Понятие и показатели качества продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и показатели качества продукции



Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Единичный показатель качества продукции – показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств.

Комплексный показатель качества продукции – показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств.

В зависимости от характеризуемых свойств показатели качества продукции делятся на следующие группы.

1. Показатели назначения (технического эффекта, функциональной пригодности) – показатели, характеризующие полезный эффект от эксплуатации (использования) продукции по назначению и обусловливающие область ее применения (например, грузоподъемность автомобиля, номинальное тяговое усилие трактора, сила света для светотехнических изделий и т.д.).

2. Показатели надежности. Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения его параметров. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, ремонтопригодность, долговечность, восстанавливаемость и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.

Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени. Работоспособное состояние – состояние объекта, при котором его параметры находятся в установленных допусках. В качестве показателей безотказности неремонтируемых объектов используются характеристики случайной величины – средняя наработка до отказа, вероятность безотказной работы и др. В качестве показателей безотказности ремонтируемых изделий используются характеристики случайных потоков – параметр потока отказов, наработка на отказ (отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния).

Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния. Для характеристики ремонтопригодности применяется средняя длительность (трудоемкость, стоимость) ремонта.

Сохраняемость – свойство объекта сохранять работоспособность при хранении и транспортировании или в перерывах между использованием по назначению. Для характеристики сохраняемости могут использоваться те же показатели, которые используются для характеристики безотказности, но применительно к режиму хранения, а не работы.

Долговечность – свойство объекта, заключающееся в его способности не достигать предельного состояния в течение некоторого времени или наработки при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Предельное состояние – такое состояние, при котором дальнейшая эксплуатация объекта невозможна или нецелесообразна. Показателями долговечности служат средний ресурс (среднее время работы до достижения предельного состояния) и средний срок службы (среднее календарное время до достижения предельного состояния).

Восстанавливаемость – приспособленность изделий и материалов к восстановлению их свойств после хранения и транспортировки (например, время восстановления до заданного значения показателя качества и уровень восстановления – отношение значения показателя качества после восстановления к заданному или исходному его значению).

3. Эргономические показатели – показатели, характеризующие качество продукции с точки зрения приспособленности ее к эксплуатации (использованию человеком). Эргономические показатели можно разбить на 4 группы:

· Антропометрические показатели характеризуют продукцию с точки зрения размеров и форм человеческого тела. Примеры таких показателей – высота сидения водителя в кабине автомобиля, угол наклона спинки сидения, расстояние до рычагов управления.

· Физиологические показатели характеризуют продукцию с точки зрения силовых возможностей человека, возможностей его органов чувств – зрения, слуха (например, усилие на рукоятке механизма, на рулевом колесе, различимость информации на датчиках).

· Гигиенические показатели характеризуют гигиенические свойства продукции – уровень шума, вибрации, излучений, температура, влажность, запыленность.

· Психологические показатели – показателя качества, участвующие в информационном обмене в системе «человек – изделие», влияют на легкость и быстроту формирования навыков человека, объем и скорость его восприятия и переработки информации с помощью данного изделия. К ним относятся показатели соответствия изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки информации.

4. Эстетические показатели – показатели, характеризующие эстетические свойства: рациональность формы,целостность композиции, художественная выразительность, совершенство производственного исполнения и сохранность товарного виды продукции.

Художественная выразительность определяет способность продукции отражать в форме эстетические проявления и нормы. Художественная выразительность проявляется в художественнообразном выражении социально-значимой информации (знаковость); своеобразии признаков формы, выделяющих данную продукцию среди другой аналогичной (оригинальность); признаках формы, характеризующих общность средств и приемов художественной выразительности (стилевое соответствие); признаках внешнего вида, выделяющих общность господствующих эстетических вкусов и предпочтений (соответствие моде).

Рациональность формы определяет соответствие формы объективным условиям эксплуатации продукции, а также выражение в ней функционально-конструкторской сущности продукции. Рациональность формы проявляется в соответствии формы изделия его назначению, конструктивному решению и применяемым материалам (функционально-конструктивная обусловленность), в соответствии формы действия человека изделию (эргономическая обусловленность).

Целостность композиции определяет гармоническое единство частей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы изделия, его согласованность с другими изделиями. Целостность композиции продукции определяет эффективность использования профессионально-художественных средств для создания композиционного решения и проявляется в общем пространственном строении формы (объемно-пространственной структуре), художественном осмыслении конструкции и материалов (тектопичность), во взаимных переходах и связях объемов, плоскостей и очертаний формы (пластичность), взаимосвязи цветовых сочетаний и использовании декоративных свойств материалов (колорит и декоративность).

Совершенство производственного исполнения и сохранность товарного вида продукции оказывают влияние на особенности эстетического восприятия формы продукции. Совершенство производственного исполнения достигается чистотой исполнения контуров, округлений и соединений отдельных элементов (чистота выполнения контуров и каркасов), тщательностью нанесения покрытий и отделки поверхностей (тщательность покрытий и отделки), четкостью исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов (четкость исполнения знаков и сопроводительной документации), сохраняемостью элементов формы и поверхности от повреждений, стирания и изменения декоративных покрытий (устойчивость к повреждениям).

5. Экологические показатели характеризуют свойства продукции, связанные с вредными воздействиями на окружающую среду при производстве, монтаже, потреблении, эксплуатации, хранении и утилизации продукции, и определяют:

· уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду;

· удельную концентрацию вредных веществ, газов, выбрасываемых в окружающую среду;

· уровень акустического воздействия на окружающую среду;

· уровень электромагнитных, радиационных и других излучений;

· способность к образованию вредных продуктов распада в условиях хранения, транспортировки, утилизации или использования;

· способность вредных веществ аккумулироваться в почве, воде, объектах флоры и фауны, организме человека и др.

6. Показатели безопасности продукции характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при ее потреблении, эксплуатации, транспортировке, хранении и утилизации. Показатели безопасности продукции группируют по однородности характеризуемых ими свойств с учетом различных видов опасностей. Различают показатели травмо-, пожаро-, взрывоопасности, химической, термической, биологической опасности, опасности поражения электрическим током, опасности излучения, распространяющегося от продукции.

7. Показатели технологичности характеризуют особенности состава и структуры продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени для производства продукции и (или) ее потребления (эксплуатации).

Показатели технологичности продукции в сфере производства выражают технологическую рациональность и преемственность продукции по конструктивным и технологическим признакам (составным частям, исходным материалам, структурной композиции и т. п.). К таким показателям относятся показатели сборности конструкции изделия, повторяемости материалов, совместимости, взаимозаменяемости и др. При конкретизации видов затрат (металл, топливо, энергия и т. д.) используют соответствующие показатели материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости и др.

Показатели технологичности продукции в сфере применения характеризуют затраты труда, материалов, топлива, энергии и времени на подготовку к использованию по назначению, техническое обслуживание и ремонт, хранение, транспортировку и утилизацию продукции (например, трудоемкость технического обслуживания или ремонта изделия, энергоемкость продукции при хранении или утилизации и т. п.).

8. Показатели ресурсопотребления характеризуют затраты материалов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению. Для количественной оценки ресурсопотребления следует конкретизировать вид затрачиваемых ресурсов и использовать соответствующие показатели (например, расход топлива, смазок или масел и др.).

9. Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия (например, это отношение стандартных частей к общему числу составляющих).

10. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

В зависимости от роли показателя, выполняемой им при оценке качества продукции, различают классификационные и оценочные показатели.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в виде различных классификационных группировок включена в Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Классификационные показатели используются на исходных этапах оценки качества для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. В оценке качества продукции эти показатели, как правило, не участвуют.

Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства, потребления или эксплуатации. Они используются для нормирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверки качества при контроле, испытаниях и сертификации. Оценочные показатели разделяют на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные (рис. 7.2).

 

Рисунок 7.2 - Классификация оценочных показателей качества

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Правовую основу стандартизации в России образует Закон «О техническом регулировании».

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.011 с.)