Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право как фактор, опосредующий политическую деятельность индивидов, организаций.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предписания права в сравнении с нормами морали, обычаев и т.д. в наибольшей степени оказывают влияние и опосредуют политическую деятельность людей. Назначение российского права – быть ориентиром в выборе варианта поведения в политической сфере, соответствовать общенациональным, общечеловеческим интересам. Оно не выполнит этого назначения, если будет выражать преимущественно волю определенных социальных групп, клана или слоя правящей элиты. В современных условиях существенно также право субъектов политических отношений, их право на свободу объединений, свободу слова, реализацию других политических возможностей. Ценность права относительно политической системы российского общества проявляется и в иных аспектах. По-видимому, порядок, образуемый в результате действия права, отражает сочетание интересов различных групп населения, организаций, религий, наций, государственно-территориальных образований. В рамках такого порядка разрешение возможных противоречий и конфликтов обеспечивается в основном путем использования правовых предписаний. Именно это способствует созданию условий для установления мира и согласия в обществе, оптимальной координации деятельности граждан и организаций в рамках различных общественных объединений (партий, профсоюзов и др.). Очевидно и то, что предусмотренные в юридических нормах различные варианты возможного поведения индивидов и организаций в системе политических отношений, способствует их организованному взаимодействию, цивилизованным отношениям между ними. К важнейшим нормативным правовым актами, имеющим прямое отношение к правовым основам политической системы российского общества относятся прежде всего Конституция РФ. Основной Закон страны начинается главой «Основы конституционного строя», содержание которой наиболее отчетливо включает и правовые и политические моменты, влияющие на формирование и действие демократических институтов России. К тому же, названная глава включает следующие функциональные принципы политико-правовой сферы общества: а) народовластие – один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании (ч. 2 ст. 3); б) идеологическое и политическое многообразие (ч. 1 ст. 3) и др. Последнее положение принципиально значимо в связи с тем, что в современной России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной, т.е. единой, оказывающей определяющее воздействие на сознание членов общества. К тому же, политическое и идеологическое многообразие предполагает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил. Это выражается прежде всего в многопартийности, участии политических партий в избирательном процессе и др. Особо значимо то, что в условиях развитой политической системы, право призвано ограничить государственную власть, точнее ее всесилие по отношению к общественным формированиям, личности (установление строгих пределов компетенции органов государственной власти), введение и упрочение системы разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) и др. Нормы права, имеющие непосредственное отношение к политической системе общества, содержатся в Основном законе страны, в законодательных актах, конкретизирующих конституционные нормы (ФЗ «О политических партиях», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.). Нормативная основа демократического процесса России включает не только правовые нормы, отличающиеся политическим содержанием. Заметим, право не может регулировать все отношения в обществе, связанные с этим процессом. Значительные функции здесь выполняют политические нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах (ФЗ «О политических партиях») или в актах партийных организаций, общественно-политических движений и других общественных формирований. Политические нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций. Совокупность регуляторов, содержащихся в партийных документах – уставах и других актах организаций – условно подразделяется на нормы внутреннего действия и внешнего действия. Особенность первой разновидности в том, что они распространяются на членов общественной организации, закрепляются в соответствующем документе (уставе и др.), определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию, обеспечиваются предусмотренными организационными мерами. Второй вид норм (нормы внешнего действия) регулируют отношения между партиями и государством, партиями и иными общественными организациями. Эти нормы также содержатся в уставах, программах, иных актах партий, общественных организаций. Результативность действия таких норм зависит от того, насколько содержащиеся в них идеи теоретически обоснованы, поддержаны общественным мнением. Нормы внутреннего и внешнего действия представляют собой правила поведения людей в политической сфере деятельности, регулируют политические отношения граждан, различных политических институтов. 84. Социальная природа и ценность права. Ответ: В теоретико-правовой науке сложилось два основных подхода к определению социальной природы права. 1. Корпоративный (классовый) подход связывает социальную природу права с выражением воли лиц, стоящих у власти и навязыванием этой воли остальным слоям (классам) общества, в том числе посредством принуждения, насилия, подавления. При таком подходе корпоративные (классовые) интересы превалируют над общесоциальными (общечеловеческими). Данный подход к трактовке социальной природы права характерен для марксистской науки, рассматривающей право как социально-классовый регулятор общественных отношений. 2. Общесоциальный подход рассматривает право как средство достижения социального согласия и компромисса, как средство обеспечения определенного порядка общественных отношений. Право существует в неоднородном обществе, которое состоит из различных групп, слоев, классов, сословий и других социальных образований, интересы которых зачастую вступают в противоречие друг с другом. Для того, чтобы сохранить целостность, стабильность такого общества необходимо своевременно разрешать данные противоречия или хотя бы не допускать их обострения. Для достижения данной цели и создается право. Данные подходы к определению социальной природы права весьма условны, поскольку любому типу права присущи черты как корпоративности, так и общесоциальности. В связи с этим, логично предположить наличие дуализма социальной природы права. Понятие «ценность» в общесоциологическом смысле характеризует способность того или иного явления объективной действительности удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Следовательно, понятие «ценность права» раскрывает его положительную роль для общества, отдельной личности. Ценность права – это его способность служить средством удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов личности и общества в целом. В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С.С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право – это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. По мнению С.С. Алексеева, право обладает: - социальной ценностью; - инструментальной ценностью; - собственной ценностью. Социальная ценность права проявляется в том, что при помощи права: обеспечивается устойчивый порядок общественных отношений, который действует в рамках всего общества, постоянно (непрерывно во времени). Кроме того, право, благодаря своей формальной определенности, позволяет четко определить границы правомерного и неправомерного поведения. Инструментальная ценность выражается в том, что право является мощным регулятивным инструментом, посредством которого решаются разнообразные задачи, стоящие перед обществом в целом, отдельными социальными общностями, индивидами. Право устанавливает систему типовых стандартов поведения, благодаря чему выступает главным средством обеспечения организованности общественной жизни. Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который выражает важнейшие социальные ценности общества – свободу, справедливость, равенство и т.д. 85. Понятие и признаки права. Ответ: Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.). Во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством. Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Признаки права: 1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей, Но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества); 2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов); 3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений); 4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью); 5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне); 6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль). При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная Сторона); 2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне не верно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает. В этой связи можно выделить следующие подходы к сущности права: — классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса); — общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т. п.). Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.116 (0.011 с.) |