчатые мешки и немедленно выносят из палаты. Менять постельное белье, особенно тяжело больным, должна медицинская сестра с помощью младшей медицинской сестры. Когда больному разрешают сидеть, его пересаживают на стул, а младшая медицинская сестра перестилает ему постель. При смене постельного белья лежачих больных грязную простыню складывают или скатывают валиком со стороны головы и ног и осторожно удаляют. Чистую простыню, скатанную, как бинт, с двух сторон валиками, осторожно подводят под крестец больного и затем расправляют в направлении к голове и ногам. На простыне не должно быть рубцов, заплат, складок. Можно менять простыню и другим способом: больного передвигают на край постели, скатывают грязную простыню по длине в виде бинта, на ее месте расправляют чистую. Постельное белье меняют два человека с минимальной затратой физической сил со стороны больного.

Уход за глазами

Уход за глазами требует от медсестры особого внимания.

Показания: тяжелое состояние пациента.

Оснащение: (стерильно): лоток, пинцет, марлевые шарики, глаз), раствор фурацелина 1:2000, вазелиновое масло, мензурки, физиологический раствор, пипетки, перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором.

 

Таблица 1

Этапы Обоснование
1. Установить доверительное отношение с пациентом. Обеспечение осознанного участия в совместной работе.
2. Объяснить пациенту цель процедуры, получить его согласие, объяснить последовательность действий. Соблюдение права пациента на информацию.
3. Осмотреть глаза, оценить состояние  
4. Вымыть руки, надеть перчатки. Инфекционная безопасность
5. Приготовить оснащение Обеспечение четкости в работе
6. Налить в одну мензурку стерильное вазелиновое масло, в другую – раствор фурациллина. Соблюдение асептики.
7. смочить шарик с помощью пинцета в вазелиновом масле, слегка отжав его о стенки мензурки.  
8. Взять шарик в правую руку и протереть одно веко по направлению от наружного угла к внутреннему. Обеспечивается размягчение и отслойка гнойных корочек.
9. Протереть веко сухим шариком в том же направлении. Обеспечивается удаление отслоившихся корочек.
10. Смочить шарик в растворе фурациллина таким же образом и повторить протирание в том же направлении. Обработка глаз антисептическим раствором.
11. Повторить протирание 4-5 раз разными шариками.  
12. При наличии гноевидных выделений в углах глаз: а) промыть коньюктивальную полость физ. раствором, раздвигая веки указательным и большим пальцами левой руки, а правой рукой провести орошение коньюктивального мешка с помощью ундики или пипетки. б) протереть веко сухим шариком в том же направлении. в) Обработать второй глаз таким же способом. Обработка коньюктивальной полости.
13. Поместить отработанные шарики, пинцет, мензурки, ундику или пипетки в емкость с дезинфицирующим раствором  
14. Снять перчатки и поместить в емкость с дезинфицирующим раствором. Инфекционная безопасность.
15. Вымыть руки и осушить. Личная гигиена.

 

Уход за ушами

В наружном слуховом проходе выделяется желтовато – коричневая масса- сера, скопление которой могут образовать серные пробки и послужить причиной снижения слуха. Уход за здоровыми ушами выражается в регулярном мытье их теплой водой с мылом. Ни в коем случае не следует чистить наружный слуховой проход острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку или стенку слухового прохода. Если образовалось серная пробка, ее удаляет медицинская сестра под наблюдением врача.

Цель: предупреждение снижения слуха из-за скопления серы.

Показания: тяжелое состояние пациента, находящегося на постельном режиме.

Противопоказания: воспалительные процессы в ушной раковине, наружном слуховом проходе.

Оснащение: (стерильные): лоток, пинцет, мензурка, ватные турунды, перчатки, 3% раствор перекиси водорода, емкости с дезинфицирующими растворами.

 

Таблица 2

Этапы Обоснования
1. Установить доверительные отношения с пациентом. Участие в совместной работе.
2. Объяснить цель процедуры, Получить его согласие, объяснить последовательность действий. Права на информацию
3. Вымыть руки, осушить Гигиеническое мытье рук.
4. Налить в стерильную мензурку 3% раствор перекиси водорода.  
5. Приготовить емкость с мыльным раствором.  
6. Вымыть руки, осушить, надеть перчатки. Инфекционная безопасность.
7. Смочить салфетку в мыльном растворе и протереть ушную раковину, высушить сухой салфеткой Гигиена ушной раковины.
8. Взять пинцетом ватную турунду и смочить в 3% растворе перекиси водорода. Размягчение серы в слуховом проходе.
9. Переложить турунду в правую руку.  
10. Оттянуть левой рукой ушную раковину так, чтобы выровнять слуховой проход Доступ в наружный слуховой проход
11. Ввести турунду вращательными движениями в наружный слуховой проход на глубину не более одного сантиметра на 2-3 минуты.  
12. Извлечь турунду вращательными движениями из наружного слухового прохода. Удаление серы из слухового прохода.
13. Обработать другой слуховой проход таким же способом.  
14. Поместить отработанные турунды, пинцет, мензурку в емкость с дезинфицирующим раствором. Инфекционная обработка.
15. Снять перчатки, продезинфицировать.  
16. Вымыть руки, осушить. Личная гигиена

 

Уход за носом

У тяжелобольных на слизистой оболочке носа скапливается большое количество слизи и пыли, что затрудняет дыхание и отягощает состояние пациента. Ослабленные пациенты не могут освобождать носовые ходы самостоятельно, медицинская сестра должна ежедневно удалять образовавшиеся корочки.

Цель: предупреждение нарушения носового дыхания.

Показания: тяжелое состояние пациента, наличие выделении из носа.

Оснащение: (стерильно): лоток, мензурка, пинцет, вазелиновое масло, ватные турунды, перчатки, емкости с дезинфицирующим раствором.

Обязательное условие: нельзя использовать острые предметы ухода.

 

Таблица 3

Этапы Обоснование
1. Установить доверительные отношения с пациентом Участие в совместной работе
2. Объяснить цель процедуры, получить его согласие. Права на информацию
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Личная гигиена
4. налить в мензурку стерильную вазелиновое масло. Для размягчения корочек
5. Взять турунду пинцетом, смочить в вазелиновом масле, слегка отжать  
6. Переложить турунду в правую руку и ввести вращательными движениями в носовой ход на 2-3 минуты, приподнимая кончик носа пациента левой рукой. Размягчение корочек
7. Извлечь турунду вращательными движениями из носа Удаление корочек
8. Обработать другой носовой ход таким же способом  
9. Поместить отработанны турунды, пинцет, мензурку в емкость с дезинфицирующим раствором Инфекционная безопасность
10. Снять перчатки, продезинфицировать  
11. Вымыть руки, осушить.  

 

Уход за полостью рта

В полости рта скапливается много микробов, которые при ослаблении организма могут вызвать заболевания полости рта и ухудшить общее состояние человека. Пациенты, у которых общий режим, самостоятельно следят за полостью рта. Тяжелобольным после каждого приема пищи медсестра обрабатывает полость рта. У тяжелобольных часто развивается воспаление слизистой оболочки полости рта- стоматит: появляется боль при приеме пищи, слюнотечение, может повыситься температура. Медикаментозное воздействие на слизистую оболочку заключается в проведении так называемой аппликации или орошения. Аппликация- это накладывание стерильных марлевых салфеток, смоченных в дезинфицирующем растворе, на 3-5 минут. Эту процедуру повторяют несколько раз в день. Иногда у больных появляются сухость губ и болезненные трещины в углах рта. Для облегчения состояния на губы накладывают марлевую салфетку, смоченную водой, а потом смазывают губы жиром. Не разрешается широко открывать рот, дотрагиваться до трещин и срывать образовавшиеся корочки, пользоваться зубной щеткой. Полоскать рот следует поле каждого приема пищи.

Обработка полости рта

Цель: предупреждение развития стоматита.

Показания: тяжелобольным, ослабленным, лихорадящим пациентам.

Оснащение (стерильно): лоток, 2 пинцета, салфетки, 2 шпателя, грушевидный баллон или шприц Жанне, вазелин, флакон с 2% раствором гидрокарбоната натрия, 1% -ный раствор бриллиантовой зелени, мензурка, полотенце, стакан с водой, лоток, емкость с дезинфицирующим раствором.

Обязательное условие: полоскать рот после каждого приема пищи и регулярно, не реже 2 раза в день чистить зубы. Тяжелобольным следует 2 раза в день протирать слизистую оболочку полости рта и зубы антисептическим раствором.

 

Таблица 4

Этапы Обоснование
1. Установить доброжелательные отношения с пациентом, объяснить пациенту цель и ход процедуры, получить согласие. Обеспечение осознанного участия в процедуре, обеспечение права на информацию.
2. Налить в мензурку антисептический раствор. Обеспечение инфекционной безопасности.
3. Помочь пациенту повернуть голову на бок, шею и грудь накрыть клеенкой, под подбородок подставить лоток. Чистота нательного белья
4. Вымыть руки, надеть перчатки. Инфекцион6ная безопасность
5. Попросить пациента сомкнуть зубы. Удобство проведения процедуры.
6. Отодвинуть шпателем шелку пациента и пинцетом с марлевым шариком, смоченным в антисептическом растворе, обработать каждый зуб от десны, начиная от коренных зубов к резцам с наружной стороны, слева. Предупреждается попадание инфекции в слюнные железы.
7. Сбросить шарик в лоток, приготовить новый и провести обработку в той же последовательности справа. Инфекционная безопасность.
8. Попросить пациента открыть рот и сменить марлевый шарик, смочить в антисептическом растворе. Обработать каждый зуб от десны, начиная от коренных к резцам, с внутренней стороны. Личная гигиена полости рта.
9. Сменить марлевый шарик, смочить в антисептическом растворе. Обработать язык тяжело больного.  
10. Сбросить пинцет в лоток.  
11. Помочь пациенту прополоскать рот или провести орошение с помощью грушевидного баллончика. Оттянуть шпателем угол рта и поочередно промыть левое, а затем правое защечное пространство струей раствора под давлением. Механическое вымывание частиц пищи, гноя.
12. Вытереть кожу вокруг рта сухой салфеткой, смазать губы вазелином, трещины обработать однопроцентным раствором бриллиантовой зелени. Облегчает состояние при приеме пищи.
13. Поместить инструменты и марлевые шарики после обработки в емкость с дезинфицирующим раствором. Инфекционная безопасность.
14. Снять перчатки и положить в емкость с дезинфицирующим раствором.  
15. Вымыть и осушить руки. Личная гигиена.

Уход за глазами

Уход за глазами требует от медсестры особого внимания.

Показания: тяжелое состояние пациента.

Оснащение: (стерильно): лоток, пинцет, марлевые шарики, глаз), раствор фурациллина 1:2000, вазелиновое масло, мензурки, физиологический раствор, пипетки, перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором.

 

Таблица 1

Этапы Обоснование
1. Установить доверительное отношение с пациентом. Обеспечение осознанного участия в совместной работе.
2. Объяснить пациенту цель процедуры, получить его согласие, объяснить последовательность действий. Соблюдение права пациента на информацию.
3. Осмотреть глаза, оценить состояние  
4. Вымыть руки, надеть перчатки. Инфекционная безопасность
5. Приготовить оснащение Обеспечение четкости в работе
6. Налить в одну мензурку стерильное вазелиновое масло, в другую – раствор фурациллина. Соблюдение асептики.
7. смочить шарик с помощью пинцета в вазелиновом масле, слегка отжав его о стенки мензурки.  
8. Взять шарик в правую руку и протереть одно веко по направлению от наружного угла к внутреннему. Обеспечивается размягчение и отслойка гнойных корочек.
9. Протереть веко сухим шариком в том же направлении. Обеспечивается удаление отслоившихся корочек.
10. Смочить шарик в растворе фурациллина таким же образом и повторить протирание в том же направлении. Обработка глаз антисептическим раствором.
11. Повторить протирание 4-5 раз разными шариками.  
12. При наличии гноевидных выделений в углах глаз: а) промыть коньюктивальную полость физ. раствором, раздвигая веки указательным и большим пальцами левой руки, а правой рукой провести орошение коньюктивального мешка с помощью ундики или пипетки. б) протереть веко сухим шариком в том же направлении. в) Обработать второй глаз таким же способом. Обработка коньюктивальной полости.
13. Поместить отработанные шарики, пинцет, мензурки, ундику или пипетки в емкость с дезинфицирующим раствором  
14. Снять перчатки и поместить


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.013 с.)