Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительства «Национального единения»

Поиск

 

Создание кабинета «Национального единения». После возникновения серьезных разногласий между радикалами и социалистами встал вопрос об образовании нового правительства. Правые партии не имели большинства в Палате депутатов и поэтому не могли сформировать кабинет. Однако их согласилась поддержать часть радикалов. Так был образован коалиционный кабинет «Национального единения». Правительство возглавил Раймон Пуанкаре (июль 1926 г. — ноябрь 1928 г.).

Экономическое развитие и внутренняя политика. В середине 20-х годов французская экономика вступила в период стабилизации. С 1924 по 1930 г. по темпам промышленного развития (в среднем 5% в год) Франция опережала Англию и Германию. Этому во многом способствовало присоединение Эльзаса и Лотарингии, восстановление разрушенных войной районов и получение немецких репараций.

По сравнению с довоенным периодом в экономике Франции произошли существенные изменения. Возросло значение тяжелой промышленности, особенно металлургии и машиностроения. Развивались автомобилестроение, авиация, радиотехника, киноиндустрия. К началу 30-х годов Франция превратилась из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную державу. Однако, несмотря на то, что значение крупных предприятий постоянно возрастало, в целом в стране еще преобладало среднее и мелкое производство.

Хотя Франция потеряла часть своих капиталовложений за рубежом, она и в послевоенное время оставалась государством-рантье. Французский капитализм сохранил свой ростовщический характер. В 1929 г. доход от промышленности составлял 10,5 млрд, тогда как от ценных бумаг — 28,3 млрд франков.

В первой половине 20-х годов уровень инфляции в стране оставался достаточно высоким. Поэтому кабинет Пуанкаре провозгласил важнейшей задачей внутренней политики борьбу с инфляционными процессами и за стабилизацию франка. Правительство ввело новые налоги на предметы широкого потребления, на передвижения железнодорожным и водным транспортом, на почтовые отправления. Одновременно снижалась заработная плата рабочим и служащим, сокращались пенсии. В то же время прямые налоги на торговые и промышленные прибыли были повышены незначительно, а подоходный налог на крупный капитал даже снижен.

В результате таких мероприятий во Францию вернулись деньги, вывезенные при кабинетах Левого блока. Банкиры США и Англии предоставили Пуанкаре крупные займы. В 1926 г. доходы государства впервые за военное и послевоенное время превысили расходы. С 1926 по 1929 г. государственный бюджет не знал дефицита. Опираясь на экономический подъем и рост бюджетных доходов, правительство Пуанкаре сумело стабилизировать франк на уровне 20% его довоенной стоимости. В 1928 г. золотое содержание франка было уменьшено в 5 раз. Девальвированный «франк Пуанкаре» стал устойчивой монетой, а сам глава совета министров приобрел репутацию «спасителя франка». Вместе со стабилизацией национальной валюты в стране перестала расти стоимость жизни.

Большое внимание правительство Пуанкаре уделило социальному законодательству. В 1926 г. впервые были введены пособия для безработных. В 1928 г. вступил в действие закон, предоставлявший пенсии по старости низкооплачиваемым категориям рабочих и служащим, а также пособия по болезни, инвалидности, беременности за счет 5% налога на заработную плату и взносов предпринимателей. Однако действие этого социального законодательства распространилось не на всех трудящихся.

Выборы в Палату депутатов 1928 г. Внутренняя политика. Очередные выборы в нижнюю палату парламента принесли успех правым партиям и группировкам. Получив большинство в Палате депутатов, они уже не нуждались в поддержке радикалов и могли формировать правительственные кабинеты исключительно из своих представителей.

Председателем совета министров вновь стал Раймон Пуанкаре (ноябрь 1928 г. — июль 1929 г.). Коалиция «Национального единения» продолжала находиться у власти. Вплоть до очередных выборов в Палату депутатов правительства возглавляли политики правого толка: Аристид Бриан, Андре Тардье и Пьер Лаваль (см. Приложение).

Экономическая политика кабинетов «Национального единения» была направлена в первую очередь на защиту интересов крупных предприятий и банков, занимавших ключевые позиции в стране. Им правительство оказывало финансовую поддержку. Вместе с тем кабинеты уделяли внимание и социальному законодательству. В начале 30-х годов были утверждены законы об обязательном государственном страховании рабочих и о семейных пособиях.

Внешняя политика. Правительства «Национального единения» стремились проводить миролюбивую политику по отношению к Германии, ставшей в 1926 г. членом Лиги наций. Франция согласилась на дальнейшее сокращение репараций.

В 1929—1930 гг. «план Дауэса» был заменен «планом Юнга», разработанным под руководством американского финансового эксперта Оуэна Юнга. Новый план, в отличие от предыдущего, определял общую сумму репараций, которую должна была выплатить Германия, — 113,9 млрд марок. Размер ежегодных платежей, постепенно снижаясь, в ближайшее время должен был составить около 2 млрд марок в год. Все формы иностранного контроля за выплатой репараций отменялись. Германия следовала своим обязательствам два года. Как только начался мировой экономический кризис 30-х годов, она прекратила репарационные отчисления, согласовав это решение с США.

Летом 1930 г. Франция вывела свои войска с левого берега Рейна. Вскоре французское правительство в целях обеспечения безопасности страны приняло решение о строительстве мощной фортификационной линии вдоль франко-германской границы. Укрепления получили название «линия Мажино» по имени ее инициатора, военного министра Андре Мажино. Начало строительства фортификационных укреплений ознаменовало переход французской армии к оборонительной доктрине. Сооружение «линии Мажино» продолжалось до Второй мировой войны. На него были затрачены огромные финансовые средства, но завершить строительство так и не удалось. Из-за протеста Бельгии вдоль франко-бельгийской границы укреплений вообще не воздвигли.

В рамках своей миролюбивой политики Франция выступала за объединение капиталистических государств континентальной Европы на основе франко-германского сближения при сотрудничестве с Англией и Соединенными Штатами. В 1928 г. в результате переговоров Аристида Бриана, занимавшего тогда пост французского министра иностранных дел, с государственным секретарем США Фрэнком Келлогом был заключен договор об отказе от войны как орудия национальной политики. В историю международных отношений он вошел как пакт Бриана—Келлога. Государства, подписавшие договор (в том числе европейские: Франция, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Италия, Польша, СССР, Чехословакия), декларировали, что они «осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов» и будут решать спорные вопросы мирными средствами.

Вскоре после того, как в июле 1929 г. Бриан занял пост председателя совета министров, он выступил с новой международной инициативой. Бриан предложил создать так называемую «пан-Европу» — объединение европейских капиталистических государств, связанных политическим, экономическим и военным сотрудничеством. В конкретном проекте «Европейского федерального союза», выдвинутом французским правительством, государствам Европы предлагалось постепенно ликвидировать таможенные барьеры с целью создания «Общего рынка» и согласовывать свою политику в духе «европейского единства». План Бриана исключал вхождение в состав «пан-Европы» СССР и потому носил антисоветский характер.

Проект главы французского кабинета министров вызвал критику со стороны Соединенных Штатов, Англии, Италии и некоторых других европейских стран, считавших, что его осуществление приведет к преобладанию Франции в Европе. Замысел Бриана не был поддержан и Германией. В результате проект «пан-Европы» так и остался нереализованным.

 

«Второе издание» Левого блока

 

Выборы в Палату депутатов 1932 г. Накануне очередных парламентских выборов Социалистическая партия предложила радикалам выступить совместно на основе общей программы. Ее главные положения сводились к следующему: сокращение военных расходов, создание единой государственной системы социального страхования для трудящихся, введение 40-часовой рабочей недели, национализация частных военных заводов, страховых и железнодорожных компаний. Однако руководство партии радикалов не пошло на заключение официального предвыборного соглашения с социалистами. ФКП так же, как и на прошлых парламентских выборах, выступала самостоятельно. Коммунисты провели свою избирательную кампанию под лозунгом «Класс против класса».

Радикалы и социалисты добились на выборах в Палату депутатов, прошедших в мае 1932 г., большого успеха. Партия радикалов получила 160 мест, СФИО — 131. Коммунисты смогли провести в нижнюю палату парламента лишь 10 депутатов. Правительство сформировал лидер радикалов Эдуар Эррио (июнь — декабрь 1932 г.). В кабинет вошли радикалы и представители близких к ним группировок. Не участвовавшие в правительстве социалисты объявили о своей поддержке его деятельности при голосовании в парламенте.

Экономический кризис 1930—1933 гг. Мировой экономический кризис, начавшийся в США и некоторых европейских странах в 1929 г., во Франции наступил позднее. В конце 1930 г. падение промышленного производства и внешней торговли в стране лишь наметилось. Через два года объем промышленного производства сократился на 44% по сравнению с наивысшим уровнем 1930 г. После слабого оживления экономики в 1933—1934 гг. кризис снова обострился. В 1935 г. промышленное производство на 46% отставало от уровня 1930 г. Импорт сократился на 44%, экспорт — на 90%.

Падение производства сопровождалось ростом безработицы и сокращением заработной платы. Доходы рабочих, занятых в промышленности и торговле, уменьшились с 1930 по 1934 г. на 30%, доходы служащих — на 15—18%. Многие работающие переводились на неполную занятость.

Тяжелейший удар кризис нанес сельскому хозяйству Франции. На всем его протяжении индекс сельскохозяйственного производства держался на довоенной отметке, а иногда опускался ниже уровня 1913 г. Отличительной чертой аграрного кризиса было резкое падение цен на сельскохозяйственную продукцию. Цены на производимые французскими крестьянами мясо, зерно, вино упали в среднем в два раза, тогда как цены на промышленные изделия, а также розничные цены, по которым горожане приобретали продовольствие, снизились гораздо меньше.

Серьезно от кризиса пострадали средние слои населения. Доходы мелкой городской буржуазии с 1929 по 1934 г. снизились на 30%. За этот же период времени обанкротились более 100 тыс. мелких торговцев и даже некоторые крупные предприниматели.

Внутренняя политика. Кабинет Эррио направил свои основные усилия на борьбу с экономическим кризисом. Правительство пошло по пути сокращения жалованья государственным служащим и пенсий фронтовикам, повышения налогов (подоходного, на движимое имущество, на биржевые операции, почтовые тарифы) и выпуска различных займов. Крупным предприятиям общественного пользования кабинет Эррио предоставил кредиты и государственные заказы, обеспечил налоговые и таможенные льготы. Были также приняты меры по ограничению сельскохозяйственного производства: крестьянам выплачивали премии за сокращение посевных площадей, уничтожение части урожая, ликвидацию виноградников.

С целью уменьшить дефицит бюджета правительство сократило военные и административные расходы. Тем не менее оно отклонило предложение социалистов и коммунистов о покрытии дефицита за счет частичной национализации промышленности и введения дополнительных налогов на крупных собственников. В декабре 1932 г. кабинет Эррио ушел в отставку. До января 1934 г. правительства, опирающиеся на «второе издание» Левого блока, возглавляли также главным образом радикалы: Эдуар Даладье, Альбер Сарро, Камиль Шотан (см. Приложение).

Внешняя политика. Важнейшим направлением внешней политики Франции в период правления кабинета Эррио оставалось урегулирование отношений с Германией. Сразу после наступления мирового экономического кризиса немецкое правительство отказалось от уплаты репараций. Мало того, Германия начала настойчиво выдвигать требование «равенства прав» в области вооружений. Сначала Эррио пытался противодействовать таким притязаниям. Однако вскоре под давлением США и Англии ему пришлось изменить свою позицию.

В июле 1932 г. на конференции в Лозанне Франция дала согласие на отсрочку, а затем на окончательное прекращение платежей по репарациям. В декабре того же года на совещании в Женеве Франция вместе с Соединенными Штатами, Великобританией и Италией признала за Германией «равенство прав» в вооружениях и таким образом отказалась от соответствующих статей Версальского договора. Отныне в своей международной политике Франция все чаще ориентировалась на США и Англию. Между тем экономическое и военное преимущество в Европе постепенно переходило к Германии.

Еще одним направлением внешней политики Франции было налаживание отношений с СССР. В ноябре 1932 г. в Париже председатель совета министров Эдуар Эррио и посол СССР В.С. Довгалевский подписали советско-французский договор о ненападении. Пакт был заключен на неопределенный срок с возможностью денонсации одной из сторон по истечении двух лет со дня вступления в силу. В соответствии с договором Франция и СССР обязывались не прибегать к войне либо к нападению друг на друга ни при каких обстоятельствах. В случае если одна из договаривающихся сторон подверглась бы нападению, другая сторона обязывалась не оказывать никакой помощи или поддержки нападающим. Франция и СССР обещали также не препятствовать взаимной торговле, уважать суверенитет и не вмешиваться в дела друг друга.

Фашистское движение. В начале 30-х годов в политической жизни Франции заметную роль начинают играть крайне правые или, как их принято называть, фашистские организации. В отличие от Германии и Италии во Франции не было создано единой партии фашистского типа с четкой программой. Тем не менее лозунги немецких, итальянских и испанских фашистов просматривались во многих установках французских крайне правых; «уничтожение коммунизма», ликвидация «прогнившего парламентаризма», захват власти и установление диктатуры, расизм, антисемитизм. Главным объектом нападок французских фашистов стал парламентаризм, «режим партий». Собственные объединения крайне правые именовали лигами.

Еще в конце 20-х годов во Франции насчитывалось более десяти фашистских организаций. Самой крупной была «Огненные кресты» (Круа де фё), образованная в 1927 г. в качестве объединения бывших фронтовиков. Возглавлял лигу полковник Казимир де ля Рок. Центральное место в пропаганде «Огненных крестов» отводилось теме боевого товарищества, чести, порядка и собственности. Однако активисты организации постоянно внушали ветеранам Первой мировой войны, что пролитая ими кровь и гибель их товарищей оказались напрасными, потому что плоды победы «растрачены» бездарными продажными политиками не по назначению, благосостояние Франции подорвано экономическим кризисом, ее безопасность — вновь под угрозой, а материальное состояние бывших фронтовиков все время ухудшается.

Профашистское объединение Франции «Французское действие» (Аксьон франсэз) основал Шарль Моррас еще в самом конце XIX в. «Аксьон франсэз», бывшая первоначально клерикально-монархической организацией, постепенно стала эволюционировать к фашизму. В 20-е — начале 30-х годов лидер объединения постоянно обличал французский парламентаризм за продажность депутатов и их причастность к финансовым скандалам.

Помимо «Огненных крестов» и «Французского действия» в стране существовало еще несколько достаточно крупных фашистских организаций («Патриотическая молодежь», «Франсисты», «Французская солидарность»), а также ряд мелких лиг. Практически все профашистские объединения отличались строгой дисциплиной. Основными методами их действий были массовые слеты и митинги, иногда сопровождаемые факельными шествиями. Поддержку, включая финансовую, лигам оказывали представители крупного капитала, правых политических партий, католической церкви, армии.

Крайне правое движение во Франции особенно активизировалось в 1933 г., после того как в Германии пришли к власти фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Французские лиги развернули широкую агитационную деятельность, добиваясь отставки правительства («второго издания» Левого блока) и роспуска парламента.

Поводом для атак французских фашистов на правящие круги послужило «дело Стависского». Французский финансист и аферист Александр Стависский предпринял мошенническую операцию по выпуску облигаций ломбарда в 1933 г. и был разоблачен. Вскоре выяснилось, что в его финансовых махинациях оказались замешаны многие французские политические деятели и парламентарии. В их число входили даже бывший председатель совета министров Пьер Лаваль и ныне действующий радикал Камиль Шотан (ноябрь 1933 г. —январь 1934 г.). Фашисты добились ухода правительства в отставку.

В феврале 1934 г. лиги перешли к более активным действиям. Предлогом стало увольнение новым правительством, возглавляемым радикалом Эдуаром Даладье (январь — февраль 1934 г.), сочувствующего фашистам префекта парижской полиции Жана Кьяппа.

6 февраля 1934 г. кабинет Даладье представлял в Бурбонском дворце свою правительственную программу. В это время около 40 тыс. фашистов двинулись на штурм Палаты депутатов. Они намеревались сместить правительство и покончить с республиканским режимом. Полицейские, не получившие приказа стрелять, с трудом сдерживали натиск. Лишь к ночи, когда полицейские кордоны смяли и по приказу кабинета министров был открыт огонь, фашисты отступили. Однако правительство Даладье ушло в отставку.

До очередных выборов в Палату депутатов 1936 г. преобладающее влияние в имели представители правых политических направлений. «Второе издание» Левого блока сменила повторно сложившаяся правительственная коалиция «Национального единения».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.248 (0.013 с.)