Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методы социологических исследований.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Метод социологического опроса. На основе заранее подготовленной программы, опросного листа. Затем обработка, интерпретация. Этот метод появляется ещё в 19в. В некоторых странах этим способом набираются до 70-80% соц. фактов. Соц. опрос: · Сплошной (опрос всех респондентов; респонденты – опрашиваемые лица). Пример, перепись населения. · Выборочный. Устанавливается определённая квота (10% от генеральной совокупности – пример). Отбор респондентов с учётом соц. значений. Пример, сколько девушек и юношей в группе. В зависимости от этого пропорционально отбирают несколько %. Выборка осуществляется репрезентативно (представительно). Опрос: · Анкетирование. В короткое время можно опросить много людей, но ответы м.б. сжатые и неполные, односложные. · Интервьюирование (устный опрос). Требуется большое время, обрабатывать полученные данные сложно. Можно получить развёрнутые ответы, дополнительную информацию. Наблюдение. · Включённое. Наблюдатель включён в состав тех, кого наблюдают. (Наблюдатель должен сохранять тайну своих функций, иначе люди будут вести себя по-другому.) Можно узнать много того, что нельзя получить анкетой или интервью. · Отстранённое. Наблюдатель со стороны. С помощью определённой техники м. с большого расстояния наблюдать за чем-то. 3. Метод изучения документов (официальных и личностных). · Изучение официальных документов. Обработка статистических данных. М.б. архивные данные, уставы и программы пол. партий. Возникают такие направления как историческая социология. · Изучение личностных документов (мемуары, дневники, переписка). 4. Социометрия. Метод изучения социальных явлений на основе количественных показателей (определение плотности, частоты…). Например, кто пользуется авторитетом, а кто нет. Социометрия позволяет видеть перспективы в изменении негативных явлений. Квантификация – математич. определение каких-то соц. явлений. Матеем. моделирование. 5. Социол. эксперимент. Создаётся искусственная среда. Мы не можем наблюдать явление в естеств. условиях, поэтому создаётся искусственная среда. 6. Игровые методы. Проигрывание определённых ситуаций. Эта игра отражает объективные процессы. Это делается для того, чтобы избежать негативных последствий, выбрать наиболее преемлемые явления. 7. Моделирование процесса. С использованием компьютерной техники. Применение этих методов имеет свою историю. В к. 19 в. используется метод сравнения (компарантивистика). · Сравнение по горизонтали. В одно и то же время, но сравнение разных объектов. · Сравнение по вертикали. По времени, на разных стадиях. Один объект, но в разное время. О. Конт и возникновение социологии. О. Конт француз, попал под влияние Анри Сенсимона, увлекался философскими, историческими и др. науками. Занимался вопросами социологической философии. Годы жизни: 1798-1857. Он создатель самого термина “социология”. Он определил направления развития социологии, её предмет, выявил ряд законов, которые помогли объяснить многие обществ. явления. 1839г – том собрания сочинений “Курс позитивной философии”. Формирует задачи по построению новой науки социологии. Возможность и необходимость создания социологии. Прослеживает развитие человеческого знания вообще. Человеческое знание прошло 3 стадии: · Теологическое. Объяснение возникновения мира через влияние божественной силы. (“тео” – божество). · Метафизическое. Всё, что происходит вокруг нас, люди стараются осмыслить с помощью рассуждений, логики, наблюдений. Знание, основанное на умозаключении. · Позитивное (наука). Требуются доказательства, эксперимент. Факты прошлого и будущего не могут являться научными, они проверены. Научными являются только настоящие (сегодняшние). Все виды знания проходят все 3 стадии, но не одновременно. Осмысление первыми прошли точные науки (математика), затем естественные, а потом гуманитарные. Изучать общество сложнее, поэтому нужен большой путь. Изучать общество нужно с помощью тех же методов, что и естественные науки. Позднее Конт показал, что жизнь общества слишком быстро меняется. Создание социологии как науки возможно, т.к. человечество накопило много знаний. Особенность: то, что эти знания разрознены. Нужно обобщение всего этого знания. Социология – наука интегративная (интеграция – объединение). Социология как наука является вершиной социологического знания., она завершает осмысление человеком общественного мира. Социология – самая общая наука об обществе. Социология не только возможна, но она всё более становится необходимой для общества. Социология научит людей избежать катастроф (войн, конфликтов), научит людей жить в мире и согласии, поможет преодолеть негативные последствия. Проект развития социологии как науки: Социология должна развиваться по 2-ум напрвлениям: · соц. статика, 3 направления; · соц. динамика. Методы изучения общественной жизни: · наблюдение: - долговременное - текущее · сравнение (сравниваются разные состояния в процессе развития; разные явления в одно и то же время). Исторический подход. 2 закона: · закон разделения труда Проявлялся в моментах усложнения общества (его структуру). Общество усложняется, возникают различные виды действительности (мореплавание и т.д.), разные интересы, потребности людей. Процесс разделения труда: “+”: дифференциация ведёт к специализации, отсюда растёт производительность труда и растёт благосостояние общества. “-“: неравеснство, отсюда бунты, революции и т.д. “-“: слишком узкая специализация ведёт к однобокому развитию человека. · закон кооперации труда Кооперация отражает другую сторону жизнедеятельности общества. Совместная деятельность. Люди должны понимать друг друга, идти к гармонии и солидарности. Человек – существо общественное.
Взгляды Конта на социологию были весьма плодотворны. Социологические идеи Г. Спенсера (1820-1903). Англ. Считал себя последователем и учеником Конта. Не было гуманитарного образования. Спенсер обладал критическим, аналитическим умом. В 1850 г – первое произведение “Социальная статика”. Социологию Спенсера стали называть социальным дарвинизмом (организмическая социология). Использовал сравнение общества с живым организмом. Приводит доказательства. Назвал общество живым организмом. Как у живого организма не могут существовать отдельно к-либо части, так и у общества. Каждый орган выполняет свои функции. Революция – социальная болезнь, нарушает развитие общества. Эволюция – главный метод развития общества. Эволюция – универсальный процесс (охватывает живую природу и характеризует общество). Эволюция – общественный процесс. Выделяют осн. институты: · экономика · государство · семья · религия Эти институты направляют общество, поддерживают его целостность. Осн. из главных законов: стремление к возрастающей связанности (не м. общество разделяться). В обществе у людей существует 2 страха: · перед живыми (перед государством, перед законом), регулирует норм. жизнь общества; · перед мёртвыми (перед второй жизнью, люди не хотят попасть в ад), соблюдение нравственных и религиозных норм. В жизни общества большую роль играет семья (первое толкование законов, основы религии, поведения). Функции. Впервые показывает, что есть действия, которые нарушают общество (дисфункции). Впервые подчёркивает, что функции разнообразны. К одному и тому же результату можно прийти на основе разных функций. На основе одних функций можно прийти к разным результатам. Одна функция может частично компенсировать другую. 3-хтомный труд “Основания социологии”, посвятил вопросам развития общества. – 1860-1880г. Общество развивается, попытался выделить стадии развития общества. · военного или политического развития (через первобытное общество и т.д.) · экономическое или промышленное (с формированием буржуазных отношений) Суть первой стадии: война всех против всех. Промышленная стадия: сотрудничество. К. Маркс как социолог. (1818-1883г.) Сам себя не считал социологом. Раздел философии – исторический материализм (здесь содержатся его идеи, касающиеся социологии). Идеолог рабочего движения, за создание нового типа общества (коммунистического и социалистического). Подходы Маркса к социал. реальности: 1. Учение об общественно-экономических формациях. “Немецкая идеология” – 1846г. – раннее произведение. Общество в ходе истории проходит 5 стадий, которые он назвал общественно-экономическими формациями. Общественно-экон. формация – тип общества со своими характеристиками, отличающимися друг от друга. Каждая формация – новая ступень развития общества. Каждая последующая формация более развита (более совершенна). Виды формаций: · предыстория человечества: - первобытно-общинный строй - рабовладельческий - феодальный - буржуазный (капиталистический) · коммунистическая формация. Фазы: - социализм - коммунизм Социализм – незрелый коммунизм. Каждая из этих формаций имеет одинаковую структуру, но характеристика элементов структуры разная. Каждая формация имеет 4 сферы общественной жизни: 1. экономическая 2. социальная 3. политическая 4. духовная В каждой формации своя экономическая основа (разные способы производства), св. социал. структура, св. политич. сфера (раз. политич. власти, методы осуществл. власти и т.д.), св. дух. жизнь. Маркс показывает, что взаимосвязь сфер общ. жизни разная. На разных этапах развития общества на передний план м. выходить к-л одна сфера. Если стабильно устоявшиеся формации, то на первое место ставится экономика. В момент нестабильного состояния, в кризисных ситуациях решающее значение имеет политическая сфера (опираясь на силу государства и законы, пол власть направляет развитие общества, формирует его стабильность). Уделяет внимание правилам перехода от одной формации к другой. Он считал, что благоприятнее этот переход будет в процессе революции. Приводит пример революций в Европе. Буржуазные революции подтверждают, что обществу нужна революция. Революции – локомотивы истории (ускоряют развитие общества), что нельзя достичь эволюционным путём. С помощью революции можно скорее достичь развитого общества. Механизм революции. Причины революции коренятся в экономике. В основе общества экономика (базис общества). Способ производства проявляется в соотношении производительных сил и производственных отношений. Производительные силы (квалификация, умение, машины, станки), совершенствуются работники. Производительные силы всё время развиваются, совершенствуются. Производ. отношения остаются относительно неизменными. Переход от одной формации к другой, - смена способа производства. Со временем произв. отношения начинают тормозить развитие произв. сил. Единственный выход – сменить способ производства (экономич. основа революции). Новый способ производства требует нов. произв. сил, то изменится и соц. структура (рабы – крестьяне), утвержд. пол. власть нов класса. Наступает этап перехода к новой формации и т.д. Переход к коммунистической формации. Именно пролетариат – глав. производ. сила в обществе, на основе сознательности, д. изменить эксплуататорский строй. Способ производства будет отличаться от других. Раньше основа экономики – частная собственность. Сейчас будет – общественная собственность. Будет лишена эксплуатация человека человеком. Будет бесклассовое общество, общественное самоуправление без государства. Он считал государство механизмом угнетения. Он использовал мысль Сенсимона, что в последствии будет отмирание общества (“государство не отменяется, оно засыпает”). Осуществляется принцип социал. справедливости, равенства. “Социал. революция – корешок царства свободы”.
2. Маркс изучал соц. структуру общества. Анализирует взаимоотношение классов в обществе. Классы – основа соц. структуры общества. Вся остальная структура зависит от них. Главное – классовая борьба. Классовое неравенство приводит к классовой борьбе. Классовая борьба – двигатель истории, приводит к смене способа производства. Маркс выделяет: · основные классы. Они связаны непосредственно со способом производства. Осн. классы выступают в паре (рабы и рабовладельцы). Их интересы противоположны. · неосновные классы (второстепенные). Есть крестьяне, есть духовенство в разных видах формаций. Изменяется структура при переходе к социализму. исчезнут классы, останется социал. структура без зависимости одной соц. группы от другой. Класс в себе ещё находится на таком уровне, что не даёт осознать себя, встать во главе. Он ещё не способен изменить что-то в себе. По мере осознания единства св. положения в обществе приводит к тому, что он может преобразовывать общество – класс для себя (м. изменить что-то для себя, стать господствующим классом). Пролетариат может совершить соц. революцию, если он будет сплочён, изменить одну партию. “Пролетарии всех стран объединяйтесь”.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.011 с.) |