Была ли Россия отсталой страной? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Была ли Россия отсталой страной?



Билет 1

Была ли Россия отсталой страной?

Россия отстает в развитии от западных (индустриальных) стран на 50 лет, из-за того что важные преобразовательные реформы были проведены значительно позднее, чем на Западе (отмена крепостного права 19/02/1861). Незавершенность реформ сдерживала развитие России.

Накануне Первой мировой войны Р. быстро развивалась, но была страной отсталой по сравнению с передовыми странами Европы и США. Развитие было неравномерным. Индустриальный сектор шел в ногу со временем, в то время как аграрный сильно отставал. Р. имела высококлассную науку и систему образования, но не стала центром инноваций, импортировала новинки. С 1861 по 1913 г. Р трижды поражали кризисы, из которых экономика выходила медленно (западные страны восстанавливались за 2-3 г.) В 1891 г. - страшный голод. Поражение в Русско-японской войне, революция 1905–1907 гг. – знаки нарастающей соц.-полит. Нестабильности. Но! Весь этот период был временем небывалого в истории страны экономического подъема. При этом незавершенность реформ сдерживала развитие.

Если обобщать, то отсталость преодолевалась медленно из-за реакционности царизма, бюрократии, обремененности имперскими амбициями, а более всего из-за пережитков феодализма. Россия обладала огромным потенциалом развития, однако не использовала его полностью. Именно этим объясняется быстрый подъем в период 1861–1913 гг., тем не менее, сохранение отсталости.

Содержание и цель макроэкономической стабилизации.

Содержанием процесса макроэкономической стабилизации: достижение стабильности общего уровня цен, производства и занятости после того, как эти параметры по тем или иным причинам были выведены из состояния равновесия, например в ходе кризиса.

В переходной экономике, в том числе в России, открытая фаза кризиса начинается после либерализации цен. Тогда обычно инфляция резко усиливается, усиливается спад производства, сокращается занятость.

В этих условиях первая и главная цель макростабилизации: остановить рост цен, ввести в приемлемые границы инфляцию, создать тем самым условия для восстановления роста экономики и уровня благосостояния населения. При этом антиинфляционные меры могут угнетающим образом воздействовать на производство и занятость. Пока имеют место эти явления, в целом макростабилизация не считается завершенной. Однако если достигается сначала снижение инфляции, стабилизация цен и курса национальной валюты, то уже можно говорить о частичной, ценовой, или финансовой, стабилизации.

В России в 1992 г. была осуществлена широкомасштабная либерализация цен, сопряженная с демонтажем всей планово-распределительной системы. С 1 июля был введен свободный рыночный курс рубля. Сделано это было в условиях крайне острых структурных диспропорций в экономике и при наличии огромного инфляционного навеса, сложившегося вследствие безответственной денежной политики предыдущего правительства при твердых государственных ценах. Предпринять какие-либо шаги по предварительному сокращению масштабов инфляционного навеса, как это предполагалось в программе "500 дней", не удалось. Поэтому крупный скачок инфляции был предопределен.

Вслед за либерализацией должны были быть осуществлены весьма жесткие меры по финансовой стабилизации. Сделать это можно было только путем резкого сокращения государственных расходов и сжатия денежной массы плюс к этому посредством усиления контроля за ценами и тарифами естественных монополий.

Макроэкономическая стабилизация – один из самых болезненных и тяжелых процессов переходного периода и, естественно, уже по этой причине предмет самых ожесточенных споров.

 

Билет 2

Аграрно-индустриальный переход. Капитализм и феодализм. (закреплено за 3102)

Бизнес и бюрократия. Собственность и власть. Перераспределительные коалиции по Олсону.

В 1993-94 гг. после приватизации на 85% предприятий не было владельцев блокирующего пакета акций. В 2000 гг. на 38% предприятий было доминирование 2-3-х акционеров-аутсайдеров с контрольным пакетом (Bevan, Estrin, Kuznetsov и др., 2001]

 

Под перераспределительной активностью понимается деятельность, направленная на изменение пропорций присвоения производимого продукта без улучшения его качества или увеличения объема.

Говоря о перераспределении, мы имеем в виду, что исходная система распределения благ фиксирована и обеспечивается “нормальной” деятельностью экономических агентов.

Перераспределительная активность может осуществляться индивидами или организованными группами. К ней относятся различные формы захвата прав на получение прибыли: вытеснение конкурентов, борьба за лицензии, лоббирование законов, выгодных группе, коррупция, уход от налогов, воровство. Как видно из этого (не полного) списка, она может быть как легальной, так и «теневой». В западной, а в последние годы и в российской литературе перераспределительную активность часто отождествляют с присвоением ренты («rent seeking»), используя этот термин в его расширенном толковании. Мы предпочитаем применять его лишь тогда, когда речь идет о перераспределении доходов, возникающих в результате привилегированности позиций соответствующих экономических агентов. Впрочем, в большинстве случаев эти термины действительно синонимичны.

Билет 3

Билет 4

Аграрный вопрос.

Целей у новой аграрной реформы Столыпина было несколько: повысить эффективность; создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников; разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город (промышленность); обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны.

Основное направление реформ:

1). Разрушение общины и развитие частной собственности.

Все крестьяне получали право выхода из общины. Указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли.

Крестьянский банк.

В 1906 - 1907 году указаниями царя часть государственных и удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита.В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

Переселение крестьян.

Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%

Кооперативное движение.

Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. Однако реформа была прервана, из-за смерти Столыпина и начала войны. После этих обстоятельств результаты реформы быстро пошли на «нет». Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ.

 

Билет 5

Билет 6

Билет 7

Билет 8

9. Централизованное планирование и иерархия управления

В программе Ленина были следующие мероприятия: Ленин рассматривал контроль над банками и синдикатами как переходную и подготовительную меру к национализации, к превращению их в общенародное достояние.

Ленинская программа постепенного перехода к социализму не предусматривала немедленной экспроприации, лишения собственности всех капиталистов. Ленин в мае 1917 г. писал, что надо взять главную крепость финансового капитала, а отдельных капиталистов и даже большинство капиталистов пролетариат не намерен лишать «всего» и «раздевать», как утверждали буржуазные пропагандисты. Напротив, рабочий класс намерен приставить их «к полезному и почетному делу — под контролем самих рабочих». Ленин указывал, что в начале перехода к социализму достаточно экспроприировать крупнейших капиталистов, банковских и торгово-промышленных воротил, лишить собственности на средства производства несколько сот, самое большее — одну-две тысячи миллионеров. Таким образом, ленинская программа мирного развития социалистической революции предусматривала лишение средств производства магнатов капитала и постепенное приобщение к полезному для общества труду капиталистов под контролем Советов.

Первоочередным революционно-экономическим мероприятием в области сельского хозяйства явилась национализация земли, которая только одна могла радикально покончить с помещичьим землевладением, тормозившим экономическое развитие страны. «Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов» — это программное требование, записанное в Апрельских тезисах, было еще ранее всесторонне обосновано в трудах В. И. Ленина по аграрному вопросу. В них неопровержимо доказано, что ликвидация помещичьего землевладения и уничтожение частной собственности на землю являлись назревшей экономической необходимостью. Это отвечало и интересам большинства крестьянства и потому встречало его поддержку.

Национализация земли, как указывал Ленин, доводила до конца буржуазно-демократическую революцию, освобождая Россию от пережитков средневековья. В условиях развития социалистической революции национализация земли становилась шагом к социализму.

Коммунистическая партия в противовес политике буржуазного Временного правительства и вопреки советам меньшевиков и эсеров призывала крестьян к немедленному самочинному осуществлению земельных преобразований, к немедленной и полной конфискации помещичьих, а также удельных, церковных, кабинетских и прочих земель по решениям Советов крестьянских депутатов на местах. Партия советовала крестьянам брать землю организованно, не допуская порчи имущества и заботясь об увеличении производства сельскохозяйственных продуктов.

В ленинском плане постепенного и мирного перехода к социализму намечалось образование из крупных помещичьих имений образцовых хозяйств, которые велись бы на общественный счет Советами депутатов от сельскохозяйственных рабочих под руководством агрономов и с применением наилучших технических средств.

Ленин уже тогда разъяснял трудящимся крестьянам преимущества крупного общественного хозяйства и необходимость постепенного перехода к нему. Одной национализации земли было недостаточно для спасения трудящегося крестьянина от нужды и кулацкой эксплуатации: «одна земля еще не накормит». Мелкое хозяйство при сохранении товарного производства и капитализма не в состоянии избавить массы от нищеты и угнетения, «надо думать о переходе к крупному хозяйству на общественный счет и браться за него тотчас, уча массы и учась у масс практически целесообразным мерам такого перехода».

На местах крестьяне предпринимали различные практические шаги к организации общественной обработки земли. Коммунистическая партия поддерживала революционные начинания передовых крестьянских комитетов, которые забирали помещичьи земли в свои руки и использовали машины и инвентарь имений как коллективную собственность для обработки земли39.

Ленинская программа перехода к социалистической революции намечала практические меры по преодолению хозяйственной разрухи, вызванной империалистической войной и усугубляемой антинародной политикой буржуазного Временного правительства, заправил банков и синдикатов. На Апрельской партийной конференции Ленин говорил, что хозяйственная программа должна указывать, как выйти из разрухи, что шаги к социализму должны увязываться с задачами борьбы с разрухой40.

«Путь к спасению от катастрофы, — указывал Ленин, — лежит только в установлении действительно рабочего контроля за производством и распределением продуктов»41. В ряде рабочих центров Советы фактически взяли власть в свои руки и провели важные экономические мероприятия: повысили заработную плату и сократили рабочий день, не уменьшая объема производства, обеспечивали население продовольствием, ввели контроль за производством и распределением, поддерживали революционную инициативу крестьян в решении вопроса и о власти в деревне, и вопроса о земле.

Период мирного развития революции продолжался с конца февраля до начала июля 1917 г. — до перехода всей власти в государстве в руки буржуазной контрреволюции. «Всякие надежды на мирное развитие русской революции исчезли окончательно»42, — писал Ленин 10(23) июля 1917 г. Большевистская партия начала подготовку вооруженного восстания рабочих с целью завоевания власти рабочим классом при поддержке его беднейшим крестьянством, для осуществления программы перехода к социализму.

В новых условиях Ленин продолжал разработку экономической программы социалистической революции.

Диктатура пролетариата, указывал Ленин, — «государственная власть, централизованная организация силы» — необходима прежде всего «для подавления сопротивления эксплуататоров», для закрепления победы социалистической революции, для подавления всяких покушений на ее завоевания со стороны свергнутых эксплуататорских классов, для обороны страны от внешних врагов. Вместе с тем диктатура пролетариата необходима и для руководства всеми трудящимися массами в строительстве нового общества, «для руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства»

 

Цели и цена реформ.

После распада СССР, страна нуждалась в радикальных экономических реформах, в перестройке экономики. В 1990-1991 гг. было сформировано правительство, состоявшее из сторонников экономических реформ – Б.Н. Ельцин, Е.Т. Гайдар, А.Н. Шохин, А.И. Нечаев, А.Б. Чубайс. В 1992 году было решено провести экономическую реформу, главной целью которой был переход к рыночной экономике. Также целью данных реформ ставилось: приватизация государственной собственности, либерализация цен, структурная перестройка экономики.

В 1992 году началась либерализация цен, в результате чего в стране развилась гиперинфляция. После отмены советского рубля в 1993 и 1000кратной деноминации нового рубля в 1998 году, 17 августа 1998 года на страну обрушился экономический кризис, обрушив курс рубля и этот год можно считать годом окончания экономических реформ.

Какова была цена этих реформ? Сразу после начала реформ, в 1992 году, при монетарной политике эмиссии денег в стране быстро развилась и укрепилась гиперинфляция, что сделало население значительно беднее(по данным статистики – примерно на 70%). Также это вызвало рост безработицы, нерегулярность выплаты заработной платы работникам и к обесценению этой заработной платы.

В свою очередь, либерализация внешней торговли привела к притоку дешевых импортных товаров на российский рынок, что привело к постепенному вытеснению российских производителей.

Приватизация привела к распродаже государственных предприятий по цене, которая была в десятки раз меньше их настоящей цены в результате инфляции. В итоге, в России сформировался класс олигархов-владельцев таких предприятий. «ПриХватизация».

В результате экономических реформ 1990-х, основная цель не была достигнута. Россия понесла высокие потери, не достигнув ничего. В 1998 году разразился кризис, дефолт по государственным ценным бумагам, деньги обесценивались со скоростью звука. по данным статистики, индекс потребительских цен с 1992 по 1995 увеличился в 1187 раз, номинальная зарплата в 616 раз. в начале 1990-х уровень жизни населения снизился до показателей 1940-50-х годов. Произошла техническая деградация экономики, количество наукоемких производств сильно снизилось.

За 1990-1999 гг. сельское хозяйство пришло в сильный упадок. Резко сократились посевные площади, сбор зерна и поголовье скота.

Из социальных последствий можно отметить резкий рост смертности и падение рождаемости(показатели смертности сравнивают с показателями смертности в годы ВОВ – с 1991 по 2000 умерло 3-3.5 млн. человек по сравнению с 4.2 млн. человек в годы ВОВ). Резкое ухудшение здоровья населения и ухудшение питания. Также отмечается рост преступности(с 1991 по 1999 в результате преступлений погибло 740 тысяч человек только по данным официальной статистики, реальное число преступлений могло быть намного больше).

Проблемы бедности.

1. Подходы к понятию бедности.: Абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц). Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

2. Масштабы бедности в России. Доля бедных в населении России составляла в 1992 году 33,3% населения, в 1993 году – 31,5%, в 1994 году – 22,4%, в 1995 году – 24,7%, в 1996 году – 22,1%, в 1997 году – 20,8%, в 1998 году – 23,4%., в 1999 году – 29,9%, в 2000 году – 30%. В 2011 году по данным Росстата уровень бедности (доля людей с доходами ниже ПМ) составил 12.7%, дефицит дохода у них -425 млрд руб. Прожиточный минимум сейчас 6131 р.

3. Методы борьбы с бедностью. Создание условий для самостоятельного выхода из бедности для трудоспособных, институциональные реформы, направленные на обеспечение трудовых прав инвалидов, женщин с малолетними детьми, молодежи.

 

Билет 9

Социальное расслоение.

После распада СССР резко усилилось имущественное расслоение населения, появились значительные слои так называемых новых бедных. В нашей стране, несомненно, сформировалась правящая верхушка сверхбогатых людей, которые в зависимости от ситуации позиционируют себя как политиков, чиновников высокого ранга или просто богатых людей (олигархов). Сформировался и средний класс, довольно неоднородный по доходам, состоящий из людей, обслуживающих в той или иной форме интересы правящей группы. В него входят группы хорошо оплачиваемых работников наемного труда: менеджеры, лица свободных профессий, научные работники, работники в сфере информатики и массовой информации, работники искусства, врачи, административные, торговые и инженерно-технические работники предприятий. Они образуют верхний слой среднего класса. К среднему классу относят также учителей школ, средний медицинский персонал и социальных работников, а также служащих государственных учреждений, техников, торговых агентов и т. д. Коэффициент Джини в 2000г примерно 40% (много). Также существенны различия в уровне жизни между крупными городами и отдаленными регионами.

 

 

Билет 10

Партии и представительство интересов. (закреплено за 31СД)

 

Билет 11

Средний класс.

В последние месяцы тема среднего класса находится в центре политического, общественного и экспертного внимания. О формировании массового среднего класса говорил Президент России в феврале 2008 г. на асширенном заседании Госсовета «О стратегии развития России до 2020 г.». Факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важного свидетельства и даже критерия эффективности развития, свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных, политических и гражданских институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно было бы воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований в России.

Средние классы не могут быть описаны одним интегральным критериальным признаком. Средние классы — социальная совокупность, характеризующаяся цепочкой признаков, к которым относятся:

— материальные ресурсные признаки - уровень доходов, объем накопленных сбережений, уровень имущественной обеспеченности (движимое/недвижимое имущество);

— нематериальные ресурсные признаки — уровень образования, профессионально-квалификационная позиция, должностная позиция;

— признаки социального самочувствия (самоидентификация) — оценка своего социального статуса, успешности и степени комфортности нынешней жизни и пр.

Подходы определения среднего класса в России:

Первый подход, апологетический, постулирует, что средний класс в России не просто существует, но последовательно растёт и развивается. Уже в 2001 году, согласно некоторым оценкам, на долю среднего класса приходилось до 50% потребления. Что касается его численности, то к моменту запуска мирового кризиса 2008 года он достиг 25% населения. Средний класс в России, по мнению адептов этого направления, как и в других индустриально развитых странах, выполняет роль мотора экономической активности, стабилизатора в социально-политической сфере. Принадлежность к среднему классу определяется по таким признакам, как возраст (молодёжь/средний возраст), образование, проживание в крупных городах.

Второй подход утверждает, что средний класс в России существует, но он не такой, как в развитых странах — хотя он и производит до 1/3 ВВП, но не имеет необходимого объёма имущества, сбережений, доходов, поэтому весьма уязвим для разного рода потрясений. В рамках этой точки зрения считается, что средний класс по своему мировоззрению не отличается от основной массы российского населения. То есть это тоже патерналисты, реального спроса на модернизацию общественных институтов от них не проистекает. Самые радикальные левые представители этого течения называют средний класс компрадорским, обязанным своим существованием коррумпированному государству.

Третий подход: в России нет среднего класса. На постсоветском пространстве мы наблюдаем руины социального образования, которое можно назвать «предсредним классом» (люди интеллектуальных профессий со стабильным уровнем жизни и зачатками профессионального самосознания). Он-то и выступил главным субъектом революционных преобразований, приведших к краху СССР. Со сломом в 1992–95 годах этого советского конструкта нового образования на его месте так и не возникло, так как государство ведёт хаотическую политику, не способствующую образованию и укреплению среднего класса; препятствуют этому и периодические кризисы.

 

Последний, четвёртый подход: средний в России класс есть, но он отличается от западного аналога по главному критерию — материальному. Его представители занимаются нефизическим трудом, обладают высоким уровнем профессиональной компетенции, но не имеют накоплений и значительного имущества. Поэтому они не способны быть средним классом, их убеждения не коррелируют с убеждениями «одноклассников» Западной Европы и США. Никаким авангардом в развитии страны такой класс, естественно, не является.

 

Билет 12

Вторая фаза - модернизация.

Вторая фаза – активная фаза структурной перестройки обозначается тогда, когда увеличиваются инвестиции и созидательные тенденции начинают преобладать. Появляются позитивные сдвиги в структуре производства, развертывается процесс реконструкции предприятий, на рынок выходят новые товары и услуги, растут доходы.

На стыке пассивной и активной фаз происходит стабилизация производства, а затем начинается его подъем.

Смысл указанных процессов состоит в том, что прежнее производство, оказавшееся неконкурентноспособным, начинает сокращаться, тогда как новое производство, более эффективное, удовлетворяющее требованиям рынка, начинает расти. Спад старого производства можно замедлить, например, ценой высокой инфляции или закрытия экономики, но его нельзя остановить. Как бы ни были велики созданные раннее мощности, если они неспособны производить нужную рынку продукцию при цене, превышающей издержки, попытки их загрузить приводят лишь к отвлечению ресурсов от нового производства, к задержке его роста, который один только и дает выход из кризиса.

 

Билет 13

Структурная политика.

Политика переходного периода в России, кроме, может быть, первых трех 3-4 месяцев гайдаровскго правительства, была непоследовательной, смешанной, компромиссной, что, кстати, отражает состояние российского общества и экономики. Некоторые критик считали, что во всем виноват либеральный курс, но ими не принимались во внимание закономерности переходного периода, которые налагают ограничения на возможности политики, на возможность государства управлять событиями.

Другая точка зрения, говорит нам о том, что в России была революция. Коммунизм не был навязан извне, и расставание с ним вело к расколу элит, к обострению борьбы различных сил и групп интересов, к подрыву политической стабильности. Вся система государственной власти – армия, органы безопасности и правопорядка, аппарат хозяйственного управления – была выстроена под коммунистический режим.

Государство могло дать только свободу, а не деньги и насилие, которые требовались. Это и предопределило выбор в пользу относительно либерального курса.

Торговля – это непроиводительный (по меркам СССР) сектор, поэтому он задавливался. Структуры никто не менял, просто была определенная политика. Те отрасли промышленности, которые были связаны с амбициями СССР и милитаризацией, с производством неконкурентноспособной продукции, падали. Другие секторы росли. Торговля – это лицо рыночной экономики. Вместо Госплана, где расписываются все пропорции, все определяется торговлей. Есть проблемы с конкурентноспособностью, надо производить то, что пользуется спросом – это проблема структурной политики.

 

Билет 14

Билет 15

Билет 16

Билет 17

Билет 18

Билет 19

Советское наследие.

СССР: закрытость экономики (у фирм нет выхода на рынок, ни на внешний, ни на внутренний), плановый характер хозяйства, высокая степень монополизации.

Советская экономика по происхождению имела три источника и три составные части: марксистскую доктрину, дополненную ленинским учением, войну, так как социалистическая плановая экономика была рождена в условиях рационирования, регулирования производства и ограничения рынка (Советская экономика отроду была экономикой мобилизационной) и монополизацию.

Советская плановая система была построена в соответствии с теоретическими представлениями марксизма-ленизма с кое-какими поправками на жизненные реалии: государственная собственность на средства производства; отрицание рынка и конкуренции; государственное ценообразование практически на все виды продукции на основе издержек; заработная плата была единственной денежной категорией, которая оказывала влияние на движение реальной рабочей силы; полная закрытость экономики.
Эта система выросла на ряде следующих тенденций, которые имели место в XIX в.: концентрация производства и капитала, возникновение и укрепление крупных монополий, достигавших размеров, позволявших им влиять на функционирование рыночных механизмов. Большевики построили социализм в России, и советская социалистическая система стала представлять собою реализацию идеи единой государственной монополии. Управление производством и обменом было построено на принципах рациональной организации: 1) разделение труда, специализация, устранение параллелизма; 2) единоначалие; 3) иерархическая структура; 4) формализм, диперсонализация отношений; 5) применение санкций и поощрений.

Недостатки реального функционирования системы:

1) Система оказалась весьма громоздкой в административном плане. Во всякой большой монополии, в которой управление строго централизовано, рано или поздно проявляется недостаток гибкости и мобильности и избыток неповоротливости.

2) Система была лишена внутренних стимулов, которые побуждали бы к росту эффективности и к лучшей координации. Ведущим мотивом эффективной работы, пока правил Сталин, был страх. Репресси оказались органически необходимым элементом репрессии.

3) Органическим свойством советской социалистической экономики стал товарный дефицит. Сам факт отсутствия равновесных цен должен приводить к возникновению дефицита одних товаров при избытке других.

4) Столь же органическим дополнением к формальной планово-распределительной системе была теневая экономика. Дефицит был важнейшим фактором, питающим ее. Преобладала бартерная экономика, заводы припрятавали ценные товары, чтобы в случае чего выменять их на что-то им нужное.

5) Накопление структурных деформаций и неэффективности стало фактором, постоянно сопровождавшим функционирование системы в течение всей ее жизни.

Стоит отметить, что милитаризация – одна из главных характеристик советской экономики, сложившаяся под влиянием имперских амбиций, убеждения политического руководства в необходимости поддерживать равенство вооруженных сил двух блоков, внутриполитической выгодности противостояния и постоянной мобилизационной готовности.

И еще одна специфическая особенность плановой экономики – утяжеленная структура экономики, состоящая в преобладании тяжелой промышленности, сырьевых, так называемых, базовых отраслей.

 

Модернизация оценки знаний.

Одной из проблем системы российского образования является несовершенство систем оценки знаний, контроля и стимулирования качества учебного процесса, для которых характерны:

-Отсутствие стимулирования активной и ритмичной работе студентов

- Усреднение (и студент, сдавший все контрольные досрочно, и студент, сдавший их лишь в зачетную неделю, формально одинаково успевают)

- Оценка часто содержит элемент случайности.

- Нет соревновательности между студентами в овладении знаниями, дальнейшая судьба студента часто определяется соображениями, далекими от профессиональных.

-деспотизм преподавателя в отношении студента
- Отсутствие дифференциации «синих» дипломов о высшем образовании

-Принципиальная возможность получить степень бакалавра, специалиста и магистра, имея по большинству или даже по всем изучавшимся в вузе предметам только «тройки».

Возможные решения:

1. модульно-рейтинговая технология обучения – как в Вышке

2. многоуровневость образования (бакалавр, специалист, магистр).

3. выведение докторантуры из образовательной сферы.

4. независимость аттестации

5. Дифференциация оценки (10 бальная, 100 бальная)

6. Устранение субъективности оценивания посредством введения письменного контроля знаний

7. Ужесточение проверки работ на плагиат.

 

Билет 20

Билет 21

Факторы роста.

Внешний фактор играет весьма заметную роль в развитии отечественной экономики на протяжении всего периода существования России в качестве самостоятельного государства. Достаточно сказать, что в новом веке один только экспорт товаров обеспечивает от одной до двух третей прироста ВВП, то есть 2.1–4.2 процентного пункта прироста в среднем в год. Внешние рынки поглощают 11–14% производимой в России добавленной стоимости. Прямые иностранные инвестиции в последние годы приносят России от 9 до 16% всех капиталовложений в основные фонды.

Кроме того, важнейшими условиями, способствующими продвижению по пути модернизации и диверсификации экономики, являются формирование полноценной конкурентной среды, ограничение отраслевого и локального монополизма, создание эффективной инновационной системы, в которой важную роль играли бы активность предпринимательского сектора, увеличение финансирования фундаментальной и прикладной науки, улучшение инвестиционного климата, включая дифференциацию налоговой нагрузки на бизнес, и более широкое использование инструментов защиты рынка, разрешаемых ВТО. Кроме того, потребуется обеспечить снижение темпов инфляции до приемлемого уровня и обеспечение стабильности курса рубля по отношению к иностранным валютам с учетом разницы в темпах инфляции в России и странах, являющихся нашими основными торговыми партнерами. Немаловажным представляется также совершенствование системы высшего технического образования.

Исходя из опыта прошлых лет, можно сделать выводы, что для роста экономики надо не рабочих наращивать и не инвестиции. При нашем состоянии рынка труда инвестиции, требующие роста численности рабочих, будут неэффективны. Для того, чтобы добиться эффективности, необходимо изменить институты и, в частности, защитить права собственности. Также дополнительным компонентом к конкуренции является верховенство права. Это условие. У предпринимателя должно быть убеждение, что заработать можно только повышение производительности, а не поиском ренты, монополией, коррупцией.

"У нас до 2013 года (темпы роста экономики — ред.) базировались на приросте спроса, у нас стимулировался спрос, но на данный момент возможности существенного прироста спроса населения уперлись в возможности зарплат и высокой стоимости долга, в том числе по кредитам физических лиц. Мы исчерпали возможности…, теперь и этот фактор не играет такой роли. Поэтому инвестиционный климат, повышение конкурентоспособности российского производства становятся основным фактором", — заключил Алексей Кудрин.

109.Жилищное хозяйство в СССР и первые шаги преобразований. Приватизация жилья.

Особенностью рынка жилья является то, что большинство (а то и все) население присутствует на этом рынке прямо или косвенно.

В СССР думали, что деревню перевезём в города, и за полвека страна стала урбанизированной, в 1962 году численность горожан и сельчан сравнялась.

Жилищное хозяйство СССР: были индивидуальные дома (построенные самим людьми, распространено на кавказе, в закавказье и деревнях), квартиры от государства, квартиры по средствам кооперативов (квартиры, построенные за счет людей, и те которые постановлением СНК РСФСР от 8 августа 1921 местным Советам разрешены были передавать государственные жилые дома в долгосрочную аренду коллективам жильцов, но все равно, практически все те и те принадлежали государству).

По Конституции СССР вопросы руководства жилищного хозяйства (Ж.х. в дальнейшем), являются компетенцией союзных республик, в которых имеются министерства жилищно-коммунального хозяйства, а в их составе — жилищные управления. Ж. х. является неотъемлемой частью народного хозяйства СССР. Единство планирования Ж. х. в увязке с общесоюзным народно-хозяйственным планом, а также направление и объёмы финансирования Ж. х. в общегосударственном бюджете обеспечиваются законами и на их основе постановлениями правительства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.09 с.)