Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа (реферат)

Поиск

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (РЕФЕРАТ)

По социальной психологии

на тему: «Конформизм»

 

Выполнил(и) студент(ки)

_2_ курса 13 101.70 группы

Вдовкина Т., Гордеева Л.

Проверил преподаватель

кафедры: Козлов Д.Д.

 

 

Самара 2016

 

Содержание

1. Конформизм (влияние большинство на меньшинство в группе): теория и эксперименты С. Аша.

2. Социальные инновации (влияние меньшинства на большинство в группе): теория и эксперименты С. Московичи.

3. Теории двух процессов и одного процесса: содержание и эксперименты.

 


 

Конформизм.

Нам всем знакома такая ситуация: как только оратор, высказывавший спорные идеи, или музыкальный ансамбль заканчивают выступление, фанаты, сидевшие в первых рядах, встают и начинают хлопать в ладоши. Поклонники, сидящие чуть дальше, следуя их примеру, тоже поднимаются со своих мест, аплодируя. Но останемся ли мы сидеть, если даже наши взгляды не совпадают со взглядами оратора, когда все сидящие вокруг нас тоже встанут? Быть «белой вороной» нелегко. Когда видишь подобные проявления конформизма, невольно возникает ряд вопросов.

Во-первых, почему при большом разнообразии индивидуальностей в многочисленных группах поведение людей столь единообразно? Можно ли сказать, что временами социальное давление настолько велико, что индивидуальные различия стираются? Во-вторых, так ли на самом деле хорош или плох конформизм? Может быть, это «групповая солидарность» и «социальная восприимчивость?»

Исходя из нравственных ценностей, которые большинство из нас разделяют, можно сказать следующее: иногда конформизм плох (когда он становится причиной того, что кто-то вступает в ряды расистов), иногда — хорош (когда он мешает людям вести себя в общественных местах несоответствующим образом), а порой — ни плох ни хорош (например, когда мы, собираясь на теннисный корт, надеваем белые костюмы).

Западная культура не одобряет подчинения давлению со стороны людей, равных вам по положению. Поэтому североамериканские и европейские социальные психологи, воспитанные в традициях своих индивидуалистических культур, чаще используют для обозначения этого подчинения негативные ярлыки- конформизм, уступчивость, подчинение, нежели позитивные- социальная восприимчивость, чуткость, способность к сотрудничеству и к работе в команде. В Японии умение «идти в ногу» с окружающими, является признаком терпимости, самоконтроля и духовной зрелости, а не слабости.

Необходимо уточнить смысл таких понятий, как «конформизм», «уступчивость» и «одобрение».

Когда мы вместе с другими болельщиками вскакиваем со своего места, чтобы выразить восторг по поводу победного гола, можно ли назвать это конформизмом?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, останутся ли наше поведение и наши убеждения неизменными и в отсутствие группы. Именно это и имеет принципиальное значение. Проявлять конформность значит не только поступать так, как поступают другие, но и поддаваться влиянию этих «других». Это значит наедине с самим собой вести себя иначе, чем в коллективе. Следовательно, конформизм — это «изменение поведения или убеждения... в результате реального или воображаемого давления группы».

Конформность представляет собой тенденцию изменять убеждения или поведение

в направлении их соответствия групповым стандартам. Большинство учащихся средних школ теоретически могут свободно выбирать костюм и прическу. Однако зачастую подростки предпочитают носить одежду, похожую на одежду других членов референтной социальной группы, подстраиваясь, таким образом, под то, что модно среди «своих».

Уступчивость — это склонность человека выполнять то, о чем его просят, даже несмотря на то, что он сам предпочел бы этого не делать. Отличительной чертой уступчивости является удовлетворение просьб и требований, исходящих от другого человека или группы. Например, представьте, что на подходе к местному супермаркету вас внезапно останавливает молодая женщина и просит подписать обращение к городскому правительству с требованием построить новый приют для бездомных семей. Вы неохотно соглашаетесь подписать обращение. Затем женщина просит вас пожертвовать 5 долларов в пользу бездомных. Почему вы, по крайней мере частично, выполнили просьбу женщины? В некоторых социальных ситуациях мы наделяем определенного индивида или определенную группу законной властью влиять на наше поведение. Правительство имеет право требовать от граждан уплаты налогов; родители имеют право заставлять детей мыть посуду после обеда. В этих случаях социальные нормы позволяют властным структурам и лицам, наделенным властью, требовать от нас что-то и ожидать, что мы выполним эти требования.

Есть несколько разновидностей конформизма. Рассмотрим две из них — уступчивость и одобрение. Иногда мы проявляем конформность, не веря по-настоящему в то, что делаем. Мы повязываем галстук или надеваем платье, хотя не любим ни того ни другого. Подобный внешний конформизм называется уступчивостью. Мы уступаем требованиям окружающих, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Если наша уступчивость представляет собой ответ на недвусмысленный приказ, то ее можно назвать подчинением. Власти могут вынудить быть уступчивым на публике, но добиться неофициального одобрения — это совсем другое дело. Иногда мы и сами искренне верим в то, что нас вынуждает делать группа. Этот внутренний, искренний конформизм называется одобрением. Нередко одобрение возникает после уступки.

Рассмотрим серии экспериментов, ставших классическими. О каждой из них можно сказать, что она представляет собой один из возможных методов изучения конформности.

Чем вызван конформизм?

 

Люди проявляют конформность по двум причинам: чтобы не ошибиться (быть правыми) и чтобы нравиться. Люди обладают склонностью поддаваться убеждению со стороны человека (субъекта коммуникации), компетентного, достойного доверия и вызывающего симпатию. Аналогично этому склонность подчиняться нормам группового поведения возрастает в тех случаях, когда индивид считает, что представители соответствующей группы сообщают достоверную информацию, и когда он хочет им нравиться.

Информационное влияние: желание быть правым. Одна из причин проявления

конформности заключается в том, что, наблюдая за поведением других людей,

мы нередко получаем полезную информацию. Данный феномен носит название

информационного влияния. Пример: Американский турист, пытающийся понять, как

купить проездной для поездок по парижскому метро, может внимательно наблюдать

за поведением парижан, отмечая, где они покупают билет, как они проходят

через турникет, как пройти к платформе и т. д. Следуя алгоритму, использованному

бывалыми путешественниками, турист может преуспеть в изучении системы метрополитена.

Степень конформности, основанной на информационном влиянии, зависит от 2-ух аспектов ситуации: насколько информированными мы считаем членов группы и насколько мы уверены в нашем собственном независимом суждении.

Чем больше мы ценим групповое мнение и доверяем группе, тем более вероятно то, что мы будем следовать в ее нормам. Все факторы, повышающие уверенность в верности мнения группы, повышают и уровень конформности. Уверенность в правоте группы уравновешивается уверенностью в собственной правоте.

Результаты ранних исследований говорят о том, что чем более неопределенной или трудной является задача, тем чаще люди принимают коллективное мнение. Можно предположить, что это происходит вследствие ослабления уверенности в собственных суждениях. Решаемая испытуемыми Шерифа задача была труднее, нежели задача Аша, поэтому ее выполнение коррелировало с большим уровнем конформности. Результаты другого исследования показывают, что чем менее компетентными и знающими мы ощущаем себя при решении той или иной задачи, тем в большей степени мы склонны быть конформными.

Полезно разделять изменения в публичных действиях индивида (открытое следование за общей массой) и изменение в его внутренних убеждениях (при внешнем согласии с группой). Когда конформность основана на информационном влиянии, т. е. на вере в то, что члены группы — правы, мы, как правило, изменяем как свое мнение, так и свое поведение. Отсюда следует, что информационноевлияние может быть рассмотрено как вполне рациональный процесс, в ходекоторого поведение других людей изменяет наши убеждения или интерпретациюситуации, и соответственно побуждает нас поступать так, как остальные.

Влияние норм: желание нравиться. Вторая причина конформности — желание получить одобрение или избежать неодобрения со стороны других людей.

Данный феномен известен под названием влияние норм. Мы часто хотим, чтобы другие принимали нас, любили и хорошо обращались с нами. Нормативное влияние происходит тогда, когда мы подстраиваем свое поведение под групповые нормы с целью обрести социальное принятие. Например, проводя время с друзьями, озабоченными здоровым образом жизни, мы можем симулировать свой интерес к салатам и свежей рыбе, даже если эти блюда не особенно нам нравятся (наедине с собой мы в большей степени склонны следовать своим собственным предпочтениям). В таких ситуациях конформность ведет к изменениям во внешнем поведении, но не обязательно к изменению во внутренних убеждениях.

Если мы изменяем собственное поведение с целью соответствовать групповым нормам, мы вполне можем прийти и к изменению внутренних убеждений. Возможность изменения установок предсказывает, например, теория когнитивного диссонанса. Идея заключается в том, что люди могут вовлекаться в процесс «посткомформного оправдания», пересматривая свои прежние взгляды, стараясь понять точки зрения других членов группы и конструируя новую интерпретацию ситуации, согласующуюся с конформным поведением. Результаты исследований подтверждают существование именно такого вида постокомформного изменения в убеждениях личности.

Групповое единодушие.

Человек, столкнувшийся с единодушием большинства, оказывается под сильным давлением группы в направлении конформности. Если, однако, группа не проявляет единодушия, уровень конформности демонстрирует значительное снижение. Даже если всего лишь один человек противостоит остальным, конформность становится слабее на 75%. Один из аспектов этого феномена заключается в том, что личность такого «диссидента» не имеет значения. Независимо от того, является ли он высокоуважаемым экспертом или маловлиятельным человеком, суждениям которого не очень доверяют, уровень конформности, как правило, резко падает. Более того, единственный несогласный может редуцировать конформность даже в том случае, когда дает неверный ответ. Если правильным вариантом является «А», большинство говорит «Б», а одиночка утверждает «В», обычный человек проявляет меньшую склонность к следованию за мнением группы (в отличие от ситуации, когда все, кроме него, соглашаются с ответом «Б»). Дажеслабое несогласие в пределах группы облегчает ее членам сохранение независимости.

Ослабление конформности при нарушении единодушия вызвано несколькими факторами.

Во-первых, внутреннее несогласие подрывает убежденность в правоте большинства,

даже тогда, когда спорящий обладает меньшими познаниями и меньшим кредитом доверия, чем представители большинства. Простой факт выражения другого мнения указывает на то, что существует вероятность ошибки большинства. Все это понижает индивидуальную зависимость от мнения группы как источника информации и соответственно, редуцирует конформность.

Во-вторых, если другие члены группы занимают ту же позицию, что и сам индивид, это приводит к усилению уверенности этого индивида в правильности своего суждения. Возросшая уверенность понижает уровень конформности.

В-третьих, необходимо учитывать нежелание становиться «белой вороной». На единственного несогласного обращаются все взоры. Когда «против» выступает кто-либо еще, то 2 индивида уже не воспринимаются настолько же девиантными, насколько воспринимался бы одиночка.

Это означает, что «и один в поле воин» до тех пор, пока существуют другие люди, внутренне несогласные с большинством, но боящиеся сказать об этом вслух.

Данный феномен объясняет, почему тоталитарные правительства не допускают любого проявления инакомыслия. Даже один слабенький голос, не совпадающий с остальными, может заставить этих остальных задуматься, что чрезвычайно опасно для режима. 3.Приверженность группе.

Степень конформности подвержена влиянию силы связи между индивидом и группой. Приверженность группе относится ко всем позитивным и негативным факторам, способствующим пребыванию человека в составе группы или подержанию им взаимоотношений с кем-либо из ее членов.

К позитивным факторам, делающим группу привлекательной для индивида, могут относиться другие члены группы, вера в важность целей, к которым стремится группа, и ожидание получения выгоды от групповой принадлежности. Группы с высоким уровнем морали, члены которых получают удовольствие от совместной работы и верят в то, что они — одна команда, характеризуются большим уровнем общей конформности, нежели менее сплоченные группы.

Негативные факторы, удерживающие индивида в группе, также повышают значимость принадлежности к группе. К этим факторам относятся отсутствие альтернативы или слишком большие усилия, вложенные в группу, которые жалко затратить попусту. Например, некоторые люди остаются в рабочем коллективе только потому, что нуждаются в деньгах, а не потому, что коллеги вызывают у них симпатию или уважение. Чем больше человек предан группе, тем сильнее побуждение соответствовать групповым стандартам.

Теория единого процесса.

 

Другую интересную теорию относительно влияния большинства и меньшинства предложили Латане и Волф (1981г). В отличие от Московичи, они считают влияние единым процессом, независимо от его источника. Социальное влияние или социальное воздействие, зависит от ряда факторов: силы (власть, компетентность), непосредственности (пространственная и временная близость) и объема (численность) его источника. Отсюда следует, что рост значения каждой из переменных обусловит усиление влияния остальных факторов. Основное внимание авторы уделили фактору объема источника влияния. Было постулировано существование функции силы. Иначе говоря, каждый новый источник воздействия дает меньший эффект, чем предыдущий. 50-сят людей оказывают большее влияние, чем 5, однако, присоединение мнения еще одного лица в первом случае будет менее существенным, чем во втором.

 

Принцип минимального усиления воздействия выражает уравнение:

Воздействие = sNt

где s является константой, отражающей воздействие единичного источника;

t экспонентой, значение которой не превышает единицы;

N соответствует количеству источников влияния (людей).

Таким образом, сила воздействия определяется объемом источника, из которого оно исходит.

Латане и Волф считают, что степень влияния меньшинства и большинства будет различной. Кроме того, если субъект воздействия находится в группе, эффективность влияния оказывается «поделенной» между всеми ее членами. Соответственно каждый из них «получает меньше», чем при направленности воздействия только на него одного. Чем большей оказывается численность целевой группы, тем меньшему индивидуальному воздействию подвергаются ее члены. Отсюда следуют две основные причины меньшей влиятельности меньшинств: в их состав входит меньшее количество членов, а их влияние рассеивается среди большего числа индивидов -«целей».

Мета-анализ с целью развития теории социального воздействия Латане, подтвердил ее основные выводы. Однако было отмечено, что модели социального воздействия (и исследования, проведенные в их поддержку) преимущественно рассматривают ситуации публичного влияния и мало что говорят о процессах, посредством которых проявляют себя факторы, упоминавшиеся выше (сила, непосредственность и объем воздействия). Поэтому о процессе и уровне влияния модель Московичи сообщает больше.

 

Таким образом, вероятность изменения установки под влиянием большинства оказывается выше, по крайней мере, если при систематической переработке аргументация его представителей будет признана обоснованной. Даже в отсутствие мотивации к систематической переработке мнение большинства существеннее влияет на установки (пусть даже непродолжительное время), поскольку при этом срабатывает эвристика совпадения мнений.

И все-таки меньшинство также способно мотивировать свою аудиторию к систематическому анализу. Это происходит в тех случаях, когда меньшинству удается обратить на себя внимание (например, упорно и единодушно отстаивая свою позицию достаточно долгое время, используя специальную форму изложения своих аргументов), или если проблема сама по себе является значимой.

Таким образом, к систематической переработке информации аудиторию могут побудить как большинство, так и меньшинство, однако при этом процесс мышления будет зависеть от природы источника влияния. В соответствии с идеями Немет Де Врие и его коллеги полагают, что большинство вызывает так называемую «конвергентную» (процесс сближениякомпромиссов) переработку, а меньшинство — «дивергентную». В результате мнение большинства скорее (и более устойчиво) отразится на прямых показателях влияния, а мнение меньшинства (также устойчиво) — на косвенных показателях или на отношении индивида к близким по смыслу проблемам.


Использованная литература

1. М. Хьюстон, В. Штребе «Введение в социальную психологию», 2004 г

2. Ш.Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс «Социальная психология» 10-е издание 2004 г

3. Д.Майерс «Социальная психология» 5-е международное издание 2000 г

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (РЕФЕРАТ)

По социальной психологии

на тему: «Конформизм»

 

Выполнил(и) студент(ки)

_2_ курса 13 101.70 группы

Вдовкина Т., Гордеева Л.

Проверил преподаватель

кафедры: Козлов Д.Д.

 

 

Самара 2016

 

Содержание

1. Конформизм (влияние большинство на меньшинство в группе): теория и эксперименты С. Аша.

2. Социальные инновации (влияние меньшинства на большинство в группе): теория и эксперименты С. Московичи.

3. Теории двух процессов и одного процесса: содержание и эксперименты.

 


 

Конформизм.

Нам всем знакома такая ситуация: как только оратор, высказывавший спорные идеи, или музыкальный ансамбль заканчивают выступление, фанаты, сидевшие в первых рядах, встают и начинают хлопать в ладоши. Поклонники, сидящие чуть дальше, следуя их примеру, тоже поднимаются со своих мест, аплодируя. Но останемся ли мы сидеть, если даже наши взгляды не совпадают со взглядами оратора, когда все сидящие вокруг нас тоже встанут? Быть «белой вороной» нелегко. Когда видишь подобные проявления конформизма, невольно возникает ряд вопросов.

Во-первых, почему при большом разнообразии индивидуальностей в многочисленных группах поведение людей столь единообразно? Можно ли сказать, что временами социальное давление настолько велико, что индивидуальные различия стираются? Во-вторых, так ли на самом деле хорош или плох конформизм? Может быть, это «групповая солидарность» и «социальная восприимчивость?»

Исходя из нравственных ценностей, которые большинство из нас разделяют, можно сказать следующее: иногда конформизм плох (когда он становится причиной того, что кто-то вступает в ряды расистов), иногда — хорош (когда он мешает людям вести себя в общественных местах несоответствующим образом), а порой — ни плох ни хорош (например, когда мы, собираясь на теннисный корт, надеваем белые костюмы).

Западная культура не одобряет подчинения давлению со стороны людей, равных вам по положению. Поэтому североамериканские и европейские социальные психологи, воспитанные в традициях своих индивидуалистических культур, чаще используют для обозначения этого подчинения негативные ярлыки- конформизм, уступчивость, подчинение, нежели позитивные- социальная восприимчивость, чуткость, способность к сотрудничеству и к работе в команде. В Японии умение «идти в ногу» с окружающими, является признаком терпимости, самоконтроля и духовной зрелости, а не слабости.

Необходимо уточнить смысл таких понятий, как «конформизм», «уступчивость» и «одобрение».

Когда мы вместе с другими болельщиками вскакиваем со своего места, чтобы выразить восторг по поводу победного гола, можно ли назвать это конформизмом?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, останутся ли наше поведение и наши убеждения неизменными и в отсутствие группы. Именно это и имеет принципиальное значение. Проявлять конформность значит не только поступать так, как поступают другие, но и поддаваться влиянию этих «других». Это значит наедине с самим собой вести себя иначе, чем в коллективе. Следовательно, конформизм — это «изменение поведения или убеждения... в результате реального или воображаемого давления группы».

Конформность представляет собой тенденцию изменять убеждения или поведение

в направлении их соответствия групповым стандартам. Большинство учащихся средних школ теоретически могут свободно выбирать костюм и прическу. Однако зачастую подростки предпочитают носить одежду, похожую на одежду других членов референтной социальной группы, подстраиваясь, таким образом, под то, что модно среди «своих».

Уступчивость — это склонность человека выполнять то, о чем его просят, даже несмотря на то, что он сам предпочел бы этого не делать. Отличительной чертой уступчивости является удовлетворение просьб и требований, исходящих от другого человека или группы. Например, представьте, что на подходе к местному супермаркету вас внезапно останавливает молодая женщина и просит подписать обращение к городскому правительству с требованием построить новый приют для бездомных семей. Вы неохотно соглашаетесь подписать обращение. Затем женщина просит вас пожертвовать 5 долларов в пользу бездомных. Почему вы, по крайней мере частично, выполнили просьбу женщины? В некоторых социальных ситуациях мы наделяем определенного индивида или определенную группу законной властью влиять на наше поведение. Правительство имеет право требовать от граждан уплаты налогов; родители имеют право заставлять детей мыть посуду после обеда. В этих случаях социальные нормы позволяют властным структурам и лицам, наделенным властью, требовать от нас что-то и ожидать, что мы выполним эти требования.

Есть несколько разновидностей конформизма. Рассмотрим две из них — уступчивость и одобрение. Иногда мы проявляем конформность, не веря по-настоящему в то, что делаем. Мы повязываем галстук или надеваем платье, хотя не любим ни того ни другого. Подобный внешний конформизм называется уступчивостью. Мы уступаем требованиям окружающих, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Если наша уступчивость представляет собой ответ на недвусмысленный приказ, то ее можно назвать подчинением. Власти могут вынудить быть уступчивым на публике, но добиться неофициального одобрения — это совсем другое дело. Иногда мы и сами искренне верим в то, что нас вынуждает делать группа. Этот внутренний, искренний конформизм называется одобрением. Нередко одобрение возникает после уступки.

Рассмотрим серии экспериментов, ставших классическими. О каждой из них можно сказать, что она представляет собой один из возможных методов изучения конформности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.013 с.)