Темы 1. Предмет, задачи и система римского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы 1. Предмет, задачи и система римского права



При изучении предмета и системы римского гражданского права следует уяснить, что лежало в основе деления права на пуб­личное и частное; составные части гражданского (частного) права; его основные институты.

Для полной характеристики римского гражданского права не­обходимо выяснить периоды его истории, сравнить развитие права с развитием римской государственности и охарактеризо­вать право применительно к каждому историческому периоду.

Особое внимание следует обратить на роль римского права в истории и его значение для современной юриспруденции. Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правоотношений, четкостью определений и формулировок, хорошей юридической техникой. Эти особенности римского права способствовали его рецепции, благодаря которой оно пропитало собой все последующие кодификации гражданского права.

 

Тема 2. Источники римского права

Прежде всего следует отметить, что выражение «источник права» употребляется в различных смыслах: а) как источник содержания правовых норм; б) как способ (форма) образования норм права; в) как источник познания права. При освещении источников гражданского права недостаточно дать характеристику изучаемым источникам. Важно объяснить, какие изменения в источниках происходили по мере развития го­сударства и почему.

Особо следует остановиться на кодификации римского права. Необходимо выявить причины кодификации и определить ее основные этапы.

 

Тема3. Римский гражданский процесс

Изучение данной темы не представляет особых сложностей. Ис­пользуя учебную литературу и информационный материал, сту­денты должны обратить внимание на выяснение сущности и ос­новных различий между тремя формами судебного процесса: легисакционным, формулярным и экстраординарным. При этом сле­дует уяснить основные изменения, характеризующие динамику раз­вития судебного процесса.

Далее необходимо рассмотреть понятие иска, виды исков, их сущностную, характеристику, а также особые средства преторской защиты. Вопрос, связанный с изучением исковой давности, пред­полагает определение понятия исковой давности, начала течения срока исковой давности, приостановления и прерывания этого срока.

 

Тема 4. Субъекты римского частного права

Изучая понятия «лица» (существа, способного иметь права) и правоспособности (способности лица быть носителем прав), сту­денты должны уяснить, что правоспособность в древнем Риме признавалась не за всеми членами общества. Были лица, обладавшие полной право­способностью, и ограниченно правоспособные. Всё зависело от из­менений в одном из трёх статусов (свободы, гражданства, семей­ного состояния), из которых складывалась полная правоспособ­ность.

При изучении правового положения римских граждан необхо­димо обратить внимание на то, что правовое положение граждан характеризовалось правоспособностью и дееспособностью (спо­собностью лица приобретать права или совершать действия). Здесь необходимо выяснить содержание правоспособности и ограничения дееспособности римских граждан. Надлежит также рас­смотреть правовое положение латинов, перегринов, рабов, воль­ноотпущенников и колонов.

Следует иметь в виду, что хотя понятие юридического лица в Риме не фигурировало, римским правом регламентировались во­просы, связанные с возникновением и прекращением юридических лиц, правовым положением их имущества и т.д. Эти вопросы должны стать предметом детального рассмотрения.

 

Тема 5. Семейное право

Изучение семейных правоотношений следует начинать с уясне­ния сущности семьи, а также агнатского и когнатского родства. Необходимо также выяснить все вопросы, свя­занные с браком в узком смысле этого слова (понятие и формы брака, способы его заключения и прекращения).

При характеристике личных и имущественных отношений между супругами студенты должны сравнить объём личных и имуще­ственных прав жены при заключении брака с мужской властью и брака с ограниченной властью мужа. Здесь же необходимо выяс­нить, как римское право закрепляло права супругов на такой вид имущества, как приданое и предбрачный дар.

Характеристика отцовской власти предполагает выяснение та­ких вопросов, как возникновение и прекращение отцовской власти и правовое положение детей.

 

Тема 6. Вещное право

 

Начать следует с определения понятия вещи. Затем необходимо обратить особое внимание на классификацию вещей, данную римскими юристами.

Вещные права. Владение. Студенты должны уяс­нить сущность вещных прав и их отличие от обязательственных прав. Следует иметь в виду, что различие между этими правовыми институтами проводилось по объекту права и средствам зашиты этих прав. К вещным правам относятся право владения, право собственности и права на чужие вещи.

Определяя сущность владения, необходимо знать, что для на­личия владения помимо обладания вещью должен присутствовать волевой момент. Отсутствие последнего превращало владельца в держателя. При выяснении видов владения нужно определить не только их сущность, но и юридические последствия, порождаемые добросовестным и недобросовестным владением. Необходимо так­же обратить внимание на то, что для установления владения необ­ходимы, во-первых, воля на владение, и, во-вторых — выражение этой воли вовне путём заключения соответствующего договора.

При изучении защиты владения следует иметь в виду, что для защиты владения необходимо установить два факта: факт владения и факт его нарушения (так называемая поссессорная защита). Затем нужно рассмотреть три вида владельческих ин­тердиктов (средств защиты владения): а) интердикты, направлен­ные на удержание владения; б) интердикты, направленные на возврат утраченного владения; в) интердикты, направленные на установление владения впервые. Здесь же необходимо выяснить назначение и сущ­ность иска с допущением фикции.

Право собственности. При определении права собственности студенты должны обратить внимание на неограниченное и исклю­чительное господство собственника над вещью. Это нашло своё отражение в правомочиях собственника: праве владения, пользо­вания, распоряжения вещью, праве извлекать плоды и защищать собственность от незаконного посягательства.

Рассмотрение видов собственности и утрата собственности не представляет для студентов особых трудностей. Что же касается способов приобретения права собст­венности, то студенты должны: во-первых, выяснить различия между первоначальными и производными приобретениями; во-вторых, раскрыть их сущность.

Выяснение института совместной собственности (сособственности) предполагает уяснение его сущности и прав каждого из сособственников. Необходимо знать, что сособственникам принадлежа­ло долевое право на всю вещь; управление вещью производилось с согласия сособственников; доходы присваивались сособственниками пропорционально их долям; судебное решение по иску о разделе об­щего имущества служило способом установления новых прав.

При рассмотрении вопросов, связанных с защитой права собст­венности, студенты должны уяснить различие между виндикационным и негаторным исками. Первый давался для истребования утраченной вещи, второй – в случае незаконного стеснения собственника при осуществлении им своих прав на вещь. Кроме того, необходимо уяснить различия, объем и пределы ответственности добросовестного и недобросове­стного владельца.

Права на чужие вещи. При характеристике права на чужие вещи студенты должны уяснить, что эти права принадлежали не собственнику, а следовательно, были ограничены.

Выясняя категорию сельских сервитутов, студенты должны иметь в виду, что предиальные (земельные) сервитуты в отличие от личных сервитутов принадлежали лицу как собственнику зе­мельного участка; устанавливались к выгоде определённых земельных участков; носили, как правило, постоянный характер; сводились к ограниченному пользованию чужой вещью. При этом студенты должны знать основные виды сельских и городских сервитутов.

После уяснения предиальных сервитутов необходимо дать ха­рактеристику личным сервитутам (узуфрукту, узусу, праву прожи­вания в чужом доме, праву пользования рабочей силой раба или животного). Здесь же следует изучить вопрос, связанный с возникно­вением и прекращением сервитутов и защитой сервитутного права.

Студенты должны знать понятие таких прав на чужую вещь, как суперфиций и эмфитевзис, их отличие от сервитутов и содер­жание (права сторон).

Изучение залогового права как разновидности права на чу­жую вещь связано с уяснением сущности трёх форм залога (фиду­циарной манципации, ручного заклада, ипотеки) и прав залого­держателя и собственника. При этом студенты должны выявить развитие и совершенствование этого правового института.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.24.147 (0.011 с.)