Виллем Кальф. «Десерт». Вторая половина XVII в. СПб., Эрмитаж



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виллем Кальф. «Десерт». Вторая половина XVII в. СПб., Эрмитаж



Виллем Кальф (1619–1693) принадлежит к «малым голланцам», под этим названием условно объединяют мастеров бытовой живописи, натюрморта и пейзажа, работавших в Голландии XVII столетия. Это, как правило, небольшие по размеру картины, уместные в скромном доме голландского торговца или ремесленника. Их размеры, даже если они нам сегодня кажутся вполне внушительными, не сравнить с полотнами, украшавшими дворцы французского короля или алтари итальянских церквей. Но дело не только в размерах: на картинах малых голландцев изображен «малый мир», то, что окружает человека в повседневной жизни – еда и посуда, сцены в кухне или в небольшой гостиной, пасущиеся коровы или тихая городская улица. Этот мир мал по сравнению с величественными деяниями королей и античных героев с полотен Шарля Лебрена и Никола Пуссена, по сравнению с ужасными страданиями святых мучеников с полотен Сурбарана или Рубенса.

Виллем Кальф жил и работал в Амстердаме, в XVII в. это был крупнейший город Западной Европы, город-порт, город-банк, город-рынок. «Десерт» Виллема Кальфа сервирован на столе, покрытом редким персидским ковром, фрукты лежат в китайском фарфоровом блюде, вино налито в бокал венецианского стекла. Венецианскому стеклу, прежде чем попасть в Амстердам, пришлось обогнуть европейский континент. Путь, проделанный персидским ковром и китайским блюдом, еще более протяженный. Они миновали Индию, прошли вдоль Аравийского полуострова, обогнули весь африканский континент, затем вышли в открытые воды Атлантического океана, чтобы разойтись со встречными течениями, и достигли европейского побережья. На последнем отрезке пути нередко случались стычки с английскими кораблями – голландские и английские мореплаватели были главными соперниками на море. Предметы на столе как бы свидетельствуют об успехах главной «морской» державы XVII столетия.

Виллем Кальф, как и многие его собратья по профессии, умел удивительно правдоподобно изображать не только фрукты, цветы или посуду, но саму бархатистость кожицы персика, шероховатость пористой шкурки лимона, блеск и прозрачность стекла. За это мастерство голландскую живопись XVII в. называли реалистической, иногда даже натуралистической. На первый взгляд, на столе царит случайный беспорядок – смята белая салфетка, как будто покачнулось фарфоровое блюдо – вот-вот упадет, и дорогой заморский фарфор рассыплется осколками, на край стола сдвинут серебряный поднос, словно его не успели поправить. На самом деле это тщательно выстроенная композиция, в которой видимая неустойчивость предметов с лихвой искупается уравновешенностью художественных масс. Высокий бугристый золотой кубок играет роли оси, относительно которой располагаются различные зоны, контрастные по цвету, свету и фактуре.

Натюрморт Кальфа, как и все другие работы малых голландцев, надо не только рассматривать, но и «читать», т.е. видеть за изображенными предметами неявный смысл. Это особого рода текст, полный нравоучительного содержания. Каждый предмет, изображенный в натюрморте, должен был напоминать зрителю, владельцу о вечных истинах, противостоящих суетности и греховности земной человеческой жизни. Так, например, Якоб Катс, современник Кальфа, писал в стихотворении «О вине»:

Один, испив тебя, ленивая овца,

Макаке стал другой подобен до конца.

Он будет пить – пускай ему брести далеко,

Затем болтать начнет, как скверная сорока,

Чтоб в образе свиньи позор принять сполна.

О, юность нежная, взгляни на власть вина.

Вино, налитое в роскошный бокал, превращалось в эмблему ложного блага, обманного удовольствия, превращающего человека, совершенное творение Господа, в животное. Редкие ткани, золотой кубок, серебряный поднос, заморский фарфор – все эти роскошные и дорогостоящие предметы должны были напомнить зрителю о богатстве ложном и истинном. Так писал, например, Франсиско Кеведо:

Времен теченью все всегда послушно.

Погибнут гимны в ерническом хоре;

И вечности проигрывает в споре

Булат и мрамор и зерно жемчужно.

Даже сам беспорядок на столе – аллегория быстротекущего времени, способного поглотить и богатство, и славу, и знатность.

 

Персонология

 

Монархи и политические деятели:Карл I король Англии, Оливер Кромвель, кардинал Ришелье, Людовик XIV,Кольбер.

Ученые, создатели экспериментальной науки и гелиоцентрической картины мира: Г.Галилей, И.Кеплер, И.Ньютон, Т.Гарвей, Р.Бойль, Торичелли, А.Левенгук.

Философы: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, П.Гассенди, Г.В.Лейбниц, Д.Локк.

Творцы художественной культуры: Бернини, Рубенс, Пуссен, Веласкес, Рембрандт, Ян Вермеер Дельфтский, Расин, Корнель, Мольер, Гендель, Люлли.

 

Библиография

 

Классические труды, посвященные культуре эпохи Барокко:

Бродель Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. М., 1986. (Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.1).

Классические труды по искусству и художественной культуре эпохи Барокко:

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи барокко. М., 1937.

Буркхардт Я. Рубенс. СПб., 2000.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994.

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 2004.

Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640–1670). М., 1962.

Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. Статьи и исследования. М., 1975.

Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л., 1986.

Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988.

Каптерева Т., Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.

Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII–XVIII веков в ряду других искусств. М., 1977.

Морозов А.А. Из истории осмысления некоторых эмблем в эпоху Ренессанса и барокко // Миф, фольклор, литература. Л., 1978. С.38–66.

Морозов А.А. Проблемы европейского барокко // Вопросы литературы. 1968, № 12. С.111–126.

Панофски Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб., 1999.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. СПб., 1984.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV–XVII века. М., 1966.

Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М., 1989.

XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Софронова Л. Об анализе литературного произведения эпохи барокко // Советское славяноведение. 1975, № 5. С.36–46.

Художественная культура эпохи Барокко в современных исследованиях:

Алябьева Л. Литературная профессия в Англии XVI–XIX вв. М., 2003.

Даниэль С.М. Европейский классицизм. СПб., 2003. («Новая история искусства»).

Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы и приемы. М., 1983.

Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997.

Золотов Ю.К. Парадоксы стиля в XVII веке // Вопросы искусствознания. 1994, № 2–3. С.188–195.

Каган М.С. Место XVII века в истории культуры // Философские аспекты культуры и литературный процесс в XVII столетии. Материалы международной научной конференции «Пятые Лафонтеновские чтения». 16–18 апреля 1999 г. СПб., 1999. С.5–9.

Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. СПб., 1996.

Лобанова М.Н. Принцип репрезентации в поэтике барокко // Контекст–1988. М., 1989.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Михайлов А.В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997.

Надъярных М. Изобретение традиции, или метаморфозы барокко и классицизма // Вопросы литературы. 1999, № 4.

Никифорова Л.В. Дворец в эпоху Барокко: опыт риторического прочтения. СПб., 2003.

Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко. Вторая половина XVII – начало XVIII века. М., 1991.

Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века. Основные направления и ведущие мастера. М., 1999.

Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV–XVII вв. Реальность и символика.М., 1994.

Софронова Л.А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры. Славянский мир. М., 1995.

Шпинарская Е.Н. Классицизм и барокко: историографический анализ. СПб., 1998.

Элиас Н. Придворное общество. М., 2002.

Якимович А.К. Новое время: искусство и культура XVII–XVIII веков. СПб., 2004. («Новая история искусств»).

Якимович А.К. Художник и дворец. Диего Веласкес. М., 1989.

Учебники и учебные пособия:

Культура Реформации как парадигма европейской культуры Нового времени // Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие / Под ред.Т.Ф.Кузнецовой. М., 1997.

Пахсарьян Н.Т. XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000: Учеб пособие / Под ред.Л.Г.Андреева.М., 2001.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.009 с.)