II. Организация класса, руководство им 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Организация класса, руководство им



ПРОГРАММА

изучения и составления психологической характеристики учебной группы (класса)

Цель: развитие исследовательских компетенций студентов, формирование организаторских, коммуникативных умений, а также умений оценивания и обоснования рекомендаций по работе с учебной группой.

Этапы работы:

Теоретический этап: 1) актуализация знаний о психологии малой группы и динамических процессах, происходящих в ней; 2) изучение группы учащихся в указанных аспектах методом наблюдения; 3) формулирование предварительных рассуждений и выводов относительно группы школьников.

Экспериментальный этап: 1) продолжение изучения группы учащихся с использованием специальных методик; 2) сопоставление полученных результатов с данными наблюдения и предварительными выводами.

Конструктивный этап: 1) обобщение данных и составление психологической характеристики группы обучающихся; 2) формулирование педагогических рекомендаций относительно развития данной группы.

Рефлексивный этап: 1) определение отношения к данному заданию (наиболее яркие впечатления, чувства, трудности); 2) предложения по совершенствованию задания; 3) динамика отношения к данной группе, школе, к педагогической профессии в целом.

Методические рекомендации

Сначала студентам следует внимательно ознакомиться с программой изучения и составления психологической характеристики учебной группы (класса).

На теоретическом этапе студентам необходимо актуализировать свои знания по психологии группы, обратившись к соответствующей литературе. Важно определить цели и задачи исследования, подобрать и проанализировать средства и пути их реализации. Студентам нужно ознакомиться с ключевыми понятиями, приведенными ниже, в случае необходимости обратиться к словарю.

На экспериментальном этапе следует правильно организовать исследование. Важно подобрать время и место, в котором студент будет осуществлять наблюдение или беседу. Самый неудачный вариант – предложить собеседнику немедленно поговорить или договариваться о возможности присутствия на уроке уже после его начала. Кроме того, необходимо выбрать время для анализа документов – журнала, дневников, медицинской карты.

Чрезвычайно важно, чтобы информация в ходе исследования фиксировалась и протоколировалась. Формы протоколов исследования представлены ниже. Протокол исследования должен содержать подробную запись действий, речи объекта наблюдения, собеседника.

Примерная форма протокола исследования

1) протокол №...; (наблюдения, анализа продуктов деятельности, анализа документов)

- общие сведения: дата проведения исследования, испытуемый;

- название объекта исследования (журнал, дневник);

- цель исследования;

- материал, подлежащий исследованию;

2) ход исследования: подробное описание процесса проведения исследования;

- обработка данных и их психологическая интерпретация;

- психолого-педагогические выводы.

Результаты наблюдений рекомендуется оформлять в виде дневниковых записей в форме таблицы, выделяя следующие графы (см. Табл.1).

Таблица 1

Протокол наблюдения №1

Объект наблюдения: ___________________________________________________

Цель исследования: ____________________________________________________

Дата исследования: ____________________________________________________

 

Время Наблюдаемые факты Психологический анализ и выводы
  Пример На уроке ученики постоянно отвлекаются от заданий, разговаривают друг с другом на темы, не касающиеся урока, обзывают друг друга, на предложения учителя начать работать большинство учащихся не реагирует Пример Учитель не может держать дисциплину в классе. Необходимо, разобравшись в причинах, найти способы решить данную проблему.
     

 

Результаты бесед с классным руководителем (педагогами школы) могут быть представлены следующим образом (см. Табл.2).

Таблица 2

Протокол беседы с классным руководителем (педагогом)

Цель исследования: _____________________________________________________

Дата исследования: _____________________________________________________

 

Целевые вопросы беседы Ответы Выводы
Пример Какие интересы и увлечения присутствуют у учащихся? Пример Кажется, Иванов занимается спором. Про остальных не знаю. Пример Классный руководитель не достаточно информирован о жизни детей вне школы.
     

 

Наблюдения за спонтанной деятельностью учащихся можно оформлять в виде таблицы (см. Табл.3).

Таблица 3

Протокол наблюдений за характером взаимодействия учащихся

Дата Описание ситуаций совместной деятельности и общения Ф.И. учащихся Психологический анализ и выводы
  Пример Во время перемены несколько учеников класса обступили N. и начали смеяться над ним, обзывать, толкать. Никто в классе не заступился за мальчика.   Пример Вероятно, N. – аутсайдер в классе. Вероятная причина отвержения в том, что мальчик – мигрант. Возможные пути изменения отношения к нему одноклассников: беседы с классом, вовлечение данного ученика в совместную с классом деятельность, ненавязчивая демонстрация его положительных качеств и т.д.

 

В процессе записи можно фиксировать поведение в различных ситуациях: на разных уроках, перемене, внеклассном мероприятии. Напротив фамилии условными знаками обозначается характер участия учащегося в деятельности.

Такие записи можно вести ежедневно или несколько раз в неделю в форме дневника наблюдений, оставляя место для последующего анализа зафиксированных фактов.

На этом этапе студенты также проводят психодиагностику по предложенным методикам.

Конструктивный этап предусматривает количественный и качественный анализ полученных в ходе исследования данных, а также их интерпретацию. Важно аргументировать свои выводы с точки зрения психологического знания возрастных и индивидуальных особенностей.

При оформлении документации следует обратить особое внимание на сохранность исходных записей, сделанных непосредственно в ходе исследования, исходные протоколы прикладываются к характеристике.

На рефлексивном этапе студент анализирует предыдущие этапы, качество их реализации, описывает свои впечатления, отношение к заданию в целом.

А.Э. Штейнмец рекомендует ответить на следующие вопросы:

Какие впечатления остались у вас от предыдущих этапов?

Какие трудности и чувства возникали в процессе работы над заданием?

Что вам дала работа над ним?

Можно ли сказать, что работа вам понравилась? Почему?

Если задание чем-то не понравилось, постарайтесь поточнее сформулировать, чем именно.

Может быть, у вас появились предложения по его улучшению?

Итак, студент проводит психодиагностическое исследование группы по предложенным методикам (см. Приложение 1), обрабатывает результаты, интерпретирует полученные данные, делает выводы.

Затем студент составляет психолого-педагогическую характеристику группы (класса), используя данные, полученные в ходе наблюдения (составления протоколов наблюдения), тестирования, анкетирования, анализа продуктов деятельности, классного журнала, беседы с педагогами.

Таким образом, студент последовательно проходит через несколько этапов:

- изучение разделов схемы психолого-педагогической характеристики;

- установление контакта с классом, сбор и оформление общих сведений о нем: определение состава учащихся по возрасту, полу и т.д.;

- сбор и оформление исследовательского материала о межличностных отношениях в группе: выявление лидеров (официальных и неофициальных), микрогрупп, выявление учащихся с низким и высоким статусом и причин такого статуса;

- изучение и анализ групповых ценностей;

- изучение и оценка психологического климата в группе;

- составление и написание психолого-педагогической характеристики группы учащихся, формулировка выводов.

Схема

составления психологической характеристики группы (класса)

I. Общие сведения о классе

1. Структура класса и история его формирования:

а) количество учащихся (мальчиков, девочек), возрастной состав;

б) наличие второгодников, одаренных детей, конфликтных, агрессивных детей, мигрантов, сирот, детей с отклонениями в развитии, количество учащихся из полных и неполных семей;

в) слияние класса с другими группами, смена классного руководителя и т.д.

2. Психофизическое здоровье учащихся:

а) анализ результатов медицинского обследования учащихся класса (медицинские группы);

б) фамилии учащихся, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей – предметников;

в) отношение больного ребёнка и его семьи к его здоровью и отношение самого ученика к своей болезни;

г) соотношение здоровья и учебных результатов.

3. Характеристика семей учащихся:

а) возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни в семьях;

б) отношение родителей к школе и учебным успехам ученика;

в) характеристика взаимоотношений детей и родителей;

г) ценностные ориентации семей учащихся.

Методы: наблюдение, беседа, контент-анализ.

 

III. Содержание и характер совместной деятельности

1. Учебная деятельность (общая характеристика успеваемости (отличники, неуспевающие), виды контроля за успеваемостью, требования классного руководителя, актива и всего класса, взаимопомощь, ее виды и организация).

Мотивация учебной деятельности в классе. Отношение к различным учебным предметам, активность на уроках, подготовленность к урокам. Сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся. Формирование мотивации учения классным руководителем и другими педагогами.

Дисциплина в классе, отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалка, подсказка, списывание). Проблемы поведения на уроках. Случаи конфликтного поведения. Причины нарушений дисциплины.

Общественно-полезный труд.

Трудовые навыки и умения. Отношения к труду. Индивидуальные осо­бенности отношения к труду. Участие класса в различных видах обществен­но-полезного труда. Энтузиазм, инициативность и пассивность.

3. Увлечения и интересы обучающихся. Интерес к современным политическим событиям, музыке, литературе, спорту, кино, коллекционированию и т.д.; формы проявления этого интереса (занятия в секциях, кружках, на факультативах и т.п). Неформальные потребности и интересы. Отношение к интернет-играм, социальным сетям, занятиям кибербуллингом, троллингом.

Методы: наблюдение, интервью, анкета, контент-анализ.

Содержание отчета

1. Протоколы наблюдений.

2. Приложения (заполненные бланки тестов, анкет, вопросы и ответы проведенных бесед, а также интерпретация и анализ результатов исследования).

3. Собственно характеристика учебной группы (класса) по приведенной схеме.

4. Аналитический отчет.

Аналитический отчет

Основная задача аналитического отчета – рефлексия квазипрофессиональной деятельности практикантом, самоанализ и самооценка своего стиля деятельности, компетентности, определение стратегий профессионального развития.

Аналитический отчет включает:

- общее впечатление и особенности данной практики;

- уровни реализации целей и задач практики;

- самоанализ себя как педагога (с самодиагностикой профессиональной компетентности по предложенным методикам в Приложении 2);

- положительные и отрицательные моменты в подготовке студентов к психологической работе, выявленные в процессе практики (иллюстрация примерами);

- рекомендации по дальнейшему улучшению преподавания психологических дисциплин;

- конкретные рекомендации по улучшению руководства практикой студентов по психологии.

Критерии оценки качества выполнения задания

1. Уровень оперирования теоретическими знаниями, психологическими категориями в тексте характеристики.

2. Наличие в характеристике фактологического материала и его качество (примеры конкретных педагогических ситуаций, результаты наблюдения и данные эмпирического исследования; согласованность между содержанием характеристики и фактами, приведенными в материалах исследования (результатах тестов, кейсах)).

3. Логичность и доказательность излагаемого материала.

4. Обоснованность и содержательность промежуточных и итоговых выводов, педагогических рекомендаций.

5. Оформление отчета в соответствии с требованиями.

Методические указания

к оформлению отчета по психологической практике

1. Отчет помещать в папку-скоросшиватель с мягкой пластиковой обложкой. В оформлении отчета использовать листы формата А4. Отчет заверяется печатью учебного заведения.

2. Структура отчета: титульный лист, оглавление, введение, характеристика коллектива, психологический анализ урока, аналитический отчет, список литературы, приложения.

3. Титульный лист должен содержать полные сведения о студенте, включая факультет, курс, группу, направление и профиль подготовки, год, а также необходимо указать – бюджетная или коммерческая основа, очная или заочная форма обучения.

4. Во введении указать цели психологической практики, методы исследования, место и время прохождения практики.

5. В психологической характеристике группы описывать структуру группы, отношения в классе с опорой на данные методов исследования: наблюдения, беседы с учениками и классным руководителем, диагностических методик (Приложение1).

6. Использовать в характеристике такие речевые обороты, как: «Согласно данным методики…», «Результаты проективного теста показали, что …», «По отзывам учеников…», «(см. Приложение …)» и т.п.

7. В отдельном файле к характеристике обязательно приложить следующие материалы: заполненные бланки тестов, анкет, вопросы и ответы проведенных бесед, а также интерпретацию и анализ результатов исследования. Без приложений характеристики не принимаются и практика не засчитывается!

Требования к характеристике

Характеристика должна быть ПОДРОБНОЙ, НЕ ФОРМАЛЬНОЙ, АВТОРСКОЙ.

Главные требования – наличие глубокого анализа материала наблюдений и данных, полученных при проведении методик, и не формальный характер отчета (чтобы видно было своеобразие класса! За идентичные работы автоматически снижается оценка). С целью изучения группы следует использовать 4 методики. Результаты проведенных методик должны быть органично включены в характеристику со ссылками на методики! Сами тесты с обработкой и результатами должны быть представлены отдельно. К характеристике обязательно прилагаются материалы, получен­ные через социометрию, референтометрию, анкеты, тесты, беседы и т.п. Без приложений этих материалов характеристики не принимаются и практика не засчитывается.

Характеристика заверяется печатью образовательного учреждения, в кото­ром студент проходил практику.

Методики представлены ниже (Приложение 1. Методики исследования психолого-педагогической характеристики группы)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

Им. М.Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

 

 

Институт исторического и правового образования

Специальность «История» 5 курс

Кафедра психологии

 

 

ИВАНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

 

 

Отчет по психологии

 

Руководитель педагогической

практики по психологии:

кандидат психол. наук, доцент

Иванченко Т.П.

 

 

Отделение очное

2015-2016

Приложение 1

Тестовый материал

Инструкция: «Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем классе».

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

а) внимательно прочитать варианты ответов»;

б) выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению;

в) поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа.

 

1. Отметьте, пожалуйста, с какими из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

Большинство одноклассников – хорошие, симпатичные люди. ____
В нашем коллективе есть всякие люди.  
Большинство одноклассников – люди малоприятные.  

2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы Ваши одноклассники жили близко друг от друга?

Нет, конечно  
Скорее нет, чем да  
Не знаю, не задумывался об этом  
Да, конечно  

3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

  Да Пожалуй, да Не знаю, не думал об этом Пожалуй, нет Нет
Деловых качеств большинства одноклассников          
Личных качеств большинства одноклассников          

 

4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

                 
                 

5. Если бы у Вас возникла возможность провести каникулы вместе с одноклассниками, то как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне устроило  
Не знаю, не задумывался над этим  
Это меня бы совершенно не устроило  

6. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве Ваших одноклассников, с кем они охотно общаются по деловым (учебным) вопросам:

Нет, не мог бы  
Не могу сказать, не задумывался над этим  
Да, мог бы  

7. Какая атмосфера преобладает в Вашем классе?

От 1 – нездоровая, нетоварищеская атмосфера, до 9 – наоборот, атмосфера взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток Вы бы поместили свой класс?

                 
                 

8. Как Вы думаете, если бы Вы перешли в другую школу или долго не ходили бы по какой-либо причине на учебу, стремились бы Вы встречаться с Вашими одноклассниками?

Да, конечно  
Скорее да, чем нет  
Затрудняюсь ответить  
Скорее нет, чем да  
Нет, конечно  

 

Обработка результатов

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида.

Участники опроса Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
       
       
       
     
     
n      

 

В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0.

Эмоциональный компонент: вопросы 1, 4 и 7.

Когнитивный компонент – 3 и 6.

Поведенческий компонент – 2, 5, 8.

 

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента

 

Э=∑(+) - ∑(-) ∕ n,

где ∑(+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце,

∑(-) – количество отрицательных ответов, n – число членов группы, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0, 33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй – противоречивыми, неопределенными, а третий – положительными.

С учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1) полностью положительное – климат коллектива весьма благоприятный;

2) положительное – климат в целом благоприятный;

3) полностью отрицательное – климат в коллективе совершенно неудовлетворительный;

4) отрицательное – климат в целом неудовлетворительный;

5) противоречивое, неопределенное.

 

Определение индекса групповой сплоченности Сишора [1]

Назначение и инструкция. Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная - -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

1) Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2) Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4) Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5) Живу и существую отдельно от нее (1).

6) Не знаю, затрудняюсь ответить (-1).

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1) Да, очень хотел бы перейти (1).

2) Скорее перешел бы, чем остался (2).

3) Не вижу никакой разницы (3).

4) Скорее всего остался бы в своей группе (4).

5) Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6) Не знаю, трудно сказать (-1).

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве классов (1).

4) Не знаю, трудно сказать (-1).

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4) Не знаю. (-1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4) Не знаю (-1).

Уровни групповой сплоченности:

15,1 баллов и выше - высокая;

11,6 - 15 балла - выше средней;

7- 11,5 - средняя;

4 - 6,9 - ниже средней;

4 и ниже - низкая.

 

 

Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) [2]

(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

Назначение. Методика нацелена на выявление ЦОЕ на основе групповой общности при выборе наиболее ценностно-значимых качеств из стимульного списка.

Инструкция. Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые вы считаете наиболее ценными для успешной совместной работы в классе.

 

МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИИ

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Ход выполнения. Перед началом опроса осуществляется инструктаж тестируемого класса. В ходе которого следует объяснить группе цель иссле­дования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Результаты тестирования не должны разглашаться в классе, они могуг быть представлены только психологу школы и/или классному ру­ководителю.

Инструкция. «При формировании Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно зна­комы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно опреде­лились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши поже­лания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с классом. Отсутствие доверия, подозрения в том, что результаты опроса мо­гут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого переходят к опросу, которому подвергаются все члены класса. Ученики записывают фамилии одноклассников, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указывают свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы ученики не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности отве­тов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов класса, не следует препят­ствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно напи­сать на доске.

Каждый ученик имеет право выбрать только трех человек.

Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоцио­нальных связей, другие - деловых.

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О.____________________________класс__________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фами­лии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно

учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем бы из своей группы ты пошел в разведку?

а)

б)

в)

Обработка полученных данных. На основании результатов по каждому вопросу отдельно составля­ется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номе­ра, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выбо­ров (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Алексееву, 2) Осипова и 3) Васильеву, то ставятся соответствующие выбора на пересечении седьмой строки со столбцами 1,9 и 3.

Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Алексеева выбрала №10 Орлова, а Орлов выбрал №1 Алексееву, то эти два выбора (с координатами (1,10) и (10,1)) обводятся в кружок (взаим­ный выбор). В таблице они показаны индексами. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек - кружками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

 

Кто выбирает Кого выбирают
                    I!
1. А-ва. А. *                 2,  
2. Б-ва. К.   *                  
3. В-ва. В.     *       1,        
4. Д-ва. С.       *              
5. И-ва.В.         *       3,    
6. Ф-ва. А           *          
7. Л-в.В.     3,       *        
8. Н-в.К.               *      
9. О-в.С         1,       *    
10. О-в.О. 1,                 *  
11.П-В.С.                     *
Количество выбо­ров                      
Количество взаим­ных выборов                      

Для вычисления «индекса групповой сплоченности»- Сгр, количество полученных взаимных выборов (6), сравнивается с теоретически возможным

числом выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности — 0,6 — 0,7

2. На основе социоматрицы возможно построение трех социограмм, кото­рые делают возможным наглядное представление социометрии в виде схе-

мы—«мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг — это «зона звезд» в которую попадают лидеры, набрав­шие максимальное количество выборов.

II) Второй круг — зона предпочитаемых, в которую, входят лица, набравшие количество выборов выше среднего показателя.

III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV) Четвертый круг — зона изолированных — те, которые не получили ни одного выбора.

Взаимный выбор обозначают сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбрал, к тому, кого выбрал он). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вы­черчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и др.) заштриховывают.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллекти­ве и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Индивидуальные социограммы лидера «А» и изолированного «Б»

Для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе нередко строят индивидуальные социограммы, которые изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

 


Приложение 2

Методика

«Профессиональные установки учителя»

Отметьте педагогические умения, которые, на Ваш взгляд, наиболее важны в профессии педагога.

1. В любой ситуации помнить, что школьник это личность.

2. Умение грамотно и правильно говорить.

3. Умение доверительно и открыто говорить, обладать богатым словарным запасом, быть эрудитом.

4. Умение превращать учащихся в соавторов учебного процесса.

5. Умение ставить на место нарушающих дисциплину, беречь достоинство учителя.

6. Умение слушать ребенка, интересоваться его мнением.

7. Знание потребности и интересы учащихся.

8. Оберегать симпатичных Вам учащихся от мешающих им учиться, невоспитанных, дурно на них влияющих учеников.

9. Умение обеспечить активную роль учащихся на уроке.

10. Умение адаптировать любой материал к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

11. Умение держать дистанцию, не выходить за рамки роли учителя, не становиться на один уровень с учениками.

12. Умение добиться того, чтобы все ученики следовали за ходом мысли учителя, слушали его внимательно.

13. Не выделять любимчиков, равно принимая всех учащихся.

14. Умение достигать дисциплины на уроке, добиваться того, чтобы все ученики усвоили материал.

15. Умение при любых обстоятельствах следовать плану урока.

16. Умение выделять в ученике главное — его учебные возможности и работоспособность, отвлекаясь от второстепенных черт его личности.

17. Умение оставить все свои чувства в стороне, руководствуясь в общении с учениками только целесообразностью.

18. Умение вчувствоваться во внутренний мир учащихся, сопереживать им.

Ключ: Вопросы разбиты на пары: 1-5; 13-8; 3-11; 9-14; 4-15; 6-12; 7-16; 10-2; 18-17.

Первый номер – свидетельство по интереса к личности учащихся, ориентация на их творческое развитие и сотворчество с ними, желание вжиться в их внутренний мир независимо от того, нравятся или не нравятся они нам. Стремление адаптировать учебные материалы к ученику. Второй номер в паре говорит о том, что Вы, мало интересуясь личностью ученика, ориентируясь в основном на действия, независимо от их влияния на детей, не стремитесь к сотрудничеству, склонны к авторитарному поведению, делите детей на любимых и нелюбимых.

В соответствии с этим подсчитать общую сумму баллов ответов «да» на вопросы 1,3,4,6, 7, 9, 10, 13, 18 и ответов «нет» на вопросы 2, 5, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 17.

Общая сумма ответов или баллов свидетельствует о профессиональных установках учителя. Чем ближе эта сумма к 18, тем более учитель отражает соответствие принципам гуманистической педагогики. Если общая сумма баллов:

18-14 – профессиональная установка учителя – гуманизм;

14-10 – профессиональные установки учителя в основном гуманные, но иногда в деятельности педагога проявляется авторитаризм.

Менее 10 баллов – учительс авторитарным стилем поведения.

 

Методика

«Психологическая компетентность учителя»

 

Если Вы согласны с утверждением теста, то поставьте рядом с номером утверждения «да» или «+»; если Вы с утверждением не согласны, то поставьте рядом с его номером «нет» или «-».

1. Чем старше ребенок, тем важнее для него слова как знаки внимания и поддержки взрослых.

2. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.

3. Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояние детей, передаются им, вызывая ответные чувства.

4. Подчеркивая ошибки ребенка, мы избавляем его от них.

5. Отрицательная оценка вредит благополучию ребенка.

6. Детей необходимо воспитывать в строгости, чтобы они выросли нормальными людьми.

7. Ребенок никогда не должен забывать о том, что взрослые старше, умнее и опытнее его.

8. Ребенок окружен повсеместной симпатией и вниманием, отягощен неприятными переживаниями раздражения, тревоги и страха.

9. Негативные реакции детей надо подавлять для их же пользы.

10. Детей не должны интересовать эмоции и внутренние переживания взрослых.

11. Если ребенок не хочет, всегда можно его заставить.

12. Детей надо учить, указывая на подходящие примеры.

13. Ребенку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых.

14. Ребенок должен постоянно быть предметом внимания и симпатии взрослых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.0.155 (0.225 с.)