Системный подход к анализу общественной жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход к анализу общественной жизни.



Общество – нечто сложное, целостное, проходящее ряд стадий развития, единое со взаимодействием всех его составных частей.

Общество – система. 2 сост-их.

1) Период становления системы, все её своиства не проявляются в полной мере – это суммативная система. Суть: свойства системы представляют сумму свойств отдельных элементов системы.

2) Но развиваясь, проявляя всё больше свои характеристики система достигает другого уровня, когда её свойства больше чем сумма свойств отдельных элементов. Новые свойства проявляются за счёт взаимодействия её элементов – целостная система.

Подсистемы: экономика, политика, духовн. жизнь. выделяется роль экономической подсистемы. Маркс обосновывает в развитии общества соц. детерминизм в виде экономического детерминизма.

Маркс был сторонником идеи общественного прогресса, он показывает, что прогресс м. считаться полным только тогда, когда человек получит полную независимость. – коммунизм.

Основой прогресса общесва является материальное, экономическое, техническое развитие.

Мерило прогресса – свободное время граждан.

Социология М.Вебера. (1864-1920)

М.Вебер – немецк. социологич. школа. Многие идеи остаются идеями для соврем. соц. школ.

Новые социологии – социология труда, полит. власти, экономич. социология.

Его интерес к России был очень велик (вывод: в России формир-ся не тот социализм, о кот. говорил Маркс, здесь развив-ся госуд-ый социализм).

1. Вебер предлагал нов. взгляд на развитие социологии: Понимающая социология. Основоположник новой парадигмы – антропоцентризм (в центре человек). Задача социологии: понять человека.

2. Социология должна исходить из необходимости видеть в человеке не только разумное существо, но и эгоистическое. (Поступки людей мотивированы личностными интересами). Совместными усилиями легче добиться к-л. результатов, действия становяться коллективными, эти действия более эффективны.

Человек – существо разумное, его действия осмыслены, целенаправленны. Человек стремиться к достижению к-л. результата или овладению к-л. ценностями.

Многие действия труднообъяснимы, действия, которые совершаются на основе чувств (в состоянии аффекта). Понять человека сложно в этой ситуации.

Но Вебер большее внимание уделяет осмысленным действиям людей.

Но не все действия являются соц-ми. Человек может взаимодействовать с природой, с техникой – несоц. действия.

Люди способны оценивать действия, отбирать наиболее рациональные. Такие действия он называет “идеал. типами”.

“Ид. тип” – совокупность способов с наивысшими результатами.

Можно говорить об идеал. токаре, студенте, преподавателе.

Но ид. способы поведения тоже меняются. Наиболее соверш. рационал. действия закрепляются, осваиваются новыми людьми, отсюда рост производительности труда. Но находится ещё человек, который придумает ещё что-то новое, ещё повысится производительность труда.

Социология должна изучать “ид. типы”. В любой области найдутся лучшие люди.

Вебер отмечает, что люди д.б. профессионалами в своей деятельности. Должны быть критерии, оценивающие уровень рациональности этого вида деятельности.

Вебер изучает научн., полит. сферы.

Нов. направления: социология власти, политики, экономическая социология, социология управления, социология религии, социология проблемы этики, теория стратификации общества, изучение конфликтов в обществе.

Социология политики. Вебер исследует социальную сущность власти. Если до Вебера считалось, что власть – это политическое, Вебер показывает, что власть – это отношение м/у людьми, которые могут проявляться в обществе (власть мужа над женой и т. д.). Суть власти – способность одних людей изменять поведение других людей в своих интересах.

Власть имеет не только принудительный характер, но и может осуществляться на основе авторитета.

Есть виды власти, при которых человек сам подчиняется – авторитарная власть:

· традиционная. Основана на авторитете традиций.

· харизматическая. Исключительные личностные качества человека, позволяющие ему воздействовать на человека.

· рационально-легальная. Авторитет законов. Власть законов рациональных, легальных. Люди сами осознают, что эти законы необходимы, разумны.

В практике жизни эти 3 вида сочетаются. Также может быть сочетание принудительных и авторитетных методов власти.

Соц. управление. Тесно связано с властью. Оно может основываться на властных, организационных методах. Проводит ряд исследований в области рац. управления. Область бюрократии.

Бюрократия – слой людей, которые на профессиональном уровне руководят. Они должны иметь знания, опыт, д. действовать в интересах тех слоёв общества, руководить которыми они поставлены.

Далеко не все делают рационально. В этом виновны и система подготовки кадров.

Руководить рационально – это обеспечить пол-е продукции в большем количестве, лучшего качества с наим. затратами и в кратчайшее время.

Каждый д. стремиться к ид. целям. Общество нуждается в профессионалах, но оно д. и контролировать их.

В совр. Европ. странах чиновники превращают ся в класс, потому что их интересы идут в разрез с интересами общества. Чиновники м. б. в полит., экон. деятельности, но общество д. их контролировать.

В России – годы укрепления красной бюрократии. Здесь формируется не тот бюрократизм, о котором говорил Маркс. Здесь формируется государственный социализм.

Вебер предложил новую концепцию прогресса. В основе прогресса лежат факторы духовной жизни (дух. детерминизм). “Протестантская этика и дух. социализма”. Становление капитализма проходило по-другому. Здесь сложился рабовладельческий строй, феодализма практически не было. Толчком к развитию социализма стала протестантская этика. Взгляды протестантов совпали со взглядами колонистов, отсюда дух капитализма. Протестанты считали, что все люди равны, д. трудиться. Богатство не осуждается, если оно честно заработано. Приветствовали развитие науки, прогресса.

В становлении нов. типа общества стала религия, отсюда этика протестантизма.

Социология религии.


Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

Француз, последователь Конта, школа Д. Он стал основателем первой кафедры социологии. Создал первые учебники по соц. Выделил соц. как учеб. дисциплину.

В социологической концепции Дюркгейма была теория социологизма. Суть: общество – не абстрактное понятие. Общество существует в виде особой надиндивидуальной реальности. Общество имеет такие характеристики, которых нет в индивиде. Индивидуально оно потому, что оно воздействует на индивида через систему норм и ценностей, с которыми должен считаться человек. Общество контролирует поведение каждого подрастающего поколения. Надиндивидуальная реальность – первично, а личность вторична.

Дюркгейм пытается выяснить сущность социальных норм. Соц. нормы – регуляторы соц. поведения отдельной личности и соц. групп. Наибольшую роль на формирование индивида играют такие институты, как: государство, семья, религия.

Три вида норм:

· правовые в виде закона. Имеются санкции за нарушение этих норм. Эти нормы создаются и контролируются государством.

· этические (нравственные). “Неписанные законы”. Играет роль религиозные этические нормы. Контроль осуществляется обществом или мнением близких нам людей. Общество м. осуждать поведение человека.

· традиции, обычаи и верования. – регуляторы человеческого поведения.

Человек напрямую зависит от общества.

Требования к различным видам деятельности человека. Вопросы профессиональной этики. Люди должны серьёзно относиться к тем видам деятельности, с которыми они связаны. Профессионализм. Дилетантизм. Дилетанты – люди, которые действуют не на профессиональном уровне, часто занимают чужое место. От действий дилетантов общество страдает больше чем от внешних врагов.

Дилетантизм в политике, могут быть такие последствия которые могут повлиять на всю страну. Он предсказал 1 мировую войну.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.007 с.)