Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ВЫПОЛНЕНИЕ магистерских диссертаций, прохождение научно-исследовательской и научно-педагогической практик магистрантов↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВЫПОЛНЕНИЕ магистерских диссертаций, прохождение научно-исследовательской и научно-педагогической практик магистрантов учебно-методическое пособие для магистрантов дневного, вечернего и заочного отделений, обучающихся по направлению 080500 «Менеджмент», по программам «Экономика фирмы», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент деловых коммуникаций»
Воронеж
Утверждено научно-методическим советом экономического факультета № 6 от 19 июня 2008 года
Составители: доц. Табачникова М.Б. преп. Исаева Е.М. доц. Меняйло Г.В. Науч. ред. проф. Трещевский Ю.И.
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре экономики и управления организациями экономического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов дневного и вечернего отделений, обучающихся по направлению 080500 «Менеджмент», по программам магистерской подготовки «Экономика фирмы», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент деловых коммуникаций»
Цель настоящего учебно-методического пособия – оказать помощь студентам при прохождении и составлении отчета о научно-исследовательской и научно-педагогической практик, написании и оформлении магистерских диссертаций. В данной учебно-методической разработке определены общие требования к содержанию, структуре и оформлению отчетов и диссертаций; рассмотрен порядок защиты работ. При разработке учебно-методического пособия использовались материалы ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления, ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам, ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления, ГОСТ 7.80-2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления, ГОСТ 7.82–2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов, ГОСТ 7.83–2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения, Стандарт Воронежского государственного университета Ст ВГУ 2.1.01.080500М-2007 Система менеджмента качества. Итоговая государственная аттестация. Структура и содержание государственных аттестационных испытаний по направлению 080500 Менеджмент. Высшее профессиональное образование, П ВГУ 2.0.08-2008 Положение о научно-педагогической практике магистрантов Воронежского государственного университета, Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования / В.Н. Ярская. – () и др.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цель и значение магистерских диссертаций 4 2 Этапы подготовки магистерских диссертаций 4 3 Требования к структурным элементам магистерских диссертаций 9 4 Научное руководство и рецензирование магистерских диссертаций 13 5 Порядок защиты и оценки магистерских диссертаций 14 5.1 Предзащита магистерских диссертаций 14 5.2 Процедура защиты в ГАК, критерии оценки 15 6 Порядок прохождения научно-исследовательской и научно-педагогической практик 17 7 Оформление работ 21 7.1 Общие требования 21 7.2 Построение работы 21 7.3 Нумерация страниц 22 7.4Нумерация разделов и подразделов 22 7.5 Оформление иллюстраций и таблиц 23 7.6 Оформление формул и уравнений 25 7.7 Оформление ссылок 26 7.8 Оформление титульного листа 26 7.9 Оформление списка использованных источников 26 7.10 Оформление приложений 26 Приложение А Форма заявления на написание магистерской диссертации 28 Приложение Б Форма задания на выполнение ВКР 29 Приложение В Последний лист ВКР (МД) 30 Приложение Г Форма титульного листа выпускной квалификационной работы (МД) 31 Приложение Д Форма отзыва на выпускную квалификационную работу (МД) 32 Приложение Е Форма рецензии на выпускную квалификационную работу (МД) 33 Приложение Ж Образец оценочного листа ВКР (МД) 34 Приложение И Титульный лист раздаточного материала к ВКР (МД) 36 Приложение К Титульный лист отчета о прохождении производственной Практики 37 Приложение Л Примеры библиографического описания 38
Требования к структурным элементам магистерских диссертаций
Магистерская диссертация — единолично написанная авторская квалификационная научная работа, имеющая внутреннее единство, представляющая совокупность результатов в форме научных положений, выдвигаемых магистром к защите. Рекомендуемый объем магистерской диссертации – от 80 до 110 страниц печатного текста. Данное требование относится к объему основного текста работы, т.е. без приложений. Структурными элементами работы являются: - титульный лист; - содержание; - введение; - основная часть; - заключение; - список использованных источников; - приложения. Титульный лист является первой страницей работы, и оформляется на стандартном бланке (приложение Г). Титульный лист содержит формулировку темы диссертации, которая должна быть краткой и точно соответствовать содержанию, предмету и объекту исследования. Не рекомендуется использовать формулировки темы, в которых содержатся слова: вопросы, проблемы, изучение из-за неопределенности, расплывчатости, неясности, в какой степени будут разрешены задачи и проблемы. Не стоит допускать в заглавии работы неопределенные формулировки, штампы: анализ некоторых вопросов, к вопросу о, к изучению, материалы к. Если магистрант хочет конкретизировать тему, следует дать краткий подзаголовок. Содержание включает введение, наименование всех разделов и подразделов работы, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы магистерской диссертации. Введение к диссертации должно содержать краткое освещение актуальности темы, исходное состояние проблемы (степень изученности), цель исследования, изложение того нового, что вносится автором в изучение проблемы, практическую ценность результатов и перечень основных положений, которые автор выносит на защиту. Обосновывается сам диссертационный проект и выбор методологии, актуальность и содержание поставленных задач, четко формулируются: объект, предмет, новизна, цель и задачи исследования, методы эмпирического исследования, сообщаются теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов, артикулируются положения, выносимые на защиту. Во введении, если это необходимо, может быть приведен аналитический обзор литературы по исследуемому вопросу с краткими выводами. В актуальности дается краткая характеристика предметной области исследования. В сжатой форме объясняется важность и значимость выбранной темы для текущего момента. Приведем некоторые приемы по обоснованию актуализации темы диссертации: - - задачи фундаментальных исследований требуют разработки данной темы для теоретического объяснения новых фактов; - - уточнение, развитие и решение проблемы диссертации возможны и остро необходимы в современной российской ситуации; - - теоретические положения диссертации позволят снять разногласия в понимании процесса или явления; - - гипотезы и закономерности, выдвинутые в работе, позволяют обобщить известные ранее и полученные соискателем эмпирические данные. В степени изученности отражается состояние научного знания по проблеме на текущий период, приводится перечень авторов, работавших или работающих над проблемой. Достаточно сложными, но очень важными элементами введения являются формулировки объекта и предмета исследования. Объект в гносеологии, теории познания — это то, что входит в сферу деятельности, относится к сфере эмпирического знания. Обязательное условие магистерской диссертации – объект должен быть материальным(фирма, объединение, государственная служба и т.п.). Объектом исследования не может быть «направление», «подход», «аспект деятельности», «результат организационной или производственной деятельности» и т.п. Предмет исследования идеален, он формулируется в методологических конструкциях и концепциях автора, он связан с поиском закономерностей, зависимостей и корреляций, которые можно объяснить и предсказать на уровне теории. Предмет исследования – описание той области проблемы, которая выбрана магистром для исследования. Значительных усилий от магистранта требует формулировка цели исследования. Цель исследования — желаемый конечный результат конкретной диссертационной деятельности, то, что в самом общем виде необходимо достигнуть в итоге всей работы. Исходя из поставленной цели, формулируются задачи, связанные с ее достижением. Задачи обычно конструируются в форме перечисления: изучить…, описать…, установить…, обосновать…, выявить. Задачи исследования — это конкретные задания, выполняемые по разделам и подразделам магистерской диссертации. Обязательными элементами введения являются формулировки положений выносимых на защиту, которые синтезируют итоги работы, реализацию поставленных задач. Положения, выносимые на защиту – основные выводы диссертационной работы, выраженные в форме развернутых предложений, определенных утверждений. К элементам научной новизны в магистерской диссертации могут быть отнесены: - новые или усовершенствованные критерии оценки исследуемых процессов с учетом их показателей; - новые или усовершенствованные методики анализа, синтеза или расчета основных характеристик объекта; - разработка или применение математических моделей для комплексного исследования; - впервые поставленные и решенные задачи, проблемы, темы и впервые примененные методики и технологии, впервые привлекаемые для решения теоретических и практических задач зарубежные и отечественные концепции. Элементы новизны могут быть представлены, например, в следующих формулировках: по-новому разработаны основы, в авторской интерпретации раскрыто, обосновано новое положение, определены концептуальные условия, выявлено в оригинальном эмпирическом исследовании и т.д. Важным структурным элементом введения выступает раздел практической значимости диссертации, подтверждающий социальную ценность диссертационного проекта, наличие актов о внедрении, апробации результатов на конференциях и т.д. Рекомендуемый объем введения не более 5% работы. Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Эти разделы должны демонстрировать следующие навыки магистранта: сжато, логично и аргументировано излагать материал; оформлять его в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать. Все материалы, не являющиеся насущно важными для решения сформулированных задач, выносятся в приложения. Основная часть должна содержать: а) выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения исследования; б) процесс теоретических и экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики; в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований. Рекомендуется основную часть работы делить на 3 раздела (теоретический, методический и практический). Допускается методический раздел объединять с теоретическим или практическим. Первый раздел работы носит общетеоретический характер. Теоретические обоснование предусматривает рассмотрение основных категорий изучаемого процесса, раскрытия их социально-экономического содержания, сущность и генезис выбранного явления, возможные тенденции или сценарии развития явления, анализ научных источников по поставленной проблеме. Критически следует оценить опубликованные научные работы отечественных и зарубежных авторов в избранном предметном поле. Авторов следует группировать по аспектам и концепциям, в русле которых они проводят исследование данной проблематики. Обзор рекомендуется заканчивать краткими выводами диссертанта о степени разработанности проблемы, перечислением круга проблемных вопросов и задач, которые недостаточно разработаны в научной литературе и которые необходимо исследовать в диссертации. Методическая часть работы включает описание и анализ методики разработки проблемы, методов, моделей и инструментов исследований, методов расчета, критериев оценки показателей, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, оценку правильности и экономичности выбранных средств измерений и методик выполнения измерений, а также изложение позиции автора по данному вопросу. Третья, прикладная, часть диссертации выполняется по материалам организаций, собранным магистрантом во время прохождения практики. В данном разделе работы анализируется опыт деятельности организации в исследуемом направлении за ряд лет. Расчеты должны осуществляться в соответствии с методическими аспектами, описанными в предыдущих главах. Выявляются особенности организации, планирования, контроля, управления деятельностью, негативные явления в работе организации. Эта часть работы завершается оценкой деятельности организации в исследуемом направлении, конкретными теоретическими и практическими разработками, а также предложениями по их использованию, обосновывается целесообразность их применения в данной организации для улучшения ее деятельности. Оценка результатов работы должна быть количественной и качественной, сравнение с известными решениями следует проводить по всем аспектам выбранной проблемы. Необходимо четко показать практическую полезность работы в целом или отдельных ее частей, указать на возможность обобщений, дальнейшего развития методов и идей, использования результатов диссертации в смежных областях. Каждый раздел работы целесообразно закончить краткими выводами, т.к. это позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования. По своей структуре каждый раздел работы должен содержать подразделы. Требуется, чтобы все разделы и подразделы были соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. Магистерская диссертация обязательно должна содержать ссылки на используемые в процессе написания работы источники информации, оформленные в соответствии с п. 7.7 данного учебно-методического пособия. В зависимости от особенностей выполненной работы основную часть излагают в виде текста, таблиц, сочетания иллюстраций и таблиц или сочетания текста, иллюстраций и таблиц. Заключение – последовательное, логически стройное изложение полученных научных результатов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении. В заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы по результатам исследований, фиксируется практическая значимость диссертации, указываются организации, где внедрены результаты магистерской работы, определяются основные направления для дальнейшего исследования в этой области. Типичная ошибка заключения – это перечисление актуальности проблемы, степени ее значимости, повторение наиболее важных, с позиций автора, теоретических положений, включение таблиц, диаграмм. Это недопустимо. В заключении должен быть четко сформулирован результат (итог) проведенного исследования. На последней странице заключения магистрант проставляет дату окончания работы и свою подпись. Рекомендуемый объем заключения 5 % общего объема работы. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. При написании магистерской диссертации следует использовать общепринятую терминологию, избегать повторения общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях. Уточнять необходимо только понятия малоизвестные или противоречивые, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу. Диссертация должна быть написана академическим стилем, мысли автора предваряться следующими оборотами: по нашему мнению, с нашей точки зрения, мы полагаем, мы установили, нами доказано и т.д. Список использованных источников является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы, завершает ее, и должен содержать библиографические описания всех использованных, цитируемых или упомянутых в работе документов, а также прочитанной литературы по теме исследования, которая оказала существенное влияние на содержание работы. Магистерская диссертация должна иметь не менее 100 источников. Приложения являются компонентом магистерской работы. В приложениях рекомендуется размещать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могли быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены: схемы и графики, промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера, распечатки решения задач на персональном компьютере, инструкции, методики, разработанные в процессевыполнения работы, копии документов для выполнения работы, анкеты и прочие вспомогательные материалы. Материалы, выполненные на листах формата А3, должны быть сложены по формату листа А4. Каждое приложение в порядке очередности в соответствии с текстом работы оформляется на отдельном листе. Эта часть работы не входит в основной ее объем. Оформлять приложения необходимо в соответствии с требованиями, приведенными в п. 7.10.
Содержание научно-исследовательской практики Местом прохождения практики могут выступать: - производственные предприятия и другие коммерческие организации - различных организационно-правовых форм; - организации финансово-банковской сферы; - научно-исследовательские организации; - государственные учреждения; - подразделения ВГУ. Содержание практики определяется индивидуальной программой, которая разрабатывается студентом совместно с руководителем и утверждается руководителем магистерской программы. Программа должна быть тесно увязана с темой диссертационного исследования. В ходе практики должны быть определены источники получения информации (первичные документы, учетные регистры, внутренняя отчетность, бухгалтерская отчетность организации и т. п.), способы обработки и обобщения данных (таблицы, графики, диаграммы, формулы расчетов и т. п.), порядок формирования данных в тексте магистерской диссертации и приложении к ней. Работа по сбору и обработке теоретических, нормативных и методических материалов определяется содержанием первой, имеющей теоретический (теоретико-методологический) характер, части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Эта работа начинается после утверждения темы диссертационного исследования и продолжается в течение научно-исследовательской практики. До начала практики должны быть выявлены проблемы в области теории, методики, нормативного регулирования, а в процессе практики подтверждена их актуальность и практическая значимость. Предложения и рекомендации, разработанные студентом в ходе практики, могут иметь теоретический, методический или практический характер, касаться всех вопросов темы, они должны быть грамотно сформулированы и письменно оформлены. Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении К. Цель научно-педагогической практики – приобретение практических навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, выработка умений применять полученные знания при решении конкретных вопросов, а также приобретение навыков педагогической деятельности при проведении лекций, практических занятий и руководстве НИР студентов. Основные задачи практики: - получение новых знаний о средствах обеспечения реализации образовательных стандартов, о видах профессиональной педагогической деятельности; - изучение структуры образовательного процесса в образовательном учреждении и правил ведения преподавателем отчетной документации; - закрепление знаний профилирующих курсов и общих курсов по педагогике и психологии о методиках преподавания дисциплин направления «Менеджмент» в аудиториях разных уровней образования и специализации; - апробация результатов научно-исследовательской работы студента за время обучения по магистерской программе на практике; - сбор, систематизация и обобщение теоретического и практического материала для проведения учебных занятий; - разработка методического обеспечения проведения занятий (разработка Рабочих программ по читаемым курсам, подбор литературы, подготовка теоретического материала, практических заданий, тестов, кейсов и т. п.); - проведение занятий в соответствии с утвержденным научным руководителем планом на экономическом факультете ВГУ; - овладение современными технологиями обучения, методическими приемами проведения лекционных и практических занятий; - консультация и контроль выполнения студентами проектов, тестов, контрольных работ и др. видов самостоятельной работы; - участие в текущей аттестации студентов; - ознакомление с использованием современных компьютерных технологий в образовании (Рабочие программы, по читаемым курсам оформляются в бумажном и электронном виде с использованием программы «Форма ввода рабочих программ»); - овладение навыками устной и письменной речи на уровне, обеспечивающем высокое качество педагогической деятельности; - получение и развитие навыков ведения учебно-воспитательной работы. Содержание научно-педагогической практики Местом прохождения практики является экономический (или другой) факультет ВГУ в соответствии с местом педагогической деятельности научного руководителя. Совместно с руководителем студент определяет дисциплину или иные виды педагогической нагрузки (для проведения занятий со студентами бакалаврских направлений или спецкурс, связанный с программой подготовки магистров) и темы, по которым он должен провести аудиторные занятия для студентов дневного, вечернего или заочного отделения. Как правило, тема занятия должна быть связана с темой диссертационного исследования. Для проведения занятий практикант должен разработать и согласовать с руководителем методическое обеспечение, включающее обоснование актуальности темы занятия, ее связь с предыдущими темами курса, основные теоретические положения темы, перечень вопросов, рассматриваемых на практических занятиях, методические указания к изучению каждого вопроса темы, перечень контрольных вопросов для студентов, задачи, тесты, кейсы и т. п., относящиеся к изучаемым вопросам. Кроме того, должен быть представлен список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы к каждому разделу темы (в соответствии с ГОСТом) с указанием страниц, непосредственно относящихся к изучаемому разделу. После проведения занятия практикант обсуждает его результаты с руководителем, в случае необходимости вносит корректировки в методическое обеспечение занятия. Итоги практики фиксируются в отчете и подводятся на методической конференции студентов (всех программ направления).
Требования к отчету о практике Отчет о практике – основной документ, характеризующий работу студента во время практики. Объем отчета – не менее 30 страниц. Текст отчета должен быть отредактирован и напечатан через 1,5 интервала шрифтом 14 пт с соблюдением правил оформления научных работ, предусмотренных ГОСТом. В отчет о научно-педагогической практике должно быть включено методическое обеспечение проведенных занятий (подробный конспект занятия, перечень контрольных вопросов, задачи, тесты, кейсы, список литературы и другое по согласованию с руководителем). Защита отчета по практике: - отчет представляется научному руководителю практики от ВГУ для проверки; - руководитель выявляет, насколько полно и глубоко студент изучил круг вопросов, определенных программой практики; - результаты прохождения практики обсуждаются на методической конференции студентов (всех программ направления), все присутствующие преподаватели и студенты имеют право задавать вопросы, связанные с научными и практическими результатами практики; - дифференцированная оценка (5-4-3-2) выставляется научным руководителем с учетом итогов обсуждения на конференции. Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении К. Программа научно-педагогической практики для каждого магистра конкретизируется и дополняется в зависимости от специфики и характера выполняемой работы.
Оформление работ
7.1 Общие требования
Работа должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала, шрифт Times New Roman, цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,8 мм (кегль не менее 12, рекомендуемая кафедрой высота шрифта – 14 кегль). Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, левое и нижнее - 20 мм, на переплет – 10 мм (т.е. левое поле- 30 мм). Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах и формулах, применяя шрифты разной гарнитуры. Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с персонального компьютера должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту. В работе должны быть четкие «не расплывшиеся» линии, буквы, цифры и знаки. Опечатки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки роботы, допускается исправлять закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью - рукописным способом. Повреждения листов МД и отчетов по практике, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные в работе должны приводиться на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык работы с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия. Построение работы
Наименования структурных элементов работы «Содержание», «Введение», «3аключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов работы. Основную часть работы следует делить на разделы и подразделы. При делении текста на разделы и подразделы необходимо, чтобы каждый раздел содержал законченную информацию. Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки структурных элементов, разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15-17 мм. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками структурных элементов, разделов, подразделов основной части работы и текстом должно быть не менее 3 интервалов (1 свободная строка). Расстояние между заголовками разделов и заголовками подразделов также должно быть не менее 3 интервалов. Расстояние между текстом предыдущего подраздела и заголовком следующего подраздела должно быть также не менее 3 интервалов. Каждый структурный элемент и каждый раздел работы следует начинать с нового листа. Нумерация страниц
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, включая приложения. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Иллюстрации и таблицы, выполненные на листах формата А3, учитывают как одну страницу.
Оформление иллюстраций и таблиц
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть цветные. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги формата А4. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой и без точки в конце. Например, Рисунок 1.1 Если в работе один рисунок, то он должен быть обозначен «Рисунок 1» или «Рисунок В.1», если он приведен в приложении В. Иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и его наименование помещают после пояснительных данных и располагают посередине строки следующим образом:
Рисунок 1 – Наименование рисунка Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением номера иллюстрации после буквы обозначения приложения, разделенных точкой и без точки в конце. Например, Рисунок А.3 При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой и без точки в конце. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением номера таблицы после буквы обозначения приложения, разделенных точкой и без точки в конце. Если в работе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе части таблицы нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. При переносе части таблицы на другой лист слово «Таблица» и ее номер указывают только один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист заголовок помещают только над ее первой частью. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.
Таблица _____ _________________ номер название таблицы
Боковик (графа Графа (колонки) для заголовков)
Рисунок 1 – Пример оформления таблицы
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае - боковик. Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
Оформление формул и уравнений
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должна быть оставлена одна свободная строка. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.015 с.) |