Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы социологических исследований.

Поиск

1. Метод социологического опроса. На основе заранее подготовленной программы, опросного листа. Затем обработка, интерпретация. Этот метод появляется ещё в 19в. В некоторых странах этим способом набираются до 70-80% соц. фактов.

Соц. опрос:

· Сплошной (опрос всех респондентов; респонденты – опрашиваемые лица). Пример, перепись населения.

· Выборочный. Устанавливается определённая квота (10% от генеральной совокупности – пример). Отбор респондентов с учётом соц. значений. Пример, сколько девушек и юношей в группе. В зависимости от этого пропорционально отбирают несколько %. Выборка осуществляется репрезентативно (представительно).

Опрос:

· Анкетирование. В короткое время можно опросить много людей, но ответы м.б. сжатые и неполные, односложные.

· Интервьюирование (устный опрос). Требуется большое время, обрабатывать полученные данные сложно. Можно получить развёрнутые ответы, дополнительную информацию.

Наблюдение.

· Включённое. Наблюдатель включён в состав тех, кого наблюдают. (Наблюдатель должен сохранять тайну своих функций, иначе люди будут вести себя по-другому.) Можно узнать много того, что нельзя получить анкетой или интервью.

· Отстранённое. Наблюдатель со стороны. С помощью определённой техники м. с большого расстояния наблюдать за чем-то.

3. Метод изучения документов (официальных и личностных).

· Изучение официальных документов. Обработка статистических данных. М.б. архивные данные, уставы и программы пол. партий. Возникают такие направления как историческая социология.

· Изучение личностных документов (мемуары, дневники, переписка).

4. Социометрия. Метод изучения социальных явлений на основе количественных показателей (определение плотности, частоты…). Например, кто пользуется авторитетом, а кто нет. Социометрия позволяет видеть перспективы в изменении негативных явлений. Квантификация – математич. определение каких-то соц. явлений. Матеем. моделирование.

5. Социол. эксперимент. Создаётся искусственная среда. Мы не можем наблюдать явление в естеств. условиях, поэтому создаётся искусственная среда.

6. Игровые методы. Проигрывание определённых ситуаций. Эта игра отражает объективные процессы. Это делается для того, чтобы избежать негативных последствий, выбрать наиболее преемлемые явления.

7. Моделирование процесса. С использованием компьютерной техники.

Применение этих методов имеет свою историю. В к. 19 в. используется метод сравнения (компарантивистика).

· Сравнение по горизонтали. В одно и то же время, но сравнение разных объектов.

· Сравнение по вертикали. По времени, на разных стадиях. Один объект, но в разное время.


О. Конт и возникновение социологии.

О. Конт француз, попал под влияние Анри Сенсимона, увлекался философскими, истори­ческими и др. науками. Занимался вопросами социологической философии.

Годы жизни: 1798-1857. Он создатель самого термина “социология”. Он определил на­правления развития социологии, её предмет, выявил ряд законов, которые помогли объяс­нить многие обществ. явления.

1839г – том собрания сочинений “Курс позитивной философии”. Формирует задачи по по­строению новой науки социологии. Возможность и необходимость создания социологии. Прослеживает развитие человеческого знания вообще.

Человеческое знание прошло 3 стадии:

· Теологическое. Объяснение возникновения мира через влияние божественной силы. (“тео” – божество).

· Метафизическое. Всё, что происходит вокруг нас, люди стараются осмыслить с по­мощью рассуждений, логики, наблюдений. Знание, основанное на умозаключении.

· Позитивное (наука). Требуются доказательства, эксперимент. Факты прошлого и будущего не могут являться научными, они проверены. Научными являются только настоящие (сегодняшние).

Все виды знания проходят все 3 стадии, но не одновременно. Осмысление первыми прошли точные науки (математика), затем естественные, а потом гуманитарные. Изучать общество сложнее, поэтому нужен большой путь.

Изучать общество нужно с помощью тех же методов, что и естественные науки. Позднее Конт показал, что жизнь общества слишком быстро меняется.

Создание социологии как науки возможно, т.к. человечество накопило много знаний. Особенность: то, что эти знания разрознены. Нужно обобщение всего этого знания.

Социология – наука интегративная (интеграция – объединение). Социология как наука является вершиной социологического знания., она завершает осмысление человеком общественного мира. Социология – самая общая наука об обществе. Социология не только возможна, но она всё более становится необходимой для общества. Социология научит людей избежать катастроф (войн, конфликтов), научит людей жить в мире и согласии, поможет преодолеть негативные последствия.

Проект развития социологии как науки:

Социология должна развиваться по 2-ум напрвлениям:

· соц. статика, 3 направления;

· соц. динамика.

Методы изучения общественной жизни:

· наблюдение:

- долговременное

- текущее

· сравнение (сравниваются разные состояния в процессе развития; разные явления в одно и то же время).

Исторический подход.

2 закона:

· закон разделения труда

Проявлялся в моментах усложнения общества (его структуру). Общество усложняется, возникают различные виды действительности (мореплавание и т.д.), разные интересы, потребности людей.

Процесс разделения труда:

“+”: дифференциация ведёт к специализации, отсюда растёт производительность труда и растёт благосостояние общества.

“-“: неравеснство, отсюда бунты, революции и т.д.

“-“: слишком узкая специализация ведёт к однобокому развитию человека.

· закон кооперации труда

Кооперация отражает другую сторону жизнедеятельности общества. Совместная деятельность. Люди должны понимать друг друга, идти к гармонии и солидарности.

Человек – существо общественное.

 

Взгляды Конта на социологию были весьма плодотворны.

Социологические идеи Г. Спенсера (1820-1903).

Англ. Считал себя последователем и учеником Конта. Не было гуманитарного образования. Спенсер обладал критическим, аналитическим умом. В 1850 г – первое произведение “Социальная статика”. Социологию Спенсера стали называть социальным дарвинизмом (организмическая социология). Использовал сравнение общества с живым организмом. Приводит доказательства. Назвал общество живым организмом.

Как у живого организма не могут существовать отдельно к-либо части, так и у общества. Каждый орган выполняет свои функции.

Революция – социальная болезнь, нарушает развитие общества. Эволюция – главный метод развития общества.

Эволюция – универсальный процесс (охватывает живую природу и характеризует общество).

Эволюция – общественный процесс.

Выделяют осн. институты:

· экономика

· государство

· семья

· религия

Эти институты направляют общество, поддерживают его целостность.

Осн. из главных законов: стремление к возрастающей связанности (не м. общество разделяться).

В обществе у людей существует 2 страха:

· перед живыми (перед государством, перед законом), регулирует норм. жизнь общества;

· перед мёртвыми (перед второй жизнью, люди не хотят попасть в ад), соблюдение нравственных и религиозных норм.

В жизни общества большую роль играет семья (первое толкование законов, основы религии, поведения).

Функции. Впервые показывает, что есть действия, которые нарушают общество (дисфункции). Впервые подчёркивает, что функции разнообразны. К одному и тому же результату можно прийти на основе разных функций. На основе одних функций можно прийти к разным результатам.

Одна функция может частично компенсировать другую.

3-хтомный труд “Основания социологии”, посвятил вопросам развития общества. – 1860-1880г.

Общество развивается, попытался выделить стадии развития общества.

· военного или политического развития (через первобытное общество и т.д.)

· экономическое или промышленное (с формированием буржуазных отношений)

Суть первой стадии: война всех против всех.

Промышленная стадия: сотрудничество.


К. Маркс как социолог.

(1818-1883г.)

Сам себя не считал социологом. Раздел философии – исторический материализм (здесь содержатся его идеи, касающиеся социологии). Идеолог рабочего движения, за создание нового типа общества (коммунистического и социалистического).

Подходы Маркса к социал. реальности:

1. Учение об общественно-экономических формациях. “Немецкая идеология” – 1846г. – раннее произведение. Общество в ходе истории проходит 5 стадий, которые он назвал общественно-экономическими формациями. Общественно-экон. формация – тип общества со своими характеристиками, отличающимися друг от друга. Каждая формация – новая ступень развития общества. Каждая последующая формация более развита (более совершенна).

Виды формаций:

· предыстория человечества:

- первобытно-общинный строй

- рабовладельческий

- феодальный

- буржуазный (капиталистический)

· коммунистическая формация.

Фазы: - социализм - коммунизм

Социализм – незрелый коммунизм. Каждая из этих формаций имеет одинаковую структуру, но характеристика элементов структуры разная.

Каждая формация имеет 4 сферы общественной жизни:

1. экономическая

2. социальная

3. политическая

4. духовная

В каждой формации своя экономическая основа (разные способы производства), св. социал. структура, св. политич. сфера (раз. политич. власти, методы осуществл. власти и т.д.), св. дух. жизнь.

Маркс показывает, что взаимосвязь сфер общ. жизни разная. На разных этапах развития общества на передний план м. выходить к-л одна сфера. Если стабильно устоявшиеся формации, то на первое место ставится экономика. В момент нестабильного состояния, в кризисных ситуациях решающее значение имеет политическая сфера (опираясь на силу государства и законы, пол власть направляет развитие общества, формирует его стабильность). Уделяет внимание правилам перехода от одной формации к другой. Он считал, что благоприятнее этот переход будет в процессе революции. Приводит пример революций в Европе. Буржуазные революции подтверждают, что обществу нужна революция. Революции – локомотивы истории (ускоряют развитие общества), что нельзя достичь эволюционным путём. С помощью революции можно скорее достичь развитого общества. Механизм революции. Причины революции коренятся в экономике. В основе общества экономика (базис общества). Способ производства проявляется в соотношении производительных сил и производственных отношений. Производительные силы (квалификация, умение, машины, станки), совершенствуются работники.

Производительные силы всё время развиваются, совершенствуются. Производ. отношения остаются относительно неизменными. Переход от одной формации к другой, - смена способа производства. Со временем произв. отношения начинают тормозить развитие произв. сил. Единственный выход – сменить способ производства (экономич. основа революции).

Новый способ производства требует нов. произв. сил, то изменится и соц. структура (рабы – крестьяне), утвержд. пол. власть нов класса. Наступает этап перехода к новой формации и т.д.

Переход к коммунистической формации.

Именно пролетариат – глав. производ. сила в обществе, на основе сознательности, д. изменить эксплуататорский строй. Способ производства будет отличаться от других. Раньше основа экономики – частная собственность. Сейчас будет – общественная собственность.

Будет лишена эксплуатация человека человеком. Будет бесклассовое общество, общественное самоуправление без государства.

Он считал государство механизмом угнетения. Он использовал мысль Сенсимона, что в последствии будет отмирание общества (“государство не отменяется, оно засыпает”).

Осуществляется принцип социал. справедливости, равенства.

“Социал. революция – корешок царства свободы”.

 

2. Маркс изучал соц. структуру общества. Анализирует взаимоотношение классов в обществе.

Классы – основа соц. структуры общества. Вся остальная структура зависит от них. Главное – классовая борьба.

Классовое неравенство приводит к классовой борьбе. Классовая борьба – двигатель истории, приводит к смене способа производства.

Маркс выделяет:

· основные классы. Они связаны непосредственно со способом производства. Осн. классы выступают в паре (рабы и рабовладельцы). Их интересы противоположны.

· неосновные классы (второстепенные). Есть крестьяне, есть духовенство в разных видах формаций.

Изменяется структура при переходе к социализму. исчезнут классы, останется социал. структура без зависимости одной соц. группы от другой.

Класс в себе ещё находится на таком уровне, что не даёт осознать себя, встать во главе. Он ещё не способен изменить что-то в себе.

По мере осознания единства св. положения в обществе приводит к тому, что он может преобразовывать общество – класс для себя (м. изменить что-то для себя, стать господствующим классом).

Пролетариат может совершить соц. революцию, если он будет сплочён, изменить одну партию.

“Пролетарии всех стран объединяйтесь”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.011 с.)