Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вопрос. Макроэкономика как составная часть экономической теории, её значение. Основные субъекты, методы, принципы макроэкономического анализа.
Вопрос 3. Макроэкономические цели государства.
Экономика любого государства не может развиваться без определения цели ее развития. Целеполагание является одной из главных функций проведения экономической политики. В каждый конкретный период экономического развития государство определяет наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой. Под экономической целью понимается основное направление развития экономики, которое раскрывается с помощью поставленных задач. За весь период развития общества в качестве наиболее важных целей, лежащих в основе экономической политики, выдвигалось достаточно большое количество целей. Дадим им краткую характеристику. Экономический рост. Названная экономическая цель для реализации требует в первую очередь решения ряда задач. Экономический рост может быть достигнут в условиях наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов и достижения максимально возможной занятости. Экономический рост предполагает превышение объемов национального производства в текущем периоде над объемом производства, полученным в прошлом периоде. Экономическая эффективность. Достижение экономической эффективности также требует решения нескольких задач. В первую очередь данная цель предполагает использование наилучших ресурсов, из всех имеющихся, во вторую - наиболее прогрессивную технологию и соответствующую ей по уровню рабочую силу. Постановка данной цели требует отказа общества от малоэффективного производства и труда. Экономическая свобода. Данная цель предполагает свободу выбора для всех субъектов рынка в сфере деятельности, рода занятий, возможностях получения дохода. При реализации цели - экономической свободы - основной задачей правительства является совершенствование законодательства, при котором каждый из субъектов обладал бы равным правом, и никто не должен был ущемлять собственные интересы для удовлетворения чужих потребностей. Полная занятость (не путать с всеобщей занятостью) предполагает, что все, кто может и желает иметь работу, ее находят, и нет людей, не нашедших себе подходящего занятия. Полная занятость является желательным условием для экономики. Для реализации названной цели необходимо предусмотреть задачи по анализу структуры производства и ее развитию, а также ориентировать работников на получение необходимых профессий. Стабильный уровень цен. Названная цель предполагает, что все товары, производимые обществом, обладают одинаковой эффективностью, и никто не может перераспределить доходы в пользу собственного товара. Для поддержания стабильного уровня цен правительство должно осуществлять контроль над денежной массой, чтобы она соответствовала уровню произведенного товара. Справедливое распределение доходов. Реализация данной цели требует такой организации распределения, при которой каждый участник производства мог бы получать доход, соответствующий качеству и количеству затраченного им труда. Справедливое распределение доходов способствует повышению эффективности труда носителем рабочей силы. Основной задачей государства при реализации этой цели является контроль на рынке труда за "справедливой" куплей-продажей рабочей силы, т. е. обеспечение правомочности в заключении сделок. Экономическая обеспеченность. Как экономическая цель, обеспеченность предполагает, что все граждане государства должны обладать продуктом, необходимым для поддержания их жизни на удовлетворительном уровне, независимо от их трудового вклада, а по существу принадлежности к государству. Для реализации данной цели государство ставит ряд задач, которые реализуются в его социальной политике. Торговый баланс. Эта цель означает, что каждое государство, участвуя в международном разделении труда и вступая в международные экономические отношения, не должно "жить в долг" за счет других государств, т. е. необходимо, чтобы количество продаваемых товаров совпадало по ценам с количеством приобретаемых товаров у других стран. Для реализации этой цели правительство должно создать систему стимулов для национального производства, делающих национальную продукцию конкурентоспособной на мировом рынке. Для определения общей направленности развития национальной экономики государство выдвигает ту или иную цель, или сразу несколько целей. Важным условием целеполагания является их сочетаемость, т. к. названные цели могут и противоречить друг другу. Например, при одновременном выдвижении двух целей: экономическая эффективность и полная занятость - государство не способно достичь ни одной из них, или одна будет достигнута в ущерб другой. Экономическая эффективность предполагает использование наилучших ресурсов, поставляемых факторами производства, в то время как достижение полной занятости предполагает трудоустройство всех желающих работать, хотя не все участники производства будут иметь достаточно высокую (одинаковую) квалификацию.
Вопрос 4. Система национальных счетов. Её значение и основные показатели.
Вопрос 6. Методы расчета ВНП по доходам и расходам.
ВНП (валовой национальный продукт) можно рассчитать одним из двух методов. Метод конечного использования (по расходам). При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП, домашних хозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш экспорт). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП.
Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:
ВНП = C + I + G + NE,
где C – потребление; I – инвестиции; G – государственные закупки; NE – чистый экспорт.
Потребление – это совокупность товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами.
В инвестиции включается стоимость товаров, приобретаемых для будущего использования. Инвестиции также делятся на три группы: инвестиции в основные производственные фонды; инвестиции в жилищное строительство; инвестиции в запасы.
Государственные закупки – это общая стоимость товаров и услуг, приобретаемых государственными органами (военное снаряжение, строительство и содержание школ, дорог, содержание армии и государственного аппарата управления и пр.).
Однако это лишь часть государственных расходов, которые включаются в госбюджет. Сюда не входят, например, трансфертные платежи, такие как выплаты по линии социального страхования, и другие пособия. Поскольку эти выплаты производятся безвозмездно, они учитываются в составе ВНП.
Чистый экспорт отражает результаты торговли с другими странами, разность стоимостных объемов экспорта и импорта товаров и услуг. При равновесии в сфере внешней торговли стоимостные объемы экспорта и импорта равны, и величина чистого экспорта равна нулю; в этом случае ВНП равен сумме внутренних расходов: C+ I + G.
Если экспорт превышает импорт, то на мировом рынке страна выступает в качестве «нетто-экспор-тера», и ВНП превышает объем внутренних расходов.
Если импорт больше, чем экспорт, то на мировом рынке страна является «нетто-импортером», величина чистого экспорта является отрицательной, и объем расходов превышает объем производства.
Данное уравнение ВНП называется основным макроэкономическим тождеством.
Вопрос. Неценовые факторы совокупного предложения. Совокупное предложение в коротком и длительных периодах.
Неценовые факторы совокупного предложения:
§ Изменение цен на ресурсы:
§ Наличие внутренних ресурсов
§ Цены на импортные ресурсы
§ Господство на рынке
§ Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)
§ Изменения правовых норм:
§ Налоги с предприятий и субсидии
§ Государственное регулирование
Классическая модель AS
Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.
При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:
§ объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;
§ изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;
§ экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;
§ цены и номинальная зарплата — гибкие.
В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства (рис. 2.1).
Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.
Классическая модель AS AD1 и AD2 — кривые совокупного спроса AS — кривая совокупного предложения Q* — потенциальный объем производства.
Кейнсианская модель AS
Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.
Анализ AS в этой модели базируетсяна следующих предпосылках:
§ экономика функционирует в условиях неполной занятости;
§ цены и номинальная зарплата относительно жесткие;
§ реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.
Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.
Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска (рис. 2.2) и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.
Кейнсианская модель AS
Виды устойчивости
§ Абсолютная
§ Относительная
§ Локальная (колебания цен происходит, но в определённых пределах)
§ Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях)
Модель совокупного спроса и совокупного предложения AD-AS, является базовой для изучения колебаний объема выпуска всей совокупности товаров и услуг в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.
Равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности. Рыночное равновесие в модели совокупного спроса и предложения существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.
Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства в экономике.
Дж. Кейнс доказал, что достижение равновесного состояния связано с инфляцией и безработицей. Высокая безработица уменьшает совокупный спрос, что заставляет производителей снижать цены, а уменьшение безработицы увеличивает совокупный спрос, подталкивая к росту уровня цен[5].
Эффект храповика
Основная причина эффекта храповика - ограниченность конкуренции как на многих рынках товаров и услуг, где предложение и, следовательно, цены контролируют крупные фирмы, так и на рынках ресурсов, где, помимо прочего, сильны институциональные ограничители (деятельность профсоюзов, трудовое законодательство и т.п.). Большое влияние оказывает также психологическая неготовность людей добровольно соглашаться на снижение номинальных доходов; даже сами владельцы частных фирм стараются по возможности избегать подобных мер, опасаясь ухудшения качества труда наемных работников. Итак, крупные фирмы поддерживают цены, стремясь уменьшить потерю прибылей, но в условиях кризиса, падающего совокупного спроса это можно сделать, лишь сократив совокупное предложение и рабочие места. Поэтому более вероятно, что макроэкономическое равновесие в результате окажется не в точке N, а в точке М, в условиях общего спада.
В длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит, и масштабы производства. На рис. 2.9 представлены три ситуации, возможные в длительном периоде. В первом случае, когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когда изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (скажем, за счет роста цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается и ростом равновесной цены. В третьем, когда изменение масштаба производства происходит при снижающихся затратах (скажем, за счет снижения цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены. В дальнейшем все эти три ситуации будут исследованы подробнее.
При всей множественности точек зрения большинство экономистов сходится на том, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих или совокупных расходов. Поэтому политика, направленная на сглаживание цикличности и ослабление интенсивности кризисов или спадов, должна воздействовать на развитие экономики через совокупный спрос и совокупное предложение.
Причины и виды безработицы.
Выделяют три основные причины безработицы:
-потеря работы (увольнение);
-добровольный уход с работы;
-первое появление на рынке труда.
вопрос. Макроэкономика как составная часть экономической теории, её значение. Основные субъекты, методы, принципы макроэкономического анализа.
Макроэкономика - совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, рассматривающую функционирование экономики в целом. На это указывает приставка "макро" (большой), которая акцентирует внимание на том, что данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические проблемы. Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются: -определение объема и структуры национального продукта и национального дохода; -выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики; -анализ природы инфляции; -изучение механизма и факторов экономического роста; -рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике; -исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик; -теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства. Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов и явлений имеет ряд особенностей. Во-первых, он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом: национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, общий уровень цен, темпы экономического роста и т. д. Основные субъекты рыночной экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что мотивы поведения и действия экономических агентов интерпретируются таким образом, как будто все взаимосвязанные производители объединены в лице одного, выпускающего национальный продукт, а все потребители представлены на рынке как совокупный потребитель, предъявляющий спрос на этот продукт в обмен на доход, полученный от продажи факторов производства. Во-вторых, в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения производителей и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, изучение экономики в целом предполагает необходимость рассмотрения взаимодействия между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков. В-третьих, при макроэкономическом подходе расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики. В состав этих субъектов помимо производителей и потребителей входит государство, воздействие которого на экономику становится объектом изучения. Кроме того, в открытых моделях функционирования национальной экономики в состав субъектов макроэкономического анализа включаются совокупные производители и потребители, а также правительства других стран. При микроподходе воздействие внешнеэкономических факторов на функционирование фирмы или отраслевого рынка, как правило, не рассматривается. Как на микро-, так и на макроэкономическом уровне анализируется позитивная и нормативная экономика. В позитивном плане рассматриваются фактические связи в экономике, в нормативном - выносятся оценочные суждения о тех или иных аспектах функционирования экономики и действиях ее основных субъектов. На макроуровне в нормативном аспекте анализируется в основном экономическая политика государства. Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политики является одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. Именно по этому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школами макроэкономических теорий. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование национальной экономики (классическая школа немарксистской экономической мысли) до признания главенствующей роли государства в решении всех макроэкономических проблем (ортодоксальный марксизм). Теоретической основой неоднозначной трактовки целей и задач макроэкономической политики служит разное понимание способности рынка к саморегулированию и бескризисному экономическому развитию. Современная макроэкономическая теория представлена широким спектром школ и направлений Представители отдельных течений экономической мысли высказывают диаметрально противоположные взгляды по одним вопросам, солидаризируются по другим, пытаются найти консенсус по третьим. Все это затрудняет научную классификацию современной экономической мысли. Характеризуя особенности этих школ в целом, можно отметить некоторые из них. Различие между кейнсианством и неокейнсианством с одной стороны, неоклассическим синтезом и монетаризмом - с другой, обусловлено, прежде всего, спецификой их теоретических постулатов. Основными постулатами первых двух направлений являются: несаморегулируемость рыночной экономики, несовершенство информации, не тождественность условий сбережения и инвестирования, относительная негибкость цен. Следствием этого является необходимость государственного вмешательства в экономику с целью стимулирования экономического роста и обеспечения "занятости. Основное различие кейнсианского и неокейнсианского направления - в акцентировании внимания на несовершенстве разных рынков (рынка труда у Кейнса, рынка товаров и услуг у его последователей). Неоклассический синтез и монетаризм восходят своими истоками к классической школе, идейной основой которой являются постулаты о саморегулируемости рыночной экономики, эффективности ценовой информации и высокой гибкости цен, распределении доходов в соответствии с предельной производительностью факторов производства. Вместе с тем оба эти направления "впитали в себя" многие положения из макроэкономической теории Дж. М. Кейнса. Представители неоклассического синтеза (в частности П. Самуэльсон) рассматривают ее как частный случай объяснения механизма функционирования экономики в условиях монополизации рынка труда профсоюзами. Основной особенностью монетаризма как направления макроэкономической мысли (основоположник М. Фридмен) является изучение значения денег в механизме рыночного регулирования и анализе роли денежной политики государства в решении проблем инфляции. Своеобразие исторической школы институционально-социологического направления состоит в том, что основным объектом изучения являются не теоретические модели рынка, а реальные экономические системы на разных этапах их развития. В области макроэкономической теории наибольший вклад представителями этой школы внесен в исследование циклических колебаний в экономике; в создание теории длинноволновых циклов, которые впервые были проанализированы Н. Д. Кондратьевым; в изучение той роли, которую играют в процессе экономического развития НТП, различные социальные группы и институты; в анализ недостатков рынка при решении социальных и научно-технических проблем и обосновании инновационной и социальной политики государства. Несмотря на широкое различие во взглядах представителей различных школ, большинство экономистов признает, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной на-правленности функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих основных целей: -устойчивого и эффективного экономического роста; -полной занятости; -стабильности общего уровня цен; -социальной справедливости и экономической обеспеченности нетрудоспособных; -устойчивости торгового и платежного балансов страны.
Методы и принципы макроэкономического анализа.
В своем анализе макроэкономика использует те же методы и принципы, что и микроэкономика. К таким общим методам и принципам экономического анализа относятся: абстрагирование, (использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений); сочетание методов дедукции и индукции; сочетание нормативного и позитивного анализа; использование принципа «при прочих равных условиях», предположение о рациональности поведения экономических агентов и др. Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим принципом выступает агрегирование. Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь, если рассматривать совокупности или агрегаты. Макроэкономический анализ требует агрегирования. Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность. Агрегирование всегда основывается на абстрагировании, т.е. отвлечении от несущественных моментов и выделении наиболее значимых, существенных, типичных черт, закономерностей экономических процессов и явлений. Агрегирование позволяет выделить: макроэкономических агентов, макроэкономические рынки, макроэкономические взаимосвязи, макроэкономические показатели. Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт поведения экономических агентов, обеспечивает возможность выделить четыре макроэкономических агента:
1. домохозяйства,
2. фирмы,
3. государство,
4. иностранный сектор.
Домохозяйства (households) – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности, являющийся в экономике: а) собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы) и поэтому выступают б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают и поэтому являются в) основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике. Фирмы (business firms) - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают: а) покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, и поэтому фирмы являются б) основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов. Для расширения процесса производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование), поэтому фирмы являются в) инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг. А поскольку, как правило, для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, то они выступают г) основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства. Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики. Государство (government) –это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Государство - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого – ликвидация провалов рынка (market failures) и максимизация общественного благосостояния – и выступающий поэтому: а) производителем общественных благ; б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций; в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов); г) в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке. Кроме того, государство выступает д) регулятором и организатором функционирование рыночной экономики. Оно создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.), т.е. разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег; проводит макроэкономическую политику, которая делится на:
- структурную, обеспечивающую экономический рост
- конъюнктурную (стабилизационную), направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия). Основными видами стабилизационной политики являются: а) фискальная (или бюджетно-налоговая) политика; б) монетарная (или денежно-кредитная) политика; в) внешнеэкономическая политика; г) политика доходов.
Иностранный сектор (foreign sector) – объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством: а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг), б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, т.е. финансовых активов). Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику. Агрегирование рынков производится с целью выявления закономерностей функционирования каждого из них, а именно: исследования особенностей формирования спроса и предложения и условий их равновесия на каждом из рынков; определения равновесной цены и равновесного объема на основе соотношения спроса и предложения; анализа последствий изменения равновесия на каждом из рынков.
|