ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка и калькуляция как элементы метода бу.



Одной из особенностей бухгалтерского учета является то, что все хозяйственные операции и хозяйственные средства предприятия должны быть представлены в единой денежной оценке. Оценка — это способ измерения в денежном выражения имущества предприятия и источников его образования. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели переводятся в денежные с помощью цен, тарифов, должностных окладов и т.д.

Правильность оценки имущества имеет важное значение для построения всей системы бухгалтерского учета, поэтому оценка должна быть реальной и устанавливаться по единым правилам. Реальность оценки выражается, прежде всего, в том, что все хозяйственные средства отражаются в учете по фактической стоимости. Например, первоначальная стоимость приобретенных основных средств формируется с учетом затрат, которые связаны с их приобретением, а основные средства, полученные безвозмездно, оцениваются по реальной рыночной стоимости.

Нормативными документами установлены единые правила оценки хозяйственных средств предприятия, т.е. единообразие отражения стоимости средств, которое выражается в том, что одни и те же объекты в учете одинаково оцениваются на всех предприятиях в течение всего срока службы.

С оценкой хозяйственных средств тесно связана калькуляция, которая в переводе с латинского calculatio означает — счет, расчет. Калькуляция лежит в основе оценки объектов бухгалтерского учета. Однако назначение калькуляции состоит не только в оценке хозяйственных средств, но и в том, чтобы дать оценку хозяйственным процессам, т. е. произвести их расчет.

Так как процессы снабжения, производства и реализации представлены большим числом отдельных операций, то калькуляция позволяет рассчитать все виды затрат, связанных с приобретением, производством и реализацией, а на основе расчета общей суммы затрат определить себестоимость объектов учета, например, фактическую стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей, себестоимость готовой продукции по видам и себестоимость единицы продукции.

Таким образом, калькуляция — это способ группировки и обобщения затрат, на основе которого определяется себестоимость материальных ценностей, готовой продукции, выполненных работ и т.п. Кроме того, калькуляция используется не только для расчета себестоимости объектов учета, но и для контроля за величиной затрат, формирующих эту себестоимость.

Носители первичной учетной информации. Реквизиты документов

Все хозяйственные операции должны производиться с оформлением первичных документов, на основании которых ведется бухгалтерский учета. К первичным документам относятся приказы, распоряжения, накладные, требования, приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, акты приемки и др.

Первичный документ – оправдательный документ по совершению хозяйственной операции, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции.

Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Носителями информации могут быть дискеты, магнитные ленты и др., в зависимости от оснащенности предприятия.

Первичные учетные документы принимаются к учету, только если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны быть утверждены в приказе об учетной политике предприятия и содержать следующие обязательные реквизиты: (ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»):

• наименование документа (формы);

• код формы;

• дату составления;

• наименование организации, от имени которой составлен документ;

• содержание хозяйственной операции;

• измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

• наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность её оформления;

• личные подписи и их расшифровки.

Счета и двойная запись

Управление хозяйственной деятельностью требует постоянной информации о ходе производственных процессов и протекающих хозяйственных операциях. Для этого сведения, содержащиеся в первичных документах, группируются и систематизируются на счетах бухгалтерского учета. Бухгалтерский счет открывается на каждый объект учета и является источником информации о наличии, поступлении и выбытии хозяйственных средств. Число счетов, их названия определяются Планом счетов, а структура счетов зависит от объектов учета.

На бухгалтерских счетах отражается повседневный, текущий учет хозяйственных операций, а любая хозяйственная операция — это элементарное действие, вызывающее изменение состояния хозяйственных средств (их увеличение или уменьшение). При этом любое изменение касается не одного, а всегда двух объектов учета. Если в кассу поступили денежные средства, то должен быть источник их поступления, например деньги поступили с расчетного счета в банке. В результате этой операции увеличилась сумма наличных денег в кассе и уменьшилась денежная сумма на расчетном счете.

Таким образом, каждая хозяйственная операция обязательно затрагивает два бухгалтерских счета, которые используются в этой операции, и она должна быть отражена одновременно на дебете одного счета и кредите другого. Такое отражение хозяйственных операций на бухгалтерских счетах называется правилом двойной записи.

Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение наличия и движения средств предприятия, а также позволяет контролировать правильность записей на бухгалтерских счетах, так как каждая операция находит отражение по дебету и кредиту взаимосвязанных счетов.

18. строение плана счетов

План счетов бухгалтерского учета – один из основных бухгалтерских документов. Он является основой организации учета, построения регистров, формирования аналитической и итоговой информации в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. На его основе организация разрабатывает и утверждает свой рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в условиях хозяйственной деятельности конкретной организации. С 1 января 2002 г. для всех организаций (кроме банков, страховых и бюджетных организаций) стал действовать новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. Группировка счетов и последовательность их расположения в Плане счетов основаны на экономическом содержании фактов хозяйственной жизни, обобщаемых синтетическими позициями, и на кругообороте средств хозяйствующего субъекта. Использование этого признака группировки дает ответ на вопрос: информация о каких объектах учета систематизируется на счетах определенного раздела?

При этом в необходимой мере принимаются во внимание и другие существенные признаки группировки счетов, в частности назначение и структура, взаимосвязь между счетами и др.

«Амортизация нематериальных активов»). В разделе «Производственные запасы» предусмотрены счета активов («Материалы», «Животные на выращивании и откорме»), счета процессов («Заготовление и приобретение материальных ценностей») и регулирующие счета («Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», «Отклонение в стоимости материальных ценностей»).

Внутри разделов также соблюдена определенная последовательность в расположении счетов. В частности, регулирующие счета помещены после основных счетов: счет 01 «Основные средства» и счет 02 «Амортизация основных средств», счет 04 «Нематериальные активы» и счет 05 «Амортизация нематериальных активов», счет 10 «Материалы» и счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», счет 58 «Финансовые вложения» и счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» и т.д.

Вместе с тем по сравнению с Планом счетов 1992 г. структура нового Плана счетов претерпела некоторые изменения. Наиболее значительные из них касаются разделов, связанных с учетом источников финансирования и финансовых результатов деятельности организации. Счета 80-89 полностью предназначены для учета капитала организации (раздел VII «Капитал»). Счета 90-99 отведены для систематизации информации о доходах и расходах организации, а также о конечном финансовом результате ее деятельности (раздел VIII «Финансовые результаты»). Таким образом, разделы I–VII охватывают в основном счета бухгалтерского баланса, а раздел VIII связан главным образом с отчетом о прибылях и убытках.

Исключен раздел «Кредиты и финансирование». Счета учета расчетов по займам перенесены в раздел VI «Расчеты», а счета учета целевого финансирования – в раздел VII «Капитал».





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.008 с.)