Библиотечно-информационная деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библиотечно-информационная деятельность



(Бакалавриат)

профиль подготовки

Библиотечно-информационные технологии: теория и методика

 

Форма обучения

очная

 

Трудоёмкость практики – 3 зачетных единиц (108 час.)

 

Саранск 2011

 

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 – Библиотечно-информационная деятельность

 

1. Цели производственной (преддипломной) практики – получение первичных профессиональных умений и навыков, комплексного представления о деятельности библиотек как о целостной системе документно-информационной среды; сбор и анализ статистического и практического материала для написания отчета по практике и бакалаврской работы.

 

Задачи производственной практики

Основные задачи производственной (преддипломной) практики:

- овладение новейшими технологиями, навыками работы в учреждении библиотечно-информационной сферы;

- получение целостного представления о работе учреждения библиотечно-информа-ционной деятельности посредством изучения функционального взаимодействия их структурных подразделений и связей с другими организациями;

- приобретение навыков самостоятельного решения задач, стоящих перед сотрудниками организаций, деятельность которых изучалась;

- закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения;

- сбор практического и справочного материала для написания бакалаврской работы.

- развитие профессиональных знаний и умений в процессе реализации индивидуальной программы преддипломной практики.

3. Место производственной (преддипломной) практики в структуре ООП бакалавриата: Практика является базовой для изучения таких дисциплин как «Электронные ресурсы информации», «Информационные технологии», «Информационные сети и системы», «Базы и банки данных» и др. Данная практика базируется на освоении следующих курсов: гуманитарного, соц. и эконом. циклов (вариативная часть Б.1.2.2 «Библиотечное право»); профессиональный цикл (базовая часть Б.3.1.2 «Документоведение», Б.3.1.3 «Библиотековедение»). Производственная (преддипломная) практика связана практически со всеми учебными предметами профиля подготовки бакалавра.

Преддипломная практика завершает систему взаимосвязей теоретического обучения с практической деятельностью бакалавров по профилю подготовки Библиотечно-информа-ционные технологии: теория и методика. Преддипломная практика проводится в условиях максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности, опираясь на знания студентов по ранее изученным учебным дисциплинам.

 

4. Способ и форма проведения производственной (преддипломной) практики:

- стационарная.

Стационарная производственная (преддипломная) практика проводится в профильных организациях, расположенных на территории г. Саранска.

Производственная (преддипломная) практика проводится в непрерывной форме – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени.

 

5. Место и время проведения преддипломной практики:

Время: 8 семестр (2 недели).

Базы производственных практик:

Учебно-методической базой прохождения производственной (преддипломной) практики являются организации/учреждения с которыми ректорат и деканат ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» заключили договор о предоставлении мест для прохождения практики.

Базами производственной (преддипломной) практики по направлению подготовки 071900 – «Библиотечно-информационная деятельность» являются библиотеки и информа-ционные центры г. Саранска, имеющие необходимые материально-технические условия и высококвалифицированных специалистов.

Продолжительность производственной практики определяется соответствующим государственным образовательным стандартом.

 

Требования к результатам прохождения производственной (преддипломной) практики

Процесс прохождения производственной (преддипломной) практики направлен на формирование ряда общекультурных и профессиональных компетенций у студентов.

Общекультурные компетенции

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- овладением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией;

- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Профессиональные компетенции:

- готовностью к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры;

- способностью формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность;

- владением методами качественной и количественной оценки работы библиотеки;

- способностью к анализу управленческой деятельности библиотечно-информа-ционных учреждений;

- способностью управлять профессиональными инновациями;

- способностью к организации системы маркетинга библиотечно-информационной деятельности;

- способностью к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности;

- готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности;

- готовностью к аналитико-синтетической переработке информации;

- готовностью к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов;

- готовностью к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки.

Планируемые результаты обучения по производственной (преддипломной) практике

В результате прохождения преддипломной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции для написания дипломной работы:

знать:

- тенденции развития информационного общества;

- каналы и средства социальных коммуникаций;

- тенденции развития новых информационных технологий и применение их в библиотечно-информационной деятельности;

- подходы к оценке эффективности информационных технологий, качества информационных продуктов и услуг;

- структуру мирового информационного рынка;

- ассортимент технических, программных и лингвистических средств;

- функции и свойства документов;

- критерии, классификацию и технологию формирования библиотечного фонда;

-библиотечное обслуживание как систему обеспечения информационных запросов пользователей;

- основы организации и методики библиографической деятельности библиотеки;

- состав структур и технологию формирования справочно-поискового аппарата;

- виды аналитико-синтетической переработки документов,

- теорию и практику библиотечного менеджмента и маркетинга;

уметь:

- использовать в практической деятельности современные технические, программные, лингвистические средства;

-использовать информационные технологии при формировании информационных ресурсов, обслуживании пользователей;

- ориентироваться в документах различных видов;

- реализовывать технологии, связанные с формированием и сохранностью библиотечного фонда;

- реализовывать основные направления теории и практики библиотечного обслужи-вания;

- осуществлять библиографический поиск, библиографирование документов;

- осуществлять аналитико-синтетическую переработку документов;

- использовать знания в области менеджмента и маркетинга в деятельности библиотечно-информационных учреждений;

- использовать информационные технологии в библиотечно-информационной деятельности;

владеть:

- методами сбора, обработки, организации, хранения, распространения и представления информации пользователям;

- навыками работы с информационными ресурсами библиотек.

- технологией организации процесса библиотечно-информационного обслуживания пользователей;

- методами сбора анализа, обобщения теоретической и эмирической информации в области библиотековедения и библиографии;

- современными методами менеджмента и маркетинга в библиотечно-информа-ционной деятельности.

7. Структура и содержание преддипломной практики:

Общая трудоемкость производственной (преддипломной) практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

Содержание производственной (преддипломной) практики для написания бакалаврской работы определяется спецификой учреждения, в котором студенты проходят практику, а также тематикой бакалаврской работы.

Производственная (преддипломная) практика предусматривает осуществление студентом функций профессионального специалиста, деятельность которого определяется конкретными должностными инструкциями организации.

Производственная (преддипломная) практика предусматривает сбор, обобщение и анализ статистических и других информационных материалов, законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность организации по тематике выпускной бакалаврской работы.

Основными видами работ, выполняемых студентами в период практики, являются:

Организационная работа. Участие в установочном и заключительном собраниях и консультациях по практике, подготовка отчетной документации по итогам производственной (преддипломной) практики.

Теоретическая работа предполагает ознакомление с научной литературой по утвержденной теме бакалаврской работы с целью обоснованного выбора теоретической базы предстоящей работы, методического и практического инструментария работы, постановке целей и задач, формулирования гипотез, разработки плана по теме бакалаврской работы.

Практическая работа заключается в сборе первичных практических данных, их предварительном анализе.

Обобщение полученных результатов включает научную интерпретацию полученных данных, их обобщение, анализ проделанной работы, оформление теоретических и практических материалов в виде отчета по практике.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды производственной работы Трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
1. Подготовительный этап   4 ч.  
1.1 Выбор баз практики, распределение студентов, постановка цели и задач На основе консультации студент разрабатывает индивидуальный план по теме бакалаврской работы.   Печатный вариант
1.2 Инструктаж по технике безопасности     Инструкция по технике безопасности
2. Производственный этап   48 ч.  
2.1 Изучение первичных сведений об учреждении: история создания и развития учреждения     Печатный вариант
2.2 Ознакомление с нормативными материалами     Ксерокопии документов
2.3 Организационная структура и взаимодействие подразделений     Ксерокопии документов
2.4 Ознакомление с работой сотрудников, их должностными инструкциями     Ксерокопии документов
2.5 Основные задачи, виды деятельности учреждения     Ксерокопии документов
2.6 Анализ внутренней среды Анализ потенциал, на который может рассчитывать учреждение в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по направлениям: - кадры учреждения, их потенциал, квалификация и т.п.; - организация управления; - деятельность, включающая организационные, технологические характеристики и научные исследования; - маркетинг; - организационная культура.   Печатный вариант
2.7 Информационные технологии учреждения     Печатный вариант
2.8 Реклама деятельности учреждения и видов услуг     Печатный вариант
3. Аналитический этап Поясняется актуальность темы бакалаврской работы (БР), формулируется цель, детализируются и конкретизируются задачи и методы, новизна будущей темы для успешного написания БР в ее теоретической и практической части. Составляется список использованных источников по теме бакалаврской работы. Для выполнения задания, предполагается работа в библиотеке с каталогами и с интернет ресурсами. Список литературы по теме бакалаврской работы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа. Список включает не менее 55–60 источников. 48 ч. Печатный вариант
  Камеральный этап (обработка данных, написание отчета) Этап предусматривает оформление отчёта по итогам производственной (преддипломной) практики. При оформлении отчёта по каждому этапу работы, помимо краткой характеристики того, что и сделано и что при этом получено, используются наглядные формы представления материала, такие как схемы, таблицы, диаграммы, графики, рисунки. Подготовка презентации для выступления на предстоящей защите бакалаврской работе. 8 ч. Отчет
  Общая трудоемкость   108 ч.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.026 с.)