Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акустико-мнестическая афазия

Поиск

Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности

- расширение рамок слухового восприятия;

- преодоление слабости слухо-речевых следов;

- преодоление трудностей называния.

- организация развернутого высказывания.

 

Семантическая афазия

Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности

- преодоление пространственной апрактогнозии;

- восстановление способности понимания слов с пространст­венным значением;

- конструирование сложноподчиненных предложений;

- восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций;

- работа над развернутым высказыванием.

Программы логопедической работы при дизартрии

В остром периоде инсульта и черепно-мозговой травмы чаще применяется классификация дизартрических расстройств с учетом локализации очага поражения.

 

Бульбарная

- формирование установки на коррекцию произносительной стороны речи;

- преодоление гипотонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

- развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата;

- нормализация речевого дыхания;

- нормализация фонетической окраски звуков;

- восстановление мелодико-интонационной стороны речи;

- развитие контроля над произносительной стороной речи.

 

Псевдобульбарная

- формирование установки на коррекцию произносительной стороны речи;

- преодоление гипертонуса в мимической и артикуляционной

мускулатуре;

- развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата;

- нормализация речевого дыхания;

- нормализация фонетической окраски звуков;

- восстановление мелодико-интонационной стороны речи;

- развитие контроля над произносительной стороной речи.

 

Подкорковая / экстрапирамидная

- формирование установки на коррекцию произносительной стороны речи;

- снижение степени проявления синдрома ригидности в мышцах речевой

моторики;

 

- формирование синхронной деятельности отделов дыхания,

голосообразования, звукопроизношения;

- развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата;

- нормализация речевого дыхания;

- нормализация фонетической окраски звуков;

- восстановление мелодико-интонационной стороны речи;

- развитие контроля над произносительной стороной речи.

Мозжечковая

- формирование установки на коррекцию произносительной стороны речи;

- формирование синхронной деятельности отделов дыхания,

голосообразования, звукопроизношения;

- развитие подвижности мышц речевого аппарата;

- нормализация речевого дыхания;

- нормализация фонетической окраски звуков;

- восстановление мелодико-интонационной стороны речи;

- развитие контроля над произносительной стороной речи.

Основное внимание в логопедической работе по преодолению корковой дизартрии следует уделять устранению симптомов кинетической и кинестетической апраксии.

Ведение пациентов с дисфонией

Расстройства голосообразующей функции могут быть вызваны периферическими парезами и параличами мышц гортани, которые развиваются вследствие нарушения их иннервации при поражениях нижнего гортанного или возвратного нерва. Причины поражения возвратного нерва могут быть, как сосудистого, так и травматического, генеза. Применение логопедом физиологичных методов восстановления голоса дает хорошую результативность.

 

Этапы логопедической работы при дисфонии:

1) формирование установки на коррекцию голосовой функции;

2) коррекция физиологического и фонационного дыхания;

3) тренировки кинестезий и координации голосового аппарата с использованием

фонопедических упражнений;

4) автоматизация правильной фонации при помощи вокальных упражнений

на развитие силы, высоты голоса и улучшения мелодико-интонационной стороны

речи.

Ведение пациентов с дисфагией

Нарушение функционального взаимодействия структур, участвующих в акте глотания, приводит к тому, что пациент перестает полноценно питаться. Дезорганизация сенсомоторного управления процессом глотания обусловливает

появление симптомов нейрогенной дисфагии. Отсутствие или ослабление контроля, слабость лицевых мышц, ограничение движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба приводит к затруднению продвижения пищи и жидкости из ротовой полости к глотке.

В остром периоде основная роль по ведению пациентов с нарушениями глотания отводится логопеду.

Этапы логопедической работы при дисфагии:

1) подбор питания (выбор модификации диеты и степени загущения жидкости)

для обеспечения энергопотребности организма пациента;

2) правильный выбор позиционирования и способа кормления пациента;

3) стимуляция чувствительности слизистых оболочек полости рта;

4) нормализация дыхания и голоса;

5) стимуляция акта глотания;

6) повышение функциональной активности мышц, участвующих в акте

жевания и глотания пищи – жевательных, мимических мышц и мышц языка;

7) санация полости рта;

8) обучение пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними правилам приема

пищи и гигиеническому уходу за полостью рта;

9) планирование и подготовка выписного эпикриза с обязательным включением

рекомендаций по кормлению больного в домашних условиях.

 

 

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Дыхательная речевая гимнастика

Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на восстановление речевого дыхания и координацию функций дыхания и фонации.

Задачи проведения дыхательной гимнастики: дифференциация носового и ротового дыхания; формирование длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса; вырабатывание умения равномерного, ритмичного распределения воздуха в процессе речевой деятельности.

Дыхательные упражнения в остром периоде должны проводиться с учетом тяжести состояния больного и зависят от степени его активности. Применяются пассивные и активные приемы.

Нормализация дыхания в результате выполнения дыхательной гимнастики снижает проявление многих патологических изменений в организме, улучшает функциональную деятельность всех органов и систем, активизирует механизмы саморегуляции и улучшает психоэмоциональное состояние пациентов.

 

Голосовые упражнения

Голосовая гимнастика – комплекс логопедических мероприятий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани для восстановления полноценной голосовой функции.

Задачами проведения голосовой гимнастики являются: активизация голосового аппарата при гипотонусных расстройствах или снятие излишнего напряжения при гипертонусе; восстановление утраченных кинестезий голосоведения, т.е. непосредственно самой фонации.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше, что позволит предупредить фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций у больных.

 

Логопедический массаж

Логопедический массаж – метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышечной, кровеносной и лимфатической системы; оживляет кинестезии; активизирует трофику тканей. Как одна из важных логопедических техник, массаж способствует нормализации мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, что в конечном итоге приводит к улучшению произносительной стороны речи и уменьшению эмоционального напряжения.

Основная цель логопедического массажа – устранение патологической симптоматики в мышечной системе периферического отдела речевого аппарата.

Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются экспрессивные речевые расстройства. Логопедический массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его применение на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия (Дьякова, 2006).

 

Логопедический массаж осуществляется логопедом в области лица, головы, шеи и верхнего плечевого пояса (воротниковой зоны). В силу этого, логопедический массаж

обязательно должен включать все мышцы артикуляционного аппарата (языка, губ, щек, мягкого неба), даже в тех случаях, когда диагностируется поражение мышц лишь на локальном участке.

На основании результатов предварительной диагностики логопед определяет вид массажа, необходимого для данного пациента; составляет комплекс массажных приемов, определяет последовательность массажных движений, методику их проведения и ориентировочную нагрузку.

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа:

· дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;

· точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);

· массаж с применением специальных приспособлений (шпатели, зондозаменители) или зондовый массаж;

· элементы самомассажа.

Выбор последовательности массажных движений и приемов их выполнения в логопедическом массаже определяются состоянием тонуса пораженных мышц. При повышенном тонусе мышц периферического речевого аппарата (гипертонус) используется расслабляющий массаж, который включает следующие приемы классического массажа: легкие поглаживания похлопывания, пощипывания; легкую

вибрацию и точечный расслабляющий массаж. Все движения проводятся по направлению от периферии к центру. При пониженном тонусе мышц периферического речевого аппарата (гипотонус) используется активизирующий массаж, который включает следующие приемы классического массажа: поглаживание в сочетании с приемами растирания и разминания; усиленная вибрация; пощипывания и постукивания, а также точечный активизирующий массаж. Последовательность массажных движений в данном случае рекомендуется иная: от центра к периферии.

 

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие их силы и подвижности.

Задачи артикуляционной гимнастики: выработка тонких дифференцированных

движений органов артикуляции; формирование кинестетической и кинетической основы артикуляционных движений.

Артикуляционная гимнастика проводится в пассивном, пассивно-активном и активном режиме и включают в себя упражнения для мимических мыщц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти.

В результате выполнения артикуляционной гимнастики улучшается функциональная деятельность органов жевания, глотания и звукопроизношения.

 

Функциональные тренировки

Преодоление нарушений неспецифических компонентов высшей психической деятельности, таких как речевая инактивность, аспонтанность, вязкость, инертность и др., снятие симптомов диашиза (охранительного торможения) в остром периоде инсульта и черепно-мозговой травмы является важной частью логопедической работы. В целях уменьшения выраженности персевераций, восстановления оптико-пространственных координаций, укрепления мнестической функции, преодоления расстройств мануального праксиса, повышения общей активности больного и функции

 

произвольного внимания, проводятся функциональные тренировки.

Функциональные тренировки включают в себя различные виды речевой и неречевой деятельности: выполнение графо-моторных упражнений; конструирования; счетных операций; рисования; трактовку пословиц и поговорок; раскладывание серий сюжетных картин; прослушивание текстов; запоминание групп предметных картинок и слов; заучивание стихов и многое др.

Сочетание применения медикаментозной терапии, назначенной врачом, с выполнением специальных упражнений, проводимых логопедом, функционально активизирует сохранные, но временно угнетенные зоны головного мозга и способствует интенсивности протекания нейродинамических процессов.

 

Аппаратные технологии

Применение аппаратных методов лечения в остром периоде инсульта и черепно-мозговой травмы значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы и повышает мотивацию к логопедическим занятиям, укрепляя сотрудничество логопеда и больного. Использование «обходных путей» и специальных средств воздействия при восстановлении речевых нарушений повышает качество оказания логопедической помощи.

Для достижения положительного стойкого результата и сокращения сроков восстановительного периода в логопедической работе применяются

многофункциональные речевые и дыхательные тренажеры, механические вибраторы, нейромышечные электростимуляторы и др.

Воздействие на различные сенсорные каналы больного через зрительные, слуховые и тактильные сигналы стимулирует функции дыхания, глотания, голосообразования, работу мышц речевого аппарата и мимической мускулатуры; восстанавливает темпо-ритмическую просодическую стороны речи; улучшает зрительно-моторную координацию и слуховое восприятие; укрепляет функции внимания и самоконтроля; способствует нормализации кровообращения и улучшению трофики тканей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.161.216 (0.006 с.)