Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель макроэкономического равновесия AD – AS. Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Модель AD - AS Среди аналогичных агрегированных величин - совокупный спрос (АD - от англ. aggregate demand) и совокупное предложение (AS - от англ. aggregate supply). Взаимодействие между ними определяется с помощью модели AD - AS, которая является исходной базовой моделью для анализа макроэкономического равновесия. С ее помощью можно не только изучать проблемы общего объема производства, инфляции, экономического роста, но и выявить влияние экономической политики на ситуацию в национальной экономике. Как и на уровне отдельных рынков, на макроуровне пересечение AD и AS показывает равновесный объем производства и равновесный уровень цен (рис. 2.1). Иначе говоря, экономика находится в равновесии при таких значениях реального национального продукта и таком уровне цен, при которых объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения. Рис. 2.1. Равновесный объем производства и равновесный уровень цен Обратите внимание на то, что если рынки отдельных товаров анализируются в таких параметрах, как цена и количество, то модель AD - AS строится в иных координатах. Количество - это объем выпуска, т. е. реальный валовой внутренний продукт, или совокупный доход. Вместо цен на отдельные товары используется единая совокупная цена или, точнее, показатель среднего уровня цен всей совокупности товаров и услуг, выраженный в форме ценового индекса. Совокупный спрос - реальный объем валового внутреннего продукта, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране (рис. 2.2). AD складывается из расходов на потребление, инвестиционных расходов, государственных расходов и чистого экспорта (экспорт минус импорт). Совокупный спрос иллюстрируется графической моделью в виде кривой совокупного спроса (AD). Она показывает количество товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители, бизнес и правительство при каждом данном уровне цен. Ценовые факторы AD При объяснении убывающего характера кривой AD указывают на три важнейшие причины. Во-первых, действие эффекта процентной ставки (эффект Кейнса). Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный объем выпуска, в том числе и в силу того, что растет цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объеме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену - процентную ставку. Более высокая процентная ставка сокращает объем покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т. е. сокращается реальный доход и совокупный спрос. Повышение уровня цен (P ) увеличивает спрос на деньги (Md ) растет процентная ставка (r ) уменьшается совокупный спрос (AD ). Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям как население, так и фирмы, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж. М. Кейнса, поскольку он анализировал последствия изменений процентной ставки. Вторая причина - эффект богатства (эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной ценой, например счета в банках или облигации. Повышение уровня цен (P ) ведет к уменьшению реальной стоимости финансовых активов (M / P ) уменьшению потребления (C ) уменьшению совокупного спроса (AD ). Падение же уровня цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т. е. потребители могут за те же суммы приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877-1959), отсюда и название - «эффект Пигу». Третья причина - эффект импортных закупок, или эффект обменного курса. В результате снижения курса национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т. е. увеличивается чистый экспорт (разность между экспортом и импортом), а следовательно, растет совокупный спрос. Приведенные выше причины объясняют конфигурацию кривой AD, отражающую обратную зависимость между уровнем цен и совокупным спросом. Неценовые факторы AD Смещение кривой AD 0, показанное на рис. 2.3, может быть вызвано разнообразными причинами, влияющими на изменения расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства. Так, рост налогов, при прочих равных условиях, отразится левосторонним сдвигом (кривая AD 1), что будет характеризовать сокращение и инвестиционного, и потребительского спроса. Рост государственных расходов, напротив, может привести к правостороннему сдвигу (кривая AD 2). Рис. 2.3. Изменение совокупного спроса Среди факторов, влияющих на сдвиг кривой AD 0, следует отметить: - уровень благосостояния, адаптивные ожидания, налоги и трансфертные платежи; - процентные ставки, субсидии и льготные кредиты, налоги, новые технологии, инновации; - изменения государственных расходов; - колебания валютных курсов, важнейшие события в мировой политике. Факторы сгруппированы в соответствии с их воздействием на составные части совокупного спроса - потребительские, инвестиционные и государственные расходы, а также чистый экспорт.
Под совокупным предложением понимают все конечные товары и услуги, которые производятся в стране, или реальный объем производства при каждом данном уровне цен. Графическая модель совокупного предложения - кривая совокупного предложения (AS), которая отражает прямую или положительную зависимость, т. е. такую зависимость, когда более высокому уровню цен соответствует и больший объем производства. Неценовые факторы, влияющие на предложение и вызывающие сдвиг кривой AS в сторону увеличения или сокращения, могут быть связаны с изменениями технологий, колебаниями цен на ресурсы, изменениями в налоговой политике, в структуре рынка производительности труда, правовых нормах и пр. (рис. 2.4а). Рис. 2.4. Изменение совокупного предложения Как и все процессы в экономике, изменения в совокупном предложении отражают индивидуальную ситуацию в той или иной стране, в том числе состояние ее производственного потенциала, а также научно-технического и культурно-образовательного уровня нации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.13.77 (0.006 с.) |