The Mirror and the Lamp: Romantic Theory and the critical Tradition (1953) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The Mirror and the Lamp: Romantic Theory and the critical Tradition (1953)



The Mirror and the Lamp: Romantic Theory and the critical Tradition (1953)

Америк. гум. наука была провинц. до 20 века, благодаря Гитлеру в америку эмигрировало много европ. интеллектуалов.

Молодость Абрамса — период великой депрессии.

Книга для тех, кто занимается английским и вообще европейским романтизмом, в этом случае с нее стоит начать. Образцовое исследование гуманитарного текста.

С самого начала договаивается о понятиях и методологии. Это несвойственно той парафилософской традиции, кот. появилась благодаря французам. Абрамс начинает с выработки интерпретационной модели.

Миметическая модель

Платон

 
 

Государство, кн. 10. (Республика, Политика — другие варианты перевода названия)

Идея Высший мир Земной мир

Подражание (эйдолон):

  1. Точная копия
  2. Ложная копия (симулякр)

Мир идей противопоставляется миру подражаний.

Эйдолон — подражание. В этом мире объект является подражанием идее. Эйдолон — точная копия идеи. Симулякр — ложная

Платон: и живописец, и поэт создают ложные подражания действительности.

Платон покушается на Гомера: разве он изобрел законы, предвод ительствовал армией? Можем ли говорить о нем, как о наставнике, есть ли люди, называющие себя своими учениками? Нет, возможно, он даже не пользовался авторитетом. Можем ли мы назвать его достойным человеком? Нет, он стоит ниже законодателя, философа и даже учителя. Все поэты воспроизводят лишь видимость добродетелей и не касаются истины.

Соотнесение произведения с действительностью, оно — подражание. Если оно отражает действительность неправильно, искаженно, этот человек просто плох. Он создает призраки призраков и удаляет человека от познания истины вместо того, чтобы к ней приблизить.

Переходит к разговору о зрителе. Разговор о подражании — разговор о великом деле, быть ли человеку хорошим или плохим. От соотношения произведения с действительнеостью к вопросу влияния на зрителя.

Аристотель

(ученик Платона, Платон называл его «читателем», т.к. сам предпочитал устную модель, диалог).

Поэтика

Определяет любое искусство через подражание. Мир идей Аристотеля не интересует. Подражание для него — способ познания мира, не несет в себе ничего дурного. Выстраивает классификации.

Первая классификация искусств:

1. В чем совершается подражание (медиум)?

1. краски и формы (живопись и скульптура)

2. слово, ритм и гармония (только ритм — танец; гармония и ритм — все муз. иск-ва; поэзия — только слово и ритм)

Предмет подражания

1. лучшие, чем мы

2. худшие, чем мы

3. такие же, как мы

Способ подражания

1. объективное (эпос)

2. субъективное (лирика)

3. диалогическое (драма)

 

Главная проблема — восприятие произведения той или иной аудиторией


Формальный анализ, close reading — укладываются в объективную модель Аристотеля

Экспрессивная модель

По модели Платона, скульпторов, художников и поэтов из государства надо выгнать, т.к. к истине не приближают, человека не воспитывают и т.д. Оставить только сочинителей дифирамбов и гимнов богам.

Если поэзия, живопись и иск-ва докажут, что могут ок воздействовать на общество, подумаем еще.

Федр

В этом диалоге Платон излагает теорию поэтического неистовства (furor poeticus)

Начинает тоже выстраивать всякие классификации

Низший вид неистовства — пьянство

Средний — влюбленность (особенно в прекрасного юношу). Приближает к постижению божественного.

Высшее — неистовство, насылаемое богами (пифии). Но не только боги могут его насылать, также — музы. Одержимый музами чел. впадает в фурор поэтикус, он преодолевает пределы вещного мира. Центр. образ — душа как колесница, запряженная двумя конями, один тянет к дурному (вниз), другой — к хорошему.

Цицерон в Средние века и возрождение — главный авторитет в вопросах эстетики. Латынь учили по Цицерону (отчасти в этом причина его статуса), цицероновская латынь — классическая.

Псевдо-Лонгин. О возвышенном

Говорит о том, что прекрасное находится прямо в душе художника, а не в неком над-мире, в которые он заглядывает.

Это меняет статус художника. Художник-пророк.

Пишет об Иллиаде и Одиссее, как возраст художника накладывает отпечаток на произведение

Это демонстрирует ЭКСПРЕССИВНУЮ модель интерпретации, объясняющей произведение искусства через личность творца.

Пушкин. Поэт и толпа …

… Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный…

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/pushkin564.html

Панофский

Концепция отбора и синтеза (electio) =

компромисс между подражанием (imitatio)

и изобретением (inventio)

 

A. Pigler Указатель Пиглера. Библейская и античная образность в искусстве. Начинает ранним Возрождением и заканчивает 19 веком

 

Шарль Баттё

«Изящные искусства, сведенные к одному принципу» (1746)

Принцип подражания -изящной- или -украшенной- природе.

Картмер де Кенси

«Опыт о природе, цели и средствах подражания в изящных искусствах» (1823)

Период триумфа романтизма. А он проповедует всю ту же немодную идею подражания. Служит мостом от классицизма к реализму. Романтизм быстро уходит, реализм же кладет принцип подражания в самую свою основу

Реализм — типические характеры и типические обстоятельства

Критика 19 века любого героя могла описать как типического

Тип: изучить реал. характеры, извлечь самое важное и синтезировать тип

Тайная вера в то, что все многообразие можно свести к ряду типов, кот. можно изобразить.

На этом и строится реализм — на отборе самого важного, типического, правдоподобного

Ауэрбах

«Мимесис». 1946.

Даниэль очень следует Ауэрбаху

Ауэрбах — немецкий еврей. Еще один, сбежавший в начале 30-х. Воевал на 1 мировой

Устройство книги: довольно обширный фрагмент текста в оригинале и в переводе, затем — анализ этого фрагмента, от этого — переход к устройству мировоззрения эпохи. Связь конкр. произведения с контекстом эпохи.

Карло Гинзбург говорил, что Ауэрбах вдохновил его на обращение к микроистории.

Explication de texte = close reading

Французская традиция школьного обучения анализу текста. Русская школьная критика очень близка.

Итоговый вопрос: Что хотел сказать автор своим произведением?

Схема:

1. О чем этот текст? (тема, проблема, ключевые слова, интонация (ирония, например)

2. Формальные характеристики текста (жанр, ритм)

3. Композиция

4. Основные тропы (метафоры, метонимии, персонификации)

В начале 1900 традиция проникает в Америку и ложится в основу школы „new criticism“.

Новая критика господствовала вплоть до прихода структурализма. «Новую критику» считали «формалистской», связь о структурализме и рус. формализме в голову не приходила.

Три теоретика, учителя коллежские. Не знали, как научить студентов читать текст, в особенности поэтический.

Ограничения:

1. на историю идей

2. соц. историю

3. философскую проблематику

Интересует только текст как вещь в себе, это «объективный подход», хотя он никогда не мог быть чистым.

И для Ауэрбаха, и для Гинзбурга текст — повод поговорить и о религии, и о философии, и об истории людей, но непременно в связи с текстом. Текст как повод — мера всех вещей. Это совершенно другой подход.

Риторика

Способ организации речи и способ постижения действительности, кот. сформировался еще в античности.

Структура

Треугольник: предмет, оратор, слушатели.

В центре: вопрос (проблема). Научное исследование начинается с вопроса или проблемы || треугольник Абрамса (воспроизвел бессознательно или помнил?).

Классификации вопросов

По отношению к оратору вопросы делятся на общие и специальные.

Вопросы делятся по цели: приобрести сведения; принять решение; выности оценку (судебные).

По отношению к предмету вопросы делятся: по степени сложности (простые); составные (был ли он только художником или художником и гравером); сопоставительные.

А также вопросы: отвлеченные и конкретные.

Типы вопросов по содержанию:

Статусы

1. статус установления (убил или нет) — самая сильная, но самая рискованная стратегия,

2. статус определения (намеренно или случайно) — отвлечение внимания,

3. статус оценки (за дело или нет, хорошего человека или дурного) — признание с уточнением, уменьшающим вину,

4. статус отвода (обвинитель — сам преступник) — отрицание права легитимности обвинения со стороны этого лица.

Inventio

1. Система статусов

2. Система общих мест (топосы и локосы, типические характеры в типических ситуациях)

Разработанные модели описания хорошего человека и дурного и т.п.

3. Доказательства

- внешние (признание)

- внутренние

А) улики

- бесспорные (видели с ножем)

- сомнительные (следует доказывать)

Б) доводы. Исследуют связь

- до предмета

1. От лица (юдифь и олоферн караваджо | публичная казнь биатриче)

2. От причин

3. От места действия, от времени действия, от средств

- в предмете (от целого, от части, от рода, от вида, от особенностей)

- вокруг предмета(от сходства, от различия...)

- после предмета

В) примеры

- от сходства

- от материала

- авторитеты

Нужны улики, одних доводов не достаточно.

Ссылка на авторитет должна идти после доказательств

Диспозиции dispositio

1. Вступление

2. Главная часть. Цель - убедить.

- повествование narratio (излагающие предмет во временной последовательности)

- разработка tractatio. Изложение предмета в логической последовательности

а) постановка вопроса

б) расчленение вопроса

в) доказательство точки зрения говорящего

Вступление

1. Бесспорный предмет (инвалид в автобусе)

2. Спорный предмет (усталый в автобусе)

3. Незначительный предмет (мелкий человек просит решения мелких дел)

4. Темный предмет

5. Парадоксальная ситуация

Повествование

Требование к стилю

1. Ясность

2. Краткость

3. Правдоподобие

- внутренняя связь

- соотношение бщепринятым

Заключение

1. Сумма изложенного

2. Эмоциональное воздействие

- сострадание

- возмущение

Изложение elecutio

1. Правильность

2. Ясность

3. Уместность

4. Пышность

Три стиля

-высокий - взволновать

- средний - усладить

- простой - обучить

Теория изложения

1. Учение об отборе слов

2. Учение о сочетании

3. Учение о фигурах

Память memoria

1. Естественная

2. Искусственная

мнемотехника, основанная на зрительных образах (Симонид Кеосский)

Произношение, представление. Prononciatio, actio

1. Голос

3. Язык теля и лица

Brilliant R. Gesture and rang in Roma art

Эрнст Роберт Курциус

Романист

Ученик Лаусберга. Слиты две гуманитарные традиции - немецкая филологическая школа и французская...

"европейская литература и...

European literature and the latin middle (ny 1953) писал книгу в Фашистской германии. В тот момент была приемлема только наука о познании духа (как работает германский дух в современности). Топос Курциуса пересказать на экзамене.

Основное послание - европа существует, она едина, основа единства - риторическая традиция что в основе культуры.

Топос - это некоторый устойчивый образ или риторический прием. инвариантный смысл, кот. Имеет при этом стабильное словесное выражение. на топосы возлагалась задача подготавливать слушателя и направлять его в нужную сторону.

Формулы текста. Арсивиенди - наука нахождение материала. Поиск топоса - идти по следу.

Никакой истории идей не нужно, необходима только история топосов. Шпицер написал рецензию - гениальная книга, но история топосов - инструмент только, для анализа идей. Т.е. никакого противостояния истории топоса и идей нет. Одно помогает исследовать другое. Шпицер написал книгу, где развернул эту тему.

Антология Палатинская

Kaduka Voluptus

21.02.2013

Комментарий

- это инструмент, который консервирует культуру. Он пишнтся только к текстам, которые заслуживают комментарии. Канон. Комметария может создавать канон или взрывать канон. Например - реформация - родилась из критики библии.

Комметарии к библии пиводил к взыву новому этапу развития в культуре. Комментарии к Корану и Веде - не дали качественного взрыв и слома культуры. Хендерсон считает, что это по причине недостаточной веры в печатное слово.

У европейской традиции комметария три истока:

- античная

- христьянская

- иудаизм

Пример. Гомер "Пещера нимф" (Од. XII, 102-112)

Пути комметария. Поиск реального источника. Объяснение отдельных слов. Символический путь. Философское объяснение.

Римская неоплатоническая традиция комментария Гомера.

Bernardo Buontalenti грот. "Визуаотзация" пещеры нимф.

Тютчев "Полдень"

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река —

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет —

И Сам теперь великий Пан1

В пещере нимф спокойно дремлет.

 

В начале 19 века опять входит в моду неоплатонизм. Переиздают Парфирия.

Из комментария к Гоммеру родилась философия.

Школа философская и школа риторики.

Комментарий как философская традиция - философская экзегеза. И комметарий - как форма. То, как сделан.

Гомилитический жанр (проповедь). Гомоитическая традиция родилась из пактики комментирования священного текста.

Ориген (греч. Ōrigénēs) (около 185, Александрия, — 253 или 254, Тир), христианский теолог, философ и учёный, представитель ранней патристики. Родился в семье христианина, позднее казнённого за свои убеждения. В молодости преподавал грамматику и риторику, изучал античную философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония Саккаса, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 подвергнутосуждению со стороны александрийской и др. церквей, после чего перенес свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихристианских репрессий был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.

Ориген оскопил себя — буквально понял идею Христа. Оригеовская концепция толкования писания. Он утверждал, что писание состоит из телесного, душевного и духовного смысла. Преодоление материального начала и достижение духовного совершенства.

"Есть скопцы, которые сделали себя скопцами для царствия небесного". Буквальный смысл (нож, Оригон). Душевный смысл - обед безбрачия. Духовный смысл - каков будет человек после второго шествия (бессмертность - нет необходимости в детородных органах). Обрезание должно быть душевным.

Учение о четырех смыслах. В схоластике 13 века распространилась доктрина о четырех смыслов. Школярские стишки - помогали распространеию концепции.

"Буква учит нас истории. Во что верить - аллегория.

Мораль — к чему стремится, как поступать?

Мораль и анагогия - потивопоставление. Разделение земной морали и небесной философии (не дословно Николай из Лиры)

Поиск параллельных мест в комментарии. Это первый принцип установления связи межлу событиями нового и ветхого завета. Кросс сылки — основа библейского комментария.

Комментирование Гомера — любимое занятие уже в античности. Порфирий.

Дал космогоническое толкование произведений. «Пещера нимф» - интерпретация авторства Порфирия.

Из комментирования Гомера родилась изначальная греческая философия. Комментарий связан с двумя традициями:

- схоластической («схола») школой

- грамматической школой

Философская экзегеза

Гомилитическая традиция (проповедь) родилась из практики комментирования.

Толкование текста в христианстве строилось на Доктрине трех смыслов, которую придумал Ориген.

- телесный (буквальный)

- душевный

- духовный смыслы (содержит в себе тень будущих благ)

Образ тени — платоновский, прошедший еще через Послание апостола Павла

Учение о трех смыслах после Оригена и Иеронима было развито в учение о 4-х смыслах.

«Буква учит истории, во что верить — аллегория, как поступать — мораль, к чему устремляться (в будущей жизни) — анагогия. (Николай из Лиры)

 

Поиск параллелей. Поиск ссылок на Новый Завет в Ветхом и наоборот.

Канонические и апокрифические евангелия

 

Идея Возрождения есть идея возвращения. Эпоха вторичная по отношению к античной культуре. Гуманисты в своих текстах вторичны. Их тексты — это компенлиумы цитат. Жанр в которых она были самостоятельны икритичны - комментарии. Т.е. Возрождеие началось с критическог комментария к античным текстам. Критческий подход к дрнвневу тексту и стал способом самоутверждения культура.

Седьмой том Пушкина - дратургия (Борис Годунов) подготовил Осип Винокур.

Объем текста и комментария составлял один к пяти. "Народу нужен Пушкин, а не Пушкинисты" (Сталин) - седьмой том сохранился в небольшом колличестве. Надо создать канон - вышел симулякр в 17-ти. Канон нужно быль фиксировать - поэтому комметарии были не нужны. Сталина не интересовало на сколько текст соответствует Пушкинскому замыслу.

1937 г. - столетие со смерти Пушкина. Тотал. культура иерархична, а Пушкин уже был назначен главным поэтом. Значит, его нужно откомментировать, для чего и собрались лучшие филологические умы. Григорий Осипович Винокур сделал единственный, 7-й, том. Соотношение текст: комментарий — примерно 1:5. Сталин комментирует: «Народу нужен Пушкин, а не пушкинисты». Следующий том был рассыпан.

После этого пушкинисты понимают, что от них требуется создание КАНОНА, а не ок издания.

К 200-летию со дня рождения Пушкина с благословения патриарха это каноническое издание воспроизвели.

Данте. Божественная комедия была написана н на латыне, а на "вульгарном" разговорном языке. До второй мровой войны международным языком оставался французский.

Данте утверждал, что его поэма заслуживает комментария в четырех смыслах. Этот сдвиг не мог произойти в средние века. Текст не на сакральном языке оказывется откомментипованном. Измеился статус литературы. Поэма была наисана на понятном языке. Однако это не помешало составит комментарии.

Роберто Бенини читает и комментируе Данте (актер "Жизнь пекрасна").

Комментарий — идеологическое оружие. Муссолини "аппроприировал" канон. Бенини и.... занялись "возрождением" Данте. Однако это и мощнейший иструмент сопротивлеи канонам.

Комметарию пишлось очень плохо в эпоху Романтизма. Центральное место занимает твоерц. Такому творцу комментатор не нужен. Иде конгеиальног реципиента (слушателаю который рвые творцу)

Девинация — божественное вдохновение. Появляются метафоры: комметатор "гложит кости мертвецов". Начиная с жпохи Романтизма гонится за уникальной инливидуалностью творца. Для русской культуры - ситуация трагическая, т.е. своего комментария почти нет.

Филострат и Колистрат - первые комментароты искусства.

Автор

Биографический комментарий. Любимый жанр комментария начиная с сер. 19 века. Самое отвратительное — психологичесчкие и даже психоаналитические трактовки.

Действительность----- вершина треугольника.

1. бытийный пласт (объяснение реалий)

2. языковой пласт (историко-лингвистический комментарий): объяснение слов и словосочетаний, историческая принадлежность и стилистическая окраска.

3. Литературный пласт (историко-литературный комметарий): связь с литературным контекстом.

4. Культура и история идей (подтексты).

Аудитория ----- вершина треугольника (например правая)

1. рецепция (современная и отложенная)

2. история изучения

Параллельные места

с т.з. автора: читал бои, знал ли, мог ли автор и п.

с т.з. действительности: фиксация факта

с т.з. аудитории

 

Аппарат

- Анатированный словарь имен.

- Мифологический словарь.

- Указатели.

Биографический метод

Де Монтень

Установка на моральный урок. Топос: моиз сил не достаточно для такого труда; воскрешение духа (жизнь после смерти).

Руссо "Исповедь"

Автобиографический метод. Руссо был сынрм часавщика, бедного семейства. Он описал становление своей личности. Т.е. личность не вражденная, а формируется под влиянием окружения и установок. Характер - вражденный.

- право на биографию опеделяет сам человека

- это право имеет личность рефлектируюлая над собой

- пройдя через все беды и унижения, через нищету человек может заслужить право на биографию, идетифицируя себя.

Фридрих Швейермахер

Изобретатель романтической геменефтики. Кант делает упор на рационаную составляющую человеческой идентичности. Романтики же делают следующий шаг, они начинают отстаивать не на отдельности субъекта, а на его отличиях, на его инливидуальности и непохожести на других. Романтики н педполагали, ч личность свойство природы человека. Романтики противопоставили оичность безличности, героя, поэта - толпе. Одни имеют право на биографию, другие - нет. Т.е. человек должен быть не похож, инливидуален, только в таком случае он личность.

Романтическое жизнестроительство:

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Тождества иль гибели моей

Лермонтов "К..."

Швейермахер об Иллиаде - в ней высказалась духовная целоствность ее автора. автора.

Шарль Сент- Бёв

— первый назвал себя изобретателем биографического метода. Создал литературную мистификацию - Жозеф де Лорма - Сент-Бев придумал его биографию и стихи.

Он пытался реконструировать психологию на основе творчества.

Веселовский А. Н. Жуквский В. А. Поэзия чувства и "сердечного воображения", спб, 1904.

Биографический метод слился с психоанализом. Для него жто оказвлрсь губительным. Психоаналитики взялись за биографии писателя. 1920-е гг - начало.

Иван Дмитриевич Ермаков - психоаналитик, художник. "Домик в Коломне" Пушкина - аналищирует Ермаков. Проблема женитьбы Пушкина воплотилась в Мавруше (трансвестия).

(New) Historicism - формируется во второй половине 19 века, как реакция на биографический метод.

Раса

Учение об идеальном теле - не очень позитивистские, но Тэн попробует описать его таким образом.

Естественное и идеальное одновремено - художники высокого Возрождения. Соединеие Платоновской идеи с грубой действительностью. Аналогия - никролок Гоголя Пушкину - "вершина эволюции". Тэн человек гегелевской школы. Ставит вопрос - откуда такая концепция тела, как в высоком Возрождении. Итальянец - живой дух, эстетически развитый (топос) - уникальный итальянский характер. Германский мистицизм итальянцам не свойственен. Существует неизменный итальянский характер, он конечно связан с античностью.

Среда

Синхронный срез. В 15 веке Италия - царство вкуса, гуманизма, ума и просвещенности. Сравнительно спокойно, нет войн. В отличае от других "диких" стран. Исторически картина не очень объективная. Развитая культура вежества, цевилизации. Существует книги, которая описывает светских женщин и мужчин.

Il cortegiano Бальдассарре Костильоне.

Идеальный придворный Костильоне

Дихотомический срез. Сравнение современой эпози с Италией Возрождения.

"Наша страна - скопище оживших образов" - Ипполит Тэн.

Духовно-историческая школа

Вильгельм Дильтей (1833-1911)

Золя - зоология

Флобер - наука вообще

Тэн - биология

Кювье - реконструировал облик древних животных по их костям.

Сикулярный дух - антирелигиозный.

Революции во Франции - страна - источник секуларизации - репутация не сильно жуховной школы. Поэтому ее противники взяли на вооружение идею духа.

Geistgeschichte - духовно историческая школа - Дильтей

Kulturwissenschaft - познание культуры - школа Тэна (отказ от инливидуалистического подхода, личность автора невелирована).

Представители духовно-исторической школы - все ровно наоборот. Главное - постичь личность автора.

Дильтей написал "Введение в науки о духе" (1880) - гуманитарные науки н следует путать с естественными. Кроме того следует отделить от социальных наук тоде, что было уже гораздо опасней. Особенно нужно отделить от импирической психологии. Импирическая психология по Дильтею - ложная. Никакой повторяемости, верифицируемости в науке о духе быть не может. Таким образом отделается и от экономики и от социологии, остается область психизма.

Психизм - это вникание в пндивидуальность человека, а главное вникание в человека-творца, который отличается от толпы. Вслед за Ницше и параллельно Ницше пишет исследование и разрабатывает философию жизни.

"Дикенс и гений повествовательной литературы", 1876-77

"Воображение поэта", 1877

"Поэтическое воображение и безумие", 1886

"Материал для построения поэтики", 1887

"Переживание и творчество" (Erlebnis und Duchtung", 1905)

Биография Гете - "Жизнь и творчество" на нее ориентирована назвнием "Переживание и творчество" Дильтея.

Создание культа Гете, как образца немецкого духа - слияние духовно-исторической школы с националистическими тенденциями в политике. Наложение на мифологию крови и почвы - нацизм.

Теория стилей и теория идей

Ф. Гундальф - педставитель духовно-исторической школы почле самого Дельтея. У Гундальфа есть история романтизма немецкого и француского.

Дельтей:

- для того, чтобы наисать историю Данте или Петрарки - исследователь должен певратиться в Данте или Петрарку, только достигнув такого единства можно написать хорошее исследование (однако, понание феномена н возможно без сравнения с другим феноменом)

- в центр треугольник (Абрамса) поместил Автора (поменял местами с текстом). А публика и действительность (идея) стали производными от текста и автора.

- Кажда эпоха обладает своим псизическим строением, что отражается в оичности творца.

 

Повлиял на Вельфлина, Макса Вебера, Уильяма Пэйтора. Кажда эпоха обладает своим псизическим строением, что отражается в оичности творца.

Монада (по Лейбницу) - замкнутая капсула. Это и целый мир и маленькая его часть. Отчасти микрокосм, но без соотнесения с макрокосмом.

Учение Дельтея - монада.

Уникальность монады можно установить, только сравнив с другими монадами.

Мода на Дельтея началась в конце 20 века на западе.

Сложение позиции Тэна (абсолютизированная детерминированность, нет духа, есть тело и душа) и школы Дельтея (развитие духа - отдельно от развития всез социадьных экономических обстоятельств) - наиболее логичное.

 

Карл Густав Юнг (1876 - 1961)

 

Диссертация "О психологии и паталогии окультных феноменов".

Идея Платона "Федр" - состояние одержимости, свойствено поэту, влюбленному и безумцу.

Юнг: сознание творца может овладевать содержанием, которое идет из тайников подсознание придает этому голосу художественную форму. Они улавливают эти проформы (позже - архетипы). Архетипы - объединяют большие коллективы людей, но формируются теми, кто способен к медиумическим состояниям.

Транс - соединеие рационального и иррационального, которое приволит к постижению поформ или архетипов, которое пиволит к коллективному бессознательному.

Юнг - ученик Фрэйда. Юнг в отличае от Фрейда - мотивации не только сексуального характера; кроме индивидуально бессознательного появляется коллективное бессознанельное; иное осмысление культуры - у Фрэйда это сверх Я, которое стоит в опоозиции к ОНО, культура только сознательное, у Юнга - культура - где бессознательное и сознательное плавно перетекают друг в друга.

Мифологическая школа

Братья Гримм собирали немецкие народные сзазки - они кровавые и жестокие.

Европейские ученые начали собирать фольклор вторая половина 18 века. Финско-американская школа разбила сказки на отдельные мотивы.

 

Бродячий сюжет - перехрдит из культуры в культуру.

Пропп совпал с Леви Строссом, совпал с появлением структурализма. Полемка Леви Стросса с Проппом, нсмотря на то, что они ращных поколений и разных школ. Критическая статья Леви Стросса к ищданию волшебной сказки, а к статье - ответ Проппа.

Пропп входит в мировой структурализм полноправным участником.

Социология литературы

- рождается в начале 20 века из рассмотрения проблемы взаимоотношений произведения и публики. В социологии искусств литература опережает все остальные на (Анталь — вегр, ученик Лукача, сделал книгу о флорентийской живописи, 1946 примерно

Щюкинг — 1926, книжка по социологии литературы первая.

Сент-Клер, книга про литературную историю Англии. См. рецензию Мазур на сайте НЛО

Русская формальная школа

2 главные установки формалистов:

1. Специфика литературы и литературоведения.

2.

Все формалисты читали Вельфлина. Его довольно быстро переводили.

Дмитриева — Вельфлин — формалисты — можно найти статью про рецепцию Вельфлина в России.

Шкловский, Тынянов и Эйхенбаум свободно читали по-немецки.

Первым взялся за теорию Шкловский. НО он делал вид, что ничего не читал, а всё придумал сам.

А Эйхенбаум пишет честно, что читал.

Формалистов не интересует автор, публика и мир, а только произведение. Литературовед должен заниматься литературой. Литературность, литературный факт — это совокупность приемов. Именно ею и должен заниматься литературовед. Формой, а не содержанием. В основе литературности лежит динамическая формальная конструкция, которая сама создает себе содержание.

Нас же интересует взаимоотношение форм. Как старые формы воспринимают новую, что новая форма заимствует от старых...

Наследование в литературе идет не от отца к сыну, а от дяди и т.д., по касательной, а не по прямой.

Канонизация младшего стиля — подавленная, периферийная линия в следующую эпоху превращается в доминирующую.

Постоянное движение между центром и периферией.

Новая форма образуется не новым содержанием, а отталкиванием от старой формы.

Динамика формы проявляется не только в динамической смене форм, но и внутри текста, в кот. форма должна замедлять восприятие

Восприятие быстро вырождается в автоматизм, чтобы произошло открытие искусства заново, нужен эффект остранения. (тут Шкловский приводит в пример Наташу Ростову в опере)

Виктор Борисович Шкловский

Многое из своей биографии выдумал

Юрий Николаевич Тынянов

Рано был поставлен диагноз рассеянный склероз — это когда постепенно отказывает тело, начиная с конечностей и заканчивая мозгом. Поэтому спешил.

Книги:

«Достоевский и Гоголь»

«Проблема стихотворного языка»

«Архаисты и новаторы»

В 30-е началась борьба с формализмом, которая вытеснила его в литературу.

«Кюхля»,

«Смерть Вазир-Мухтара»,

«Пушкин»,

и множество малой прозы, в т.ч. «Подпоручик Киже»

После смерти Горького становится руководителем «Библиотеки поэта» - это академические издания, некий золотой фонд русской поэзии, охватывающий поэтов первого, второго и третьего ряда. Это компактный, выверенный отлично подготовленный корпус.

 

–––––– статья об иллюстрации

Его позже открыли заново, в 70-е. Урожденная Хан-Магомедова, в замужестве Чудакова.

Е.А. Тоттес (?) - блестящий мандельштамовед.

ПИЛК — сборник статей Тынянова. Поэтика, История Литературы, Кино. Ценны не статьи сами по себе, а комментарии, сделанные Чудаковыми и Тоттес. Соединяет русское литературоведение с историей идей и культурологией.

«Архаисты и новаторы», издание 70-х годов, тоже с отличными комментариями.

А.Т. - Арне и Томпсон, словари фольклорных мотивов-сюжетов.

Борис Михайлович Эйхенбаум

Очень метался, хотел быть проф. биологом и проф. музыкантом, почти стал и тем и другим, но в итоге выбрал филологию.

Меньше всех занимался литературой.

«Мой временник»,

Из всех троих — самый большой ученый, до конца жизни занимался блестяще наукой, даже когда его вытесняли из науки.

– «Как сделана «Шинель» Гоголя».

– «Теория формального метода», 1923

У формалистов такой уровень авторефлексии, что любое изучение их превращается в размазывание того, что они сами написали. В этой статье Эйхенбаум разбирает метод по косточкам. Про метод из нее можно узнать всё.

3 книжки про Льва Толстого в 60-е, 70-е и 80-е годы, в ней совмещает произведение, публику и мир и вообще. Это лучшее, что было написано о Толстом.

 

Эйхенбаум развивался экстенсивно. Шкловский остался на своей теории, Тынянов ушел из теории в литературу, Эйхенбаум же признал, что формализм закончился, сделать в нем больше нечего, и занялся литературным бытом.

 

The Mirror and the Lamp: Romantic Theory and the critical Tradition (1953)

Америк. гум. наука была провинц. до 20 века, благодаря Гитлеру в америку эмигрировало много европ. интеллектуалов.

Молодость Абрамса — период великой депрессии.

Книга для тех, кто занимается английским и вообще европейским романтизмом, в этом случае с нее стоит начать. Образцовое исследование гуманитарного текста.

С самого начала договаивается о понятиях и методологии. Это несвойственно той парафилософской традиции, кот. появилась благодаря французам. Абрамс начинает с выработки интерпретационной модели.

Миметическая модель

Платон

 
 

Государство, кн. 10. (Республика, Политика — другие варианты перевода названия)

Идея Высший мир Земной мир

Подражание (эйдолон):

  1. Точная копия
  2. Ложная копия (симулякр)

Мир идей противопоставляется миру подражаний.

Эйдолон — подражание. В этом мире объект является подражанием идее. Эйдолон — точная копия идеи. Симулякр — ложная

Платон: и живописец, и поэт создают ложные подражания действительности.

Платон покушается на Гомера: разве он изобрел законы, предвод ительствовал армией? Можем ли говорить о нем, как о наставнике, есть ли люди, называющие себя своими учениками? Нет, возможно, он даже не пользовался авторитетом. Можем ли мы назвать его достойным человеком? Нет, он стоит ниже законодателя, философа и даже учителя. Все поэты воспроизводят лишь видимость добродетелей и не касаются истины.

Соотнесение произведения с действительностью, оно — подражание. Если оно отражает действительность неправильно, искаженно, этот человек просто плох. Он создает призраки призраков и удаляет человека от познания истины вместо того, чтобы к ней приблизить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.264 с.)