Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эти принципы вытекают из признания основополагающего постулата: движение, двигательная активность для людей с ограниченными возможностями и инвалидов это объективное и жизненно необходимое условие существования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совершенствования индивидуальных возможностей. Двигательная активность направлена в конечном счете на изменение состояния организма, приобретение нового уровня физических качеств и способностей. В основе этих изменений лежит фундаментальное свойство всего живого – способность к адаптации, приспособлению к внешним воздействиям. Это свойство является главным в обеспечении жизнеспособности организма, в обеспечении его выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся условиях внешней среды, а также при изменяющихся состояниях самого организма (Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987). Несмотря на общие физиологические механизмы адаптации, процесс приспособления лиц с ограниченными возможностями к мышечной деятельности носит сугубо индивидуальный характер, обусловленный необходимостью изменения содержания двигательной активности, ограничения в режимах и нормировании педагогических воздействий, тонкого регулирования физической нагрузки и отдыха, переключения на разнообразные виды деятельности и т.п. Педагогические принципы адекватности, оптимальности и вариативности как раз и отражают специфику педагогической деятельности, обусловленную закономерностями индивидуальной адаптации к мышечной работе инвалидов и лиц с нарушениями в развитии. Принцип адекватности педагогических воздействий означает, что выбор средств, методов, методических приемов обучения соответствует функциональному состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно действующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации. Поэтому принцип адекватности предусматривает учет следующих факторов: – тяжесть основного дефекта, сопутствующие заболевания и вторичные нарушения; – возрастные особенности: степень отставания физического и психического развития, сенситивные периоды и зоны ближайшего развития; – состояние локомоторной функции, способы перемещения (в коляске, на костылях, с тростью, с помощью, самостоятельно); – сохранность сенсорных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной и др.); – сохранность интеллекта, психических функций, особенности общения, поведения; – способность к обучению, наличие двигательного опыта; – предрасположенность, интерес и природные задатки к тем или иным видам физических упражнений. Принцип оптимальности означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также нагрузка, которая и должна соответствовать оптимальным реакциям организма. Специфическим выражением оптимума в работе с инвалидами является формула «помоги, не повредив», что означает создание наиболее благоприятных условий для реализации функций (Колбанов В.В., 1998). Принцип вариативности означает бесконечное многообразие содержания и возможностей адаптивной физической культуры. Смысл вариативности состоит не только в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной гиподинамии, особенно дети, испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения. Поэтому разнообразие двигательной деятельности в процессе адаптивной физической культуры хотя бы частично компенсирует эти негативные явления. В практической деятельности принцип выражается в варьировании: 1) физических упражнений: упражнения - образы с ориентировочной основой действий; дробное выполнение упражнений; имитационные упражнения (подражание движениям насекомых, животных и т.п.); стандартные, упрощенные и усложненные двигательные действия; упражнения на тренажерах и др.; 2) элементов техники физических упражнений: исходного положения, темпа, ритма, усилий, скорости, направления, траектории, амплитуды и т.п.; 3) методов и методических приемов словесного и звукового воздействия: – устные – беседа, объяснение, указание, замечание, просьба, команда, оценивание, поощрение и др.; – звуковые – музыкальное сопровождение, звуковые сигналы (колокольчик, свисток, звонок, метроном, озвученный мяч, звуколидеры и т.п.); – считывание с карточек, дактильная речь (для людей с нарушением слуха); 4) методов и методических приемов показа: – показ натуральных статических поз и динамических движений в разных экспозициях, с разной скоростью, на разном расстоянии; – показ, сопровождающийся объяснением, мимикой, жестами, дактильной речью; – демонстрация наглядных пособий – плоскостных и объемных, видеофильмов и т.п.; – тактильное сопровождение движений – ощупывание предметов, снарядов, рельефных рисунков и т.п. (для незрячих); 5) внешних условий выполнения упражнений: оказание помощи, страховки, сопровождения, разгрузки (в воде, на парашютных подвесках), упрощение и усложнение внешней среды, применение ограничителей, сопротивлений, отягощении; 6) сенсорных ощущений: тактильных, кожных, зрительных, слуховых, вестибулярных при выполнении физических упражнений; 7) способов регулирования эмоционального состояния занимающихся: внушение, медитации, психотренинги, подвижные, сюжетные игры, игры-сказки, пальчиковые игры, игровые задания, эстафеты, полосы препятствий и др.; Выбор возможных сочетаний перечисленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуальными особенностями, функциональным состоянием занимающихся, конкретными педагогическими задачами и должен соответствовать принципам адекватности и оптимальности. 5) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Адо А.Д, Вопросы общей нозологии. – М., 1985. Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе - М.,1989. Азарян Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня. – М.: ВОС, 1987. – 115 с. Александров С.З. Социальные функции культуры как составной части общечеловеческой культуры //Теор. и практ. физич. культ., 1990, № 1. Ананьев В.А. Психогигиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни // Здоровый образ жизни: Сб. науч. тр. – Л.: ЛенГИДУВ, 1988. Андреева А.В. Адаптивные технологии обучения глухих детей как основа обеспечения их индивидуального образовательного маршрута // Тез. докл. V Межд. конф.: Ребенок в современном мире: права ребенка. – СПб., 1998. Анохин П.К. Общие принципы компенсаций нарушенных функций и их физиологическое обоснование. – М.,1956. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. – М, 1975. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л., 1982. Арет А.Я. Краткий обзор специфических методов и приемов самовоспитания//Труды Киргизского гос. ун-та. – Фрунзе, 1968, вып. 2. – 68 с. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: Политиздат, 1973. Ашмарин Б.А. Завьялов А.К. Курамшт Ю.Ф. Педагогика физической культуры. Ч. 1. – СПб., 1999. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. Бабиева Н.С. Влияние атрибутивных процессов на социальную адаптацию подростков с недостатками слуха: Право на здоровье// Тез. докл. V Межд. конф: Ребенок в современном мире: права ребенка. – СПб., 1998. Байкина Н.Г. Коррекционные основы физического воспитания глухих школьников// Автореф, дис.... канд. пед. наук. – М., 1992. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих/ Учеб. изд. - М.: Сов. спорт, 1991. Бакулев В.И. и др. Усовершенствованные модули протезов верхних конечностей разработки СПбНИИП //Материалы Международного конгресса «Человек и его здоровье».– СПб., 1997.–111с. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры// Теор. и практ. физ. культ., 1991, №7. Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема//Вопросы философии, 1981, №8. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиС, 1988.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.007 с.) |