Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альфред Адлер: индивидуальная психология↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
А.Адлер (1870-1937) окончил медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии. В 1902 году Адлер становится одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления Фрейда. В 1910 году по предложению Фрейда он становится первым президентом Венского психоаналитического общества. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхождения обострились, ему было предложено изложить свои взгляды, что он и сделал в 1911 году, отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое время Адлер официально оборвал свои связи с психоанализом, выйдя из общества вместе со своими сторонниками и организовав собственную группу, которая получила название Ассоциации индивидуальной психологии. После первой мировой войны Адлер заинтересовался вопросами образования, основав первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и экспериментальную школу, где претворялись в жизнь его идеи в области образования. Особое значение Адлер придавал работе с учителями, которые формируют ум и характер юношества. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консультативные центры при школах, где родители и дети могли получить нужный им совет и помощь. К 1930 году только в Вене было 30 таких центров. В 1935 году Адлер переезжает в США, где продолжает работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии. Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности. Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако было и нечто общее, объединявшее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование его личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг – первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. В то же время Адлер был единственным из них, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-х годах. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию. Не менее важна и введенная им идея о "творческом Я". В отличие от фрейдовского Эго, служащего врожденным инстинктам и потому определяющего путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни. Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения: 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполно ценности и компенсации; 4) общественный интерес (чувство общности); 5) стиль жизни; 6) творческое Я. Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у немецкого философа Ганса Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Здоровый человек в принципе может освободиться от фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается невыполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение. Стиль жизни, по Адлеру, – та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности, или общественный интерес, является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень раз вития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов. Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует их в личность человека, "личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем". Творческое Я сообщает жизни человека смысл, оно творит как цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. В противовес Фрейду Адлер подчеркивал, что люди – не пешки, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация. Адлер выделял четыре основных вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь. Соединение видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало возможность Адлеру создать одну из первых типологий личности детей. Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. Примером такой сверхкомпенсации при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф.Рузвельт, преодолевший свой физический недуг. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность. В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами. Для Адлера примерами такой личности были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители, а также тираны – не обязательно в масштабах целого народа, но и в рамках своей семьи. Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Адлер писал, что если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни. Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности. 60 Истоки когнитивной психологии: Э.Р. Гатри выдвинул предположение о том, что для оценки подлинного значения стимулов для реагирующего организма психологи должны описывать их в перцептивных или когнитивных терминах. Э.С. Толмен ввел в употребление идею когнитивных карт - субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов. Жан Пиаже рассматривал периодизацию развития с позиции исследования стадий когнитивного развития ребенка. Ульрик Найссер (1928-) Одним из первых психологов-когпитивистов был американский ученый Улърих Найссер (р. 1928), который сначала занимался физикой. Под влиянием книги К. Коффки «Принципы гештальтпсихоло-гии» Найссер продолжил образование у В. Келера и, защитив докторскую диссертацию, начал рабо тать под руководством А. Маслоу. В 1967 г. он выпустил книгу под названием «Когнитивная психология», где дал определение нового подхода, а в один прекрасный момент обнаружил, что его называют «отцом когнитивной психологии» (Шульц Д., Шульц С., 1998). Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные сигналы подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются. В 1976 г. вышла в свет вторая крупная работа Найссера — «Познание и реальность» (русский перевод сделан в 1981 г.), где автор подверг резкой критике увлеченность американских психологов бихевиоризмом и высказал опасения относительно того, что в скором времени наука о поведении будет в большом масштабе использоваться в целях манипулирования людьми. В данной работе Найссер также обсудил тему экологической валидности психологических экспериментов. Он писал о том, что в современных исследованиях когнитивных процессов обычно используется абстрактный, дискретный стимульный материал, далекий от культуры и реальных обстоятельств повседневной жизни. Это несовпадение предъявляемых в эксперименте задач с теми, которые приходится решать человеку в жизни, навело Найссера на мысль об «экологической инвалидности» моделей современных экспериментов (Найссер У, 1981). Одно из основных понятий концепции У. Найссера — понятие перцептивной схемы. Под схемой он понимал внутреннюю структуру, которая складывается у человека по мере накопления опыта и является средством избирательного извлечения информации из внешнего мира; сама же структура изменяется под влиянием полученной информации. Найссер считал, что основным познавательным процессом является восприятие (перцепция), порождающее другие виды психической активности (базовый тезис эмпирической психологии). С точки зрения биологии, схема — это часть нервной системы с ее периферическим и центральным звеньями. У организма имеется много схем, связанных друг с другом сложным образом. Например, мотивы — это тоже схемы, принимающие информацию и направляющие действия. Другим представителем когнитивной психологии является ^ Джордж Миллер (р. 1920), который начинал как специалист в области речевой коммуникации, а затем вместе со своим коллегой Джеромом Брунером создал Центр когнитивных исследований при Гарвардском университете. Миллер занимался компьютерным моделированием процесса мышления, теорией информации и применением статистических методов Для изучения процесса научения. ^ Джером Брунер (р. 1915) — один из известных представителей когнитивной психологии и последователь идей Ж. Пиаже. Получил образование и сначала работал в США (Гарвардский университет), с 1972 г. живет и работает в Великобритании (Оксфордский университет). В ранних работах 40-х гг. обобщил свой опыт исследования восприятия беженцев из фашистской Германии и пришел к выводу, что восприятие людей, переживших сильный стресс, избирательно и искажает реальность. В частности, он показал, что чем большая субъективная ценность приписывается предмету, тем больше кажется его физическая величина, что стресс приводит к тому, что нейтральные слова воспринимаются как угрожающие. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от личного опыта он ввел понятие «социальное восприятие». В работе «Исследование когнитивного роста» (1966) Брунер выделил три формы знания, которые соответствовали трем этапам когнитивного развития и трем формам представления детьми реальности, В возрасте до. 3 лет отображение реальности осуществляется в виде физической активности. Например, ребенок не может объяснить, как птица машет крыльями при полете, но может показать, как она это делает. В возрасте 3-7 лет ребенок способен создавать образы, которые могут отражаться в рисунках или храниться в воображении. После 7-8 лет дети способны пользоваться символами, появляется абстрактное мышление. Брунер считает, что сущность образовательного процесса — это обеспечение инструментов и методов для перевода опыта человека в символы и упорядочивания их. В переведенной на русский язык книге «Психология познания» (1977) Брунер исследовал процесс восприятия как акт категоризации, феномены неадекватного восприятия и культурные различия в восприятии (зрительное восприятие гарпунщиков рыбы, которые воспринимают цель через искаженную призму — толщу воды; сортировка шкур оленеводами по специфике узора и др.). Процесс мышления автор понимает как процесс формирования понятий и с целью его исследования разрабатывает экспериментальную процедуру, широко известную в отечественной литературе под названием методики образования искусственных понятий (Практикум по психологии, 1972). Краткие данные о Леоне Фестингере Фестингер Леон (Festinger Leon) - (8.05.1919, Нью-Йорк - 1989, Нью-Йорк)- американский психолог, специалист в области психологи регуляции мышления,социальной психологии, автор теории когнитивного диссонанса. Биография. Учился у К.Левина. С 1955 г. - профессор Станфордского университета, с 1968г. - Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Исследования. Сначала занимался исследованиями социального сравнения, в которых дал анализособой потребности - в оценивании самого себя. Теория когнитивного диссонансабыла сформулирована им в 1957 г. на основе теории поля Левина и теорииравновесия Ф.Хайдера. До этих исследований роль когнитивных составляющихмотивационного процесса оценивалась недостаточно. В данной теории былреализован основной принцип гештальтпсихологии - динамика развитияопределяется достижением хорошего гештальта. Было постулировано, что индивидстремится к гармонии когнитивных репрезентаций любых знаний, мнений,убеждений об окружающем, о себе, о чьем-либо поведении. Диссонанс этихрепрезентаций переживается как что-то неприятное, что нужно максимальноредуцировать. Поэтому если индивид встречается с противоречивымипредставлениями, то у него появляется особая мотивация, приводящая кизменению поведения - либо одно из представлений пересматривается, либоищется новая информация. Теория когнитивного диссонанса Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition - знание, dissonance –несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американскимпсихологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одноми том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечитьустранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфортаза счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теориикогнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах илюдях, названный когнитивной системой, который может быть разной степенисложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивнойсистемы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.Под термином когнитивный диссонанс понимается любое несоответствие междукогнициями (т.е. между любыми знаниями, мнениями или убеждениями, относящимисяк окружению, кому-либо или чьему-либо поведению). Появление диссонанса, являясьпсихологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить его идобиться консонанса (соответствия когниций). Помимо этого при наличиидиссонанса человек активно избегает ситуаций и информации, которые могутпривести к его возрастанию.Говоря о теории диссонанса Леона Фестингера, принято приводить пример скурильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно. У неговозникает когнитивный диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:1. Изменить своё поведение, то есть бросить курить;2. Изменить знание, то есть убедить себя, что все рассуждения о вредекурения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;3. Игнорировать информацию о вреде курения.В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используетсядля того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различныхсоциальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотивасоответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивнымфакторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль,чем органическим изменениям.Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологическихисследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов сталирассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации.Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоциональногопереживания. Когнитивный диссонанс по Фестингеру Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция – это любоезнание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственногоповедения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Онастремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. Иименно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческогоповедения и отношения к миру.Состояние диссонанса между когнициями Х и Y возникает тогда, когда изкогниции Х следует не Y. Состояние консонанса между Х и Y, с другой стороны,существует тогда, когда из Х следует Y. Человек стремится к внутреннейнепротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полнотечеловек решил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать себе влюбимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен естьшоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию,снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человекаесть три основных способа: изменить одну из когниций (в данном случае -перестать есть шоколад или прекратить диету); снизить значимость входящих вдиссонансные отношения когниций (решить, что полнота - не такой уж большойгрех или что шоколад не дает значительной прибавки веса); добавить новуюкогницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворновлияет на умственную деятельность).Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит кизменению отношений, а в итоге - к изменению поведения. Рассмотрим дванаиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивногодиссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащегооценочному отношению человека к чему-либо (аттитюду). Если человекдобровольно (без принуждения) соглашается сделать что-либо, нескольконесоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не имеетдостаточного внешнего оправдания (скажем, вознаграждения), то в дальнейшемубеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Если,например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с егонравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знаниемо поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся всторону понижения нравственности.Другой хорошо изученный эффект, полученный в исследованиях когнитивногодиссонанса, – диссонанс после трудного решения. Трудным решением называетсятот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделатьвыбор, близки по привлекательности. В таких случаях, как правило, послепринятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживаеткогнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с однойстороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, вотвергнутом варианте есть нечто положительное. Принятое частично плохо, нооно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.Экспериментальные исследования последствий трудного решения показали, чтопосле принятия такого решения (со временем) повышается субъективнаяпривлекательность избранного варианта и понижается субъективнаяпривлекательность отвергнутого. Человек, таким образом, избавляется откогнитивного диссонанса: он убеждает себя в том, что то, что он выбрал, непросто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигаетальтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности,отвергнутое – вниз. Исходя из этого, можно полагать, что трудные решенияувеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту.Например, если человек долго мучился выбором между автомобилями "А" и "Б", ав итоге предпочел "Б", то в дальнейшем вероятность выбора автомобилей типа"Б" будет выше, чем до покупки, так как относительная привлекательностьпоследних вырастет.Экспериментальное исследование одного из учеников Фестингера — Брема[Festinger, 1957] показало, что после принятия трудного решения повышаетсясубъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективнаяпривлекательность отвергнутого. Эксперимент был построен следующим образом.Испытуемых (женщин) просили оценить привлекательность различных предметовдомашнего обихода таких, как секундомер, радиоприемник, настольная лампа и т.д. После этого контрольной группе один из предметов был преподнесен вкачестве подарка. Первой экспериментальной группе (группа трудного решения)был предоставлен выбор между близкими по привлекательности предметами; второй(группа легкого решения) дали возможность выбрать предмет из двух сильноразличающихся между собой по привлекательности. После этого испытуемых всехтрех групп попросили вновь оценить предметы по их привлекательности.Результаты показали, что испытуемые экспериментальных групп (те, у которыхбыло право выбора) изменили свои оценки привлекательности предметов, которыепредоставлялись им на выбор: по сравнению с первоначальными оценкамиотвергнутый предмет воспринимался как относительно менее привлекательный, аизбранный — как более привлекательный. Иначе говоря, привлекательностьотвергнутого варианта уменьшилась, а избранного — возросла. Причем изменениев оценках привлекательности было более существенным в случае трудногорешения.Фестингер следующим образом объясняет описанный факт. После принятия трудногорешения человек испытывает эмоциональный дискомфорт, который вызван тем, что,с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другойстороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное: принятое частичноплохо, но оно принято; отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.Стремясь избавится от переживаемого противоречия, человек убеждает себя втом, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, азначительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранноетянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое — вниз. Следствием этогоявляются изменения оценочных суждений, касающихся привлекательностиальтернативных вариантов поведения. Диссонанс и консонанс 27 августа 1957 года вышла из печати книга Леона Фестингера, называвшаяся«Теория когнитивного диссонанса».Достаточно сказать, что концепция лидера гуманистов — сугубо умозрительная, атеория когнитивного диссонанса построена на экспериментальных данных имногократно ими подтверждена. Тут, правда, возникает одно подозрение: похоже,отечественный читатель больше любит рассуждения, чем эксперименты. По крайнеймере, блиц-опрос нескольких десятков молодых коллег показал: с концепциейМаслоу хотя бы в реферативном ее изложении знакомы почти все, тогда какФестингера мало кто читал, а многие по сей день о нем даже не слышали.Перелистывая на исходе лета страницы историко-психологического календаря,попробуем восполнить этот пробел хотя бы отчасти.Ученик Левина, Фестингер в своих изысканиях опирался на принцип равновесия,используя его и при анализе мироощущения человека. Сам он начинает изложениесвоей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторойсогласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникаетпротиворечие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то этопротиворечие он стремится как-то объяснить и, скорее всего, представить егокак непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутреннейкогнитивной согласованности.Далее Фестингер предлагает заменить термин «противоречие» на «диссонанс», а«согласованность» на «консонанс», поскольку эта пара терминов кажется емуболее нейтральной, и теперь сформулировать основные положения теории. Онаможет быть изложена в трех основных пунктах:а) между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его иливоспрепятствовать его росту;в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, илиизменение знаний, или осторожное, избирательное отношение к новой информации.В качестве иллюстрации приводится ставший уже нарицательным пример скурильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у неговозникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:а) изменить поведение, то есть бросить курить;б) изменить знание, в данном случае — убедить себя, что все рассуждения овреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсенедостоверны;в) осторожно воспринимать новую информацию о вреде курения, то есть попростуигнорировать ее. «Полезное самоуспокоение» Главный практический вывод, вытекающий из теории Фестингера, состоит в том,что любой психологический элемент субъекта может быть изменен: подвергаясомнению то, что человек думает о самом себе, можно вызвать изменения в егоповедении, а меняя поведение, человек изменяет и мнение о себе. Подвергаясебя самоконтролю и самоанализу, работая над самооценкой, человекразвивается, растет личностно. В противном случае он отдает свою душевнуюработу другим, становясь жертвой (или орудием) чужого влияния. Именно об этомговорят результаты великолепно выстроенных экспериментов и его коллег.Один из первых экспериментов по проверке теории когнитивного диссонанса былпроведен Дж. Бремом. Он предлагал испытуемым сначала оценить несколькобытовых электроприборов — тостер, фен и т.п. Затем Брем показывал испытуемымдва предмета из тех, что они внимательно осмотрели, и говорил, что имразрешается взять любой из них на выбор.Позднее, когда от испытуемых требовалось дать повторную оценку тем жепредметам, они с большей похвалой отзывались о выбранном ими изделии и сменьшей — об отклоненном.В свете теории Фестингера причина подобного поведения ясна. Осуществивтрудный выбор, люди испытывают диссонанс: знание негативных характеристиквыбранного предмета диссонирует с фактом его выбора; знание позитивныххарактеристик отвергнутого предмета диссонирует с тем, что предмет не былвыбран. Для уменьшения диссонанса люди подчеркивают позитивные аспекты ипреуменьшают значение негативных аспектов выбранных предметов и напротив —подчеркивают негативные стороны и преуменьшают значение позитивных сторонневыбранного предмета.Д. Келли - психология личностных конструктов, философская основа которой конструктивный альтернативизм, утверждающий существование объективной реальности, которую каждый человек интерпритирует по-своему, поэтому ничто не постоянно и не окончательно и весь мир может измениться просто если люди посмотрят на него с другой стороны. Реальность - это то, что мы истолковываем как реальность. При понимании челом самого себя, другого чела или устройства Вселенной всегда существует "конструктивные альтернативы" этого понимания. Человека Келли видит исследователем, который выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть или контролировать события жизни. Люди ориентированы на будущее и способны формировать представления о своем окружении, а не пассивно на него реагировать. Чел - рациональное существо и для оценки мира использует личностные конструкты (двухполюсные понятия), личность представляет собой систему этих конструктов. Пример: выпускник колледжа решил жениться и уехать в деревушку. Его родители посчитают это смертным грехом и безрассудством, консультант его колледжа, знакомый с теорией Эриксона скажет, что он в поисках своей идентичности, социолог заявит, что юноша отрицает нормы общества, а сам юноша - что это естественный ход событий. Верного объяснения нет, т.к. каждый воспринимает ситуацию путем своих моделей и конструктов. "Валидность (правильность) конструктов проверяется с точки зрения его прогностической эффективности (будущих результатов), степень которой меняется. Все личностные конструкты биполярны (чел осознает мир в оттенках черное-белое, а не серое). К формированию конструктов приводит когнитивный процесс сравнение. Типы конструктов: учредительный - то что попало в одну классификацию исключается из другой (если чел мексиканец, то о нем будут думать как о мексиканце и никак иначе); констелляторный - отношение к какой-либо категории накладывает на объект соответствующие ей характеристики (продавец - лживый и подлый); предполагающий - противоположен двум предыдущим, помогает принимать альтернативные точки зрения и быть открытым для нового опыта. Все конструкты необходимы для принятия решения и принятию действительности. Мотивация - ненужный конструкт, т.к. отражает мнение психотерапевта, а не пациента, который активный и мыслящий потому что живой. Поведение чела определено тем, как люди прогнозируют события будущего - основной постулат. Понять личность можно лишь изучив ее конструкты. С этой целью Келли разработал метод репертуарных решеток (челу предлагаются 20-30 ролей и по 3 определения к каждой, в зависимости от количества выбранных значимых для него ролей и соответственно и определений изучают его конструкты).
58. Основные принципы гуманистической психологии Гуманистическая психология - особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя. Такими принципами являются: Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие. Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов. Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным. Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма. Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет. Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагм
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.015 с.) |