Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 6. Сестринский процессСодержание книги Поиск на нашем сайте
Сестринский процесс – это совокупность действий медицинской сестры, по оказанию медицинской помощи и выполнению лечебно-диагностической программы, определенной врачом. Системный подход, научная организация труда, этапность и преемственность, логическая завершенность характеризуют сестринский процесс. Сегодня в мире существует две основные концепции медсестринской профессии. Первая из них – традиционная, основанная на представлении о медицинской сестре как помощнике врача, подчиняющая все свои действия одной цели – выполнению врачебных назначений. Вторая – рассматривающая медсестру как равноправного участника лечебно-диагностического процесса, а в реабилитационной и социально-адаптационной программе для пациента играющей едва ли не главную роль. Обе концепции, тем не менее, признают, что профессия медицинской сестры – особая, самостоятельная, требующая специальных знаний и навыков. Подготовка медицинских сестер осуществляется в разных странах согласно преобладанию той или иной концепции в государственной образовательной политике. В США, странах Западной Европы подготовку медицинских сестер осуществляют в колледжах. В России применяют систему многоуровневой подготовки медицинских сестер: в медицинском училище, колледже и на факультетах высшего образования для медицинских сестер. В Республике Казахстан медсестринскую специальность получают в медицинских колледжах, при этом, квалификации присваиваются так же, как и в России: «медицинская сестра», «фельдшер» (практически эта специальность соответствует специальности помощника, или ассистента врача в США), «акушерка» (медработник, осуществляющий родовспоможение). Таким образом, подходы к образованию и система подготовки медицинских сестер различаются и зависят от социально-медицинского заказа. Вместе с тем с середины 90-х годов 20 века активно идут процессы сближения стандартов среднего профессионального медицинского образования европейских стран, Казахстана, России, некоторых других стран, входящих в СНГ. История служения больным, помощи раненым и нуждающимся в постоянном уходе уходит своими корнями в глубокую древность. У каждого народа есть свой путь становления медицинской «неврачебной», или «доврачебной» помощи как рода занятий, а затем - и профессиональной деятельности. В Казахстане основы ухода за больными заложены были еще народной эмпирической медициной. Так, например, недошенных детей выхаживали в течение 40 дней в специальной люльке – тымаке. При этом уход осуществляли народные лекари или пожилые люди аула.Из поколения в поколение, от отца к сыну, передавались навыки костоправов. Это древнейшее искусство сочетало в себе действия по восстановлению целостности костей скелета и важнейшие элементы ухода за больными. Например, сопоставлению фрагментов сломанных костей предшествовала анестезия при помощи специального массажа. Затем начиналось динамическое наблюдение: замеры длины пораженной конечности до и после процедуры сопоставления костей; оценка самочувствия травмированного человека. По мнению костоправов и их помощников, если сопоставление произведено удачно, больной сразу же успокаивается. В противном случае наблюдаются сильные боли, прерывистый и тревожный сон. Гигиеническая культура кочевников опиралась на традиции сохранения чистота жилища, эмпирических знаний и навыков консервации продуктов питания. Юрта была надежной защитой от пыльных бурь, зноя и холода. Для ухода за больными и ранеными она была идеальным помещением и явилась прообразом лазаретов на театре военных действий. История развития сестринского дела в современном Казахстане связана со становлением советского здравоохранения, и особенно сильный импульс она получила в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В Казахстане были развернуты многочисленные военные госпитали, где проходили излечение и физическую реабилитацию тысячи раненых. Они стали настоящей школой сестринского наблюдения и ухода. Сестринское дело в России зародилось в начале XIX века, когда был введен институт «сердобольных вдов» при воспитательных домах. Первое руководство по уходу за больными опубликовано в России в 1822 году, и уже через двадцать два года в Санкт-Петербурге появилась первая община «сестер милосердия». Здесь ухаживали за больными, бесприютными людьми, сиротами, а также обучали новых членов общины правилам ухода, гигиеническим навыкам, некоторым простейшим приемам лечения. Первой российской сестрой милосердия, участвовавшей в помощи раненым на поле боя (1853-1856 гг.), была Даша Севастопольская. Родоначальницей сестринской службы в России считается Е.М. Бакунина, которую великий хирург Н.И. Пирогов в период Крымской военной кампании назначил старшей сестрой женской медицинской Кресто-Воздвиженской общины. Основоположницей сестринского дела во всем мире считается Флоренс Найтингейл (1820-1910). Выдающийся общественный деятель, она посвятила жизнь организации ухода за тяжелобольными, ранеными. «Записки» Ф.Найтингейл об уходе за больными стали настольной книгой сестер милосердия. Они были, пожалуй, первыми трудами по философии сестринского дела. Сегодня это понятие кажется вполне традиционным, но даже в ХХI веке не во всех странах оно толкуется одинаково. Философия – дословно «любовь к мудрости и мудрствованию» – термин, имеющий несколько толкований. Во-первых, это – название науки, рассматривающей наиболее общие законы и закономерности человеческого мышления; во-вторых, в более широком смысле, это – рассуждения о некоторых основополагающих, принципиальных вопросах бытия, существования. В расширительном толковании философия предстает как свод неких законов и понятий, например, когда говорят о чьей-то «жизненной философии». Далее мы встречаем и вовсе расхожие штампы, такие, как «хватит философии!» или «философский вид», свидетельствующие о не слишком почтительном отношении фольклора к занятиям философией. Наконец, употребление словосочетания «философия такого-то дела или дисциплины» заставляет нас думать о философских категориях и понятиях, применяемых для описания содержания какого-то вида человеческой деятельности. Действительно, философия врачебной деятельности подразумевает, например, совокупность априорных и развивающихся представлений, принципов, идеологических установок, взглядов на врачебную профессию. Они описывают и утверждают главный смысл и предназначение занятий врачеванием. Соответственно – философия сестринского дела есть свод понятий, категорий, взглядов и общепринятых идей, которые раскрывают сущность деятельности медицинской сестры, ее место в системе общественного здравоохранения, роль в диагностическом и лечебном процессе, в профилактике заболеваний. Четыре основных понятия, которыми оперирует философия сестринского дела: Пациент Сестра, сестринское дело Окружающая среда Здоровье, - безусловно, не исчерпывают всего круга понятий и идеологем сестринского дела. Так, понятие «пациент» должно быть сопряжено с такой категорией, как «права пациента»; понятия «сестра, сестринское дело» - быть дополненными термином «сестринский процесс». Понятие «здоровье» в сестринском деле не может существовать без сопряженного с ним понятия о болезни. Пациент – любой человек, обратившийся за медицинской помощью к специалисту (медицинскому работнику) и получающий ее. В сестринском деле – это человек и/или любое живое существо, нуждающиеся в помощи медицинской сестры и участвующие в сестринском процессе как объекты этого процесса. Сестра – специалист со средним медицинским профессиональным образованием, разделяющая философию сестринского дела и имеющая право на сестринскую работу. Сестринское дело – часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды. Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека. Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации. Средство жизни. Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов. Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.007 с.) |