Проблема сохранения территориального единства Российской Федерации с точки зрения исторического и социально-политического аспектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сохранения территориального единства Российской Федерации с точки зрения исторического и социально-политического аспектов



Содержание

 

Введение.. Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. Теоретические проблемы понятия территориальной целостности 7

1.1. Предпосылки формирования угрозы территориальной целостности Российской Федерации в современных условиях. 7

1.2. Проблема сохранения территориального единства Российской Федерации с точки зрения исторического и социально-политического аспектов. 11

Глава 2. Целостность России.. 13

2.1 Территориальные проблемы современной России. 13

2.2. Территориальные изменения в современной россии. 16

2.3. Деструктивная роль рисков глобализации в сохранении территориальной целостности России 19

Глава 3. Единство РФ как правовая категория.. 22

3.1. Конституция - основной закон России. 22

3.2. Система государственной власти в стране. 24

Заключение.. Ошибка! Закладка не определена.

Список литературы... 28

 

 

Введение

 

Проблема сохранения единства России во все времена остро стояла перед нацией. Территориальные приобретения, добытые отцами и дедами, как правило, переходили в наследство современникам, а потом передавались будущим поколениям. Задача сохранить территорию Отечества, сберечь ее для потомков всегда рассматривалась российскими поколениями как общенациональная задача. К сожалению, в XX веке по различным мотивам территория российского государства дважды распадалась, и нельзя допустить, чтобы это еще раз произошло. Данное обстоятельство во многом определяет актуальность выбранной темы.

Российская государственность в ее различных формах насчитывает не менее полутора тысячелетий своей истории. Завоевательные походы русских царей и полководцев, выгодные для многих народов присоединения сделали Россию не только могущественной державой, но и самым крупным по территории государством.
Процесс становления современной территории Российской Федерации имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Но, тем не менее, пережив опустошительные набеги и разрушения, преодолев иноземное иго и удельное правление князей, смуту и раздробленность, Россия вновь возрождалась в пределах своей территории и, нередко, выходя за неё.

История свидетельствует о многочисленных случаях распада государств на составные части, попытках отделения от государств части их территории. Распад СССР, прекращение существования такой державы, стал своего рода катализатором многих таких процессов в современном мире.
Современные экономические проблемы, связанные с переходом к рыночной экономике и со многими другими изменениями социально-экономического и политического характера, привели вновь к обострению вопроса территориального единства Российской Федерации. Нищета и разруха, безработица, отсутствие перспектив, - все эти проблемы обусловили снижение уровня жизни в регионах, и в некоторых из них привели к массовым беспорядкам, к разгулу криминала, что и явилось основной предпосылкой к возникновению у некоторых народов, испокон веков проживающих в составе Российского государства, идеи полного выхода из состава России.

В настоящее время в России продолжается процесс становления
демократического общества. В этих условиях, возникающие конфликтные
ситуации, связанные с вопросами суверенитета сначала стран, ранее
входивших в состав СССР, а затем некоторых субъектов Российской Федерации, обуславливают необходимость укрепления единого государства,

способного обеспечить социальную и правовую защищенность своих граждан. Об этом наглядно свидетельствуют события на Северном Кавказе, которые затрагивают национальные вопросы и требуют решений, связанных с обеспечением территориальной целостности государства. При этом особого внимания заслуживает изучение и анализ угроз единству и территориальной целостности Российской Федерации. В связи с этим, одной из важных задач науки конституционного права является анализ правовых основ обеспечения территориальной целостности Российской Федерации и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности механизма цивилизованного разрешения кризисных ситуаций, не допускающего их перерастания в вооруженные конфликты.

Оценивая перспективы развития социально-политической обстановки в регионах Российской Федерации, а также военно-политической ситуации в приграничных районах некоторых стран «ближнего зарубежья», можно утверждать, что при существующем уровне конфликтности сохранится проблема обеспечения единства и территориальной целостности Российской Федерации, которая в ближайшей перспективе не потеряет своей актуальности. Среди приоритетных задач в рассматриваемой сфере, требующих своего решения, важное место принадлежит исследованию организационно-правовых основ деятельности институтов обеспечения территориальной целостности государства, в том числе, и применения силовых методов, а также вопросы их взаимодействия.

Проблема единства является многогранной, и поэтому к её исследованию необходим особый подход. Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что территориальная целостность России – это основа её безопасности. Данной проблеме посвящены многочисленные исследования, как в нашей стране, так и за рубежом. Они освещались в работах таких отечественных ученых-специалистов, как С.С. Алексеев, С.Н. Бабурин, А.А. Белкин, В.Г. Вишняков, Ю.А. Дмитриев, И.В. Мухачев, В.В. Овчинников, В.А. Романов и др.

Объектом исследования являются территориальная целостность государств как социальное и правовое явление и межгосударственные отношения, возникающие в области обеспечения территориальной целостности Российской Федерации и государств, образовавшихся на постсоветском пространстве.

Предмет исследования - территориальная целостность государств в современном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском пространстве.

Цель исследования состоит в решении актуальной научной проблемы, имеющей большое прикладное значение: на основе комплексного и всестороннего исследования отражения территориальной целостности государств в современном международном праве, состояния обеспечения территориальной целостности в Российской Федерации и на постсоветском пространстве представить его современную международно-правовую модель.

Задачи исследования:

· Дать теоретическое обоснование проблемы сохранения территориального единства Российской Федерации в историческом и социально-политическом аспектах;

 

· Определить пути решения проблемы территориального единства Российской Федерации в современных условиях.

 

 

Глава 1. Теоретические проблемы понятия территориальной целостности
1.1. Предпосылки формирования угрозы территориальной целостности Российской Федерации в современных условиях

 

Целостность территории России является сложным и многогранным геополитическим явлением. Оно отражает многочисленные аспекты этого понятия: наземное пространство, воздушное пространство, подземное пространство, недра земли, внутренние воды, территориальное море, государственная граница, территория федерации, территория субъекта федерации, неделимость территории, целостность государства, суверенитет над территорией, территориальные споры и др. Целостность территории обеспечивают многие механизмы, среди которых на первый план выходят нация с ее культурной самоидентификацией и политическая система общества. Основная же роль в сохранении целостности территории принадлежит государству. Помимо государства активными субъектами в обеспечении целостности территории являются политические партии, церковь, средства массовой информации и коммуникации, профсоюзы и т.д.

Мировая история показывает, что главная причина возникновения проблемы сохранения территориального единства в том или ином государстве имеет национальные корни. Не исключение и Российская Федерация. За скрытыми и открытыми национальными конфликтами в России стоит существующий в нашей стране разрыв между двумя различными статусами человека — гражданским (человек как гражданин) и этническим, национальным (человек как русский, еврей, украинец, татарин и др.). Этот разрыв проявляется в «гиперэтничности» социальных взаимоотношений в стране[1].
Гиперэтничность - это подход к человеческой личности не как к гражданину своей страны (как это принято во всех развитых странах мира), а как к носителю тех или иных национально-этнических черт: цвета кожи, разреза глаз, формы носа, особенностей языка и др. Гиперэтничность российского общества — это плата за его социальное отставание, выражающееся в неразвитости гражданского общества и отсутствии реальной демократии. Нынешний гиперэтнический (близкий к расовому) подход к человеческой личности - показатель отсутствия в России гражданского общества. Распад СССР обострил проблему и привёл к возникновению так называемых проблемных территорий, на которых вспыхнули вооружённые конфликты, замешанные на национальной почве. К таким конфликтам относится чечено-ингушский, переросший в настоящую войну чеченских боевиков с Россией.
Национальный конфликт — это конфликт между национально-этническими общностями или их частями. По своим типологическим характеристикам национальный конфликт является, прежде всего, социальным, поскольку его субъектами выступают крупные социальные группы, интересы которых становятся противоречивыми вследствие имеющегося неравенства социальных статусов этих групп в данной общественной системе, в конкретной стране. Одновременно это и конфликт, имеющий политический аспект, ибо ни одна цивилизованная нация не сформировалась вне присущей ей политической организации политического государства. Национальные конфликты, будь то в Югославии или в России, в Ирландии или в Турции, в Грузии или в Азербайджане, возникли и существуют на почве стремления национальных групп (меньшинства) к политической независимости от наций-носителей существующих в соответствующих странах государственных систем. В настоящее время в мире нет исключительно национальных конфликтов, а есть национально-политические конфликты.
Понятие же нации обозначает социально-историческую общность людей, сложившуюся на базе некоторых общих ценностей и норм, обусловленных не общим происхождением, кровным родством или одним только совместным проживанием на данной территории (хотя эти признаки во многих случаях имеют место), а культурой, то есть системой социально-исторической. Не отрицая возможности формирования какой-то нации на основе этнических признаков, нельзя считать такой процесс абсолютной необходимостью, историческим правилом. Нация - это государственно-политическая, социально-экономическая и социокультурная общность людей. Из сказанного вытекает необходимость различения национальных и этнических конфликтов и вместе с тем определения национальных конфликтов как национально-этнических применительно к регионам, где не завершился процесс развития этносов в нации. Таким регионом является Россия.

Национально-этнические конфликты имеют свою давнюю историю. Им предшествовали межплеменные и межобщинные, а больше всего конфессиональные конфликты, уносившие тысячи и тысячи человеческих жизней. Известные в Европе крестовые походы (христиан против мусульман), кровопролитные побоища католиков и протестантов между собою, турок-мусульман и балканских народов, христиан, бившихся против господства турецких халифов[2].

Конфликтность во взаимоотношениях между нациями возникает в условиях ущемленности интересов одной и господства интересов другой. Любое неравенство: политическое, правовое, экономическое, культурное, наконец, конфессиональное, связанное с этим господством одних над другими, препятствует решению задачи самостоятельного развития национальных общностей и вызывает противоборства. Причем, ущемленность интересов может проявляться и осознаваться в различных областях жизни, вовсе не обязательно в области политики.
Как уже отмечалось выше, в России проживают многочисленные
народности. Эти народности сплочены на определённых территориях, но многие из них не имеют статуса государственности. Всё это является предпосылками к возникновению межэтнонациональных конфликтов. Конечно, данный тип конфликта не проявлялся везде одинаково. Достаточно сопоставить национальное движение в Чечне, чтобы понять их существенное различие и по истокам, и по характеру развития, а тем более результатам.
Российское общество — полиэтнонациональное. Если согласиться
даже с тезисом о наличии в стране одной зрелой общероссийской нации, где доминируют русские, то нельзя не признать, что в ее состав ассимилированы многие этносы-народы, столетиями жившие и живущие в сотрудничестве с русскими в едином социально-политическом, экономическом и культурном пространстве; этносы, никогда (или уже многие века) не имевшие самостоятельной государственности, но сохраняющие и развивающие свою специфическую культуру как составную часть общероссийской культуры. Было бы идеализацией реальности утверждать, что такое объединение народов бесконфликтно. Латентное состояние конфликтности постоянно сохранялось; прорывались периодически и реальные конфликты, в том числе с идеей политического самоопределения наиболее развитых этносов, как, например, татарского. Известна попытка реализовать замысел объединить всех мусульман России от Казани до Памира в отдельное государство, исходивший от татарских марксистов. Был, но потерпел неудачу из-за гражданской войны проект создания Советской республики татаро-башкир Волги и Урала. Конфликтность проявлялась на бытовом уровне, в межличностных отношениях.
Таким образом, на современном этапе развития Российского государства продолжают сохраняться предпосылки формирования угрозы его территориальной целостности. Главная причина – это структура российского общества, которая имеет в большей мере полиэтнический характер, при этом доминирующее положение на большей территории России занимают русские, и нельзя скрывать тот факт, что конфликтная ситуация на национальной почве до сих пор сохраняется.

 

Глава 2. Целостность России

Заключение

 

Проблема сохранения территориального единства Российской Федерации, в том числе, может рассматриваться с точки зрения исторического и социально-политического аспектов.
Процесс присоединения территорий к России не всегда носил добровольный характер. Такой способ расширения границ государства являлся традиционным. Более сильные общности в своих интересах, защищаясь от внешних врагов и в поисках новых источников благ, старались подчинить себе соседние государства и народности. Поэтому вопросы о недостойной государственной внешней политике или об угнетении (порабощении) народов нельзя считать актуальными в современном обществе.
Исторический и социально-политический аспект проблемы целостности территории Российской Федерации имеет две стороны. С одной стороны, некоторые исторические события и сложная социально-экономическая ситуация в регионах усугубляют национальный вопрос, а с другой, целостность Российской Федерации способствует общей безопасности и процветанию всех народов, проживающих на её территории.
Но, трудно даже гипотетически представить, что каждый из 85 «равноправных» субъектов Российской Федерации может провозгласить верховенство своих актов над федеральными, право сецессии и другие прерогативы государственного суверенитета. Согласно Конституции Российской Федерации, ни один субъект Федерации не обладает этим правом: территория Российской Федерации неприкосновенна (ч.3, ст.4 Конституции РФ); «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч.3, ст.5 Конституции РФ) (а не за ее пределами).

 

Список использованной литературы

 

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1994.

2. Алленова О. Чечня рядом: война глазами женщины. – СПб.: Питер, 2008.

3. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. – М.: МГУ, 2003.

4. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. – М., 2004.

5. Бердяев Н.А. Проблемы идеализма. – М., 2001.

6. Вебер М. Хозяйство и общество. - М., 2005.

7. Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития. – М., 2000.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, 2000.

9. Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 2001.

10. Каутский К. Национальность нашего времени. – М., 2000.

11. Кочетов Э.Г. Глобалистика. Теория, методология, практика, Норма, Инфра-М, 2002.

12. Кропоткин П.А. Государство и его роль в истории. – М., 2002.

13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2000.

 


[1] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184- ФЗ.

[2] См.: Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. – М.: МГУ, 2003. – 390с.

 

[3] См.: Алленова О. Чечня рядом: война глазами женщины. – СПб.: Питер, 2008. – 23с.

[4] См.: Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1994. – 94с.

[5] См.: Елизарьев В. Н. История Сахалина и Курильских островов в российско-японских отношениях. Южно-Сахалинск, 2002. – 156с.

[6] Цит. по Сталину И. Марксизм и национальный вопрос. - Соч., т.2, М., 1946, с.296-297.

[7] Цит. по Бауэру О. Национальный вопрос и социал-демократия. 422с.

[8] Цит. по Ортегу-и-Гассету Х. Восстание масс. 345с.

[9] См.: Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 2001. - 267с.

[10] Цит. по Кочетову Э.Г. Глобалистика. Теория, методология, практика, Норма, Инфра-М, 2002.

Содержание

 

Введение.. Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. Теоретические проблемы понятия территориальной целостности 7

1.1. Предпосылки формирования угрозы территориальной целостности Российской Федерации в современных условиях. 7

1.2. Проблема сохранения территориального единства Российской Федерации с точки зрения исторического и социально-политического аспектов. 11

Глава 2. Целостность России.. 13

2.1 Территориальные проблемы современной России. 13

2.2. Территориальные изменения в современной россии. 16

2.3. Деструктивная роль рисков глобализации в сохранении территориальной целостности России 19

Глава 3. Единство РФ как правовая категория.. 22

3.1. Конституция - основной закон России. 22

3.2. Система государственной власти в стране. 24

Заключение.. Ошибка! Закладка не определена.

Список литературы... 28

 

 

Введение

 

Проблема сохранения единства России во все времена остро стояла перед нацией. Территориальные приобретения, добытые отцами и дедами, как правило, переходили в наследство современникам, а потом передавались будущим поколениям. Задача сохранить территорию Отечества, сберечь ее для потомков всегда рассматривалась российскими поколениями как общенациональная задача. К сожалению, в XX веке по различным мотивам территория российского государства дважды распадалась, и нельзя допустить, чтобы это еще раз произошло. Данное обстоятельство во многом определяет актуальность выбранной темы.

Российская государственность в ее различных формах насчитывает не менее полутора тысячелетий своей истории. Завоевательные походы русских царей и полководцев, выгодные для многих народов присоединения сделали Россию не только могущественной державой, но и самым крупным по территории государством.
Процесс становления современной территории Российской Федерации имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Но, тем не менее, пережив опустошительные набеги и разрушения, преодолев иноземное иго и удельное правление князей, смуту и раздробленность, Россия вновь возрождалась в пределах своей территории и, нередко, выходя за неё.

История свидетельствует о многочисленных случаях распада государств на составные части, попытках отделения от государств части их территории. Распад СССР, прекращение существования такой державы, стал своего рода катализатором многих таких процессов в современном мире.
Современные экономические проблемы, связанные с переходом к рыночной экономике и со многими другими изменениями социально-экономического и политического характера, привели вновь к обострению вопроса территориального единства Российской Федерации. Нищета и разруха, безработица, отсутствие перспектив, - все эти проблемы обусловили снижение уровня жизни в регионах, и в некоторых из них привели к массовым беспорядкам, к разгулу криминала, что и явилось основной предпосылкой к возникновению у некоторых народов, испокон веков проживающих в составе Российского государства, идеи полного выхода из состава России.

В настоящее время в России продолжается процесс становления
демократического общества. В этих условиях, возникающие конфликтные
ситуации, связанные с вопросами суверенитета сначала стран, ранее
входивших в состав СССР, а затем некоторых субъектов Российской Федерации, обуславливают необходимость укрепления единого государства,

способного обеспечить социальную и правовую защищенность своих граждан. Об этом наглядно свидетельствуют события на Северном Кавказе, которые затрагивают национальные вопросы и требуют решений, связанных с обеспечением территориальной целостности государства. При этом особого внимания заслуживает изучение и анализ угроз единству и территориальной целостности Российской Федерации. В связи с этим, одной из важных задач науки конституционного права является анализ правовых основ обеспечения территориальной целостности Российской Федерации и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности механизма цивилизованного разрешения кризисных ситуаций, не допускающего их перерастания в вооруженные конфликты.

Оценивая перспективы развития социально-политической обстановки в регионах Российской Федерации, а также военно-политической ситуации в приграничных районах некоторых стран «ближнего зарубежья», можно утверждать, что при существующем уровне конфликтности сохранится проблема обеспечения единства и территориальной целостности Российской Федерации, которая в ближайшей перспективе не потеряет своей актуальности. Среди приоритетных задач в рассматриваемой сфере, требующих своего решения, важное место принадлежит исследованию организационно-правовых основ деятельности институтов обеспечения территориальной целостности государства, в том числе, и применения силовых методов, а также вопросы их взаимодействия.

Проблема единства является многогранной, и поэтому к её исследованию необходим особый подход. Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что территориальная целостность России – это основа её безопасности. Данной проблеме посвящены многочисленные исследования, как в нашей стране, так и за рубежом. Они освещались в работах таких отечественных ученых-специалистов, как С.С. Алексеев, С.Н. Бабурин, А.А. Белкин, В.Г. Вишняков, Ю.А. Дмитриев, И.В. Мухачев, В.В. Овчинников, В.А. Романов и др.

Объектом исследования являются территориальная целостность государств как социальное и правовое явление и межгосударственные отношения, возникающие в области обеспечения территориальной целостности Российской Федерации и государств, образовавшихся на постсоветском пространстве.

Предмет исследования - территориальная целостность государств в современном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском пространстве.

Цель исследования состоит в решении актуальной научной проблемы, имеющей большое прикладное значение: на основе комплексного и всестороннего исследования отражения территориальной целостности государств в современном международном праве, состояния обеспечения территориальной целостности в Российской Федерации и на постсоветском пространстве представить его современную международно-правовую модель.

Задачи исследования:

· Дать теоретическое обоснование проблемы сохранения территориального единства Российской Федерации в историческом и социально-политическом аспектах;

 

· Определить пути решения проблемы территориального единства Российской Федерации в современных условиях.

 

 

Глава 1. Теоретические проблемы понятия территориальной целостности
1.1. Предпосылки формирования угрозы территориальной целостности Российской Федерации в современных условиях

 

Целостность территории России является сложным и многогранным геополитическим явлением. Оно отражает многочисленные аспекты этого понятия: наземное пространство, воздушное пространство, подземное пространство, недра земли, внутренние воды, территориальное море, государственная граница, территория федерации, территория субъекта федерации, неделимость территории, целостность государства, суверенитет над территорией, территориальные споры и др. Целостность территории обеспечивают многие механизмы, среди которых на первый план выходят нация с ее культурной самоидентификацией и политическая система общества. Основная же роль в сохранении целостности территории принадлежит государству. Помимо государства активными субъектами в обеспечении целостности территории являются политические партии, церковь, средства массовой информации и коммуникации, профсоюзы и т.д.

Мировая история показывает, что главная причина возникновения проблемы сохранения территориального единства в том или ином государстве имеет национальные корни. Не исключение и Российская Федерация. За скрытыми и открытыми национальными конфликтами в России стоит существующий в нашей стране разрыв между двумя различными статусами человека — гражданским (человек как гражданин) и этническим, национальным (человек как русский, еврей, украинец, татарин и др.). Этот разрыв проявляется в «гиперэтничности» социальных взаимоотношений в стране[1].
Гиперэтничность - это подход к человеческой личности не как к гражданину своей страны (как это принято во всех развитых странах мира), а как к носителю тех или иных национально-этнических черт: цвета кожи, разреза глаз, формы носа, особенностей языка и др. Гиперэтничность российского общества — это плата за его социальное отставание, выражающееся в неразвитости гражданского общества и отсутствии реальной демократии. Нынешний гиперэтнический (близкий к расовому) подход к человеческой личности - показатель отсутствия в России гражданского общества. Распад СССР обострил проблему и привёл к возникновению так называемых проблемных территорий, на которых вспыхнули вооружённые конфликты, замешанные на национальной почве. К таким конфликтам относится чечено-ингушский, переросший в настоящую войну чеченских боевиков с Россией.
Национальный конфликт — это конфликт между национально-этническими общностями или их частями. По своим типологическим характеристикам национальный конфликт является, прежде всего, социальным, поскольку его субъектами выступают крупные социальные группы, интересы которых становятся противоречивыми вследствие имеющегося неравенства социальных статусов этих групп в данной общественной системе, в конкретной стране. Одновременно это и конфликт, имеющий политический аспект, ибо ни одна цивилизованная нация не сформировалась вне присущей ей политической организации политического государства. Национальные конфликты, будь то в Югославии или в России, в Ирландии или в Турции, в Грузии или в Азербайджане, возникли и существуют на почве стремления национальных групп (меньшинства) к политической независимости от наций-носителей существующих в соответствующих странах государственных систем. В настоящее время в мире нет исключительно национальных конфликтов, а есть национально-политические конфликты.
Понятие же нации обозначает социально-историческую общность людей, сложившуюся на базе некоторых общих ценностей и норм, обусловленных не общим происхождением, кровным родством или одним только совместным проживанием на данной территории (хотя эти признаки во многих случаях имеют место), а культурой, то есть системой социально-исторической. Не отрицая возможности формирования какой-то нации на основе этнических признаков, нельзя считать такой процесс абсолютной необходимостью, историческим правилом. Нация - это государственно-политическая, социально-экономическая и социокультурная общность людей. Из сказанного вытекает необходимость различения национальных и этнических конфликтов и вместе с тем определения национальных конфликтов как национально-этнических применительно к регионам, где не завершился процесс развития этносов в нации. Таким регионом является Россия.

Национально-этнические конфликты имеют свою давнюю историю. Им предшествовали межплеменные и межобщинные, а больше всего конфессиональные конфликты, уносившие тысячи и тысячи человеческих жизней. Известные в Европе крестовые походы (христиан против мусульман), кровопролитные побоища католиков и протестантов между собою, турок-мусульман и балканских народов, христиан, бившихся против господства турецких халифов[2].

Конфликтность во взаимоотношениях между нациями возникает в условиях ущемленности интересов одной и господства интересов другой. Любое неравенство: политическое, правовое, экономическое, культурное, наконец, конфессиональное, связанное с этим господством одних над другими, препятствует решению задачи самостоятельного развития национальных общностей и вызывает противоборства. Причем, ущемленность интересов может проявляться и осознаваться в различных областях жизни, вовсе не обязательно в области политики.
Как уже отмечалось выше, в России проживают многочисленные
народности. Эти народности сплочены на определённых территориях, но многие из них не имеют статуса государственности. Всё это является предпосылками к возникновению межэтнонациональных конфликтов. Конечно, данный тип конфликта не проявлялся везде одинаково. Достаточно сопоставить национальное движение в Чечне, чтобы понять их существенное различие и по истокам, и по характеру развития, а тем более результатам.
Российское общество — полиэтнонациональное. Если согласиться
даже с тезисом о наличии в стране одной зрелой общероссийской нации, где доминируют русские, то нельзя не признать, что в ее состав ассимилированы многие этносы-народы, столетиями жившие и живущие в сотрудничестве с русскими в едином социально-политическом, экономическом и культурном пространстве; этносы, никогда (или уже многие века) не имевшие самостоятельной государственности, но сохраняющие и развивающие свою специфическую культуру как составную часть общероссийской культуры. Было бы идеализацией реальности утверждать, что такое объединение народов бесконфликтно. Латентное состояние конфликтности постоянно сохранялось; прорывались периодически и реальные конфликты, в том числе с идеей политического самоопределения наиболее развитых этносов, как, например, татарского. Известна попытка реализовать замысел объединить всех мусульман России от Казани до Памира в отдельное государство, исходивший от татарских марксистов. Был, но потерпел неудачу из-за гражданской войны проект создания Советской республики татаро-башкир Волги и Урала. Конфликтность проявлялась на бытовом уровне, в межличностных отношениях.
Таким образом, на современном этапе развития Российского государства продолжают сохраняться предпосылки формирования угрозы его территориальной целостности. Главная причина – это структура российского общества, которая имеет в большей мере полиэтнический характер, при этом доминирующее положение на большей территории России занимают русские, и нельзя скрывать тот факт, что конфликтная ситуация на национальной почве до сих пор сохраняется.

 

Проблема сохранения территориального единства Российской Федерации с точки зрения исторического и социально-политического аспектов

 

Многонациональный состав России – это исторически сложившийся факт. Формирование Российской государственности происходило на обширной территории, которую традиционно занимали разные народности и этнические группы. Расселение славян на свободные территории, либо на территории, где проживали народы со слабой государственной организацией, послужило возникновению первых предпосылок к формированию проблемы целостности
Российской Федерации в современном её понимании[3].
Максимальных размеров за свою историю Россия достигла во второй половине XIX в. - был окончательно завоеван Кавказ, в 1864 - 1885 гг. завоевана Средняя Азия. В это же время был установлен протекторат над Урянхайским краем, то есть Тувой. В 50-60-х годах Россия закрепилась в бассейне Амура и Приморье, а затем и на Сахалине, но в качестве компенсации Японии были уступлены Курильские острова. Затем, в 1867 г. впервые страна уступила часть своей территории - Аляска и Алеутские острова были проданы США.
Процесс присоединения территорий к России не всегда носил добровольный характер. Такой способ расширения границ государства являлся традиционным. Более сильные общности в своих интересах, защищаясь от внешних врагов и в поисках новых источников благ, старались подчинить себе соседние государства и народности. Поэтому вопросы о недостойной государственной внешней политике или об угнетении (порабощении) народов нельзя считать актуальными в современном обществе[4].
Исторический и социально-политический аспект проблемы целостности территории Российской Федерации имеет две стороны. С одной стороны, некоторые исторические события и сложная социально-экономическая ситуация в регионах усугубляют национальный вопрос, а с другой, целостность Российской Федерации способствует общей безопасности и процветанию всех народов, проживающих на её территории, независимо от национальности. Фактически же проблема заключается в имеющейся возможности манипулирования национальными массами на фоне существующих в Российской Федерации социально-экономических и политических проблем, что нередко используется заинтересованными лицами и группами лиц.
Проблема сохранения территориального единства России имеет не только национальные корни. История Российской Федерации имеет примеры, когда общие социально-экономические и политические проблемы вели к усилению власти на местах, а иногда и к выделению самостоятельных государственных образований. Особенно это явно проявлялось в смутные для России времена, например, во время гражданской войны 20-х годов прошлого века. Но следует отметить, что проблема отделения той или иной территории, входящей в состав Российской Федерации, при наличии в ней национальной составляющей, содержит в себе большую потенциальную угрозу для территориального единства России.

 

 

Глава 2. Целостность России



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.09 с.)