Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970)



Русский немец (поволжский), Вальдемар. Он из крестьянской семьи.

Летом унзжал в родную Пропповку (хутор Пропп). Отец был раскулачен, содержание матери и сестер легло на его плечи. Примкнул к формаоистом. Он работал на кафедре русской и германской литературы ЛГУ. Завкафедрой он не стал, т.к. немец и сфн раскулаченного.

 

Пропп - теоретик. "Морфология [волшебной] сказки", 1928 - Проппу было33. Читал сборник народных сказок Афанасьева. Слово волшебной было выброшено при издании. Эпиграфы к каждой главе из теоритических трудов Гете. Потому что (как объяснял Пропп) Гете был первым, кто попытался связать первым поэзию, ботанику, и науку о костях. Он хотел найти общие законы морфологии пироды.

"Исторические корни волшебной сказки", 1946. Была написала практически одновременной с первой, однако начались гонения формалистов и издать ее удалось только в 1946.

Схема волшебной сказки:отлучка, запрет, нарушеие запрета - беда; разведка врндитнля и выдача ему сведений о герое; подвох и пособничесво; вредительство (или недостача); посредничество; начинающееся противодействие; отправка; даритель - встреча, волшебное средство, реакция героя; пространственное перемещение; борьба, победа; ликвилация недостачи; преследование и спасение; неузнанное прибытие; притязания ложнго героя; трудная задача, решение; узнавание и обличение; наказвние винрвных, свадьба.

 

Порядок действий стабильныйю даже если некотоые действия отсутствуют.

7 героев или 7 функций.

 

Предположение (в основе - юнгеанство) - волшебная связка имеет в своей основе обряд инициации - вхождение мальчика во взрослый мир. Метафорическое путешествие в мир мертвых, встреча там с тенями предков, ситуация инобытия, откуда ты возвращаешься с опытом другой жизни, Жтот ритуал воспризволит всякая волшебная сказка.

Всегда - недостача (в ритуале - недостача прав на участие во взрослом мире), герой отправляется на поиски и встречает того, кто проводит обряд инициации.

Персонаж, с которым мальчик встречается либо однополый либо двуполый. Носитель сакрального знания - двупол. Это существо высшей природы. Иногда это просто мертвец (в русскоц культурн - баба яга). Волшебный педмет - это то, что поможет мальчику оттуда вернуться. Вернувшись, мальчик вступает во взрослый мир - результат - свадьба. Юнг - в коллективном бессознательном сцществует память инициалтзации. Ритцал был отчеканин в культурную форму - сказка, не обязательно погружаться в транс, как считал юнг, достаточно рассказывать сказки - эти знания передаются. В определенный период место сказки занял приклбченческий роман, например "Три мушкетера".

Мифологическая школа

Братья Гримм собирали немецкие народные сзазки - они кровавые и жестокие.

Европейские ученые начали собирать фольклор вторая половина 18 века. Финско-американская школа разбила сказки на отдельные мотивы.

 

Бродячий сюжет - перехрдит из культуры в культуру.

Пропп совпал с Леви Строссом, совпал с появлением структурализма. Полемка Леви Стросса с Проппом, нсмотря на то, что они ращных поколений и разных школ. Критическая статья Леви Стросса к ищданию волшебной сказки, а к статье - ответ Проппа.

Пропп входит в мировой структурализм полноправным участником.

Дж. Кавелти. Формула литературы.

Формула литературы - представляет собой структуру поыествовательных или драматических конвенций, испольщоыанных в очень большом числе призведений.

Аристотель, Юнг, Пропп, пособия для писателей самоучек.

 

Джон Кавелти Изучение литературных формул, НЛО, 1996, 22 стр 33-64

Реферат всей монографии в книге: Проблемы социологии литературы за рубежом, 1983, 165-184

Cawelti J.G. Adventure, mystery and romance: Formula stories as art and popular culture, 1976

Литературные формулы бывают двух видов.

- стереотип (рыжие вспыльчивые ирландцы, вспыльчивые детективы, целомудренные блондинки, страстные брюнетки до 20 века).

- тип сюжета (приключеия, любовная история, тайна, милодрама, чуждые существа и состояния).

 

Детектив придумал По ("Убийтсов на улице Мра") в 1840-м году, а стал он формцльным жанром только в начале 20 века.

Социология литературы

- рождается в начале 20 века из рассмотрения проблемы взаимоотношений произведения и публики. В социологии искусств литература опережает все остальные на (Анталь — вегр, ученик Лукача, сделал книгу о флорентийской живописи, 1946 примерно

Щюкинг — 1926, книжка по социологии литературы первая.

Сент-Клер, книга про литературную историю Англии. См. рецензию Мазур на сайте НЛО

Русская формальная школа

2 главные установки формалистов:

1. Специфика литературы и литературоведения.

2.

Все формалисты читали Вельфлина. Его довольно быстро переводили.

Дмитриева — Вельфлин — формалисты — можно найти статью про рецепцию Вельфлина в России.

Шкловский, Тынянов и Эйхенбаум свободно читали по-немецки.

Первым взялся за теорию Шкловский. НО он делал вид, что ничего не читал, а всё придумал сам.

А Эйхенбаум пишет честно, что читал.

Формалистов не интересует автор, публика и мир, а только произведение. Литературовед должен заниматься литературой. Литературность, литературный факт — это совокупность приемов. Именно ею и должен заниматься литературовед. Формой, а не содержанием. В основе литературности лежит динамическая формальная конструкция, которая сама создает себе содержание.

Нас же интересует взаимоотношение форм. Как старые формы воспринимают новую, что новая форма заимствует от старых...

Наследование в литературе идет не от отца к сыну, а от дяди и т.д., по касательной, а не по прямой.

Канонизация младшего стиля — подавленная, периферийная линия в следующую эпоху превращается в доминирующую.

Постоянное движение между центром и периферией.

Новая форма образуется не новым содержанием, а отталкиванием от старой формы.

Динамика формы проявляется не только в динамической смене форм, но и внутри текста, в кот. форма должна замедлять восприятие

Восприятие быстро вырождается в автоматизм, чтобы произошло открытие искусства заново, нужен эффект остранения. (тут Шкловский приводит в пример Наташу Ростову в опере)

Виктор Борисович Шкловский

Многое из своей биографии выдумал

Юрий Николаевич Тынянов

Рано был поставлен диагноз рассеянный склероз — это когда постепенно отказывает тело, начиная с конечностей и заканчивая мозгом. Поэтому спешил.

Книги:

«Достоевский и Гоголь»

«Проблема стихотворного языка»

«Архаисты и новаторы»

В 30-е началась борьба с формализмом, которая вытеснила его в литературу.

«Кюхля»,

«Смерть Вазир-Мухтара»,

«Пушкин»,

и множество малой прозы, в т.ч. «Подпоручик Киже»

После смерти Горького становится руководителем «Библиотеки поэта» - это академические издания, некий золотой фонд русской поэзии, охватывающий поэтов первого, второго и третьего ряда. Это компактный, выверенный отлично подготовленный корпус.

 

–––––– статья об иллюстрации

Его позже открыли заново, в 70-е. Урожденная Хан-Магомедова, в замужестве Чудакова.

Е.А. Тоттес (?) - блестящий мандельштамовед.

ПИЛК — сборник статей Тынянова. Поэтика, История Литературы, Кино. Ценны не статьи сами по себе, а комментарии, сделанные Чудаковыми и Тоттес. Соединяет русское литературоведение с историей идей и культурологией.

«Архаисты и новаторы», издание 70-х годов, тоже с отличными комментариями.

А.Т. - Арне и Томпсон, словари фольклорных мотивов-сюжетов.

Борис Михайлович Эйхенбаум

Очень метался, хотел быть проф. биологом и проф. музыкантом, почти стал и тем и другим, но в итоге выбрал филологию.

Меньше всех занимался литературой.

«Мой временник»,

Из всех троих — самый большой ученый, до конца жизни занимался блестяще наукой, даже когда его вытесняли из науки.

– «Как сделана «Шинель» Гоголя».

– «Теория формального метода», 1923

У формалистов такой уровень авторефлексии, что любое изучение их превращается в размазывание того, что они сами написали. В этой статье Эйхенбаум разбирает метод по косточкам. Про метод из нее можно узнать всё.

3 книжки про Льва Толстого в 60-е, 70-е и 80-е годы, в ней совмещает произведение, публику и мир и вообще. Это лучшее, что было написано о Толстом.

 

Эйхенбаум развивался экстенсивно. Шкловский остался на своей теории, Тынянов ушел из теории в литературу, Эйхенбаум же признал, что формализм закончился, сделать в нем больше нечего, и занялся литературным бытом.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.007 с.)