Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сопоставление грамматических форм слов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Методические указания. К работе по сопоставлению различных слов рекомендуется приступать в том случае, если в активном словарном запасе детей имеется достаточное количество названий предметов (не менее 100-150 существительных) и названий действий (не менее 20-40 глаголов). Весь речевой материал логопед подбирает с учетом возможностей каждого ребенка. В итоге проделанной работы дети должны научиться изменять существительные, используя окончания единственного (-у, -а, -е(-и), -ом, -ой) и множественного числа (-ы(-и), -ов, -ах, -ами), а также иметь следующий запас глагольных форм: 1) повелительное наклонение 2-го лица единственного числа; 2) инфинитив; 3) изъявительное наклонение настоящего времени (3, 1, 2-е лицо единственное число; 3, 1-е лицо множественное число); 4) прошедшее время 3-го лица единственного и множественного числа. (На данном этапе обучения совершающиеся действия не сопоставляются во времени.) При подборе глаголов нужно учитывать чередования в основах. Если чередование стойко не усваивается, следует взять в работу только формы, доступные для усвоения.
Задание 15. Предложить детям подобрать к картинке, изображающей один предмет, картинку с изображением нескольких таких же предметов, после чего правильно назвать пары отобранных картинок и сказать, чем они отличаются. Например: шар — шары мяч — мячи муха — мухи
Задание 16. Предложить детям назвать картинки и сказать, чем они отличаются: дом — домик мяч — мячик шар — шарик кот — котик еж — ежик слон — слоник ягода — ягодка лопата — лопатка стол — столик стул — стульчик нос — носик — носище рот — ротик — ротище глаз — глаза — глазищи — глазки рука — руки — ручищи — ручки нога — ноги — ножки — ножищи
Задание 17. Провести занятие на сопоставление сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов: а) 2-е лицо единственного числа повелительного наклонения; б) 3-е лицо единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения; в) 1-е лицо единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения:
лежи — лежит — лежу сиди — сидит — сижу пиши — пишет — пишу неси — несет — несу дыши — дышит — дышу пей — пьет — пью лей — льет — лью лепи — лепит — леплю иди — идет — иду беги — бежит — бегу спи — спит — сплю шей —шьет — шью читай — читает — читаю рисуй — рисует — рисую бей — бьет — бью мой — моет — мою Задание 18. Научить детей изменять формы глаголов, используя сюжетные картинки с конкретным изображением действий. Игровой прием: "Догадайся, что сказала мама дочке и что та ответила": На сюжетной картинке: Девочка сидит. Девочка ест. Девочка спит. Девочка пьет. Девочка идет. Девочка стоит. Что сказала мама дочке: Сядь. Ешь. Спи. Пей. Иди. Стой Ответ девочки: Я сижу. Я ем. Я сплю. Я пью. Я иду. Я стою.
Задание 19. Научить детей одни и те же предложения употреблять в утвердительной и отрицательной форме. Я пойду гулять. — Я не пойду гулять. Он поедет на машине. — Он не поедет на машине. Дети пойдут в лес за грибами. — Дети не пойдут в лес за грибами. Замечание к проведению задания. Это задание лучше проводить в форме вопросов к детям. Один ребенок должен ответить на вопрос утвердительно, а другой отвечает на этот же вопрос отрицательно. — Петя, ты хочешь пить? — Да, хочу. — А ты, Вова, хочешь пить? — Нет, не хочу.
Задание 20. Научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица един-стенного числа этих же глаголов. Вова идет. — Я иду. Таня читает. — Я читаю. Нина шьет. — Я шью. Катя бежит. — Я бегу. Таня пьет. — Я пью. Толя рисует. — Я рисую. Вова льет. — Я лью. Оля ест. — Я ем. Катя спит. — Я сплю.
Задание 21, Научить детей одни и те же глаголы настоящего времени единственного числа употреблять в 1-м лице множественного числа (можно без местоимений). Я пью. — Я гуляю. — Мы пьем. Мы гуляем.
Задание 22. Научить детей видоизменять глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени в инфинитив с помощью вопроса что делать! Предлагаемый лексический материал Дети собирают грибы. И нам надо (что делать?)... (собирать грибы). Мальчик копает песок, и нам надо... (копать песок). Мальчик убирает комнату, и нам надо... (убирать комнату). Девочка моет руки, и нам надо... (мыть руки). Мальчик пьет чай, и нам надо... (пить чай). Ната шьет платье, и нам надо... (шить платье). Вова идет в школу, и нам надо... (идти в школу).
Задание 23. Сопоставить глаголы единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м1. Я пью. — Ты пьешь —Он пьет. Я ем. — Ты ешь. —Он ест. Я иду. — Ты идешь. —Он идет. Я несу. — Ты несешь. —Он несет. Я стою. — Ты стоишь. —Он стоит. Я сплю. — Ты спишь. —Он спит. Я иду гулять. — Ты идешь гулять. — Он идет гулять. Я мою руки. — Ты моешь руки. — Он моет руки. Я строю дом из кубиков. —Ты строишь дом из кубиков. —Он строит дом из кубиков.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Методические указания. Усложняя работу над слоговой структурой слов (см. третий этап обучения), логопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. При делении слов на слоги мы рекомендуем иметь в виду, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: мыш-ка (а не мы-шка), стир-ка (а не сти-рка). Артикуляционные упражнения предлагается заменить упражнениями в проговаривании стечений согласных звуков, но в эти упражнения включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить. Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся в слова, которые обязательно проговариваются детьми по слогам. Если задание недоступно, перенести его на следующие этапы обучения. Возможно, что у многих детей будут стойкие замены мягких согласных звуков на твердые, а и на л'. В этом случае предлагается провести работу по исправлению недостатков смягчения согласных звуков и йотации. Исправление этого дефекта может оказаться весьма трудоемким.
Задание 24. Выполнить упражнения на четкое проговаривание стечений согласных звуков и подобрать с этими звуками слова: Слова: много, два, твоя, помни, кнопка, кнуты, книги, покупка, лампа, хвалить, хмурый. Фрагмент одного занятия Если ребенку по подражанию трудно произнести слог со стечением согласных, то логопед предлагает повторить за ним слоги, но таким образом, чтобы между двумя согласными находился гласный звук а, например: ма-на, ма-но или да-ва, да-ву. Затем два разных слога как бы сдвигаются, и между согласными звуками произносится не гласный звук полного образования, а редуцированный твердый гласный, нечто среднее между а и ы, например: мъна, мъно, мъну или дъва, дъво, дъву. Наконец редуцированный гласный совсем опускается, и стечения согласных произносятся без него: мна, мно, мну, два, два, дву и т.д. После того как стечения согласных отработаны, с ними даются слова, которые обязательно проговариваются ребенком по слогам (простукиваются).
Задание 25. Если дети владеют произношением мягкого звука л', то дать его в стечениях: пля для кля мля вля тля Слова: блины, плита, пляши, клюв, длинный, клин, земля, плющ.
Задание 26. Если дети владеют приближенным звуком с, то провести упражнения с этим звуком со стечением согласных: ске ски сме сми сне сни спе спи све сви еле ели сте ста Задание 27. Если имеется твердый звук с, можно дать следующие сочетания: сма сна спа ска ста
Задание 28. Закрепить правильное произношение звуков ы, л', и и мягких согласных. После того как отдифференцированы в слогах и некоторых словах мягкие согласные п, б, м, ф, в, т, д, н перед гласными непереднего ряда а, о, у от соответствующих твердых звуков, поставлен и закреплен звук и (йот), мы переходим к широкому накоплению правильно произносимых слов и предложений, в которых будут идти непрерывные чередования мягких и твердых звуков. Однако на первых порах рекомендуем из речевого материала исключить отсутствующие в речи ребенка звуки, а также группы согласных, которые недоступны для произношения.
Примерный лексический материал Глаголы: упали, купали, идем, даем, пьем, льем, поет, пели, поливали, катали, катает.
Предложения Дина и Надя ели дыню. Дима, на дыню. Дима, уйди. Мы идем, мы поем. Мы гуляем, мы летаем. У Дины винт. У Нади ноты. Коля пилит липу. Мама и Надя пекли блины (ели блины, малину). Коля и Петя пили воду. Надя и Петя мыли боты.
Коля и Толя упа-ли. Коля и Оля гуля-ли. Дети воду пи-ли. Дети малину е-ли. Оля и Валя мы-ли ноги. Оля и Валя наде-ли боты.
Дети спа-ли. Дети сиде-ли. Дети пе-ли. Дети обеда-ли. Дети пе-ли. Оля и Валя купа-ли Лялю.
Оля и Коля бега-ли в поле. Дима и Тина пили-ли липу. Коля и Лена пилят полено. Летом дети много гуляют и поют. Тема идет домой. Тема дома. Мне пять лет. У меня пять котят.
Рассказ оля и Оля бегали в поле. Надя и Петя гуляли на поляне. На поляне были опята, но дети их не видели. На поляне были и ягоды. Потом дети ели ягоды.
ДВУСТИШЬЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ Методические указания. Как правило, дети с общим недоразвитием речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать стихи не более чем в две строки. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные или несложные сюжетные картинки. Логопед на свое усмотрение подбирает тексты, а также картинки к предлагаемым двустишиям. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы. Например, по сюжетной картинке с двустишием "Укусила кису муха, и болит у кисы ухо" можно спросить: "Кого укусила муха? Кто укусил кису? Покажи, куда муха укусила кису".
Примерный лексический материал
Би-би-би, — гудит машина, — Не поеду без бензина.
Это миска. В миске Молоко для киски.
Это самолет. В нем летит пилот.
Это ложка. Ложкой Буду есть окрошку.
Зайка маме говорит: "Хвостик у меня болит".
Кукла-кукла, бай-бай, Спи спокойно, засыпай.
Укусила кису муха, И болит у кисы ухо.
Мяу-мяу, — кот пищит, У меня живот болит.
Сидит на окошке Маленькая кошка.
На суку сидит сова, Видно, строгая она.
Мама в комнату вошла И пирог нам принесла.
Я сломала зайке ножку — И поплакала немножко.
Зайка под кустом сидит И ушами шевелит.
На кусте сидит галчонок, Под кустом сидит зайчонок.
Кошка с котенком, Курочка с цыпленком.
Мышка с мышонком Водят хоровод.
МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ С.И.Казанин
Методические указания. Если дети научились отвечать на вопросы, составлять предложения по демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам, а также выучили несколько двустиший, предлагается начать их обучать элементам пересказа. В результате такого обучения дети должны научиться передавать содержание маленьких рассказов несколькими предложениями (2-4). Однако на этом этапе обучение связной речи не выделяется в самостоятельную задачу вследствие скудного словарного запаса и несформированности грамматического строя речи. Предлагаемые маленькие рассказы, а также упражнения к ним помогут ребенку овладеть необходимым для него минимумом речевых средств. Логопед читает 2-3 раза (или.рассказывает своими словами) маленький рассказ, иногда демонстрируя действующих лиц или предметы, выступающие в рассказе, рисунком, изображениями предметов на фланелеграфе. Затем логопед задает вопросы и приводит несколько упражнений, данных к тексту. Задания выбираются в соответствии с речевыми возможностями каждого ребенка. Все тексты могут переделываться по усмотрению педагога.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.255 (0.008 с.) |