Ижевский юридическкий институт (филиал) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ижевский юридическкий институт (филиал)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСККИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900.62 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»)

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

РИМСКОЕ ПРАВО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

Ижевск

Автор:

 

Маркин А.Н., кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России

 

Рецензенты:

 

Евсеенко Т.П., доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права ИПСУБ ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Пустовалов А.Р., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России

 

 

Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Учебно-методический комплекс содержит цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП ВПО, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, методические рекомендации преподавателю, методические указания студенту, тематические планы к действующим учебным планом по всем формам обучения, содержание дисциплины, планы практических занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, темы курсовых работ, вопросы к зачету (экзамену), вопросы для самостоятельной работы, тестовые задания.

Учебно-методический комплекс рассчитан на студентов очной и заочной форм обучения.

 

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой государственно-правовых дисциплин (протокол №3 от 25.03.2011) и рекомендован Учебно-методическим советом Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России для студентов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

©Ижевский юридический институт (филиал) РПА Минюста России, 2011.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Римского права» знакомит с историей развития и основными составляющими правовой системы, которая регулировала отношение между частными лицами в пределах Римского государства. Эта правовая система через посредство средневековых юристов легла в основание континентальной (романо-германской) правовой семьи и современного международного права. Теоретическая и практическая деятельность римских юристов оказала заметное влияние на последующее развитие правовой мысли. Почти вся юридическая терминология – латинского происхождения. Хотя современная юриспруденция призвана решать другие задачи, обусловленные современной правовой ситуацией, многие методологические положения, термины и институты, разработанные римскими и средневековыми юристами не утратили и ныне своего значения. Изучение римского права важно для развития методологической базы профессионального юридического образования, становления юридического языка и мышления. Римское частное право – это основа цивилистики, которая по праву считается фундаментом юридического образования. По этой причине курс римского права имеет своей целью не только ознакомление студентов с правовой системой древнего Рима в ее историческом развитии, но и призван подготовить их к более фундаментальному освоению современного гражданского права. Курс ориентирован также на расширение юридического и политического кругозора студентов, повышение их правовой культуры, на развитие навыков аргументации. Изучение римского права позволяет студентам в процессе обучения более успешно овладевать другими дисциплинами гражданско-правового цикла, способствует более глубокому познанию, осмыслению и овладению основами юридической техники.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление:

- о роли римского права в истории и его значении для современной юриспруденции;

- о месте дисциплины в системе юридических наук;

- о предмете и методе римского гражданского права и его задачах

- о правовой системе, сложившейся в древнем Риме.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Дисциплина «Римское право» представляет собой дисциплину вариативной части дисциплин профессионального цикла (Б.3.) по направлению подготовки Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). Дисциплина базируется на курсах базовой части профессионального цикла теории государства и права и истории государства и права зарубежных стран.

 

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе освоения данной дисциплины бакалавр формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); - владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1. Бакалавр должен знать:

- основные принципы, категории и понятия римского права;

- основные институты римского права;

- содержание основных разделов римского права;

- процесс становления и эволюции римского права.

 

2. Бакалавр должен уметь:

- использовать знание основных институтов римского права при изучении общей теории права, основных отраслей современного российского права и сравнительного правоведения.

3. Бакалавр должен владеть:

- римской юридической терминологией и понятиями основных правовых институтов римского права, что существенно расширяет кругозор юриста и закладывает базу для творческого отношения к юридическим конструкциям в практической работе.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Содержание и структура учебной дисциплины определяются с учетом места и роли римского права в истории права, в становлении и развитии гражданского, семейного и гражданско-процессуального законодательства современной России. В структуру курса входят: источники, учение об исках, учение о лицах, семейное право, вещное право, обязательственное право и наследственное право.

Основными видами учебной работы являются лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.

Требуемые знания и умения по курсу «Римское право» студенты приобретают в ходе сознательного и активного изучения правового материала не только на лекциях, но и в ходе самостоятельной работы. Самостоятельная работа служит целям закрепления и углубления знаний, полученных на лекционных занятиях, активного поиска новых знаний и подготовки к экзамену.

Методические рекомендации призваны помочь студентам в качественном усвоении учебного материала и организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа должна начинаться с изучения обяза­тельной литературы.

Работа с источником требует умения и навыка. Прочитав учеб­ный материал первый раз, следует уяснить его в целом. Второе чтение позволит сосредоточить внимание на главном, существен­ном. Может возникнуть потребность в прочтении вопроса или ка­кой-то части материала в третий раз. При изучении темы реко­мендуется работать с карандашом, делая соответствующие помет­ки в источнике.

Усвоив основные положения в ходе изучения того или иного источника, необходимо дополнить конспект лекции материалом, почерпнутым из рекомендованной литературы. Некоторые студенты предпочитают изучать правовые проблемы, опираясь лишь на конспект лекции, не обращаясь к рекомендованной лите­ратуре. Такой путь в корне неверен, ибо он не дает возможности увидеть проблему в целом и глубоко ее изучить.

Следует иметь в виду, что отработка вопросов темы должна увязываться с программой. Учебная программа – это канва, ко­торая позволяет увидеть сущность и отличительные черты право­вого института, помогает выявить логические связи изучаемого материала. В доработанном конспекте должны найти отражение все вопросы программы, в том числе не вошедшие в лекцию.

Для более глубокого и всестороннего изучения темы следует обращаться к дополнительной литературе. Положительный эф­фект и глубокие знания дает также изучение правовых документов, дошедших до нас. Так, при рассмотрении различных видов исков следует обратиться к Институциям Гая, а при изучении отдельных видов контрактов рекомендуется рас­смотреть соответствующий правовой материал, содержащийся в Дигестах Юс­тиниана.

Кроме рекомендаций общего характера при изучении отдель­ных тем курса следует руководствоваться конкретными рекомен­дациями, которые излагаются ниже.

Изучение римского права может быть успешным лишь при условии напряженной систематической работы студента. Трудности усвоения учебного курса определяются не только сложностью самой дисциплины, но и изменением содержания учебной литературы в связи с переизданием трудов дореволюционных российских ученых и появлением новой зарубежной литературы по римскому праву.

 

 

ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Текущий контроль осуществляется в течение семестра в виде небольших письменных работ, а также устных опросов по пройденному материалу.

Итоговый контроль проводится в конце семестра и состоит из письменного теста и устного экзамена.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

 

 

Очная форма обучения

(4 года)

  Название темы   Количество часов
Всего Лекции Практи-ческие занятия Само-стоятельная работа
Тема 1. Предмет, задачи и система римского права       -  
Тема 2. Источники римского права        
Тема 3. Римский гражданский процесс        
Тема 4. Субъекты римского права        
Тема 5. Семейное право        
Тема 6. Вещное право        
Тема 7. Обязательственное право        
Тема 8. Отдельные виды обязательств        
Тема 9. Наследственное право        
Экзамен, 1 семестр        
Итого:        

 

Заочная форма обучения

для лиц со средним (полным) общим образованием (4 года)

  Название темы   Количество часов
Всего Лекции Практи-ческие занятия Само-стоятельная работа
Тема 1. Предмет, задачи и система римского права       -  
Тема 2. Источники римского права     -  
Тема 3. Римский гражданский процесс   - -  
Тема 4. Субъекты римского права   -    
Тема 5. Семейное право     -  
Тема 6. Вещное право     -  
Тема 7. Обязательственное право   -    
Тема 8. Отдельные виды обязательств   -    
Тема 9. Наследственное право   - -  
Экзамен, 1 семестр        
Итого:        

 

Заочная форма обучения

для лиц со средним профессиональным образованием (3 года)

  Название темы   Количество часов
Всего Лекции Практические занятия Само-стоятельная работа
Тема 1. Предмет, задачи и система римского права       -  
Тема 2. Источники римского права     -  
Тема 3. Римский гражданский процесс   - -  
Тема 4. Субъекты римского права   -    
Тема 5. Семейное право     -  
Тема 6. Вещное право     -  
Тема 7. Обязательственное право   -    
Тема 8. Отдельные виды обязательств   -    
Тема 9. Наследственное право   - -  
Экзамен, 1 семестр        
Итого:        

 

 

Заочная форма обучения

для лиц с высшим профессиональным образованием (3 года)

  Название темы   Количество часов
Всего Лекции Практические занятия Само-стоятельная работа
Тема 1. Предмет, задачи и система римского права       -  
Тема 2. Источники римского права     -  
Тема 3. Римский гражданский процесс   - -  
Тема 4. Субъекты римского права   -    
Тема 5. Семейное право     -  
Тема 6. Вещное право     -  
Тема 7. Обязательственное право   -    
Тема 8. Отдельные виды обязательств   -    
Тема 9. Наследственное право   - -  
Экзамен, 2 семестр        
Итого:        

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Тема 5. Семейное право

 

Древнеримская семья. Эволюция семейных отношений. Агнатское и когнатское родство. Понятие брака. Условия вступления в брак. Формы брака: matrimonium cum manu и matrimonium sine manu. Личные и имущественные отношения между супругами в зависимости от формы брака. Приданое и его правовой режим. Прекращение брака.

Семейное состояние. Отцовская власть. Установление и прекращение отцовской власти. Пекулий и его виды. Эманципация.

Опека и попечительство.

 

Тема 6. Вещное право

 

Сущность вещных прав и их отличие от прав обязательственных. Понятие вещи. Классификация вещей.

Понятие владение. Субъективный и объективный элементы владения. Виды владения. Приобретение и прекращение владения. Защита владения. Владельческие интердикты.

Понятие и содержание права собственности. Ограничение права собственности. Виды собственности. Способы приобретения права собственности. Утрата права собственности. Право общей собственности. Защита права собственности. Виндикационный и негаторный иски.

Понятие и виды прав на чужие вещи. Сервитуты: земельные и личные. Возникновение и прекращение сервитутов. Защита сервитутов. Эмфитевсис и суперфиций. Залоговое право.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Тема 5. Семейное право

Изучение семейных правоотношений следует начинать с уясне­ния сущности семьи, а также агнатского и когнатского родства. Необходимо также выяснить все вопросы, свя­занные с браком в узком смысле этого слова (понятие и формы брака, способы его заключения и прекращения).

При характеристике личных и имущественных отношений между супругами студенты должны сравнить объём личных и имуще­ственных прав жены при заключении брака с мужской властью и брака с ограниченной властью мужа. Здесь же необходимо выяс­нить, как римское право закрепляло права супругов на такой вид имущества, как приданое и предбрачный дар.

Характеристика отцовской власти предполагает выяснение та­ких вопросов, как возникновение и прекращение отцовской власти и правовое положение детей.

 

Тема 6. Вещное право

 

Начать следует с определения понятия вещи. Затем необходимо обратить особое внимание на классификацию вещей, данную римскими юристами.

Вещные права. Владение. Студенты должны уяс­нить сущность вещных прав и их отличие от обязательственных прав. Следует иметь в виду, что различие между этими правовыми институтами проводилось по объекту права и средствам зашиты этих прав. К вещным правам относятся право владения, право собственности и права на чужие вещи.

Определяя сущность владения, необходимо знать, что для на­личия владения помимо обладания вещью должен присутствовать волевой момент. Отсутствие последнего превращало владельца в держателя. При выяснении видов владения нужно определить не только их сущность, но и юридические последствия, порождаемые добросовестным и недобросовестным владением. Необходимо так­же обратить внимание на то, что для установления владения необ­ходимы, во-первых, воля на владение, и, во-вторых — выражение этой воли вовне путём заключения соответствующего договора.

При изучении защиты владения следует иметь в виду, что для защиты владения необходимо установить два факта: факт владения и факт его нарушения (так называемая поссессорная защита). Затем нужно рассмотреть три вида владельческих ин­тердиктов (средств защиты владения): а) интердикты, направлен­ные на удержание владения; б) интердикты, направленные на возврат утраченного владения; в) интердикты, направленные на установление владения впервые. Здесь же необходимо выяснить назначение и сущ­ность иска с допущением фикции.

Право собственности. При определении права собственности студенты должны обратить внимание на неограниченное и исклю­чительное господство собственника над вещью. Это нашло своё отражение в правомочиях собственника: праве владения, пользо­вания, распоряжения вещью, праве извлекать плоды и защищать собственность от незаконного посягательства.

Рассмотрение видов собственности и утрата собственности не представляет для студентов особых трудностей. Что же касается способов приобретения права собст­венности, то студенты должны: во-первых, выяснить различия между первоначальными и производными приобретениями; во-вторых, раскрыть их сущность.

Выяснение института совместной собственности (сособственности) предполагает уяснение его сущности и прав каждого из сособственников. Необходимо знать, что сособственникам принадлежа­ло долевое право на всю вещь; управление вещью производилось с согласия сособственников; доходы присваивались сособственниками пропорционально их долям; судебное решение по иску о разделе об­щего имущества служило способом установления новых прав.

При рассмотрении вопросов, связанных с защитой права собст­венности, студенты должны уяснить различие между виндикационным и негаторным исками. Первый давался для истребования утраченной вещи, второй – в случае незаконного стеснения собственника при осуществлении им своих прав на вещь. Кроме того, необходимо уяснить различия, объем и пределы ответственности добросовестного и недобросове­стного владельца.

Права на чужие вещи. При характеристике права на чужие вещи студенты должны уяснить, что эти права принадлежали не собственнику, а следовательно, были ограничены.

Выясняя категорию сельских сервитутов, студенты должны иметь в виду, что предиальные (земельные) сервитуты в отличие от личных сервитутов принадлежали лицу как собственнику зе­мельного участка; устанавливались к выгоде определённых земельных участков; носили, как правило, постоянный характер; сводились к ограниченному пользованию чужой вещью. При этом студенты должны знать основные виды сельских и городских сервитутов.

После уяснения предиальных сервитутов необходимо дать ха­рактеристику личным сервитутам (узуфрукту, узусу, праву прожи­вания в чужом доме, праву пользования рабочей силой раба или животного). Здесь же следует изучить вопрос, связанный с возникно­вением и прекращением сервитутов и защитой сервитутного права.

Студенты должны знать понятие таких прав на чужую вещь, как суперфиций и эмфитевзис, их отличие от сервитутов и содер­жание (права сторон).

Изучение залогового права как разновидности права на чу­жую вещь связано с уяснением сущности трёх форм залога (фиду­циарной манципации, ручного заклада, ипотеки) и прав залого­держателя и собственника. При этом студенты должны выявить развитие и совершенствование этого правового института.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Литература

 

Боброва Н.Е., Хорошилов А.Н. История источников римского права. – М., 1999.

Законы таблиц / Перевод Л.Л. Кофанова. – М., 1996.

Кипп Т. История источников римского права. – СПб., 1908.

Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии IV–VIII вв. – М., 1979.

Никольский Б.В. Система и текст XII таблиц. Исследование по истории римского права. – СПб., 1897.

Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. – М., 1956.

Томсинов В.А. Юриспруденция в Древнем Риме: классический период // Вестник МГУ. Сер. 11. История права. – № 1 (1995), № 2 (1995).

 

 

Литература

 

Загурский Л. К учению об юридических лицах. – М., 1877.

Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. – М., 1956.

Суворов Н.С. О юридическом лице по римскому праву. – М., 2000.

 

 

Занятие 3. Семейное право

 

1. Римская семья: общая характеристика.

2. Виды родства в древнем Риме.

3. Понятие и формы брака. Условия вступления в брак.

4. Способы заключения брака.

5. Прекращение брака.

6. Личные и имущественные отношения между супругами.

7. Отцовская власть в римском праве.

8. Опека и попечительство.

 

Литература

 

Загурский Л. Брак и конкубинат у римлян. – Харьков, 1883.

Загурский Л. Учение об отцовской власти по римскому праву. – Харьков, 1885.

Казанцев Л. О разводе по римскому праву в связи с историческими формами римского брака. – Киев, 1892.

Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. – М., 1994.

Хвостов В.М. Система римского права. – М., 1996.

 

 

Занятие 4. Вещное право

 

1. Понятие и классификация вещей.

2. Понятие владения и его виды.

3. Понятие права собственности и его содержание.

4. Виды собственности.

5. Способы приобретения права собственности.

6. Защита права собственности.

7. Сервитуты и их виды.

8. Эмфитевсис и суперфиций.

9. Понятие залога и его формы.

 

Литература

 

Дождев Д.В. Основные формы защиты владения в римском праве. – М., 1996.

Зелер В. Учение о праве общей собственности по римскому праву. – Харьков, 1895.

Савельев В.А. Юридическая концепция собственности в Древнем Риме и современность // Советское государство и право. – 1990. – № 8.

Хвостов В.М. Система римского права. – М., 1996.

Юшкевич В.А. О приобретении владения по римскому праву. – М., 1908.

 

 

Литература

 

Гусаков А. Деликты и договоры как источники обязательств в системе цивильного права древнего Рима. – М., 1896.

Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме: долговой вопрос (VI–IV вв.). – М., 1994.

Савиньи К.Ф. Обязательственное право. – М., 1976.

Соколовский П.Е. Договор товарищества по римскому праву. – М., 1893.

 

 

Литература

 

Гусаков А. Деликты и договоры как источники обязательств в системе цивильного права древнего Рима. – М., 1896.

Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме: долговой вопрос (VI–IV вв.). – М., 1994.

Савиньи К.Ф. Обязательственное право. – М., 1976.

Соколовский П.Е. Договор товарищества по римскому праву. – М., 1893.

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Тема: «Договорные обязательства в римском частном праве»

Цель игры: закрепление теоретических знаний по основам римского частного права и формирование профессиональных навыков участия в решении спора о нарушении договорных обязательств.

Время проведения: 2 часа.

Участники: претор, судья, истец, ответчик, свидетели, юрист-консультант.

 

Порядок проведения

Группа разбивается на 6 подгрупп, соответствующих игровым ролям.

Рассмотрение дела совершается в две стадии: in iure и in iudicio.

На первой стадии стороны в свободной форме излагают свои претензии перед претором. На основании этих претензий претор составляет формулу и назначает судью для рассмотрения дела по существу. Составленная формула объявляется присутствующим.

На второй стадии назначенный судья разбирает дело по существу. Рассмотрение дела начинается с устного изложения истцом и ответчиком своих объяснений по делу, затем заслушиваются показания свидетелей, изучаются другие доказательства по делу. Судья выслушивает всех участников процесса, подготавливает мотивированное заключение, на основании которого принимает решение по делу, и оглашает принятое судебное решение.

В заключении подводятся итоги игры.

Ситуация для обсуждения

Престарелый Аппий Агерий 3 мая 326 г н.э. в присутствии 5 свидетелей заключил с Луцием Флавием договор купли-продажи дома с условием пожизненного содержания. В соответствии с договором к Луцию переходил по праву собственности этот жилой дом. Луций также обязался предоставить Аппию в пожизненное пользование комнату в доме, осуществлять за ним уход и обеспечивать питание наравне с членами своей семьи. Спустя год Луций решил продать дом своему другу Титу Сею, о чем сообщил Аппию, потребовал расторжения договора и выселил последнего из дома.

Аппий Агерий не дал согласия на расторжение договора и заявил, что намеревается передать право на комнату своему внуку марку Юнию.

Стороны к согласию не пришли, и Аппий Агерий решил начать процесс против Луция Флавия.

Как решится данное дело в суде?

Литература

 

Дигесты Юстиниана / Под ред. И.С. Перетерского. – М., 1984.

Институции Юстиниана / Пер. с лат. Д.Расснера. – М., 1998.

Дождев Д.В. Практический курс римского права. Часть I: Учебно-практическое пособие. – М., 2000.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1 / Под ред. К.И.Батыра и Е.В. Поликарповой. – М., 1996.

Дождев Д.В. Римское частное право. – М.: Норма, 2004.

Кудинов О.А. Римское право: Практикум. – М., 2006.

Новицкий И.Б. Римское право. – М.: Зерцало–М, 2008.

Омельченко О.А. Римское право. – М.: ЭКСМО, 2008.

Покровский И.А. История римского права. – Минск, 2002.

Рассолов М.М. Римское право. – М.: Юнити–Дана, 2009.

 

 

Литература

 

Дождев Д.В. Римское частное право. – М.: Норма, 2004.

Новицкий И.Б. Римское право. – М.: Зерцало–М, 2008.

Омельченко О.А. Римское право. – М.: ЭКСМО, 2008.

Рассолов М.М. Римское право. – М.: Юнити–Дана, 2009.

Боголепов Н.П. Формальные ограничения свободы завещаний в римской классической юриспруденции. – М., 1981.

Борисевич М.М. Римское гражданское право. – М., 1995.

Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. – М., 1963.

Гедримович П.А. Римское право. – СПб., 1980.

Громаков Б.С. История рабовладельческого государства и права. – М., 1986.

Дождев Д.В. Римское архаическое наследственное право. – М., 1993.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

Практические занятия по «Римскому праву» предназначены для более полного усвоения этого важнейшего и необходимейшего для юриста (в какой - бы сфере он не работал) предмета. В настоящее время наблюдается рост интереса к данному предмету, что проявляется в издании множества новых учебников, учебных пособий, памятников римского права. Студенту-первокурснику часто сложно справиться самостоятельно с таким разнообразным и часто противоречивым материалом, поэтому предлагаемые планы семинарских занятий призваны помочь студенту систематизировать учебный материал.

Подготовку к практическому занятию следует начинать с ознакомления с соответствующим разделом учебника либо лекционного курса (если по данному разделу читалась лекция). При подготовке к семинарскому занятию целесообразно составить краткий план – конспект ответа, для чего следует использовать специальную тетрадь для семинаров. План ответа не должен представлять собой бездумную компиляцию учебной литературы. Лучше, если он будет составлен в виде кратких, легко запоминающихся и легко произносимых тезисов, которыми студент имеет право пользоваться, отвечая на практическом занятии.

Так как большинство тем практических занятий связано с изучением того или иного памятника римского права, те или иные теоретические положения своего ответа целесообразно подкреплять ссылками на соответствующие положения нормативного акта. Например: «В древнейший период римское право закрепляло приниженное, подчиненное положение женщин. В подтверждении этому можно привести следующие статьи Законов XII таблиц…». Далее следует порядковый номер статьи и краткий пересказ ее содержания.

Для того чтобы Ваш ответ на практическом занятии был четким, аргументированным, достойным будущего юриста, следует внимательно изучить текст рекомендованного памятника римского права и отметить в плане – конспекте номера статей и страниц хрестоматии, где эти статьи содержатся. Переписывать текст статей нет необходимости, так как хрестоматия и сборники документов, не только разрешаемая, но и обязательно используемая на практических занятиях литература.

Свой ответ на практических занятиях следует завершать выводом, используя для этого ряд ключевых фраз типа: «Таким образом, рассмотрев семейно-брачные отношения в древнем Риме можно сделать следующие выводы…» и т. д..

Так как курс «Римское право» изобилует терминами, как широко применяемыми современной юридической наукой (эксцепция, ипотека), так и известными узкому кругу рафинированных специалистов (кондемнация, in jure cessio) программа курса снабжена кратким словарем латинских юридических терминов по каждой из изучаемых тем. Следует не только использовать эти термины в своем ответе, но и знать их значение, причем те или иные определения нет необходимости заучивать, лучше, чтобы Вы понимали суть изучаемого явления и давали ему свое личное определение.

При работе с планом практических занятий особое внимание следует обращать на контрольные вопросы, знать не только варианты ответа на них, но и составлять свои собственные, тем самым формируя у себя так необходимый любому юристу-профессионалу навык.

В планах практических занятий содержится список дополнительной литературы, призванной помочь студенту боле полно изучить тот или иной вопрос.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В целях углубленного изучения и лучшего понимания основных принципов и теоретических конструкций римского права студентам предлагается решить ряд казусов. Решение каждой задачи должно быть объяснено ссылками на римские юридические источники.

Задача № 1.

Марк Ливий продал дом соседу Гаю Туллию. Условились, что половина платы будет внесена немедленно по заключении сделки, а другая - через две недели, когда новый собственник вступит во владение домом. Спустя неделю после заключения сделки дом сгорел от удара молнии. Туллий потребовал расторжения сделки и возвращения первого взноса, а Ливий - уплаты оставшейся части покупной цены. Каково должно быть решение суда по римскому праву классического периода?


Задача № 2.

Валерия вышла замуж, вступив в брак сине ману. Через некоторое время она узнала, что муж продал ее приданное - земельный участок с домом. Отец Валерии обратился в суд с иском о возврате ей проданного мужем имущества. Каким должно быть решение суда?


Задача № 3.

Луций Ворен попросил у своего богатого соседа Терция Лициния лошадь, чтобы перевезти вещи в соседнее селение. В дороге лошадь задрали волки. Лициний предъявил иск Ворену, требуя возврата точно такой же лошади либо уплаты ее стоимости. Каким должно быть решение суда?


Задача № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.187.36 (0.19 с.)