Отдых и развлечения в культуре трансформирующихся обществ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдых и развлечения в культуре трансформирующихся обществ.



Развлечения — одна из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, на- ряду с образованием, способна существенно влиять на состояние общества. Необходи- мость в развлечении появляется сразу после удовлетворения первичных потребностей. Удовлетворенность качеством и доступно- стью развлечений является для человека индикатором его социального положения, а для общества — показателем развития экономики страны в целом и ее социальной сферы.

Плодами форсированной урбанизации и небывалого количественного роста городского населения стало также изменение социальных и культурных характеристик форм досуга жителей городов России в конце XIX- начале ХХ вв. (1895-1914).

В указанный период наблюдается возрастание уровня грамотности демократических городских слоев[3], увеличение свободного времени и затрат на досуг в бюджете средней семьи (то, что обозначено в культурологии как «цивилизация досуга»). Параллельно с этим процессом трансформируются культурные и литературные запросы и интересы. Используя терминологию В.Л. Глазычева, период начала ХХ в. в России является первичным этапом процесса «массификации культурных процессов» и «активного внедрения в общественную жизнь и сознание всепроникающих средств массовых коммуникаций»[4].

Ряд досуговых форм подвергается коммерциализации, что превращает культуру в отрасль экономики. Зарождение массовой культуры сопровождается внедрением в массовое сознание единого механизма моды в сфере развлечений[5].

Наряду с социальными и экономическими изменениями, сильнейшее влияние на трансформацию формы и содержания досуга оказал технический прогресс, прежде всего, внедрение электричества. Появление первых электрических лампочек в быту и общественных зданиях произвело переворот в мировосприятии. Люди осознавали наступление новой эпохи, а слово «электричество» стало символом прогресса и широких горизонтов будущего. В области досуга это позволило расширить временные рамки проведения массовых зрелищ – теперь, при электрическом свете они могли заканчиваться не с наступлением темноты, как раньше, а длиться до 1-2 часов ночи. Одним из первых зрелищных помещений, использовавших электрическое освещение, с 1883 г., был цирк Саломонского в Москве[6].

В области развлечений небогатых городских слоев (другими словами, демократических слоев города) в России в изучаемый период акценты сместились в сторону новых форм: кино, цирка (с непременной французской борьбой), эстрады. Наблюдалось и разнообразие видов досуга. В частности популярными становились занятия физкультурой и спортом, принимавшие общественные формы: зимой в городах стали популярными катанья на катках, возникали общества конькобежцев и лыжебежцев, велосипедистов. Движение сокольства объединило любителей массовых гимнастических упражнений.

Наряду с этим сохранялись культурные явления, обозначаемые в культурологической литературе термином «празднично-рекреативные симбиозы» – народные гулянья, ярмарки, которые по форме представляли собой трансформацию деревенских праздников, например, празднования масленицы, Троицына дня.

 

Обрядовые гулянья издавна были спутником народного быта[9]. Еще с XIV-XV вв. на народных гуляньях проходили выступления актеров-«потешников» и «забавников». Сроки народных гуляний совпадали с вехами церковного календаря. Рождественские гулянья проходили десять дней накануне Рождества. Затем шли «масляничные» гулянья на неделе, предшествующей Великому посту. После Пасхи – пасхальные гулянья. В начале лета – гулянья на Троицу.

Развитие форм досуга, связанных с приобщением к физкультуре и спорту на рубеже XIX-ХХ вв. шло быстрыми темпами. В частности, популярными становились занятия физкультурой и спортом, принимавшие общественные формы: зимой в городах стали популярными катанья на катках, возникали общества конькобежцев и лыжебежцев, велосипедистов.

Первые гимнастические залы, куда возили для занятий детей, возникли в Москве с 1880-х гг. (Поскольку детей в каждой семье было от 5 до 12, то работа залов шла весьма интенсивно). Преподавателями были приезжие иностранцы – датчане, шведы, немцы (модное развлечение так и называли «шведской гимнастикой»). На Цветном бульваре был немецкий гимнастический клуб «Турнферейн»[39].

 

Интерес к цирку на рубеже XIX-ХХ вв. был огромен. Видный историк цирка Ю.А.Дмитриев исчислял количество цирков цифрой «до трех десятков … к концу XIX в.»[69] Журнал «Варьете и цирк», выходивший в 1912-1916 гг., давал на своих страницах справочную информацию о 44 стационарных цирках в 1912 г. и 55 цирках – в 1914 г. География их распространения охватывала всю страну – от Лодзи, Варшавы и Риги на западе до Тюмени, Верхнеудинска, Иркутска и Красноярска на востоке, от Архангельска на севере – до Ташкента, Чарджоу, Мерва в Средней Азии и Кишинева на юго-западной окраине Российской империи[70].

Такая «повсеместность» не удивительна, ведь цирк, явившийся своеобразным продолжением народных «балаганных зрелищ», был самым дешевым и популярным из зрелищ даже в уездных городах, не говоря о губернских: цена билета начиналась от 20 копеек.

В сфере развлечений конца XIX – начала ХХ в. цирк занимал значимое место. Возникновение большого числа стационарных цирков повлияло на усиление театрального начала в цирковых спектаклях. Номера технически усложняются, высокое мастерство внутри жанра во многом связано со возникновением цирковых династий. Всё это делало цирк любимым зрелищем миллионов зрителей.

В конце XIX-начале ХХ вв. наблюдается динамичное развитие искусства эстрады как целостного явления[114]. Эстрада приобретает статус самостоятельного жанра. По мнению исследователя истории русской эстрады Е.М. Кузнецова, к концу 1890-х гг. «эстрадное дело развивалось по трем основным руслам», которые Кузнецов обозначает как концертная эстрада, дивертисментная эстрада и эстрада шантанов[115]. Эти три направления различались по актерскому составу, по репертуару и исполнительским традициям и «сосуществовали параллельно друг другу».

Конечно, для рафинированной части интеллигентной публики эстрада оставалась низким жанром, ориентированным на примитивные вкусы обывателя. По отношению к эстраде социальная стратификация зрителя выявлялась наиболее четко: интеллигентные дворянские семьи шли в Большой зал Благородного собрания слушать русские романсы, в том время как представители средней и мелкой буржуазии были основными потребителями «легкоусвояемого» кафешантанного жанра. Однако, несмотря на «заскорузлость» кафешантанной эстрады как направления, можно говорить о развитии жанрового многообразия эстрады в целом в эпоху начала ХХ в., и, прежде всего, о том, что выступления звезд концертной эстрады задавали тот эталон исполнения, который просуществовал фактически всё последующее двадцатое столетие.

Кино вошло в сферу досуга молниеносными темпами и быстро заняло в ней важное место[156]. Первая публичная демонстрация программы братьев Люмьер – состоявшей из трех сюжетов «Прибытие поезда», «Завтрак младенца», «Игра в карты» – состоялась в Париже 28 декабря 1895 г. А уже в начале мая 1896 г. прошли показы этой программы в России – в петербургском заведении «Аквариум» и в московском театре Солодовникова, чуть позже – летом 1896 г. – на Нижегородской ярмарке[157]. В том же году были проведены первые киносъемки, запечатлевшие коронационное торжество 1896 г. в Москве и Высочайший выход в Кремле.ъ

Кинематограф как форма досуга стал самым доступным развлечением, функционировавшим круглогодично и каждодневно. В отличие от народных гуляний с балаганами, устраивавшихся несколько раз в год, и театров, которые не давали спектакли на Страстной неделе, кинематограф действовал без каких бы то ни было ограничений. Н. Зоркая отметила важную особенность, написав, что «кинематограф входил в жизнь, как детище секуляризованного общества, зашедшего в этом процессе секуляризации достаточно далеко и продолжавшего двигаться по этому пути». И «в каждодневности кинотеатра, куда можно было забежать между прочим, налегке и запросто, также ощущается динамика внедрения зрелища в быт, в индивидуальное пользование человека, что приведет через пятьдесят лет в доставке зрелища на дом с помощью телевидения, а через семьдесят – к видеокассетным приемникам и кинолентам в упаковке»

Эпоха рубежа XIX-ХХ вв. была удивительным периодом русской истории, когда плотность событий и возникавших новых явлений достигла максимума. Многообразные социальные изменения, смена культурных парадигм, рационализация и всё большая публичность повседневной жизни нашли свое отражение в сфере досуга и развлечений.

Эта сфера в двадцатилетие перед революциями 1917 г. демонстрирует рождение в ее недрах массовой культуры, когда культурные процессы и явления в силу возникновения единого коммуникативного пространства начинают вызывать стандартные реакции у людей разного социального статуса и независимо от места проживания. «Слияние сословий» проявилось в интересе к одним и тем же формам досуга, в частности, к кинематографу и цирку, где восприятие зрелища происходит в пространственном антураже многоместного зрительного зала. Восприятие публики трансформируется в направлении схожести предпочтений. Механизм подражания становится доминирующим.

Эти феномены во многом были порождением переходной эпохи, которой явился российский Серебряный век. При этом исследователи справедливо отмечают, что явление «взрывчатой активности масс» расслоило и смешало зрительскую аудиторию: «Отличительной чертой переходного периода стал разрыв традиционных связей интеллигенции и массовой аудитории, кризис диалога»[205].

Современники оценивали эпоху рубежа XIX-ХХ вв. весьма противоречиво. Одни трубили об упадке, кризисе, декадансе, другие – приветствовали многочисленные технические новшества и видели оптимистические перспективы. Кризис сакральных ценностей, отход от религиозного типа сознания, увеличение удельного веса светских, секулярных форм времяпрепровождения – все эти процессы неизбежно сопровождались появлением новых и развитием старых форм досуга, коммерциализацией сферы зрелищных искусств.

 

 

Вопрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.006 с.)