Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологический институт в Г. Таганроге↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В Г. ТАГАНРОГЕ Земченков Н.Ф. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Учебно-методическое пособие Таганрог 2012 ББК 67я73
Земченков Н.Ф. Введение в специальность: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 52 с.
В данном пособии собраны материалы по основам профессиональной деятельности юриста. Пособие содержит необходимые для изучения дисциплины учебный материал, методические советы, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, краткий конспект лекций. Все темы размещены в соответствии с календарным планом с разбиением по модулям курса. Рекомендована необходимая литература. Пособие составлено для студентов, проходящих обучение по программе "бакалавриат" специальности "Юриспруденция"
Библиогр.: 7 назв.
Рецензент: С.Н Макаренко, доцент кафедры гражданского права ТТИ ЮФУ
© Н.Ф.Земченков, 2012 © ТТИ ЮФУ, 2012 Введение
Юридическая специальность в настоящее время является одной из престижных сфер деятельности человека, которая находит свое применение в законодательной и исполнительно-распорядительной власти, в органах управления всех уровней, а также в осуществлении правосудия, руководстве различными предприятиями, учреждениями, организациями, службами, работой в правоохранительных органах, адвокатуре и нотариате. Поэтому задачей курса "Введение в специальность" является общая характеристика профессиональной юридической деятельности, включающая: - сведения о профессии юриста и ее социальной значимости; - знания особенностей техники юридического труда и профессиональной карьеры; - информацию о содержании индивидуальной профессиональной деятельности, профессиональном поведении и профессиональных обязанностях юриста. Изучение данной дисциплины имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как усвоение её положений поможет студентам понять специфику и значимость своей будущей специальности, окончательно утвердиться в правильности выбора профессии юриста. Программа учебного курса "Введение в специальность" разработана в соответствии с общими требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом типовых профессиональных образовательных программ и квалификационных требований к выпускникам юридических вузов. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: - ПК-2: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; - ПК-9: способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; - ПК-19: способность эффективно осуществлять правовое воспитание. В современных условиях развития общества объемы и темпы обновления информации во всех областях юридического знания не в состоянии раз и навсегда обеспечить студентов необходимым объемом растущих профессиональных знаний. Поэтому обучение в вузе призвано обеспечить студентов инструментальным знанием, позволяющим самостоятельно ориентироваться в информационных потоках, овладевать современными способами получения, переработки и применения информации. Все это требует, в первую очередь, достаточно высокого уровня организации учебной деятельности и навыков самостоятельной работы студентов. Вместе с тем опыт обучения в вузах показывает, что они сталкиваются с большими трудностями в освоении учебного материала, в преодолении психологического барьера между средней и высшей школой. Зачастую у первокурсников отсутствуют необходимые навыки самостоятельной учебной деятельности, что приводит к невысокой успеваемости у значительной части студентов и большим затратам времени и сил на подготовку к аудиторным занятиям. Курс «Введение в специальность» является началом, позволяющим освоить основы учебной и самостоятельной работы в вузе, что необходимо для профессионального роста и карьеры. Интеллектуальный труд, а именно такой преобладающей формой деятельности занимается студент, имеет сложившуюся систему методов получения, хранения, переработки и использования информации. Введение в специальность содержит организационно-методические основы для учебной работы и призвано дать первокурсникам: - общие представления о сущности, содержании и видах самостоятельной работы студентов; - ознакомить их со спецификой и правилами выполнения письменных работ; - сформировать навыки организации и планирования учебной деятельности; - ознакомить с эффективными способами работы на лекциях, семинарах; - сформировать навыки работы в библиотеках и т. д. В ходе изучения этой учебной дисциплины читаются лекции, проводятся практические занятия, организуются встречи с известными юристами учеными и практиками. Особенностью курса является форма проведения занятий в виде практикумов с использованием интерактивных форм и методов обучения, таких как ролевые, деловые игры, конференции, спарринг-семинары и т.д. Текущий и рубежный контроль осуществляется в рамках балльно-рейтинговой системы, а также на практических занятиях и через контроль самостоятельной работы. Итоговый контроль проводится в виде зачета. Изучение учебной дисциплины "Введение в специальность" имеет своей целью: - сформировать у студентов представление о профессии юриста, ее месте и роли в современном обществе; - ознакомить их с основными направлениями будущей профессиональной деятельности; - способствовать выработке интеллектуальных и волевых качеств, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности. Профессия юриста и профессиональная юридическая деятельность в каждой стране и в каждый ее исторический период представляют собой реально существующее социальное явление, поэтому введение в профессию – одна из важнейших дисциплин, изучаемых при получении специальности «Юриспруденция». В процессе изучения дисциплины необходимо: - дать реальное представление о профессии юриста, об осуществляемой юристами деятельности; - раскрыть возможности карьеры юриста в различных сферах деятельности; - подготовить студентов к более успешному освоению дисциплин, преподаваемых на кафедрах факультета; - способствовать выработке интеллектуальных, волевых и нравственных качеств, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности. Изучение данной учебной дисциплины определяется, с одной стороны, специальной предназначенностью профессии юриста, ее содержанием и трудностями осуществления, а с другой – необходимостью комфортно себя чувствовать в рамках своей будущей профессии и стараться осуществлять ее с пользой для общества. Во всяком случае, необходимо, чтобы студенты имели достаточно полное представление о развитии правовой отрасли, о рынке труда, о требованиях к специалистам, к их поведению, как в целом, так и в различных сегментах этого рынка, о специфике и содержании деятельности, которую им предстоит осуществлять. В итоге это сделает более осмысленным подход к освоению традиционных правовых знаний и навыков. Таким образом, данная дисциплина дает возможность студенту-юристу сориентироваться в предстоящем процессе обучения и будущей работе, а также с новых позиций оценить известные ему правовые институты и получить определенные знания о деятельности, состоящей в их реализации. Это значит, что данная дисциплина, подобно теории государства и права, может преподаваться как вводная и как спецкурс, углубляющий полученные ранее профессиональные знания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В I МОДУЛЕ
Тема 1. МЕСТО ПРОФЕССИИ ЮРИСТА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ Смысл изучения профессиональной юридической деятельности определяется практическими соображениями. Опыт учит, что общество нуждается в упорядоченности и предсказуемости отношений и что это обеспечивается правовой системой, правовой составляющей социальных процессов. Профессия юриста – это особый род занятий имеющих специальную подготовку людей, как правило, осуществляемый на возмездной основе в соответствии с принятыми профессиональными стандартами и образующий в совокупности отрасль правовых работ – особое звено в системе общественного разделения труда. Юристами являются люди, выполняющие различные виды работ: судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, корпоративные юристы и др. Профессия юриста порождена юридической деятельностью, которая осуществляется в любом обществе, где существуют государство и право, и является сравнительно поздним, но важнейшим способом и формой осуществления юридической деятельности. Юридическая деятельность в широком смысле представляет собой создание и реализацию права путем его исполнения, соблюдения, применения, совершения различных действий, влекущих правовые последствия. Она осуществляется как юристами, так и неюристами, и воплощается в законодательстве и правовой практике. Юридическая деятельность осуществлялась с момента возникновения законодательства и права. Различного рода трудности – интеллектуальные, временные, возникновение излишних рисков, стремление добиваться больших результатов при создании и реализации права – явились основой появления профессиональной юридической деятельности и профессии юриста. В структуре профессиональной юридической деятельности выделяют четыре важнейших элемента: - юристы как носители определенной профессиональной деятельности; - их труд, работа, затраты физической и интеллектуальной энергии, осуществление ими своих обязанностей; - организационные структуры, в которых юристы работают, и (или) статусы, которыми они наделяются; - нормативно-ценностная база юридической профессии, воплощенная в праве и профессиональной этике. Профессиональная юридическая деятельность – это деятельность, которую юристы выполняют в рамках своей профессии вначале на индивидуальном уровне, как отдельные профессионалы, исполняя возложенные на них задачи и обязанности и осуществляя предоставленные им для этого права, затем на уровне страны, общества. Если индивидуальная профессиональная деятельность – это профессиональная работа отдельного юриста, то профессиональная юридическая деятельность в целом на уровне страны – это отрасль правовых работ, т.е. ресурсы, которыми располагает страна в сфере работы с правом, его создания и реализации. Содержание понятия «профессия юриста» включает четыре специализации: конституционно-правовую, гражданско-правовую, уголовно-правовую и международно-правовую. Конституционно-правовая специализация предполагает работу в органах государственной власти и органах местного самоуправления в качестве специалистов по правовым вопросам. В рамках данной специализации осуществляется углубленное изучение конституционного права, теории конституции и конституционного контроля, гуманитарного права, административного права, муниципального права, финансового права, налогового права, таможенного права. Гражданско-правовая специализ ация предоставляет выпускникам возможность работать в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в качестве судей, специалистов, адвокатов. В то же время некоторые специалисты осуществляют профессиональную деятельность в рамках коллегий адвокатов, в различных организациях, оказывающих юридические услуги, в нотариальных конторах. Уголовно-правовая специализация позволяет работать в качестве судей по уголовным делам, следователей в органах внутренних дел, прокуратуры, федеральной службы безопасности. Также специалисты могут работать в оперативных подразделениях правоохранительных органов. В рамках международно-правовой специализации углубленно изучаются международное публичное право, международное частное право, теория прав человека, деятельность международных судов, международное экономическое право, внешнеэкономическое право. Выпускники по данной специализации могут работать в международных правозащитных организациях, в таможенных органах, во внешнеэкономических структурах коммерческих и некоммерческих организаций.
Тема 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В РОССИИ Jurisprudentia (лат.) – правоведение, юридическая наука, которая изучает право, отрасли права, историю и теорию государства и права, закономерности их возникновения и развития. Юридическая наука – одна из самых древних общественных наук, поскольку право исторически возникло и сформировалось вместе с государством. Вместе с появлением государства и права появились и правоведы, юристы, которые изучали и анализировали проблемы развития общества, его потребности и разрабатывали правовые нормы, занимались их применением, осуществляли правосудие, следили за исполнением законов. С развитием государства и его правовых предписаний появилась необходимость в осуществлении правового воспитания членов общества, в подготовке специалистов, владеющих искусством создавать нормы права и обеспечивать их реализацию. Сначала это были служители культа, являвшиеся наиболее образованными представителями общества. В период античного мира, когда появились города – полисы и демократические формы организации власти, вопросы сущности государства и права становятся предметом философского анализа и находят отражение в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона и других. Позднее от философии отпочковалась самостоятельная наука – юриспруденция, исследующая нормы и формы права, взаимосвязь государства и права, особенности естественного – правового и позитивного правопонимания. К наиболее ярким представителям юридической мысли можно отнести Гуго Гроция (XVI-XVI1 вв.), Шарля-Луи Монтескье, Чезаре Беккария, И. Канта, Ф. Гегеля, российских ученых правоведов М.М. Сперанского, М.М. Ковалевского, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони и других, с творчеством которых студенты будут знакомиться в процессе получения профессионального образования. В современной России деятельность юристов-правоведов имеет огромное значение. Они работают в судах, прокуратуре, в системе МВД, ФСБ и других правоохранительных органах, в Государственной Думе и в Совете Федерации, выполняя важнейшую миссию, которую доверил им народ – защищать справедливость. В XVII в. в России появляется потребность в собственных квалифицированных юридических кадрах. В это время начинает развиваться экономика и рыночные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Москве, готовившее необходимых власти чиновников, священников, преподавателей. Основу обучения составляли «семь свободных искусств»: грамматика, философия, риторика, логика, музыка, астрономия и др.. Именно этот образовательный стандарт стал краеугольным камнем для всех европейских университетов того времени. Социально-политические изменения и государственно - правовые реформы, произошедшие в стране в годы петровских реформ, требовали большего количества чиновников новой формации, соответствующих потребностям времени. Важнейшей традицией российского образования является фундаментальность, в которой всегда сочетались теоретические и прикладные знания, что позволяло удовлетворять потребности государства и общества в высококвалифицированных кадрах. В 1718 г. Петр I потребовал «сделать Академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги: юриспруденцию и протчии...» Российское высшее образование и наука берут свое начало от учреждения в Санкт-Петербурге Академии наук и университета при ней указом Петра I от 28 января 1724 г., в котором содержались базовые положения об их роли в государственной политике Российской империи. Примечательно, что в 1758 – 1765 гг. ректором Академического университета был М.В. Ломоносов, что еще раз подтверждает юридическое основание того, что история высшего образования и науки в России берет свое начало от Петровских реформ. В указе Петра I подчеркивалось, что академический университет создается для того, чтобы «молодые люди философией, медициной, математикой, юриспруденцией и другими полезными науками заниматься могли». Тем самым, наука и образование с этого указа становятся необходимыми для государственного реформирования и совершенствования правоотношений в переходный период от Московского государства к Российской империи. Исторический процесс становления науки и образования в России неизменно сопровождался поиском сочетания просвещения и гуманитарных ценностей, самобытности и ориентации на европейскую науку и образование. С тех пор наука и образование становятся неизменными спутниками власти и средством выведения России на уровень развитых европейских государств. Обычно реформы в России осуществляются посредством законодательной и правоприменительной практики, закрепляющих национальные приоритеты в форме юридических норм. Замысел царя-преобразователя о подготовке законоведов в полной мере стал реализовываться в педагогической практике Московского университета. Тогда же слово «университет» пришло в нашу речь из западноевропейских языков. Университеты стали появляться в странах Западной Европы с XII в., а первый был открыт в 1058 г. в Болонии, в Италия, а затем во Франции, Испании и других странах. Становление российского юридического образования как целостной педагогической системы неразрывно связано с деятельностью М.В. Ломоносова, который еще в 1748 г. писал В.К. Тредиаковскому, что «в университете неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным училищам), в которых бы производились в магистры, лиценциаты и докторы». Такое учебное заведение должно было готовить кадры из числа российских юношей. Первоначально использовалась веками апробированная университетская система Европы: магистр – преподаватель «семи свободных искусств», лиценциат – промежуточная ученая степень между магистром и доктором, доктор – высшая ступень средневековой школы. Отмечая знаменательную дату основания Московского университета (1755 г.), мы не должны забывать о значимости этого события для российской высшей школы. Создатель Московского университета писал о том, что без гимназии университет «как пашня без семян». В этом мы видим исторический пример мудрой преемственности учебного процесса в средней и высшей школах. Большое значение Ломоносов уделял профессорско-преподавательскому составу. Свои взгляды на этот вопрос он излагал таким образом: «Профессор всей юриспруденции вообще, который учить должен натуральные и народные права, также и узаконения Римской древней и новой империи. Профессор юриспруденции российской, который, кроме выше описанных, должен знать и преподавать внутренние государственные права. Он должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собой, как были в прошедшие веки и как состоят в нынешнее время». С 1767 г. в Московском университете стали читать лекции первые русские профессора-юристы С.Е. Десницкий (ок. 1740 –1789), получивший образование в Англии. Он первым стал читать лекции на русском языке. До этого их читали приглашенные немецкие профессора, а также И.А. Третьяков (1735 –1779), уделявший большое внимание сочетанию теории и практики. Во всех российских университетах конца XVIII – начала XIX в. преподавались история и теория государства и права, сравнительное правоведение, государственное право и другие дисциплины (в Московском, Петербургском, Киевском, Казанском, Дерптском, Харьковском университетах). Обучение студентов-юристов в университетах продолжалась три года и состояла обычно из лекций (по 4 часа в день) и практических занятий, включавших изучение и разбор законодательных актов, судебных дел, подготовку документов и т.д. Каждый год в университетах издавались «Каталог преподавания», учебная литература и пр. Курс обучения ежегодно завершался испытаниями, которые проводил Совет. Особое значение придавалось итоговой проверке знаний, к которой студенты готовились под руководством профессоров. Выдержавшие испытания по курсу обучения «с особыми успехами» получали звание кандидата права, а остальные – действительного студента. Преобразования Александра II 60-70-х гг. XIX в. коснулись и области образования и просвещения. Устав 1863 г. предусматривал четыре обязательных университетских факультета: историко-филологический, физико-математический, медицинский и юридический. В различных высших учебных заведениях вводилась своя форма. Она четко определяла социальное положение молодого человека. В основном на юридические факультеты университетов поступали выпускники классических гимназий, где углубленно изучались древние языки (латынь и древнегреческий). Сюда же, в университеты, стекалась разночинная интеллигенция. Разночинцы были выходцами из разных слоев общества: из мелкого дворянина и чиновничества, низшего духовенства и мещан. Именно представители новой интеллигенции выступили защитниками народных интересов, в первую очередь крестьянских. Движение разночинцев и положило начало новому этапу революционно-освободительного движения в России. У этого движения оформились две ведущие идеологии: терроризм и «хождение в народ». Как известно, цементирующую роль в них сыграла российская студенческая молодежь. Юридическое образование в разное время получили многие выдающиеся личности отечественной истории: Б.Н. Чичерин – теоретик государства и права, философ, любимый ученик Т.Н. Грановского; К. Д. Кавелин – правовед, социолог; С.А. Муромцев – один из основателей и лидеров партии конституционных демократов, председатель I Государственной думы; А.Ф. Керенский – премьер-министр Временного правительства (по профессии – адвокат, в 1904г. окончил Петербургский университет); В.И. Ленин – основатель Советского государства; К.Д. Ушинский – педагог и другие государственные и общественные деятели. Выпускниками правовых факультетов были наши мастера судебного красноречия. А.Ф. Кони закончил юридический факультет Московского университета в 1865 г. Здесь же учился и Ф.Н. Плевако (выпуск 1864 г.). Петербургский университет стал альма-матер для адвокатов В.Д. Спасовича (1849), В.И. Жуковского (1859), П.А. Александрова (1860), Н.П. Карабчевского (1874). Юридический факультет Харьковского университета заканчивал С.А. Андреевский (1869). Объяснить достижения российских юристов в сфере политики, науки, общественной мысли можно тем, что в дореволюционном университетском образовании большое внимание уделялось изучению гуманитарных дисциплин. Главным достижением советской власти в сфере образования стали его бесплатность и общедоступность. Феноменом советской высшей школы были рабфаки (рабочие факультеты). Здесь в 20-30-е гг. XX в. получали профессиональное образование работники заводов, фабрик, выходцы из крестьянской среды. Многие из них ранее учились в церковно-приходских и земских школах. Крупными центрами правового образования стали юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ – теперь Московская государственная юридическая академия), Университет дружбы народов им. П. Лумумбы. Юридическое образование в современной России наряду с экономическим занимает лидирующие позиции. В этом мы приближаемся к Европе, где профессия юриста – одна из самых престижных и высокооплачиваемых. Почти в любом гуманитарном вузе есть юридический факультет. Несомненно, что учебные стандарты по юриспруденции и программы, составленные на их основе, в начале XXI в. качественно изменились по сравнению с 70-80-ми гг. XX столетия. Например, выделяется больше часов на изучение зарубежного права. Это свидетельствует об интеграции российского просвещения в мировое образовательное пространство. В 2003 г. отметила свое пятилетие Российская академия правосудия. Это уникальное учебное заведение создано в соответствии с Указом Президента РФ. Здесь осуществляется подготовка специалистов для судебной системы по программам высшего и среднего профессионального юридического образования.
Тема 3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ЮРИСТА Правовая культура представляет собой совокупность знаний и навыков, умение применять их на практике, обеспечить законность в обществе. Высокая правовая культура предполагает убежденность личности в важности права и избранных средств его реализации, ответственности за то, что делают субъекты юридической организации государства. Правовую культуру можно условно разделить на два вида: правовую культуру общества и профессиональную. Первая представляет собой общий уровень правовой дееспособности общественного организма, выражающийся в защищенности прав и свобод граждан. В правовой культуре общества, наряду со знаниями и способностью применять их на деле, важную роль играет фактор восприятия личностью законов и всей правоохранительной системы в целом. Такое восприятие важно, когда оно исходит от юриста. На основе правового восприятия постепенно в обществе формируется правовое предвидение, которое по сути, выступает, с одной стороны, показателем правовой надежности и состоятельности общества, а с другой – своеобразной психологической гарантией проявления законности и правопорядка в нем. Важно подчеркнуть, что правовое предвидение, правовое восприятие и другие правовые рефлексии закона и законности являются весомыми показателями уровня культуры. Они определяют в сознании личности и социальных групп законопослушность, формируя императивность в соблюдении закона или же, напротив, заранее оправдывая его нарушение со стороны граждан, государства, должностных лиц и самих юристов, порождая тем самым правовой нигилизм. Профессиональная правовая культура юристов формируется в различных сферах правовой деятельности в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. Структурно-содержательно она включает ряд элементов: · во-первых, профессиональное мастерство, всестороннее и глубокое знание правовых норм, специфики их практической реализации, высокий уровень правового мышления, качество профессиональной подготовки и эффективность использования специальных средств; · во-вторых, обширность знаний по различным, в том числе и смежным, областям права, степень глубины политического и экономического мышления в анализе складывающихся реалий в государстве, кругозор в сфере специфических проблем, определенный уровень общей правовой культуры; · в-третьих, можно отметить моральные качества юриста, высокую профессиональную безупречность, слаженность, служебную дисциплинированность, добросовестность и честность; · в-четвертых, социально-политическую и гражданскую ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, выступающих не только как личностные ценности, но и как общественные интересы. В целом правовая культура при таком подходе представляет собой интегральное явление, характеризующее сущность правового состояния индивида и общества. Это сформировавшийся высокий уровень внутренних убеждений личности, основанных на глубоком понимании юридических норм. Вместе с тем правовая культура – это реальная способность субъекта обеспечить и воплотить посредством своей деятельности общегражданские юридические идеалы. Реальный уровень правовой культуры, ее качества и особенности отражаются в основных элементах правозащитной системы, представленной судом, прокуратурой, милицией и т.д. Они пронизывают само право и правовые отношения, законность и правопорядок, законодательную и правоприменительную деятельность. В своем поступательном развитии правовая культура соотносится с динамикой цивилизационного процесса, тесно взаимодействует с другими областями (видами) общечеловеческой культуры. Для юриста, его профессиональной деятельности особенно важна взаимосвязь правовой и нравственной культуры, что способствует оптимизации и эффективности его профессиональной деятельности. Правовая культура обеспечивает осуществление ряда системосозидательных функций. Важнейшими среди них являются познавательно-преобразовательная, регулятивная, аксиологическая, коммуникативная. Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры подчинена задаче формирования правового государства и гражданского общества, интегрированию общественных, групповых и личных интересов, постановке человека в центр общественного развития, правовой и нравственной справедливости. Регулятивная функция правовой культуры обеспечивает устойчивое и динамичное проявление всех элементов правовой системы. На этой основе она осуществляет консолидацию и гармонизацию общественных отношений, очерчивает границы социальных контуров и поведения людей. Благодаря ей правовая культура упорядочивает отношения между людьми в обществе и определенным образом их нормирует. Аксиологическая функция правовой культуры дает возможность оценить различные общественные явления и процессы, предлагая с этой целью специфические правовые критерии и оценки. Наряду с этим она дает возможность оценить сами правовые нормы и другие элементы, составляющие в совокупности уровень правовой культуры конкретного общества. Ценностно-оценочный подход применим к праву, законности, правопорядку, механизму правового регулирования в государстве, а также поведению и деятельности личности и социальных групп. Коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает общение граждан в правовой сфере. Она имеет специфические векторы своего реального осуществления, которые позволяют правовой культуре развиваться в направлении преемственности между различными поколениями. В то же время она обеспечивает связь различных правовых культур, существующих в одном интервале неодинаковых государственных систем. Благодаря такой связи правовая культура общества, конкретной юридической организации и ее субъектов может обогащаться за счет пространственно-временного и содержательно-формального поиска правовых открытий, инноваций, прецедентов. Таким образом, процесс демократизации и реформирования общества выдвигает на передний рубеж проблему формирования правовой культуры у юридических кадров. Она выступает в качестве необходимого средства их эффективной деятельности в деле обеспечения законности и порядка в стране. Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е. связано с честью сотрудника как представителя данной профессии, конкретного коллектива. Честь сотрудника, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой - она является следствием заслуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб. Профессиональная честь требует от сотрудника поддержания репутации, авторитета той профессиональной группы, принадлежностью к которой он дорожит. Честь сотрудника органов внутренних дел определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а его личными качествами (моральными, деловыми, этическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, работника, как представителя органов внутренних дел. Профессиональная деятельность людей регламентируется как правовыми, так и этическими нормами. С определенной долей условности применительно к каждой профессии можно говорить о профессиональной этике, хотя вряд ли в работе продавца или водителя автобуса можно выделить специфические, присущие только ей черты, отличающиеся от принятых в обществе в целом этических норм общения. Однако в некоторых сферах (например, юриспруденция, педагогика) этическое регулирование занимает существенную часть в общем объеме нормативной регламентации профессиональной деятельности, что обусловлено особым содержанием возникающих в этих сферах правоотношений.
Тема 5. ПРОФЕССИЯ «СУДЬЯ» Согласно закону РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ» судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность. Все судьи в РФ обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным законом. Судьям, в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств, комиссией присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменения его статуса относительно других судей в РФ. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, либо достигший возраста 55 (для женщин 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местно
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.013 с.) |