Псевдо-Лонгин. О возвышенном



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Псевдо-Лонгин. О возвышенном



Говорит о том, что прекрасное находится прямо в душе художника, а не в неком над-мире, в которые он заглядывает.

Это меняет статус художника. Художник-пророк.

Пишет об Иллиаде и Одиссее, как возраст художника накладывает отпечаток на произведение

Это демонстрирует ЭКСПРЕССИВНУЮ модель интерпретации, объясняющей произведение искусства через личность творца.

Пушкин. Поэт и толпа …

… Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный…

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/pushkin564.html

Панофский

Концепция отбора и синтеза (electio) =

компромисс между подражанием (imitatio)

и изобретением (inventio)

 

A. Pigler Указатель Пиглера. Библейская и античная образность в искусстве. Начинает ранним Возрождением и заканчивает 19 веком

 

Шарль Баттё

«Изящные искусства, сведенные к одному принципу» (1746)

Принцип подражания -изящной- или -украшенной- природе.

Картмер де Кенси

«Опыт о природе, цели и средствах подражания в изящных искусствах» (1823)

Период триумфа романтизма. А он проповедует всю ту же немодную идею подражания. Служит мостом от классицизма к реализму. Романтизм быстро уходит, реализм же кладет принцип подражания в самую свою основу

Реализм — типические характеры и типические обстоятельства

Критика 19 века любого героя могла описать как типического

Тип: изучить реал. характеры, извлечь самое важное и синтезировать тип

Тайная вера в то, что все многообразие можно свести к ряду типов, кот. можно изобразить.

На этом и строится реализм — на отборе самого важного, типического, правдоподобного

Ауэрбах

«Мимесис». 1946.

Даниэль очень следует Ауэрбаху

Ауэрбах — немецкий еврей. Еще один, сбежавший в начале 30-х. Воевал на 1 мировой

Устройство книги: довольно обширный фрагмент текста в оригинале и в переводе, затем — анализ этого фрагмента, от этого — переход к устройству мировоззрения эпохи. Связь конкр. произведения с контекстом эпохи.

Карло Гинзбург говорил, что Ауэрбах вдохновил его на обращение к микроистории.

Explication de texte = close reading

Французская традиция школьного обучения анализу текста. Русская школьная критика очень близка.

Итоговый вопрос: Что хотел сказать автор своим произведением?

Схема:

1. О чем этот текст? (тема, проблема, ключевые слова, интонация ( ирония, например)

2. Формальные характеристики текста (жанр, ритм)

3. Композиция

4. Основные тропы (метафоры, метонимии, персонификации)

В начале 1900 традиция проникает в Америку и ложится в основу школы „new criticism“.

Новая критика господствовала вплоть до прихода структурализма. «Новую критику» считали «формалистской», связь о структурализме и рус. формализме в голову не приходила.

Три теоретика, учителя коллежские. Не знали, как научить студентов читать текст, в особенности поэтический.

Ограничения:

1. на историю идей

2. соц. историю

3. философскую проблематику

Интересует только текст как вещь в себе, это «объективный подход», хотя он никогда не мог быть чистым.

И для Ауэрбаха, и для Гинзбурга текст — повод поговорить и о религии, и о философии, и об истории людей, но непременно в связи с текстом. Текст как повод — мера всех вещей. Это совершенно другой подход.

Риторика

Способ организации речи и способ постижения действительности, кот. сформировался еще в античности.

Спор между Сократом и Лиссием.

Предмет речи - любовь. Побеждает Сократ. Риторика процветала в Риме в первом веке, эпоха Цицерона. Сенат и народное собрание: все вопросы решались путем совещания, таким образом навыки оратора были важны.

Риторика:

- Торжественная

- Совещательна

- Судебная

В разные эпохи расцветают разные виды риторики.

С начала 19 века риторика впала в забвение, стала развиваться филология.

Lausberg H. - немецкий романист.

Гаспаров. Античная риторика как система.

Излагает Квена Тилиана и Лаусберга.

 

Структура

Треугольник: предмет, оратор, слушатели.

В центре: вопрос (проблема). Научное исследование начинается с вопроса или проблемы || треугольник Абрамса (воспроизвел бессознательно или помнил?).

Классификации вопросов

По отношению к оратору вопросы делятся на общие и специальные.

Вопросы делятся по цели: приобрести сведения; принять решение; выности оценку (судебные).

По отношению к предмету вопросы делятся: по степени сложности (простые); составные (был ли он только художником или художником и гравером); сопоставительные.

А также вопросы: отвлеченныеи конкретные.

Типы вопросов по содержанию:

Статусы

1. статус установления (убил или нет) — самая сильная, но самая рискованная стратегия,

2. статус определения (намеренно или случайно) — отвлечение внимания,

3. статус оценки (за дело или нет, хорошего человека или дурного) — признание с уточнением, уменьшающим вину,

4. статус отвода (обвинитель — сам преступник) — отрицание права легитимности обвинения со стороны этого лица.

Inventio

1. Система статусов

2. Система общих мест (топосы и локосы, типические характеры в типических ситуациях)

Разработанные модели описания хорошего человека и дурного и т.п.

3. Доказательства

- внешние (признание)

- внутренние

А) улики

- бесспорные (видели с ножем)

- сомнительные (следует доказывать)

Б) доводы. Исследуют связь

- до предмета

1. От лица (юдифь и олоферн караваджо | публичная казнь биатриче)

2. От причин

3. От места действия, от времени действия, от средств

- в предмете (от целого, от части, от рода, от вида, от особенностей)

- вокруг предмета( от сходства, от различия...)

- после предмета

В) примеры

- от сходства

- от материала

- авторитеты

Нужны улики, одних доводов не достаточно.

Ссылка на авторитет должна идти после доказательств

Диспозиции dispositio

1. Вступление

2. Главная часть. Цель - убедить.

- повествование narratio (излагающие предмет во временной последовательности)

- разработка tractatio. Изложение предмета в логической последовательности

а) постановка вопроса

б) расчленение вопроса

в) доказательство точки зрения говорящего

Вступление

1. Бесспорный предмет (инвалид в автобусе)

2. Спорный предмет (усталый в автобусе)

3. Незначительный предмет (мелкий человек просит решения мелких дел)

4. Темный предмет

5. Парадоксальная ситуация

Повествование

Требование к стилю

1. Ясность

2. Краткость

3. Правдоподобие

- внутренняя связь

- соотношение бщепринятым

Заключение

1. Сумма изложенного

2. Эмоциональное воздействие

- сострадание

- возмущение

Изложение elecutio

1. Правильность

2. Ясность

3. Уместность

4. Пышность

Три стиля

-высокий - взволновать

- средний - усладить

- простой - обучить

Теория изложения

1. Учение об отборе слов

2. Учение о сочетании

3. Учение о фигурах

Память memoria

1. Естественная

2. Искусственная

мнемотехника, основанная на зрительных образах (Симонид Кеосский)

Произношение, представление. Prononciatio, actio

1. Голос

3. Язык теля и лица

Brilliant R. Gesture and rang in Roma art

Эрнст Роберт Курциус

Романист

Ученик Лаусберга. Слиты две гуманитарные традиции - немецкая филологическая школа и французская...

"европейская литература и ...

European literature and the latin middle (ny 1953) писал книгу в Фашистской германии. В тот момент была приемлема только наука о познании духа (как работает германский дух в современности). Топос Курциуса пересказать на экзамене.

Основное послание - европа существует, она едина, основа единства - риторическая традиция что в основе культуры.

Топос - это некоторый устойчивый образ или риторический прием. инвариантный смысл, кот. Имеет при этом стабильное словесное выражение. на топосы возлагалась задача подготавливать слушателя и направлять его в нужную сторону.

Формулы текста. Арсивиенди - наука нахождение материала. Поиск топоса - идти по следу.

Никакой истории идей не нужно, необходима только история топосов. Шпицер написал рецензию - гениальная книга, но история топосов - инструмент только, для анализа идей. Т.е. никакого противостояния истории топоса и идей нет. Одно помогает исследовать другое. Шпицер написал книгу, где развернул эту тему.

Антология Палатинская

Kaduka Voluptus

21.02.2013

Комментарий

- это инструмент, который консервирует культуру. Он пишнтся только к текстам, которые заслуживают комментарии. Канон. Комметария может создавать канон или взрывать канон. Например - реформация - родилась из критики библии.

Комметарии к библии пиводил к взыву новому этапу развития в культуре. Комментарии к Корану и Веде - не дали качественного взрыв и слома культуры. Хендерсон считает, что это по причине недостаточной веры в печатное слово.

У европейской традиции комметария три истока:

- античная

- христьянская

- иудаизм

Пример. Гомер "Пещера нимф" (Од. XII, 102-112)

Пути комметария. Поиск реального источника. Объяснение отдельных слов. Символический путь. Философское объяснение.

Римская неоплатоническая традиция комментария Гомера.

Bernardo Buontalenti грот. "Визуаотзация" пещеры нимф.

Тютчев "Полдень"

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река —

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет —

И Сам теперь великий Пан1

В пещере нимф спокойно дремлет.

 

В начале 19 века опять входит в моду неоплатонизм. Переиздают Парфирия.

Из комментария к Гоммеру родилась философия.

Школа философская и школа риторики.

Комментарий как философская традиция - философская экзегеза. И комметарий - как форма. То, как сделан.

Гомилитический жанр (проповедь). Гомоитическая традиция родилась из пактики комментирования священного текста.

Ориген (греч. Ōrigénēs) (около 185, Александрия, — 253 или 254, Тир), христианский теолог, философ и учёный, представитель ранней патристики. Родился в семье христианина, позднее казнённого за свои убеждения. В молодости преподавал грамматику и риторику, изучал античную философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония Саккаса, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 подвергнутосуждению со стороны александрийской и др. церквей, после чего перенес свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихристианских репрессий был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.

Ориген оскопил себя — буквально понял идею Христа. Оригеовская концепция толкования писания. Он утверждал, что писание состоит из телесного, душевного и духовного смысла. Преодоление материального начала и достижение духовного совершенства.

"Есть скопцы, которые сделали себя скопцами для царствия небесного". Буквальный смысл (нож, Оригон). Душевный смысл - обед безбрачия. Духовный смысл - каков будет человек после второго шествия (бессмертность - нет необходимости в детородных органах). Обрезание должно быть душевным.

Учение о четырех смыслах. В схоластике 13 века распространилась доктрина о четырех смыслов. Школярские стишки - помогали распространеию концепции.

"Буква учит нас истории. Во что верить - аллегория.

Мораль — к чему стремится, как поступать?

Мораль и анагогия - потивопоставление. Разделение земной морали и небесной философии (не дословно Николай из Лиры)

Поиск параллельных мест в комментарии. Это первый принцип установления связи межлу событиями нового и ветхого завета. Кросс сылки — основа библейского комментария.

Комментирование Гомера — любимое занятие уже в античности. Порфирий.

Дал космогоническое толкование произведений. «Пещера нимф» - интерпретация авторства Порфирия.

Из комментирования Гомера родилась изначальная греческая философия. Комментарий связан с двумя традициями:

- схоластической («схола») школой

- грамматической школой

Философская экзегеза

Гомилитическая традиция (проповедь) родилась из практики комментирования.

Толкование текста в христианстве строилось на Доктрине трех смыслов, которую придумал Ориген.

- телесный (буквальный)

- душевный

- духовный смыслы (содержит в себе тень будущих благ)

Образ тени — платоновский, прошедший еще через Послание апостола Павла

Учение о трех смыслах после Оригена и Иеронима было развито в учение о 4-х смыслах.

«Буква учит истории, во что верить — аллегория, как поступать — мораль, к чему устремляться (в будущей жизни) — анагогия. (Николай из Лиры)

 

Поиск параллелей. Поиск ссылок на Новый Завет в Ветхом и наоборот.

Канонические и апокрифические евангелия

 

Идея Возрождения есть идея возвращения. Эпоха вторичная по отношению к античной культуре. Гуманисты в своих текстах вторичны. Их тексты — это компенлиумы цитат. Жанр в которых она были самостоятельны икритичны - комментарии. Т.е. Возрождеие началось с критическог комментария к античным текстам. Критческий подход к дрнвневу тексту и стал способом самоутверждения культура.

Седьмой том Пушкина - дратургия (Борис Годунов) подготовил Осип Винокур.

Объем текста и комментария составлял один к пяти. "Народу нужен Пушкин, а не Пушкинисты" (Сталин) - седьмой том сохранился в небольшом колличестве. Надо создать канон - вышел симулякр в 17-ти. Канон нужно быль фиксировать - поэтому комметарии были не нужны. Сталина не интересовало на сколько текст соответствует Пушкинскому замыслу.

1937 г. - столетие со смерти Пушкина. Тотал. культура иерархична, а Пушкин уже был назначен главным поэтом. Значит, его нужно откомментировать, для чего и собрались лучшие филологические умы. Григорий Осипович Винокур сделал единственный, 7-й, том.Соотношение текст: комментарий — примерно 1:5. Сталин комментирует: «Народу нужен Пушкин, а не пушкинисты». Следующий том был рассыпан.

После этого пушкинисты понимают, что от них требуется создание КАНОНА, а не ок издания.

К 200-летию со дня рождения Пушкина с благословения патриарха это каноническое издание воспроизвели.

Данте. Божественная комедия была написана н на латыне, а на "вульгарном" разговорном языке. До второй мровой войны международным языком оставался французский.

Данте утверждал, что его поэма заслуживает комментария в четырех смыслах. Этот сдвиг не мог произойти в средние века. Текст не на сакральном языке оказывется откомментипованном. Измеился статус литературы. Поэма была наисана на понятном языке. Однако это не помешало составит комментарии.

Роберто Бенини читает и комментируе Данте (актер "Жизнь пекрасна").

Комментарий — идеологическое оружие. Муссолини "аппроприировал" канон. Бенини и .... занялись "возрождением" Данте. Однако это и мощнейший иструмент сопротивлеи канонам.

Комметарию пишлось очень плохо в эпоху Романтизма. Центральное место занимает твоерц. Такому творцу комментатор не нужен. Иде конгеиальног реципиента (слушателаю который рвые творцу)

Девинация — божественное вдохновение. Появляются метафоры: комметатор "гложит кости мертвецов". Начиная с жпохи Романтизма гонится за уникальной инливидуалностью творца. Для русской культуры - ситуация трагическая, т.е. своего комментария почти нет.

Филострат и Колистрат - первые комментароты искусства.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.013 с.)