Центр повышения квалификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центр повышения квалификации



Центр повышения квалификации

 

 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТАБЛИЦ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

слушателя курсов профессиональной переподготовки по программе «Дошкольное образование»

Овсеенко Н.Ю.

 

 

Научный руководитель:

кандидат пед. наук, доцент

Тургель В.А.

 

г. Тихвин

Содержание

 

Введение -
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц -    
1.1. Развитие связной речи детей как научная категория, ее виды и механизмы формирования   -
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста   -
1.3. Педагогические подходы к развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц -    
Глава 2. Работа воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц   -
2.1. Диагностика развития связной речи у детей старшей группы МДОУ д/с ОВ №7 «Солнышко» г. Тихвин   -
2.2. Особенности развития речи у современных детей (констатирующий эксперимент) 2.3. Система работы по развитию речи у детей старшей группы МДОУ д/с ОВ №7 «Солнышко» г. Тихвин с применением мнемотаблиц -   -  
2.4. Результативность реализации системы работ по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста через применение мнемотаблиц - Заключение -  
Список литературы -
Приложения -

Введение

Актуальность исследования. Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами - всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего - педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.

Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка.

Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической и диалогической речи.

Чтобы достигнуть эффективных результатов, мы решили использовать нетрадиционный метод работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи – мнемотехнику. Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания словесной информации. Проблема развития речи у детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что качество этого психического процесса может обеспечить профилактику возможных трудностей в усвоении необходимой информации. Все вышесказанное определило выбор темы диплома.

Цель исследования: разработать и апробировать систему средств по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через применение мнемотаблиц.

Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.

Гипотеза исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники будет эффективным при создании следующих педагогических условий:

- учет индивидуальных особенностей ребенка;

- развитие связной речи проходит в ведущем виде деятельности;

- наглядный материал (мнемотаблицы) должен быть интересен ребенку (яркий, красочный) и соответствовать предъявляемой теме.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по теме;

2. Рассмотреть развитие речи детей как научную, психолого-педагогическую категорию, ее виды и механизмы формирования;

3. Выделить возрастные особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

4. Обобщить педагогический опыт развития связной речи посредством мнемотаблиц;

5. Подобрать методы диагностики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;

6. Выявить особенности развития речи у современных детей (констатирующий эксперимент);

7. Разработать систему занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с применением мнемотехники;

8. Провести систему занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением мнемотехники и исследовать их эффективность;

Методы исследования:

Теоретические:

· обобщение и систематизация информации (теоретической, практической и методической);

· обобщение результатов исследования;

Эмпирические:

· педагогический эксперимент;

· опрос, беседа, наблюдение;

Экспериментальная база исследования: Дети из какого ДОУ

В эксперименте приняли участие 17 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с нормальным слухом и интеллектом.


Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста

Глава 2. Работа воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц

Предполагаемые результаты.

• пополнение и активизация словарного запаса детей;

• развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи

• умение договариваться и работать слаженно;

• умение обратиться к взрослому с вопросом;

• умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

• умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

• умение обрабатывать собранный материал;

Одним из средств в обучении детей этим умениям являются занятия по развитию связной речи с использованием наглядных моделей и графических схем.

Приём наглядного моделирования можно использовать в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

- пересказ;

- составление рассказов по картине и серии картин;

- описательный рассказ;

- творческий рассказ;

Детям бывает трудно построить связный рассказ, даже просто пересказать текст, хотя пересказ считается самым простым из видов связного высказывания. Они отвлекаются на незначительные детали, могут перепутать последовательность развития событий. Задача взрослых - научить детей выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия.

В этом очень помогают модельно - графические схемы, они дают возможность выделить наиболее существенные стороны объекта.

Работа по использованию графических схем и моделей ведётся по этапам:

1.Ознакомление с моделями:

-Наглядно-предметная модель

-Предметно-схематическая

-Схематическая

Умение осознавать художественный образ

Формирование представлений о структуре текста (обучение «чтению моделей»)

Самостоятельное составление рассказов с опорой на модель

В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом представления информации - моделью.

В качестве моделей могут быть использованы:

-геометрические фигуры

-силуэты, контуры предметов

-условные обозначения действий

-контрастная рамка и др.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.

Работа по развитию навыка пересказа ведётся по этапам:

1. Учить детей умению выделять основные персонажи и обозначать их графическими заместителями.

2. Формировать умение передавать события при помощи схем – заместителей.

3. Передавать последовательность эпизодов, правильно располагая схемы - заместители.

Графические схемы выступают в роли плана, которого дети придерживаются при пересказе. Более трудным для детей является составление рассказов по картине и серии картин. От детей требуется: умение выделять основные действующие объекты, проследить их взаимосвязь, додумать причины возникновения событий, умение объединить фрагменты в единый сюжет. В качестве модельных схем можно использовать картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины.

Когда дети освоят навык построения связного высказывания в пересказе и рассказе по картинам, можно добавить элементы творчества - предложить ребёнку придумать начало и конец рассказа, добавить персонажам новые качества и т.д.

Предварительное составление схем описания оказывает большую помощь в развитии умений составлять описательные рассказы о предметах.

Основу описательного рассказа составляют конкретные знания ребёнка о предмете. Элементами модели рассказа являются качественные и внешние характеристики объекта:

1. величина

2. цвет

3. форма

4. детали

5. материал

6. как используются

7. чем нравится и т.д.

Наиболее сложным для детей являются творческие рассказы. Но и здесь наглядные модели оказывают незаменимую помощь.

Ребенку предлагают модель рассказа, а он должен элементы модели наделить своими качествами, составить связное высказывание. Последовательность работы по обучению творческому рассказыванию такая:

1. Ребенку дается персонаж и предлагается придумать ситуацию, которая могла бы с ним произойти.

2. Конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в продумывании их характера, внешнего вида.

3. Ребенку просто задается тема рассказа.

4. Ребенок сам выбирает тему и героев своего рассказа

Предлагая детям помощь в виде символов-схем, не нужно опасаться, что такая помощь сделает их мыслительные процессы «ленивыми», а речь «заштампованной». Наоборот, это будет способствовать усвоению ребенком различных структур языка.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети научатся планировать свою речь.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Один из приемов работы – использование пиктограмм. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
– как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие “знак” (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Игры с использованием пиктограмм на примере сказки “Под грибом” В.Сутеевой.

В игру входят пиктограммы с изображением:

слов-предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;

слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;

слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый;

символов-предлогов: под, за, над, на, около, к;

Замещение

– это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами.

На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. Рассмотрим вариант заместителей к сказке «Под грибом».

 

Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

Отработка приема происходит в результате повторяющихся заданий, содержание которых постепенно расширяется, обогащается новыми связями. В дальнейшем можно придумывать с детьми и новые сказки, используя готовые заместители или разыгрывая бытовые сюжеты. Данный прием моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности. Мнезис в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехн ики призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Особенность приема – применение не изображения предметов, а символов.

Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

– пересказ текстов;

– составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

– рассматривание таблицы;

– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;

– пересказ или заучивание текста.

Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.

Мы хотим представить вам свой опыт работы по сказке посредством использования мнемотехники.

Пересказать сказку.

Воробей

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил, чив, чил!
А.Барто

Хитрый грибок

Хитрый маленький грибок
В круглой, красной шляпке.
Он не хочет в кузовок,
Он играет в прятки.
Притаился возле пня –
Поиграть зовет меня!

Образование родственных слов.

Образование глаголов.

Кто (что) из героев сказки:

ползает прыгает летает ходит бегает растет

Образование сложных слов.

12. Образование притяжательных прилагательных. Кого хотел сфотографировать муравей?

Календарно – тематическое планирование (5-6 лет)

Январь

1. Отгадывание мнемозагадок.

2. Игра «Живые слова».

3. Пересказ сказки «Петух да собака».

Февраль

1. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

2. Составление описательного рассказа о животных зимой по мнемотаблице.

3. Итоговое занятие по теме «Зима».

Март

1. Работа с мнемотаблицей по теме «Птицы весной».

2. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» (мнемотехника).

3. Заучивание стихотворения «К нам весна шагает…».

(Задания родителям - нарисовать мнемотаблицу для заучивания стих.)

Апрель

1. Отгадывание мнемозагадок.

2. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

3. Игра «Объяснялки».

Май

1. Составление предложений о весне по мнемодорожкам.

2. Заучивание скороговорок по мнемотаблице.

3. Итоговое занятие по теме «Я люблю природу».

Темы бесед с проблемными ситуациями:

- Колобок отправляется в лес;

- Приготовление винегрета;

- Чипполино помогает выращивать лук;

- Опыты с луком;

- Герои сказки Дж. Родари рассказывают об овощах и фруктах;

- Что мы знаем об осени (зиме, весне)

- Дюймовочка рассказывает об основных правилах посадки комнатных растений;

- Буратино беседует с детьми о деревьях;

- Посещение животноводческой фермы;

- Посещение зоопарка.

Заключительный этап

1. Мониторинг.

3. Фотоколлаж «Мы изучаем природу» (май).

4. Выставка детских рисунков.

5. Коллективная работа по выпуску детьми серии книг с использованием мнемотаблиц «Времена года».

6. Итоговое мероприятие: развлечение «Четыре времени года».

 

Заключение

 

В процессе работы был произведен анализ психологической и методической литературы по данной теме, была дана характеристика связной речи и были изучены возможности развития связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотаблиц, проведено исследование и был обоснован выбор методик, проанализированы результаты исследования и сделаны выводы.

Результаты экспериментального исследования показали, что у большинства обследуемых детей развитие связной речи находится на среднем уровне, что характеризуется наличием ошибок и трудностями составлять рассказ – описание, самостоятельный пересказ.

На основании полученных результатов исследования нами был разработана система развития связной речи посредством мнемотехнки. По окончанию ее реализации мы повторно провели методики, в результате мы выявили на контрольном эксперименте:

Высокий уровень показали - 46% детей. У этих детей все параметры связной речи находятся на высоком уровне. Они содержательно, логично, точно и последовательно излагают свои мысли, в речи используют как простые, так и сложные предложения. Речь оформлена грамматически правильно.

Средний уровень был обнаружен у 54% детей. В большинстве случаев у детей страдала содержательность и богатство связной речи. Предложение использовали простые, но правильные по грамматическому оформлению.

Низкий уровень не был обнаружен у детей.

Параметры сформированы на среднем уровне: следует продолжать работу над правильностью и богатство речи.

Итогом стало выделение особенностей связной речи у детей с ОНР:

- дети могут логично выстраивать предложения, но у некоторых детей еще нарушается последовательность слов;

- дети могут устанавливать логично – смысловые отношения между предметами, изображенными на картинках;

-при пересказе устанавливают причинно – следственные связи и достаточно хорошо составляют предложения;

- практические отсутствуют грамматические ошибки;

- самостоятельно составляют рассказ – описание.

Цель нашего исследования: выявление особенностей формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием была достигнута, так как были решены все поставленные задачи. А именно:

- изучены особенности развития связной речи в онтогенезе;

- выявлены особенности связной речи у детей посредством мнемотаблиц;

- проведена экспериментальная работа по выявлению особенностей связной речи детей дошкольного возраста;

- разработана система работы по развитию связной речи посредством мнемотаблиц.

- проанализированы результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР; дан количественно – качественны анализ полученных данных.

Таким образом, мы убедились, что тема актуальна, задачи выполнены, цель достигнута.

 

 

Список литературы

 

 

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. - с.27-43.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. — М.: Академия, 1998

3. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3 с. 45-48

4. Бехтерев В.Н. Основы учения о функциях мозга—СПб.: Брокгауз-Эфрон, 2013. — 512 с.

5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.

6. Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольного
возраста— М.: Просвещение, 2014. – 189 с.

7. Введенская Л. А. Теория и практика русской речи– СПб.: Питер принт, 2012. – 364 с.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. - М., 2011. - 640с.

9. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - с. 28-34.

10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007. - 480 с.

11. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М., 2006

12. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351с.

13. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013. — 128 с.

14. Гомзяк О. Говорим правильно в 6 - 7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

15. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. – М.:Просвещение,2007.

16. Гриншпун Б.М. Развитие коммуника­тивных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. Дефектология.— 2013.—№3.

17. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

18. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

19. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2000.-98с.

20. Ерастов Н.Л. Культура связной речи. — Ярославль. 2013. —183 с.

21. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006.

22. Зернова Л.П. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

23. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Воронеж, НПО МОДЭК, 2011. – 432 с.

24. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 2006. - 224с.

25. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. - М., 2005.-87с.

26. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.— М.: Просвещение, 2012. – 128 с.

27. Крутецкий В.А., Психология / В.А. Крутецкий - М.: Просвещение, 2007. - 352с

28. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.— М., Просвещение, 2012. – 256 с.

29. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. — 287 с.

30. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 2006. - 248с.

31. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцевой В.Н. - М., 2002. - 709с.

32. Лурия А.Р. Язык и сознание./ под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 2013. – 320 с.

33. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Сфера, 2007.-190с.

34. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., доп. – М., 2003.

35. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

36. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

37. Пашковская Л.А. Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2002. - 154 с.

38. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

39. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с.

40. Развитие речи дошкольника: Сборник научных трудов подред. Ушаковой О.С., — М.: Педагогика, 1990.

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская- СПб: Издательство "Питер", 2000

42. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., Воронеж, 2002. - 224 с.

43. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.

44. Усова А.П. Обучение в детском саду / под ред. А.В. Запорожца. — М.: Просвещение2012. — 176 с.

45. Ушакова О.С. Развитие связной речи // Психологические вопросы развития речи в детском саду. - М.: Просвещение. 1987.

46. Ушакова О.С. Связная речь // Психолого-педагогические вопросы развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.

47. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

48. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.

49. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение.2013. – 364 с.

50. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова.— М.: Айрис-пресс, 2012.

51. Цейтлин С. И. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2000.-290с.

52. Эльконин Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин – М.,1994.-270с.

53. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей. – М.: Сфера, 2002.-276с.

54. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.

 

 

Центр повышения квалификации

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.139 с.)