Взаимоотношения внутри группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношения внутри группы.



- Общение между учащимися, дружба, взаимопомощь, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных учащихся класса.

- Степень заинтересованности в общих делах, проявления взаимной требовательности, взаимопомощи и уважения, критика в группе, проявления товарищества и дружбы.

- Особенности отношений между мальчиками и девочками.

- Отношение к успевающим и слабоуспевающим учащимся.

- «Трудные» учащиеся, их влияние на одноклассников. Открытость, закрытость, тревожность учащихся. Наличие детей с признаками астенизации, геймеровского мышления, тенденции к леворукости, анорексии, национализму. Наличие детей «группы риска» (склонность к алкогольной, наркотической зависимости, интернет-зависимости).

- Степень конфликтности учащихся, её причины. Конфликты в группе и способы их разрешения.

- Наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками. Влияние учителей на формирование межличностных отношений в классе.

- Наличие микрогрупп в классе: мотивы их объединения (по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам и т.д.), отношения между микрогруппами.

- Степень организованности, сплочённости класса.

4. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения учащихся с классным руководителем, с отдельными учителями. Традиции в классе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие в них учеников. Ритуалы, символика, сленг класса.

5. Эмоциональный фон, психологический климат в классе. Настроения в учебе, труде, обществен­ных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха.

Влияние классного руководителя на психологический климат в классе.

6. Место и роль класса в жизни школы. Особенности его взаимоотношений с другими классами. Участие класса в общественной жизни, а также жизни школы.

7. Руководство учебной группой (классом). Личность классного руководителя и его влияние на группу (образование, стаж, длительность работы с данным классом, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение к нему класса, наличие авторитета среди учащихся. Подход классного руководителя к решению проблем в классе. Конфликты с учащимися. Методы управления классным коллективом, используемые классным руководителем. Эффективность данных методов.

Методы: социометрия, опрос, наблюдение, тесты, контент-анализ, анализ кейсов.

III. Содержание и характер совместной деятельности

1. Учебная деятельность (общая характеристика успеваемости (отличники, неуспевающие), виды контроля за успеваемостью, требования классного руководителя, актива и всего класса, взаимопомощь, ее виды и организация).

Мотивация учебной деятельности в классе. Отношение к различным учебным предметам, активность на уроках, подготовленность к урокам. Сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся. Формирование мотивации учения классным руководителем и другими педагогами.

Дисциплина в классе, отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалка, подсказка, списывание). Проблемы поведения на уроках. Случаи конфликтного поведения. Причины нарушений дисциплины.

Общественно-полезный труд.

Трудовые навыки и умения. Отношения к труду. Индивидуальные осо­бенности отношения к труду. Участие класса в различных видах обществен­но-полезного труда. Энтузиазм, инициативность и пассивность.

3. Увлечения и интересы обучающихся. Интерес к современным политическим событиям, музыке, литературе, спорту, кино, коллекционированию и т.д.; формы проявления этого интереса (занятия в секциях, кружках, на факультативах и т.п). Неформальные потребности и интересы. Отношение к интернет-играм, социальным сетям, занятиям кибербуллингом, троллингом.

Методы: наблюдение, интервью, анкета, контент-анализ.

IV. Общие выводы и предложения.

1. Основные психологические особенности класса, особенности учебной деятельности, взаимоотношений, психологического климата.

2. Структура группы. Социометрические особенности. Уровень (стадия) развития группы.

3. Определение основных недостатков организации жизни группы и взаимоотношений ее членов, пути их ликвидации.

4. Психолого-педагогические рекомендации по развитию группы. Рекомендуемые методы управления классом.

 

Содержание отчета

1. Протоколы наблюдений.

2. Приложения (заполненные бланки тестов, анкет, вопросы и ответы проведенных бесед, а также интерпретация и анализ результатов исследования).

3. Собственно характеристика учебной группы (класса) по приведенной схеме.

4. Аналитический отчет.

Аналитический отчет

Основная задача аналитического отчета – рефлексия квазипрофессиональной деятельности практикантом, самоанализ и самооценка своего стиля деятельности, компетентности, определение стратегий профессионального развития.

Аналитический отчет включает:

- общее впечатление и особенности данной практики;

- уровни реализации целей и задач практики;

- самоанализ себя как педагога (с самодиагностикой профессиональной компетентности по предложенным методикам в Приложении 2);

- положительные и отрицательные моменты в подготовке студентов к психологической работе, выявленные в процессе практики (иллюстрация примерами);

- рекомендации по дальнейшему улучшению преподавания психологических дисциплин;

- конкретные рекомендации по улучшению руководства практикой студентов по психологии.

Критерии оценки качества выполнения задания

1. Уровень оперирования теоретическими знаниями, психологическими категориями в тексте характеристики.

2. Наличие в характеристике фактологического материала и его качество (примеры конкретных педагогических ситуаций, результаты наблюдения и данные эмпирического исследования; согласованность между содержанием характеристики и фактами, приведенными в материалах исследования (результатах тестов, кейсах)).

3. Логичность и доказательность излагаемого материала.

4. Обоснованность и содержательность промежуточных и итоговых выводов, педагогических рекомендаций.

5. Оформление отчета в соответствии с требованиями.

Методические указания

к оформлению отчета по психологической практике

1. Отчет помещать в папку-скоросшиватель с мягкой пластиковой обложкой. В оформлении отчета использовать листы формата А4. Отчет заверяется печатью учебного заведения.

2. Структура отчета: титульный лист, оглавление, введение, характеристика коллектива, психологический анализ урока, аналитический отчет, список литературы, приложения.

3. Титульный лист должен содержать полные сведения о студенте, включая факультет, курс, группу, направление и профиль подготовки, год, а также необходимо указать – бюджетная или коммерческая основа, очная или заочная форма обучения.

4. Во введении указать цели психологической практики, методы исследования, место и время прохождения практики.

5. В психологической характеристике группы описывать структуру группы, отношения в классе с опорой на данные методов исследования: наблюдения, беседы с учениками и классным руководителем, диагностических методик (Приложение1).

6. Использовать в характеристике такие речевые обороты, как: «Согласно данным методики…», «Результаты проективного теста показали, что …», «По отзывам учеников…», «(см. Приложение …)» и т.п.

7. В отдельном файле к характеристике обязательно приложить следующие материалы: заполненные бланки тестов, анкет, вопросы и ответы проведенных бесед, а также интерпретацию и анализ результатов исследования. Без приложений характеристики не принимаются и практика не засчитывается!

Требования к характеристике

Характеристика должна быть ПОДРОБНОЙ, НЕ ФОРМАЛЬНОЙ, АВТОРСКОЙ.

Главные требования – наличие глубокого анализа материала наблюдений и данных, полученных при проведении методик, и не формальный характер отчета (чтобы видно было своеобразие класса! За идентичные работы автоматически снижается оценка). С целью изучения группы следует использовать 4 методики. Результаты проведенных методик должны быть органично включены в характеристику со ссылками на методики! Сами тесты с обработкой и результатами должны быть представлены отдельно. К характеристике обязательно прилагаются материалы, получен­ные через социометрию, референтометрию, анкеты, тесты, беседы и т.п. Без приложений этих материалов характеристики не принимаются и практика не засчитывается.

Характеристика заверяется печатью образовательного учреждения, в кото­ром студент проходил практику.

Методики представлены ниже (Приложение 1. Методики исследования психолого-педагогической характеристики группы)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.013 с.)