Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правление коалиции «Третьей силы»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Новая международная обстановка и начало «холодной войны». После окончания Второй мировой войны и установления в странах Восточной Европы, тесно связанных с СССР, режимов народной демократии в международных отношениях наступил период «холодной войны». Начало к развязыванию антисоветской и антикоммунистической кампании было положено в известной речи бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнес в марте 1946 г. в американском городе Фултоне в присутствии президента США Гарри Трумэна. Черчилль обвинил СССР в создании «железного занавеса», «тирании» и «экспансионистских тенденциях», а коммунистические партии капиталистических стран назвал «пятой колонной» Советского Союза. Вскоре Соединенные Штаты возвели антикоммунизм в ранг своей государственной политики и встали на путь конфронтации с СССР и другими социалистическими странами. Такая позиция была сразу поддержана правительством Великобритании. Франция в своей международной политике также стала ориентироваться на антисоветский курс, провозглашенный США и Англией. В июне 1947 г. государственный секретарь США Джордж Маршалл выступил с планом восстановления и развития Западной Европы на основе предоставления экономической помощи со стороны США. Принять такую помощь согласились 16 стран: Великобритания, Франция, Австрия, Бельгия, Дания, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Турция. «План Маршалла» стал мощным орудием как экономического, так и политического воздействия США на другие государства. Многие европейские страны были вовлечены в фарватер внешней политики Соединенных Штатов. Политическая ситуация во Франции в 1947 г. В январе 1947 г. главные государственные посты страны заняли социалисты. Венсан Ориоль был избран президентом республики. Председателем совета министров стал Поль Рамадье (январь — ноябрь 1947 г.). Правительство Рамадье состояло в основном из представителей СФИО и МРП. В него входили также пять министров-коммунистов. В стране продолжала стоять у власти трехпартийная коалиция. Весной внутри правящих кругов, главным образом между коммунистами и остальными членами кабинета, начались серьезные разногласия. Они касались внешнеполитических и колониальных проблем. Международная обстановка способствовала дальнейшему размежеванию политических сил во Франции. США и Англия, вставшие на путь «холодной войны» и антисоветизма, недвусмысленно давали понять, что не желают видеть коммунистов в составе французского правительства. Рамадье решил подчиниться англо-американскому требованию и ждал лишь повода для удаления министров-коммунистов из состава кабинета. Развитие событий не заставило долго ждать. В конце апреля 1947 г. рабочие национализированного завода Рено объявили забастовку с требованием повысить заработную плату. Коммунисты поддержали рабочих. Все другие партии, входившие в кабинет Рамадье, выступили против повышения зарплаты. Возник правительственный кризис. Председатель совета министров, заручившись поддержкой остальных членов кабинета, опубликовал декрет об исключении из правительства министров-коммунистов, обвинив их в нарушении «министерской солидарности». В результате трехпартийная коалиция распалась. ФКП, самая крупная партия Франции, была отстранена от участия в управлении страной. Еще одним важным событием политической жизни Франции было создание генералом де Голлем весной 1947 г. политического движения Объединение французского народа (РПФ). Целью РПФ провозглашалась борьба против слабого «режима партий» Четвертой республики. Генерал выступал за отмену Конституции 1946 года и установление во Франции сильной, независимой от партий, исполнительной власти страны. Де Голль стал председателем РПФ, Жак Сустель, известный сподвижник генерала, бывший министр Временного правительства, — генеральным секретарем. Первоначально объединение имело большой успех. К нему примкнули многие соратники де Голля по «Свободной Франции» и участники движения Сопротивления. Среди них были известные в будущем деятели голлистского движения — Жак Шабан-Дельмас, Мишель Дебре, Эдмон Мишле, Роже Фрей, Луи Терренуар, писатель Андре Мальро и др. Голлисты хотели добиться своих целей только законным путем. Они выдвигали требование роспуска Национального собрания, рассчитывая на досрочных выборах получить большинство мест и осуществить реформу конституции. Однако в правящих кругах Франции никто не счел нужным прислушаться к ним. Поэтому сторонники де Голля смогли лишь создать в Национальном собрании так называемую интергруппу. В нее вошли депутаты различных политических партий страны, заявившие о своем положительном отношении к идеям и деятельности генерала. Образование правительственной коалиции «Третьей силы». После вывода коммунистов из правительства и последовавшего за этим распада трехпартийной правительственной коалиции оставшиеся у власти Социалистическая партия и МРП оказались в меньшинстве в Национальном собрании. В оппозиции к ним находились коммунисты (слева) и голлисты (справа). В создавшейся ситуации лидеры социалистов Блюм и Ги Молле предложили создать коалицию «Третьей силы» (в отличие от коммунистов и голлистов). К новому правящему блоку примкнули радикалы. Его первый кабинет возглавил лидер МРП Робер Шуман (ноябрь 1947 г. — июль 1948 г.). «Третья сила» продержалась у власти до очередных парламентских выборов 1951 г. После отставки правительства Шумана сменилось еще семь коалиционных кабинетов. Их возглавляли радикалы Андре Мари и Анри Кей, лидер МРП Жорж Бидо и лидер ЮДСР Рене Плевен (см. Приложение). Одной из отличительных черт политической жизни Франции конца 40-х годов был антикоммунизм. Французская коммунистическая партия выступала за всестороннее сотрудничество Франции с СССР и другими социалистическими странами. Остальные партии страны одобряли идеологию «холодной войны» и осуждали коммунистов. ФКП в правящих кругах Франции стали именовать «партией заграницы». Глава РПФ генерал де Голль называл коммунистов «сепаратистами», а генеральный секретарь СФИО Ги Молле даже заявил депутатам-коммунистам в Национальном собрании: «Вы не слева и не справа, вы — с Востока». Внутренняя политика. Первой серьезной проблемой, с которой столкнулась правительственная коалиция «Третьей силы», было охватившее почти всю Францию стачечное движение. Осенью 1947 г. трудящиеся, недовольные тяжелым экономическим положением, прекратили работу и потребовали увеличения заработной платы. В ноябре в забастовке участвовали рабочие металлургической, пищевой и химической промышленности, железнодорожники, шахтеры, строители, докеры, служащие, работники почты и телеграфа. Стачка отличалась большим упорством и накалом борьбы. Бастующие занимали предприятия, пытались захватить некоторые муниципалитеты, вступали в схватки с полицейскими. Кабинету Шумана пришлось пойти на уступки и частично удовлетворить требования рабочих. Они получили ежемесячную надбавку к зарплате. Только после этого стачка пошла на спад и в конце декабря 1947 г. была прекращена. Правительства «Третьей силы» постепенно переходили от политики дирижизма к экономическому либерализму. Во Франции стали урезаться субсидии национализированным отраслям экономики. Финансовая политика была направлена прежде всего на ликвидацию бюджетного дефицита и укрепление франка. Для этого правительство увеличивало налоги. В 1950 г. кабинет Бидо (октябрь 1949 г. — июль 1950 г.) провел через парламент закон о коллективных договорах и процедуре урегулирования коллективных трудовых конфликтов. По существу этот закон установил общенациональную минимальную межпрофессиональную заработную плату. Исходя из ее установленного размера, коллективные договоры были призваны фиксировать систему коэффициентов для рабочих различной квалификации в той или иной отрасли производства или на том или ином предприятии. Колониальные проблемы. В период Четвертой республики во французских колониальных владениях широкий размах приобретает национально-освободительное движение. Однако в 1946 г. колониальная империя Франции, переименованная новой конституцией во Французский союз, пока остается весьма обширной. Она занимает площадь около 12 млн кв. км с населением более 70 млн человек. Формально Французский союз был разделен на три части: заморские департаменты, «заморские территории» и так называемые присоединившиеся территории и государства. К первым относились три департамента Алжира, острова Реюньон (Индийский океан), Мартиника и Гваделупа (Атлантический океан) и Французская Гвиана (Южная Америка). Французская Западная Африка (Сенегал, Мавритания, Французский Судан, Гвинея, Берег Слоновой Кости, Верхняя Дагомея, Нигер), Французская Экваториальная Африка (Габон, Среднее Конго, Убанги-Шари, Чад), а также Мадагаскар, Французское Сомали (Африка), Новая Каледония и Французская Полинезия (Океания), владения в Индии (Пондишери, Карикал, Махе, Янаон, Чандернагор), Коморские острова (Индийский океан), острова Сен-Пьер и Микелон (Атлантический океан) входили в состав «заморских территорий». Так называемые присоединившиеся территории и государства представляли Вьетнам, Камбоджа, Лаос (Азия), Марокко и Тунис (Северная Африка), англо-французский кондоминиум острова Новые Гебриды (Тихий океан), а также подопечные территории Того и Камерун (Африка). Сирия и Ливан, входившие в состав французской колониальной империи под названием подмандатных территорий, получили в 1944—1945 гг. независимость. Во второй половине 40-х годов с самыми серьезными проблемами Франция столкнулась в Индокитае, когда народы Вьетнама, Лаоса и Камбоджи начали борьбу против колонизаторов. Для подавления национально-освободительного движения в Индокитай был направлен французский экспедиционный корпус. В 1946 г. началась широкомасштабная война во Вьетнаме. В 1949 г. Вьетнаму, Лаосу и Камбодже была предоставлена «независимость» в рамках Французского союза. Однако в Индокитае остались французские войска, против которых выступало местное население. Война по существу продолжалась и влекла за собой большие финансовые расходы и человеческие жертвы. Внешняя политика. В своей внешней политике правительства «Третьей силы» твердо встали на путь ориентации на англо-американский блок и провозгласили курс на интеграцию (объединение) западноевропейских государств. Весной 1948 г. Франция вместе с Англией, Бельгией, Голландией и Люксембургом образовали так называемый Западный союз. Страны обязались сотрудничать в экономической, социальной и культурной областях, а также оказывать военную помощь друг другу, в случае если одна из них подвергнется вооруженному нападению. Начиная с 1949 г. Франция, согласно «плану Маршалла», стала получать американские кредиты, товары и продовольствие. Она обязывалась отчитываться в использовании американской помощи перед правительством США и создавать благоприятные условия для американских капиталовложений во французскую экономику. По размерам полученной от Соединенных Штатов помощи Франция заняла второе место после Англии. За время действия «плана Маршалла» (1949 — 1954 гг.) американские поставки во Францию составили 3,2 млрд долларов. В апреле 1949 г. Франция, подписав Североатлантический пакт, вступила в НАТО, куда вошли еще 11 государств: США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания и Исландия. Пакт представлял собой договор о коллективной взаимопомощи и по существу был направлен против СССР. Руководящую роль в НАТО играли Соединенные Штаты. Вступив в блок, Франция стала «младшим партнером» США и Англии. На французской территории разместились штаб-квартира и военные базы Североатлантического блока. Отныне «атлантизм» (поддержка НАТО) и «холодная война» против СССР стали главными направлениями внешней политики Франции. После образования осенью 1949 г. Федеративной Республики Германии (ФРГ) кабинеты «Третьей силы» выступили инициаторами интеграции Западной Европы с участием ФРГ. В мае 1950 г. бывший премьер-министр Франции Робер Шуман предложил объединить производство и сбыт угля и стали в западноевропейских странах. Англия отклонила «план Шумана», однако его поддержали ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург. В апреле 1951 г. они совместно с Францией подписали договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС). Договор предусматривал постепенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали для всех стран-участниц. Таким образом был сделан первый шаг к экономической интеграции западноевропейских государств. Экономическое развитие. В первые годы Четвертой республики экономическое положение Франции постепенно улучшалось. В 1948 г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень. Старые французские промышленные отрасли — текстильная, кожевенная, угольная — развивались медленно. Их значительно опережали новые отрасли — металлургическая, электротехническая, химическая, автомобиле- и авиастроение. Неизменно возрастал удельный вес тяжелой промышленности. Завершался процесс превращения Франции в развитую индустриально-аграрную державу. В стране, как и во многих других государствах, началась научно-техническая революция. Благодаря быстрым темпам экономического развития в послевоенный период французский капитализм утратил свой ростовщический характер. Основная масса капиталовложений переместилась в область промышленности. Вывоз капитала за границу теперь стал осуществляться в основном в форме производительного, а не ссудного капитала. Если в начале XX в. французские капиталовложения в облигации государственных займов и в иностранные ценные бумаги в 10 раз превышали вложения в промышленность и торговлю, то к началу 60-х годов размер вывезенных за границу капиталов был почти в 6 раз меньше вложений в промышленность, торговлю и транспорт самой Франции.
Правоцентристский блок
Парламентские выборы 1951 г. и образование Правоцентристского блока. В первой половине 1951 г. политические партии Франции стали готовиться к предстоящим очередным парламентским выборам. Незадолго до этого в правом лагере произошла перегруппировка сил. К Республиканской партии свободы в 1949 г. присоединилось несколько небольших правых течений. В начале 1951 г. к ней также примкнула политическая группа, отстаивающая интересы крестьянства. Так была образована новая большая правая партия, получившая название Национальный центр независимых и крестьян («независимые»). Лидером партии стал Поль Рейно. «Независимые» отстаивали лозунг «свободы предпринимательства», осуждали дирижизм и национализацию промышленных отраслей и банков, а также выступали против государственной системы социального страхования. Накануне выборов кабинет «Третьей силы», возглавляемый радикалом Анри Кеем, провел через парламент избирательный закон, заменивший принцип пропорционального представительства мажоритарной системой с правом так называемого аппарантирования («породнения») партий. В отличие от пропорциональной системы, обеспечивающей каждому политическому объединению количество депутатских мест соответствующее числу собранных голосов, мажоритарная система отдавала все депутатские места данного избирательного округа той партии (или блоку «породнившихся» партий), за которую проголосовало свыше половины общего числа избирателей. Лидеры «Третьей силы» (социалисты, радикалы и МРП), проведя через парламент закон об аппарантировании, думали прежде всего о собственной выгоде. Практически во всех избирательных округах СФИО радикалы и МРП рассчитывали «породниться» и получить большинство мест в Национальном собрании. Представители партий «Третьей силы» понимали также, что система аппарантирования неприемлема для коммунистов и голлистского РПФ, которые не пойдут на заключение блоков с другими политическими объединениями страны. Прошедшие в июне 1951 г. выборы в Национальное собрание не дали существенного преимущества ни одной из партий. Все основные политические объединения Франции завоевали примерно одинаковое количество мест в нижнюю палату парламента. Французская коммунистическая партия получила 108 мест, СФИО — 104. Радикалы вместе с небольшими примыкавшими группировками смогли провести в Национальное собрание 93 депутата, МРП — 85. Представители Национального центра независимых и крестьян получили 97 мандатов, голлистское Объединение французского народа — 119. Из-за такой расстановки партийно-политических сил нижняя палата получила название «шестигранного собрания». Партии «Третьей силы» вопреки ожиданиям не получили в Национальном собрании прочного большинства. К тому же между ними обнаружились серьезные разногласия. В результате блоку «Третьей силы» сформировать новое правительство удалось только в августе. Главой кабинета стал лидер ЮДСР Рене Плевен (август 1951 г. — январь 1952 г.). Однако уже в сентябре 1951 г. социалисты приняли решение покинуть кабинет и уйти в оппозицию в знак протеста против утверждения парламентом закона о предоставлении государственных субсидий частным (религиозным) школам, подготовленного бывшим председателем совета министров страны радикалом Андре Мари и депутатом МРП Шарлем Баранже. Коалиция «Третьей силы» окончательно распалась после ухода в отставку зимой 1952 г. следующего недолговечного правительственного кабинета, возглавлявшегося правым радикалом Эдгаром Фором (январь — февраль 1952 г.). Весной 1952 г. в правящих кругах страны произошли изменения. Новая правительственная коалиция была создана из «независимых», МРП и радикалов и получила название Правоцентристского блока. Барометр политической жизни Франции сместился вправо. До парламентских выборов 1956 г. во Франции сменилось пять кабинетов (см. Приложение). Все они опирались на партии Правоцентристского блока. Правительство Антуана Пине. Первое правительство Правоцентристского блока возглавил «независимый» Антуан Пине (март — декабрь 1952 г.). Он пришел к власти, когда страна испытывала растущие финансовые трудности. Они были связаны, в первую очередь, с большими расходами на колониальную войну в Индокитае. Во Франции наблюдался неуклонный рост цен, ухудшался внешнеторговый баланс, постоянно возрастал бюджетный дефицит. Свою главную задачу кабинет Пине видел в исправлении создавшейся ситуации — обуздании инфляции, обеспечении стабильности франка, а также в некотором сдерживании экономического роста. Председатель совета министров взял курс на ограничение вмешательства государства в экономику и на притормаживание процесса модернизации. Правительство пересмотрело бюджет и сократило государственные капиталовложения в экономику. Одновременно кабинет объявил о так называемой налоговой амнистии. Государство выпустило заем на выгодных для богатых слоев населения условиях. Проценты начислялись в золоте, все подписчики освобождались от уплаты подоходного налога и налога на наследство. В отношении трудящихся правительство Пине пошло по пути замораживания заработной платы. Вместе с тем был принят закон об изменении минимальной межпрофессиональной гарантированной заработной платы (СМИГ) в соответствии со стоимостью жизни. Теперь СМИГ должен был устанавливаться примерно один раз в год по согласованию с профсоюзами. Время показало, что фактически его увеличение отставало от повышения цен. В результате принятых мер кабинету Пине удалось укрепить позиции франка и стабилизировать цены. Однако сокращение государственных инвестиций в экономику способствовало наметившемуся спаду производства. Колониальные проблемы страны оставались прежними. Продолжалась война в Индокитае. Серьезные трудности Франция испытывала в Северной Африке. В Тунисе и Марокко нарастало национально-освободительное движение. И та, и другая страна требовали реальной автономии. Тем не менее французские власти не хотели идти на уступки. Во внешней политике Франция продолжала следовать курсу западноевропейской интеграции. Еще в 1950 г. глава правительства Франции Рене Плевен (июль 1950 г. — февраль 1951 г.) выступил с идеей создания членами ЕОУС — Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Голландией и Люксембургом — так называемой единой европейской армии. Следуя «плану Плевена», правительство Пине подписало в мае 1952 г. договор об учреждении Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Согласно договору, предполагалось создание единой европейской армии из войск шести государств. Размещение, комплектование и обучение войск передавалось руководящим органам ЕОС. В оперативном отношении европейская армия подчинялась главнокомандующему войсками блока НАТО. Таким образом, Франция, как и другие члены ЕОС, лишалась единоличного контроля над своей армией. Договор об учреждении ЕОС не получил единодушного одобрения во французском парламенте, поэтому его ратификация долго не ставилась на повестку дня в Национальном собрании. После отставки кабинета Пине пост председателя совета министров занял правый радикал Рене Мейер (январь — март 1953 г.). Затем правительство возглавил «независимый» Жозеф Ланьель (июнь 1953 г. — июнь 1954 г.). В январе 1954 г. во Франции состоялись очередные выборы президента республики. На пост главы государства был избран также «независимый» Рене Коти. Попытки правых разрешить важнейшие проблемы французской политики не увенчались успехом. В первую очередь это касалось колониального вопроса. Летом 1954 г. президент предложил сформировать кабинет левому радикалу Пьеру Мендес-Франсу (июнь 1954 г. — февраль 1955 г.). Правительство Пьера Мендес-Франса. Свою программу новый премьер-министр сформулировал следующим образом: «Реконструкция, модернизация и переоснащение промышленности, развитие заморских территорий, повышение жизненного уровня и социальные реформы, увеличение экспорта, ведение войны в Индокитае и сильная армия в Европе». Однако, как подчеркнул Мендес-Франс: «Нельзя делать все сразу. Управлять — значит выбирать». Выбор нового кабинета пал на колониальные проблемы, разрешение вопроса о Европейском оборонительном сообществе и социально-экономическую политику. Правительство Мендес-Франса придерживалось принципов дирижизма. Оно стремилось перестроить французскую экономику, сделать ее более конкурентоспособной, одновременно не допуская инфляции. Большое внимание кабинет уделил модернизации отсталых неконкурентоспособных предприятий. Координацию государственных инвестиций в этом направлении должен был осуществлять специальный комитет по реконверсии и рассредоточению промышленности и переподготовке рабочей силы. С той же целью были созданы несколько специальных финансовых фондов. Правительство поставило перед собой задачу наращивания объема строительных работ на основе модернизации и повышения эффективности строительства жилищного комплекса. Рост заработной платы связывался с увеличением производства и производительности труда. В октябре 1954 г. кабинет ввел специальную надбавку к СМИГу. Таким образом была обеспечена прибавка низкооплачиваемым категориям рабочих, но одновременно блокировано общее повышение зарплаты. В течение лета 1954 г. правительство Мендес-Франса пыталось решить проблему с ратификацией договора о ЕОС. Большая часть французских депутатов выступила против. Резко отрицательно к договору относились голлисты и коммунисты. В других политических партиях страны были как сторонники, так и противники ЕОС. В результате долгих дебатов Национальное собрание Франции в августе 1954 г. признало нецелесообразным дальнейшее обсуждение договора о Европейском оборонительном сообществе и окончательно отклонило его. Приоритетным направлением деятельности кабинета Мендес-Франса была колониальная политика. Придя к власти, председатель совета министров твердо заявил, что положит конец многолетней, изнурительной для Франции войне в Индокитае. В июле 1954 г. в Женеве на совещании министров иностранных дел СССР, Англии, США, Китая, Франции и индокитайских государств правительство Мендес-Франса подписало соглашение о прекращении войны. Франция признала независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Она также предоставила самостоятельность французским владениям в Индии. Почти одновременно кабинет Мендес-Франса провозгласил «внутреннюю автономию» Туниса и намеревался объявить о независимости Марокко. Однако энергичная деятельность главы правительства в этом направлении встретила противодействие как в правительственных, так и в парламентских кругах. В феврале 1955 г. кабинет Мендес-Франса ушел в отставку. Его сменило правительство правого радикала Эдгара Фора (февраль 1955 г. — январь 1956 г.). Новый кабинет также натолкнулся на серьезные трудности при попытке решить вопрос с Марокко и продержался у власти недолго. Начало колониальной войны в Алжире. В ноябре 1954 г. развернулось национально-освободительное движение еще в одной колонии — Алжире. Вооруженным восстанием против французских властей руководил Фронт национального освобождения (ФНО) алжирского народа. Правительство Мендес-Франса сразу встало на путь подавления восстания. Это объяснялось тем, что Алжир занимал совершенно особое место в системе французской колониальной империи. Алжир был завоеван Францией в 1830 г. и на протяжении всего последующего времени заселялся европейцами. В середине 50-х годов XX в. его население насчитывало примерно 9,5 млн человек, из которых примерно миллион составляли французы. В руках этой одной десятой части населения Алжира находилась вся полнота экономической и политической власти в стране. Во всех сферах жизни европейцы занимали привилегированное положение по сравнению с коренным арабо-берберским населением. Юридически Алжир причислялся к заморским департаментам Франции. В течение долгих десятилетий многим поколениям французов внушалось, что Алжир является неотъемлемой частью Франции и что защита ее интересов в Алжире — патриотический долг каждого гражданина республики. Большая часть европейского населения Алжира придерживалась так называемых ультраколониалистских идей и отстаивала лозунги «Алжир — это Франция», «Французский Алжир». Политическое развитие. Во французской партийно-политической системе в середине 50-х годов явно наметились кризисные тенденции. Они выразились главным образом в том, что практически каждая партия страны переживала внутренние разногласия. Исключение составляли лишь коммунисты. ФКП единодушно выступала против политики «холодной войны» и «атлантизма», боролась за развитие дружественных отношений с СССР и другими социалистическими странами, требовала повышения жизненного уровня трудящихся. Серьезные проблемы обнаружились внутри Социалистической партии. Социалисты не смогли занять единой позиции по вопросу о европейской интеграции. Правое крыло СФИО тяготело к сотрудничеству с МРП и даже «независимыми». Однако на очередном партийном съезде, прошедшем летом 1955 г., представители левого крыла, возглавляемые генеральным секретарем Ги Молле, приняли решение о недопустимости сотрудничества партии с правыми и постановили вступить в союз с радикалами. Партия радикалов также переживала нелегкие времена. И в ее рядах шла борьба между правой и левой фракциями. В результате упорных внутрипартийных дискуссий верх одержало левое крыло во главе с Мендес-Франсом. Под его руководством радикалы выдвинули программу «обновления» экономической и политической жизни Франции и взяли курс на сближение с социалистами. Явные затруднения испытывало МРП. Оно превратилось в незначительную партию, сделавшую основой своей политики «атлантизм» и европейскую интеграцию. Многие консервативные сторонники МРП теперь ориентировались на «независимых» и голлистов, а ее бывшие левые союзники (СФИО и радикалы) отказывались с ней сотрудничать. Партия «независимых» раскололась по вопросу о европейской интеграции. Часть ее депутатов выступала с поддержкой договора о ЕОС, другие были настроены резко против. Так же, как и МРП, партия «независимых» лишилась части своих сторонников, представлявших главным образом средние слои населения. Они стали поддерживать образованный в 1953 г. мелким торговцем Пьером Пужадом Союз защиты торговцев и ремесленников (ЮДКА). Название новой партии говорило само за себя. В более широком плане ЮДКА отстаивал консерватизм и свободу предпринимательства. Тяжелые испытания выпали на долю голлистского Объединения французского народа. Основатель и лидер РПФ генерал де Голль настоятельно требовал от депутатов своего объединения строгой дисциплины голосования и не позволял им идти на компромиссы с «системой партий» Четвертой республики. Тем не менее многие голлисты как раз стремились интегрироваться в существующую политическую систему. В связи с этим внутри РПФ начались серьезные разногласия. В 1953 г. де Голль, понимая, что его объединение не смогло добиться поставленных перед ним целей, распустил РПФ. Правда, в Национальном собрании и в Сенате продолжали действовать голлистские фракции. В 1955 г. самые преданные сторонники генерала объединились в новую голлистскую партию — Национальный центр социальных республиканцев («социальные республиканцы») — и объявили, что они остаются верными делу де Голля. Среди «социальных республиканцев» не было единого мнения, как должно развиваться голлистское движение без де Голля. Одни лидеры, как Мишель Дебре и Эдмон Мишле, считали, что голлисты должны находиться в постоянной оппозиции «слабому режиму» Четвертой республики. Другие, например Жак Шабан-Дельмас и Жак Сустель, полагали, что голлизм как политическое течение вполне может быть внедрен в структуры власти и соседствовать в коалиционных кабинетах с правыми и центристскими группировками. Разногласия и трудности внутри политических партий страны и между ними привели к решению правящих кругов Франции о роспуске осенью 1955 г. Национального собрания и объявлению досрочных парламентских выборов.
Республиканский фронт
Парламентские выборы 1956 г. и образование правительства Республиканского фронта. В процессе подготовки к выборам встал вопрос о заключении межпартийных соглашений. Французская коммунистическая партия обратилась к социалистам с призывом создать избирательный блок, к которому могли бы присоединиться «все республиканцы». Однако СФИО отвергла это предложение. Социалисты под руководством генерального секретаря СФИО Ги Молле решили выступить на выборах совместно с большинством радикалов, возглавляемых Пьером Мендес-Франсом. К ним присоединилась небольшая левая партия Демократический и социалистический союз Сопротивления, одним из лидеров которой был Франсуа Миттеран, и «социальные республиканцы» во главе с Жаком Шабан-Дельмасом. Так сложился предвыборный партийный блок, получивший название Республиканский фронт. Партии Республиканского фронта не имели официальной общей программы. Тем не менее они определили широкий круг вопросов, которому намеревались уделять наибольшее внимание в случае победы на выборах: социально-экономическая политика, повышение жизненного уровня трудящихся, проблемы Французского союза и положение в Алжире, внешняя политика. Результаты выборов в Национальное собрание, прошедших в январе 1956 г., принесли успех левым партиям. На первое место вышла ФКП, которая смогла провести в нижнюю палату парламента 150 депутатов. Социалистическая партия получила 100 мест, радикалы вместе с ЮДСР — 91 мандат. Народно-республиканское движение провело 74 депутата, «независимые» — 98. «Социальные республиканцы» смогли получить только 22 места. После выборов Центральный комитет ФКП предложил руководству СФИО и радикалов создать левое правительство на основе соглашения трех партий, но получил отказ. Партии Республиканского фронта создали свой кабинет. Его возглавил лидер социалистов Ги Молле (февраль 1956 г. — май 1957 г.). Главами кабинетов второго и третьего правительств Республиканского фронта стали радикалы Морис Буржес-Монури (июнь — сентябрь 1957 г.) и Феликс Гайяр (ноябрь 1957 г. — апрель 1958 г.). Внутренняя политика. Правительство Ги Молле уделило большое внимание социальной политике. Был принят закон об увеличении оплачиваемого отпуска всем работающим в промышленности, торговле и сельском хозяйстве до трех недель. Во многих районах страны повысилась заработная плата. Произошло также увеличение пенсий. Для пенсионеров, не имевших минимального дохода, и пенсионеров-инвалидов вводилось дополнительное денежное пособие. Финансовое положение страны во второй половине 50-х годов не отличалось стабильностью. Борясь с инфляцией, кабинет Буржес-Монури провел девальвацию франка. Правительство приняло также ряд мер, стимулирующих экспорт. В 1957 г. в соответствии с увеличением индекса цен была поднята минимальная заработная плата (СМИГ). Внешняя политика. Одним из принципов своей внешней политики правительство Республиканского фронта провозгласило борьбу за мир и выступило за переговоры с Советским Союзом. В мае 1956 г. Ги Молле совершил поездку в Москву. Это был первый после 1944 г. визит главы французского правительства в СССР. В результате переговоров Ги Молле с советскими руководителями было подписано совместное заявление, отмечавшее общность взглядов Франции и СССР по ряду международных проблем, в том числе касающихся разоружения и помощи развивающимся странам. В заявлении намечались перспективы политического, экономического и культурного сотрудничества между Францией и СССР. Осенью 1956 г. Франция совместно с Великобританией и Израилем предприняла так называемую англо-франко-израильскую агрессию против Египта. Причиной послужило объявление молодой Египетской республикой о национализации Суэцкого канала. До этого им управляла Всеобщая компания морского Суэцкого канала, находившаяся под контролем финансовых кругов Великобритании и Франции. Именно поэтому англичане и французы предприняли попытку восстановить в регионе свое влияние. Опираясь на экспансионистские устремления Израиля, они использовали его для развязывания агрессии. В октябре 1956 г. израильские войска вторглись на территорию Египта, а Англия и Франция начали ее бомбардировки и высадили десант в районе Порт-Саида. Англо-франко-израильская акция закончилась полным провалом. Под давлением ООН и мирового общественного мнения все три страны были вынуждены вывести свои войска из Египта. Кабинеты Республиканского фронта продолжали курс Франции на интеграцию Западной Европы. В марте 1957 г. Франция подписала совместно с ФРГ, Италией, Бельгией, Голландией и Люксембургом соглашение об организации «Общего рынка» — Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Все подписавшие соглашение стороны обязались постепенно упразднить таможенные барьеры в торговле, ликвидировать экономические границы и образовать единую зону свободного обращения товаров, капиталов и рабочей силы. Так было положено реальное начало «единой Европе». В рамках ЕЭС учредили Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Оно ставило своей задачей интеграцию усилий шести стран в развитии мирной ядерной энергетики, особенно в сфере научных исследований и технологических разработок. В качестве консультативного органа при ЕЭС был создан также Европейский парламент, который до 1962 г. носил название Европейской парламентской ассамблеи. Колониальные проблемы. Весной 1956 г. правительство Ги Молле предоставило независимость Тунису и Марокко. Однако Франция продолжала колониальную войну в Алжире. Выступая в марте 1956 г. в Национальном собрании, председатель совета министров заявил: «Поскольку в Алжире живет 1 миллион французов, не может быть и речи о создании национального алжирского государства». Тем временем национально-освободительное движение алжирцев все ширилось. ФНО поддерживала большая часть арабского населения страны. Европейцы «заморских департаментов» были прони<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.016 с.) |