Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
VII . Подведение итогов (2 ч)
Анализ сжатого изложения и работа над ошибками.
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
| Тема раздела,
тема занятия
| Кол
час
| Задание
| Текст
| I
| Грамотность чтения – 1 ч.
| 1.
| Введение. Что такое грамотность чтения?
|
| Диагностическая работа: анкетирование по выявлению затруднений в восприятии и воспроизведении текста.
| «У каждого из нас когда-то были любимые игрушки…»
| II
| Размышляем о содержании текста – 2 ч.
|
| Понимание текста
|
| Анализ текста по вопросам:
1. На какой вопрос в тексте нет ответа?
2. В каком предложении содержится информация,
необходимая для ответа на вопрос: «Почему Илья обвиняет в своем несчастье архитектора?»
3. Как характеризует героя информация, заключенная в предложениях 10–12?
| «В первую минуту
мы стоим в оцепенении перед огромной елкой».
|
| Выбираем верные
утверждения
|
| Анализ содержания текста
Запишите номера правильных утверждений.
| «Мы привыкли к
белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были
раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда – в красный и синий, оружие – в золотой».
| III
| Наводим порядок в тексте – 9 ч.
|
| Устранение
повторов
|
| Задание 1.Устраните
ненужные повторы: замените существительные
местоимениями они
| «Лучший в мире
специалист по паровым машинам -
это Карлсон»!
|
|
|
| который; употребите
предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения
в сложные. В части биспользуйте для связи союзы: и, и, и, так что, хотя, потому что, зато
|
|
| Устранение
повторов
|
| Задание 2.Исправьте текст,
устранив повторы с помощью местоимений, существительных «гусь»,
«рыба»,объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: правда, но, но, и
| «Мартин подплыл к
берегу. В клюве у Мартина был зажат маленький красноглазый карасик».
|
| Восстановление
семантико- синтаксических связей
|
| Исправьте текст, устраните
повторы и однообразие синтаксических конструкций, используя указанные
средства связи и конструкции
| «Усатый сразу
проявил такую щедрость. Гаврик ахнул».
|
| Устранение
однообразных синтаксических конструкций и повторов
|
| Исправьте текст: сделайте его
более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций.
| «Одно из самых
важных свойств золота - исключительно высокая химическая
стойкость золота».
|
| Устранение
повторов и однообразных синтаксических конструкций
|
| Исправьте текст: сделайте его
более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций
| «Римляне слишком
охотно выст...вляли Спартака в качестве заурядного разбойнич...го главаря».
|
| Восстановление
разнообразных синтаксических конструкций
|
| Задание 1.Восстановите
связи между предложениями, устраните повторы, используйте для связи слова:
как ни, и, и, и, но, хотя, а, что.
| Текст 1 «Две самые
сильные обезьяны подхв...тили Маугли под мышки».
|
| Задание 2.Сделайте текст
более связным, используя слова: то и дело, а потом,
сначала, с минуту, потом, но вот.
| Текст 2
«Мартин лежал
неподвижно. Он открыл глаза,
глотнул разок-другой и с трудом встал на лапы».
|
| Восстановление
предложений с
|
| Найдите ошибки, связанные с
употреблением косвенной
| «Мальчик испуганно
сказал, что, бабушка,
|
| косвенной речью
|
| речи. Перепишите, исправляя
предложения.
| я боюсь».
|
| Редактирование
испорченного текста. Итоговое задание по теме
|
| Перед вами к
«испорченный» текст, который надо отредактировать. Разбейте текст на абзацы. Установите между предложениями причинно-следственные связи и соедините предложения, если это требуется, подходящими союзами, логическими связками. Запишите восстановленный текст.
| «Друзья крепко
проспали всю ночь. Моховая Борода первым открыл глаза».
| IV
| Структура текстов разных типов: повествования, описания, рассуждения – 5 ч.
|
| Структура текста-
повествования. Сжатие и построение повествовательного текста
|
| 1.Подчеркните только то, без
чего нельзя понять смысл рассказа.
2. Оцените, правильно ли ученик выполнил предыдущее задание.
| «Жила девочка Женя.
Однажды…»
|
| Структура текста-
описания:
вступление- описание-вывод.
Построение
описаний
|
| Задание. 1.Раскройте
скобки, чтобы получились связные предложения
Задание 2.Из приведенного плохого описания сделайте хорошее:
1) объедините
предложения, добавьте в описание свое отношение к собаке; или 2) опишите собаку в движении, но так, чтобы все ее признаки были названы; или 3) придумайте ситуацию, в которой понадобится описание (знакомство, узнавание,
встреча после долгой разлуки).
Задание. 3.Какие слова повторяются во втором абзаце? Является ли это повторение речевой ошибкой? Почему?
Вставьте подходящие по смыслу сказуемые.
| Текст 1«Тоненький,
пискливый, надтреснутый
голосок послышался откуда-то из глубины лавки».
Текст 2
«Моя собака
маленькая, коричневая. У нее гладкая шерсть. У нее белое пятно на правом боку. У нее белое пятно на левом глазу. У нее длинные висячие уши».
Текст 3.
«Остановилась
машина со скрипом и стоном, и это было неудивительно, потому что от колес до самой крыши она была нагружена багажом».
|
| Структура текста-
рассуждения: тезис
– аргументы –
вывод.
|
| Работа с шаблоном текста-
рассуждения
| Речевые клише для
создания текста- рассуждения
|
| Построение
рассуждений
|
| Задание 1.Восстановите
правильный порядок предложений в рассуждении
| 1. «Суда во времена
Колумба не могли совершать очень длительных плаваний в открыт...м море».
|
| Задание 2.Разберитесь, в
каких предложениях содержатся тезисы, в каких - доказательства.
Восстановите правильный
порядок предложений; не забудьте новую мысль написать с красной строки.
| 2. «Трудно даже
представить, что произ...шло бы с окружающ...м нас миром, если бы вдруг
и...чезли металлы».
| V
| Логика построения текста. Анализ и обработка текста-рассуждения – 10 ч.
|
| Тема, микротема и
основная мысль текста.
|
| 1.В каждом предложении
найдите слова, в которых сформулирована
основная мысль. Остальное заключите в скобки.
2. Части, не заключенные в
скобки, соедините в одно предложение.
Выпишите из толкового словаря значение слов громоздкий и бесполезный, перескажите получившееся предложение, не используя этих прилагательных.
| «Чтобы спартанцы не
копили богатств, в Спарте деньгами служили
железные прутья».
|
| Деление темы
текста на микротемы
|
| 1. Подчеркните предложения,
в которых содержатся
тезисы. Разбейте текст на
абзацы.
2. Кратко перескажите предложения, не являющиеся тезисами.
| «Более двух тысяч
лет назад пряности ценились наравне с золотом».
|
| Тезисы и
аргументы
|
| Подчеркните предложения, в
которых содержатся тезисы. О скольких разных явлениях идет речь в данном тексте? Найдите в тексте такие слова, которые не описывают эти явления, а точно их
называют. Перескажите текст
| «Есть немало
явлений, которые происходят на Земле из-за Луны».
|
|
|
| одним предложением.
|
|
| Создание перехода
от тезиса к доказательству
|
| Найдите главную мысль
первого абзаца и подумайте, доказывается ли она и во
втором абзаце.
Сформулируйте переходот I ч. ко II ч. и мысль, которую иллюстрирует история, рассказанная во втором абзаце.
| «Географическая
карта (н...)раз служила подсказкой
при выборе имени
для вновь открытых химических элементов. Взгляните на таблицу Менделеева»
|
| Соединение
тезисов и доказательств
|
| 1.Сравните первую и вторую
части. В какой из них содержатся тезисы, в какой - доказательства?
2.Соедините обе части в единый связный текст. Для развития и иллюстрации мыслей первой части используйте предложения второй. Для более очевидной связи употребите, где нужно, слова зато, но, пожалуй.
| «1.К сож...лению, не
все об...татели лесов и степей жизн...деятельностью
своей об...г...щают почвы и пом...гают р...сти травам и деревьям».
|
| Восстанавливаем
правильный порядок
предложений и абзацев
|
| 1. Подчеркните предложения
или части предложений, в которых заключена главная
мыслькаждого из абзацев.
2. Выберите тезис, который соединяет первый и второй абзац
3. Перескажите текст, сохранив только тезисы и опустив все примеры.
| «В каждом музее, где
есть греческие вазы, они бережно
хранятся и выставляются на почетных местах».
|
| Обозначение
логических связей с помощью специальных слов: союзов, частиц
|
| 1.Разберитесь, в каких
предложениях содержатся тезисы, в каких – доказательства. Восстановите правильный
порядок предложений:
не забудьте новую мысль написать с красной строки.
| «Листья березы и
липы из зеленых становятся желтыми».
|
| Восстановление
логических связей
|
| Определите, как связано по
смыслу второе предложение с первым (будем использовать слова
«противопоставление»,
«подобие»,
«причина», «следствие»), и
| «Малыш очень
любил слушать сказки».
|
|
|
| добавьте подходящее слово:
но, однако, тоже, потому что, поэтому.
|
|
| Упорядочение элементов рассуждения Восстановление правильного порядка предложений
|
| Восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст о важном научном открытии. Какое предложение здесь лишнее?
| а) «При помощи остр...умных соображений Аристотель док...зал шар...образность Земли».
|
| Восстановление
семантико- синтаксических связей
|
| Сделайте текст более
связным, для этого соедините простые предложения в сложные разных видов, в
предложения с однородными сказуемыми; кроме необходимых союзов используйте частицы, вводные слова, а также обстоятельства времени.
| «Странный страх
всегда сопутствовал Павлу с младенческих лет.
Ему постоя...о мерещилась какая(то) опас...ость».
| VI
| Освоение приемов сжатия текста – 6 ч.
|
| Приём обобщения
информации –
замена однородных членов
обобщающим
словом
|
| 1.Замените ряд однородных
членов обобщающим словом
(где нужно, измените форму согласующихся слов)
| «1. О его учености
знали и мельник, и солдаты, и дамы, и
министры».
|
| Приём обобщения
информации – замена общим по смыслу словом или словосочетанием.
|
| Передайте содержание
выделенного фрагмента более общим по
смыслу словом или словосочетанием.
| «1. Маленькими
кулаками он тер глаза и размазывал слезы по щекам».
|
| Приём обобщения
информации – замена общим по смыслу словом или словосочетанием.
|
| На пустой строчке запишите
предложение, которое обобщает
смысл выделенного фрагмента.
| «1. По широкой
лестнице его понесли кверху, в зал. Продавец на
секунду зажмурился».
|
| Приём исключения
второстепенной информации
|
| 1.Подчеркните в тексте
только то, без чего нельзя понять смысл
рассуждения. Разбейте текст на абзацы.
2. Заполнив пропуски в опорных предложениях,
передайте основное
| «Можно прыгать по-
заячьи, выть по- волчьи, сидеть по- турецки».
|
|
|
| содержание текста.
|
|
| Приём исключения
повторяющейся информации
|
| 1. В каждом абзаце
подчеркните однородные по смыслу фрагменты
предложения. Выберите для
краткого изложения только один
из них.
| «Сжечь корабли –
окончательно, решительно порвать
с прошлым».
|
| Написание сжатого
изложения
|
| Написание сжатого
изложения
| «Слово «мама» —
особое слово».
| VII
| Подведение итогов – 2 ч.
|
| Анализ сжатого
изложения. Работа над ошибками.
|
| Анализ сжатого изложения
Работа над ошибками.
| «Слово «мама» —
особое слово».
|
| Итоговое занятие
|
| Какие задания можно
придумать, чтобы сделать из фрагмента книги «Катя и крокодил» упражнение на сжатие текста?
| «Папа ушел, а кран в
ванне остался открытым».
|
Приложение
Диагностическая работа
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека
есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого
человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
(158 слов)
Итоговое изложение
Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в
годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них. (165 слов)
Список источников
1. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы, Н.А.Шапиро, “Первое сентября”,
2002г
2. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и
практика. Н. Шапиро. «Русский язык» ИД «Первое сентября», № 16,17, 2010г
3.Принципы и приемы редактирования текста в процессе работы над сочинением, Н.А.Шапиро, Издательский дом «Первое сентября»
4. Учимся размышлять, Н.А.Шапиро, Издательский дом «Первое сентября», № 34,
35, 36, 2002
5. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. Шапиро Н.А. – М.: Сентябрь, 2000
|