Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект).



История государства и права

 

Часть 1. История государства и права России (до начала 18 века)

История государства и права — историко-правовая наука, изучающая и выявляющая исторические закономерности развития системы государства и права. Предмет — изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, госорганов, институтов конкретных государств и народов России в определенный период. История отечественного государства и права является политико-юридической, а не просто общеисторической дисциплиной. Как историко-правовая наука она позволяет создать основу теоретических и практических знаний, формирует широкий политический кругозор. История государства и права России изучает как отдельные факты, так и закономерности исторического периода (главный интерес – исторические факты и явления). В истории права главное внимание уделяется созданию правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. Формы их могут быть разнообразными: манифесты, указы, грамоты, постановления и т.п. В курсе изучается процесс возникновения различных отраслей права (уголовного, гражданского, административного и т.д.) и анализируется содержание и структура наиболее значимых юридических норм. Крупнейшие учёные: Эверс Иоганн Филипп Густав фон; Андреевский Иван Ефимович; Чистяков Олег Иванович; Юшков Серафим Владимирович; Виленский Борис Вениаминович; Крашенинникова Нина Александровна; Томсинов Владимир Алексеевич; Исаев Игорь Андреевич; Новицкая Татьяна Евгеньевна.

История государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населявших её территорию. Государство - это основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом. Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определённой территории. Три составляющих государства: территория, население (единый народ (для древнего государства), множество народов под единой идеей (для империй)), аппарат власти. Признаки государства:

1. Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство.

2. Управление и планирование: публичная власть: глава государства (правительство), парламент, суд, нормирование жизни общества (система права), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика): денежная система, налоговые сборы, государственная казна. Собственность (ресурсы); Территория; Население.

3. Наличие подчинённых организаций: правоохранительная деятельность,вооружённые силы,периферийные административные организации.

4. Наличие государственного языка (языков).

Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект).

Гражданство.

Государственные символы.

Вопрос о том, когда и как возникло государство на территории России - это вопрос дискуссионный. В 20 веке считали, что государство возникло на рубеже 9-10 веков, потом стали говорить о том, что Киевская и Новгородская Русь - это государственные образования. Все исследователи считают по-разному. Вопрос о возникновении Московского государства (конец 15 века, 16 век, 17 век после Смуты). С понятием государства связанно понятие права - совокупность норм. Направленное на регулирование общественных и индивидуальной деятельности людей. Право - это не только законы, но и моральные нормы. Государство - это инструмент, с помощью которого можно проводить законы, право - это те законы, с помощью которых группа людей держат в руках власть и способна проводить свою волю.

Источники права и источники науки истории государства и права. Источники права - творческие силы, которые создают те или иные формы права, это сами формы права. Формы права: обычай (обычное право), закон (в России этот процесс длительный, законы формируются и постепенно вытесняют обычаи). Источники науки - исторические источники, из которых учёные извлекают знания, которые позволяют исследовать историю государства и права. Историки:

Александр Петрович Куницын (преподаватель Лицея, написал в 1818-1820 гг. Право естественное, работал в СПбИУ, идея книги - власть должна формироваться в интересах подданных, а не в интересах правящего класса).

Иван Дмитриевич Беляев (исследовал отдельные исторические памятники, написал учебники, которые пользовались популярностью у многих поколений студентов). Стоит отметить также Невалина, Чеглакова, Леонтовича, Михайлова, Владимирский-Бутанова, Сергиевича, Дмитриева, Корфа и т.д.

Николай Иванович Ланге (история судебных учреждений в России).

Николай Степанович Таганцев (история уголовного права).

Александр Дмитриевич Градовский (судебные учреждения на местах).

Юлий Иссидорович Гессен (теория правового государства).

В 20 веке трудились Юшков, Богословский (право 18 века), Николай Евгеньевич Носов (проблема губной и земской реформы), Лев Владимирович Черепнин (14-15 века акты, анализ судебника 1497 года), Михаил Николаевич Тихомиров (написал работы по Русской правде), Сергей Михайлович Каштанов (древние акты, договора с греками), Владимир Андреевич Кучкин (правовые источники 14-15 вв.), Александр Александрович Зимин (Русская правда до источников 17 века), Мальков (Соборное уложение), Исаев (проблема становления государственности), Рогов (государственные преступления, система наказания и т.д.).

Древнейшие формы права: обычное право (система норм, правил поведения, основанных на обычаи, регулирующие общественные отношения в определенной местности, в конкретной этнической или социальной группе, в основе обычного права - обычай, который зарождается в определенном племени) и договорное право (система норм, правил поведения, основанных на устных договорах). Неписанное право, только позже отдельные проявления права записываются. Обычай трансформируется в обычное право. Обычай - это кровная месть, которую осуществляют мужчины рода. Когда сформировалось обычное право ситуация изменилась, что видно в Статье 1 Правды Русской: мстить может сын за отца, отец за сына, брат за брата. Композиция (вира, пошлина) - это денежная сумма, которая уплачивается в виде компенсации за совершенное преступление, коллективная ответственность за ущерб чужой территории. Обычай освящен Богом. Гарантом правопорядка является вече и княжеская власть. В некоторых странах изготовлялись сборники, у нас таких сборников нет. Первые наши источники - сочетаются нормы права и обычаи.

 

Девятая статья договора – статья о русских, работающих на византийского императора.

Законодательство Владимира Мономаха, его уставы, направлены против ростовщиков (уставы о закупах, резах и т.д.).

Устав о резах.

Устав о закупах. Закуп все время работал у хозяина, если закуп сбегал, то превращался в холопа. Закуп мог отрабатывать свою купу в хозяйстве другого господина, имел право открыто жаловаться на хозяина в суде. Если попортился скот, то закуп несет за него ответственность. Закупа нельзя было на время отдавать в холопы. Если закуп ворует, то господин отвечает за закупа.

Устав о холопах. Холопство по рождению. Если купец потерял товар из-за форсмажора, то по суду он остается свободным, но возвращает деньги. Если же он сам виноват в потере товара, то владельцы товара решают, что с ним делать. Владимир Мономах ограничил продажу в холопство.

Статьи о наследовании. Глава семьи – мужчина, его наследство называется задница. Если сыновей нет, то имущество дочерям, если же он смерд, то имущество – князю. Смерд – зависимый крестьянин; полузависимые люди, зависящие от государства. Часть имущества шла на похороны этого человека. Жены не имели права на задницу.

Статьи о дочерях. Ни сестра сыновей, ни их тетка не имели права на наследство.Братья или же сыновья должны вовремя выдать замуж сестёр.

Содержание Судебника.

Ограничение власти на местах. Ограничивалась власть наместников и волостелей: дела «о ведомых разбойниках» были переданы под юрисдикцию губных старост. Тем самым расширялись рамки проведения губной реформы, охватывавшей ранее лишь северные уезды, а она сама получала юридическое обоснование. Наместники, волостели и все другие правители, назначаемые государем в города и волости, не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной крестьянской общины. «А боярам и детем боярским, за которыми кормление с судом боярским, и им судити, а на суде у них быти дворскому и старосте и лучшим людем». Каждая община должна была иметь не только своих выборных людей и старост на суде, но и своего земского дьяка, который вел бы на суде дела волостных людей. Судебник требует, чтобы для присутствия на суде общины выбирали несколько «лучших людей» и приводили их к присяге. «А в которых волостях наперед сего старост и целовальников не было; и ныне в тех во всех волостях быти старостам и целовальникам.».

Социальные изменения. В целях укрепления социальной базы центральной власти расширялись права служилого сословия. В частности, запрещался переход служилых людей в кабальное холопство, более детально регламентировались взаимоотношения между феодалами и зависимыми крестьянами, законодательно установлен Юрьев день (ст. 88). В определенной степени правительство пыталось расширить права крестьянства и его участие в общественных делах. Выборные представители крестьянских общин должны были участвовать в следствии и судопроизводстве. Наместники ни по суду, ни до суда не могли взять под стражу крестьянина без согласия общинных выборных начальников, старост и целовальников. Закон предоставлял крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком. Также Судебником подтверждалось право свободного перехода крестьян. В статье о крестьянском переходе прямо определяется, что, кроме платежа за «пожилое» и за «повоз», других пошлин нет. То есть для свободного перехода крестьянина не требуется никаких расчетов с господином, кроме двух пошлин; господин не имеет никакого права удерживать крестьянина, заплатившего эти две пошлины. «А дворы пожилые платят в полех за двор рубль два алтына, а в лесах, где десять верст до хоромного (строевого) леса, за двор полтина да два алтына. А пожилое имати с ворот, а за повоз имати с двора по два алтына; а опричь того на нем пошлин нет». Судебник препятствовал насильственному обращению крестьян в холопы и разрешал крестьянский переход, если даже господин оплатил долги крестьянина.

Стратификационная система штрафов. Судебник защищал честь любого члена общества, однако штрафы за бесчестье различались. За бесчестье боярина обидчик платил штраф 600 рублей, за дьяка - 200 рублей, за первостепенного купца - 50 рублей, за посадского человека — 5 рублей, крестьянина — 1 рубль. Женщине платилось «бесчестие» вдвое против мужчин ее звания («Русская история» Н.И. Костомаров).

Судопроизводство и доказательства. До принятия Судебника запутанные дела, решение которых заходило в тупик, могли решаться посредством поединка спорящих сторон — «поля». Победитель в бою считался выигравшим дело. Судебник ограничивал проведение подобных ордалий. «Поле» нельзя было проводить «бойцу с небойцом» (например, если это больной, старый или совсем юный человек), за исключением случаев, когда этого желает сам «небоец». Или же вместо себя можно было выставить «наймита». Судебник разрешал «поле» не только для определения победителя в деле, но и для выяснения надёжности показаний свидетелей (послухов).

Стоглавый собор 1551 года.

Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение (гл. 99). Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом. Стоглав пытался решить следующие насущные вопросы:

· укрепления церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей;

· унификация церковных обрядов и служб;

· полномочия церковного суда;

· против пережитков язычества среди населения;

· жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т.д.

Стоглав зафиксировал порядок богослужения, принятый в Московском государстве: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша» (Стоглав 31); «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — слава тебе Боже…» (Стоглав 42). Указанные нормы продержались до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви, приведшая, в частности, к следующим изменениям:

1. Замена двуперстного крестного знамения трехперстным;

2. Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая);

3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

Резкость и некорректность проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, что привело к расколу церкви на новооборядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев (не принявших реформы). На Большом Московском церковном соборе 1667 положения Стоглавого собора были признаны написанными «неразсудно, простотою и невежеством»; сама подлинность Стоглава была подвергнута сомнению. К началу XX века было известно не менее 100 списков рукописного Стоглава.

VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму». Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных

областей. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский

Съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет народных комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и

контролирующим органом. Он давал «общее направление деятельности» правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства. Все решения правительства докладывались ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них. Всего образовывалось 18 народных комиссариатов. Единоличные решения народных комиссаров могли обжаловаться состоявшей при наркомате коллегией в Совет народных комиссаров или Президиум ВЦИК.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры. Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие полномочия по реализации их компетенции. Этот принцип получил наименование демократического централизма.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав:

лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право, как всеобщее. Представительство от социальных групп, имевших избирательное

право, не было равным. При выборах на Всероссийский съезд городские Советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды Советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тыс. избирателей, во втором — от 125 тыс. Подобное же преимущество городские Советы имели при выборах на областные и губернские съезды.

Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным в Конституции правилом: рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в своих партийных и профсоюзных организациях,

что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных органах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы (правило, действовавшее при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Так создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, поскольку на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования. Комплекс конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным. Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании

правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и

формирования ее структур, положив в их основание новую идеологию.

История государства и права

 

Часть 1. История государства и права России (до начала 18 века)

История государства и права — историко-правовая наука, изучающая и выявляющая исторические закономерности развития системы государства и права. Предмет — изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, госорганов, институтов конкретных государств и народов России в определенный период. История отечественного государства и права является политико-юридической, а не просто общеисторической дисциплиной. Как историко-правовая наука она позволяет создать основу теоретических и практических знаний, формирует широкий политический кругозор. История государства и права России изучает как отдельные факты, так и закономерности исторического периода (главный интерес – исторические факты и явления). В истории права главное внимание уделяется созданию правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. Формы их могут быть разнообразными: манифесты, указы, грамоты, постановления и т.п. В курсе изучается процесс возникновения различных отраслей права (уголовного, гражданского, административного и т.д.) и анализируется содержание и структура наиболее значимых юридических норм. Крупнейшие учёные: Эверс Иоганн Филипп Густав фон; Андреевский Иван Ефимович; Чистяков Олег Иванович; Юшков Серафим Владимирович; Виленский Борис Вениаминович; Крашенинникова Нина Александровна; Томсинов Владимир Алексеевич; Исаев Игорь Андреевич; Новицкая Татьяна Евгеньевна.

История государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населявших её территорию. Государство - это основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом. Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определённой территории. Три составляющих государства: территория, население (единый народ (для древнего государства), множество народов под единой идеей (для империй)), аппарат власти. Признаки государства:

1. Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство.

2. Управление и планирование: публичная власть: глава государства (правительство), парламент, суд, нормирование жизни общества (система права), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика): денежная система, налоговые сборы, государственная казна. Собственность (ресурсы); Территория; Население.

3. Наличие подчинённых организаций: правоохранительная деятельность,вооружённые силы,периферийные административные организации.

4. Наличие государственного языка (языков).

Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект).

Гражданство.

Государственные символы.

Вопрос о том, когда и как возникло государство на территории России - это вопрос дискуссионный. В 20 веке считали, что государство возникло на рубеже 9-10 веков, потом стали говорить о том, что Киевская и Новгородская Русь - это государственные образования. Все исследователи считают по-разному. Вопрос о возникновении Московского государства (конец 15 века, 16 век, 17 век после Смуты). С понятием государства связанно понятие права - совокупность норм. Направленное на регулирование общественных и индивидуальной деятельности людей. Право - это не только законы, но и моральные нормы. Государство - это инструмент, с помощью которого можно проводить законы, право - это те законы, с помощью которых группа людей держат в руках власть и способна проводить свою волю.

Источники права и источники науки истории государства и права. Источники права - творческие силы, которые создают те или иные формы права, это сами формы права. Формы права: обычай (обычное право), закон (в России этот процесс длительный, законы формируются и постепенно вытесняют обычаи). Источники науки - исторические источники, из которых учёные извлекают знания, которые позволяют исследовать историю государства и права. Историки:

Александр Петрович Куницын (преподаватель Лицея, написал в 1818-1820 гг. Право естественное, работал в СПбИУ, идея книги - власть должна формироваться в интересах подданных, а не в интересах правящего класса).

Иван Дмитриевич Беляев (исследовал отдельные исторические памятники, написал учебники, которые пользовались популярностью у многих поколений студентов). Стоит отметить также Невалина, Чеглакова, Леонтовича, Михайлова, Владимирский-Бутанова, Сергиевича, Дмитриева, Корфа и т.д.

Николай Иванович Ланге (история судебных учреждений в России).

Николай Степанович Таганцев (история уголовного права).

Александр Дмитриевич Градовский (судебные учреждения на местах).

Юлий Иссидорович Гессен (теория правового государства).

В 20 веке трудились Юшков, Богословский (право 18 века), Николай Евгеньевич Носов (проблема губной и земской реформы), Лев Владимирович Черепнин (14-15 века акты, анализ судебника 1497 года), Михаил Николаевич Тихомиров (написал работы по Русской правде), Сергей Михайлович Каштанов (древние акты, договора с греками), Владимир Андреевич Кучкин (правовые источники 14-15 вв.), Александр Александрович Зимин (Русская правда до источников 17 века), Мальков (Соборное уложение), Исаев (проблема становления государственности), Рогов (государственные преступления, система наказания и т.д.).

Древнейшие формы права: обычное право (система норм, правил поведения, основанных на обычаи, регулирующие общественные отношения в определенной местности, в конкретной этнической или социальной группе, в основе обычного права - обычай, который зарождается в определенном племени) и договорное право (система норм, правил поведения, основанных на устных договорах). Неписанное право, только позже отдельные проявления права записываются. Обычай трансформируется в обычное право. Обычай - это кровная месть, которую осуществляют мужчины рода. Когда сформировалось обычное право ситуация изменилась, что видно в Статье 1 Правды Русской: мстить может сын за отца, отец за сына, брат за брата. Композиция (вира, пошлина) - это денежная сумма, которая уплачивается в виде компенсации за совершенное преступление, коллективная ответственность за ущерб чужой территории. Обычай освящен Богом. Гарантом правопорядка является вече и княжеская власть. В некоторых странах изготовлялись сборники, у нас таких сборников нет. Первые наши источники - сочетаются нормы права и обычаи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.06 с.)