Связная речь и ее задачи ее развития в СДУ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связная речь и ее задачи ее развития в СДУ.



Связная речь-завершающий этап в системе обучения дошкольников языку. В дошкольном возрасте она выступает в 2-х формах: диалог и монолог.

Понятие связное высказывание предполагает связанность, логическую целостность, структурное оформление, завершонность-это основные признаки текста.

Процесс создания связного высказывания делится на:

-внутреннее программирование;

-внешняя речевая деятельность(т.е. текст).

Задачи:

-учить детей выбирать содержание речи;

-учить подбирать наиболее точные слова для передачи мысли;

-учить составлять предложения разных типов;

-формировать умение использовать в речи речевые средства.

Формирование диалогической речи.

Более доступная форма речи для младшего дошкольника, которая состоит из коротких, простых, неполных предложений и подкрепляется неречевыми единицами.

Формируя диалог, педагог решает следующие задачи:

-научить слушать и понимать обращенную речь;

-научить поддерживать разговор;

-умение культурно себя вести в процессе разговора.

Методы формирования диалога:

-разговор педагога с детьми;

-словесные поручения;

-дидактическая игра;

-речевые ситуации.

Фундамент диалога закладывается на 10 году жизни, когда используется вопрос «где?».к году появляются первые слова, а это значит, что начинает активизироваться работа по формированию диалога.

Обязательным методическим требованием является: в течении дня педагог обязан поговорить с каждым ребенком. Дети 3-х лет ,обычно, быстро отвечают на вопрос и убегает. Поэтому рекомендуется, с целью проведения диалога, использовать игрушки, картинки в процессе разговора.

Дети, которые плохо говорят, так же должны участвовать: педагог сам задает вопросы и сам отвечает.

Средства развития диалога:

-пересказ;

-игра-драмматизация;

-ролевая игра.

Недостатки в постановке вопросов в разговоре с детьми:

-вопрос чрезмерно сложный и без опоры на опыт ребенка;

- не всегда задаются вопросы с целью облегчить ответ ребенка;

-если отсутствует ответ на вопрос, и педагог начинает осуждать ребенка;

-когда задаются вопросы для пресечения нежелательных действий.

Беседа-это основной метод развития диалога на занятиях.

Понятие беседа- организованный, целенаправленный диалог педагога с детьми на определенную тему.

В единстве с наблюдением беседа является самым эффективным словесным методом.

Цель беседы: уточнение, закрепление, углубление и систематизацию представлений и знаний дошкольников ,приобретенных исследовательским путем.

Беседа, как метод обучения, используется в старшей группе, а как индивидуальная беседа- со средней группы.

Тематика и содержание беседы определяется программой по ознакомлению с окружающего. Содержание может быть в виде обсуждения прослушанной сказки или рассказа, беседа по содержанию картин, видеоматериала и т.д.

Выбирая тему беседы ,педагог должен учитывать:

-знания по теме;

-практический опыт детей;

-круг интересов;

-уровень речевого развития.

Структура беседы зависит от темы и содержания, от возраста детей и уровня речевого развития.

Беседа представляет:начало,ход беседы, заключительная часть.

Методические рекомендации:

1)Начало: целесообразно начинать с конкретных образов или ярких воспоминаний, где основная цель вызвать желание у детей участвовать в разговоре.

2)Ход: должна раскрыть конкретный смысл беседы, педагог дает объяснение по ходу, обязательно подтверждает ответы детей, делает выводы, использует научные пособия.

3)Заключительная часть: обязательно связана с обобщающим выводом. Целесообразно давать задания по теме следующей беседы.

Основные методические приемы беседы:

Вопрос.

1)Должен быть посильным, но в то же время не на столько облегченным, чтобы не заставит ребенка думать.

2)В беседе использовать репродуктивные и поисковые вопросы.

3)Вопрос может быть основной, наводящий или подсказывающий.

4)Задавая вопрос необходимо выдержать паузу, иногда повторить вопрос, иногда, для усиления внимания, предложить детям «о чем надо сказать».

5)В ответе должна быть связная речь. т.е. небольшое предложения, где дети высказываются по одному.

 

Монологическая речь. Особенности ее усвоения дошкольниками.

Обучение монологу обозначает умение узнавать и создавать текст.

Текст определяется как «завершенное, функциональное речевое целое». Поэтому характеристикой текста, т.е. монолога, должно быть:

-логика изложения;

-организация речевых средств;

-соответствие мотивам, целям и условиям общения;

-последовательное и соразмерное использование частей;

-содержательность и смысл.

В тексте связь может быть:

а) цепная(Это-кошка. Кошка рыжая. У Мурки белые лапки, она любит молоко.);

б) параллельная(Это кукла маша и Даша. У Маши светлые и длинные волосы, а у Даши…)

Фундаментальные типы текста в ДУ.

1)Описание. Основная функция- отразить момент действительности и дать образ предмета.

Начинается с названия предмета – общая характеристика – предложения, которые уточняют общую характеристику – перечисление признаков – фраза, которая является в виде оценки описания.

2) Повествование (рассказывание)

В рассказе на первый план выходит сюжет, т.е. последовательность событий. Рассказ включает: диалог ,прямая речь.

Схема рассказа: завязка – развитие действия- кульминация – спад действия.

Все части рассказа должны иметь свои признаки. В старшей группе рассказ должен быть более точным, конкретно соответствовать структуре.

Виды детского рассказывания.

В дошкольном возрасте дети овладевают двумя видами рассказывания: пересказ, рассказ.

Рассказ- самостоятельно составленная, развернутая выкладка какого-нибудь факта. Он отличается самостоятельным выбором текста, выбором речевой формы; в нем находит отражение личный опыт и эмоциональное состояния ребенка.

В соответствии с основными типами текста рассказывание делится на:

-описание;

-сюжетный рассказ.

По содержанию рассказывание может быть:

-фактического характера(описание картин, игрушек);

-творческого характера(составление рассказа ребенком сказки, рассказ про главных героев картины, рассказ на предложенную тему).

Дошкольников учат составлять, вначале, повествовательные рассказы, где ярко прослеживаются признаки. Поэтапно осуществляется переход к творческим рассказам и в старшей группе рекомендуется использование приемов:

-образец педагога -краткое описание ,доступное для восприятия по содержанию и форме. Подбираются конкретные факты или события, используется живая речь, предложения краткие. Образец обязателен на начальных этапах обучения, а затем его связывают с планом рассказывания;

-план рассказа -это 2-3 основных вопроса, которые определяют содержание и последовательность рассказа. Постепенно, именно план становится основой рассказа и пересказа. На первых этапах при составлении плана, по картине или на предложенную тему, рекомендован коллективный разбор плана;

-окончание детьми рассказа педагога -этот прием нацелен на творческий подход и предполагает усвоение сложных грамматических конструкций предложения;

-составление рассказа по частям -это вариант используется при рассказах по картине или серии картин, где отдельные сюжеты рассказываются несколькими детьми, а затем педагог составляет из них рассказ;

-оценка -это прием используется при составлении творческих рассказов в виде оценивания ребенка: как он раскрыл сюжет, его выразительные средства, структура предложении;

-вопрос-в обучении рассказыванию он занимает второстепенное место и используется в конце для уточнения или дополнения.

Пересказ.

Пересказ- связное восстановление прослушанного текста. Ребенок должен передать содержание, используя готовые речевые формы.

Начинается с младшей группы с постепенным усложнением приемов пересказа. Рекомендуется начинать со сказки(особенно где есть прямая речь и фразеологические обороты, небольшой объем, простой сюжет).

Структура пересказа в младшей группе:

Прочитать несколько раз – ответы на вопросы – повторное чтение – совместный пересказ с педагогом – индивидуальные пересказ. Незнакомые слова поясняются перед чтением или по ходу чтения.

Средняя группа.

Специально учат пересказу.

Структура занятия:

-вступительная беседа;

-чтение;

-2-3 вопроса для активизации и осмысления;

-повторное чтение;

-вопросы по содержанию;

-работа с иллюстрацией, обьяснение слов;

-чтение с установкой(«Слушайте внимательно, запоминайте, т.к. будете пересказывать.»);

-пересказ детьми.

Пересказ знакомого текста происходит по другой структуре:

-чтение(рассказывание);

-вопросы и объяснения;

-пересказ детьми.

Виды пересказа.

Совместный пересказ Отраженный пересказ
Воспитатель : «Жили были….» Дети : «…дед и баба.» Воспитатель : «Жили были….» Дети : «Жили были дед и баба.»

 

Старшая группа.

Дети 6-го года жизни, в соответствии с их речевым уровнем, уровнем интеллектуального развития, способностью фантазировать учатся рассказывать и пересказывать тексты более объемного содержания и сложные по структуре.

Обязательным признаком пересказывания, является пересказ со словесным творчеством детей, поэтому различают виды пересказа:

-пересказ по рисункам детей;

-сюжетный пересказ по плану;

-пересказ по выбору ребенка;

-составление начала или конца предложенного текста;

-пересказ сказки по аналогии.

Для реализации поставленных задач, самым эффективным приемом является игра - драматизация.

На этом этапе чаще используется методический прием – оценка (это небольшой анализ и обсуждение педагогом и детьми рассказа ребенка).



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.247.69 (0.016 с.)