Английский как глобальный язык. Взаимодействие языков в эпоху глобализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Английский как глобальный язык. Взаимодействие языков в эпоху глобализации.



Глобализация языка опасна и для англоязычных народов. Складывается впечатление, что сейчас и культура, заложенная в английском языке, и даже национальная идентичность англоязычных народов как бы выставлены напоказ и стали достоянием всего мира.

Глобальным английским становится язык учебников, какой-то "дистиллированный" английский. Но это же достаточно искусственный, "не совсем живой" язык. Здесь следует обратить внимание на два аспекта проблемы. Во-первых, весь мир использует, в сущности, этот прагмолингвистический стиль. Вторая особенность связана с тем, что называется "сниженной лексикой". В русском языке, например, идет огромный поток этой сниженной лексики, бранной, вульгарной. Так вот, как ни странно, в современной Англии происходит то же самое. Я думала, ну почему же в Англии развиваются те же процессы варваризации, увеличения доли сленга, просторечий, даже дикторы на телевидении говорят с акцентом, употребляя вульгаризмы? Моя мысль такая: поскольку нормативный язык англичан стал всеобщим достоянием, они хотят спрятаться за сленг.

Глобальный, или международный, английский значительно отличается от британского английского. Выходит, что он не является официальным языком ни одной европейской страны. В то же время, по иронии судьбы, международный английский обособил британцев в Европе, они как бы выпали из общего европейского контекста. Большинство англичан из-за того, что они говорят на самом универсальном языке, редко испытывают желание, а еще реже нужду, учить какой-либо европейский язык. А ведь именно многоязычие и культурное многообразие является квинтэссенцией Европы...

Что касается «международного английского», остается лишь удивляться и гадать, почему, вопреки современному историческому, политическому и экономическому контексту в Европе, он стал универсальным языком, что называется lingua franca. Его доминирование настолько сильно, что даже вечно сопротивляющаяся Франция была вынуждена признать, что английский не может больше рассматриваться как иностранный язык.

В наше время американский английский - это язык экономической, военной и политической супердержавы, которая диктует свои правила в мире. Со временем американское влияние только усилилось. Глобализация торговли, экономики и распространение американского образа жизни - то, что называется «американизацией», - способствовали и глобализации американского английского. В других языках стали появляться заимствования из американского.

Очевидно, что процессы глобализации имеют и лингвистические аспекты, в виде распространения того или иного языка в современном мире.
Кстати, если исследователь стоит на позициях лишь механического подсчета количества людей, говорящих в мире на том или ином языке, то он вынужден будет признать, что английский язык не занимает в этом списке первого места и потому не должен претендовать на роль языка глобального общения.
По последним данным ЮНЕСКО, по числу говорящих на первом месте в мире стоит китайский язык, и ряд специалистов предполагает, что в ближайшем будущем перед мировым сообществом реально встанет проблема массового освоения китайского языка носителями других языков и культур. Такая перспектива, тем не менее, пока представляется достаточно отдаленной.
Сегодня наблюдается другой процесс, когда огромное количество людей в мире, в том числе и в Китае, эффективно и в сжатые сроки осваивают английский язык для целей повседневного и профессионального общения. Мир вступил в эпоху коммуникативного сдвига (communicative shift), суть которого состоит в объективной необходимости национально-англоязычного билингвизма.
Эпоха глобализации внесла существенные коррективы в процессы языковых заимствований. Известный немецкий лингвист Х. Пфандль отмечает, что, в отличие от предыдущих столетий, сегодня фактически единственным источником заимствований в большинстве языков является английский язык, чаще всего в его американском варианте.
Лингвисты очень часто ставят в пример арабский язык, потому что арабы сохраняют свою культуру, свой язык.
При этом, учить иностранные языки и дружить культурами и странами, континентами и народами, обмениваться опытом с Западом и Востоком, но в тоже время не забывать про русский язык, стараться что-то сделать хорошее для русского языка и для нашей страны, а не бежать как крысы с тонущего корабля и не подделываться под чужие культуры.
Но самое трагичное заключается в том, что заимствование из иностранного языка это еще не вся проблема. Доминирование европейских языков над русским приводит к тому, что мы стали отмечать «хеллоуин», день святого Патрика наряду с праздниками, которые близки православию.

 

Глобальные города.

Центрами нового мирового сообщества стали глобальные города. Агломерации, наделенные колоссальными финансовыми, управленческими, информационными и политическими функциями. Ни одна страна мира не может быть в числе лидеров, если не имеет хотя бы одного глобального города

Ранги, категории   Глобальные города  
α (альфа) — ведущие   Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио  
  Лос-Анджелес, Милан, Сингапур, Сянган (Гонконг), Чикаго, Франкфурт-на-Майне      
β (бета) — главные         Сан-Франциско, Сидней, Торонто, Цюрих  
  Брюссель, Мадрид, Мехико, Сан-Паулу  
  Москва, Сеул  
γ (гамма) — второстепенные       Амстердам, Бостон, Вашингтон, Даллас, Джакарта, Дюссельдорф, Женева, Йоханнесбург, Каракас, Мельбурн, Осака, Прага, Сантьяго-де-Чили, Тайбэй, Хьюстон  
  Бангкок, Варшава, Монреаль, Пекин, Рим, Стокгольм  
  Атланта, Барселона, Берлин, Будапешт, Буэнос-Айрес, Гамбург, Копенгаген, Куала-Лумпур, Майами, Манила, Миннеаполис, Мюнхен, Стамбул, Шанхай  
d (дельта) — формирующиеся     Афины, Вена, Дублин, Лион, Люксембург, Мумбай (Бомбей), Дели, Рио-де-Жанейро, Тель-Авив, Филадельфия, Хельсинки  
  Абу-Даби, Алма-Ата, Бирминген, Богота, Братислава, Брисбен, Бухарест, Ванкувер, Гаага, Детройт, Дубай, Каир, Лима, Лиссабон, Манчестер, Монтевидео, Кельн, Киев, Кливленд, Осло, Роттердам, Сиэтл, Хошимин, Штутгарт  
  Аделаида, Антверпен, Балтимор, Бангалор, Богота, Бразилиа, Генуя, Глазго, Гуанчжоу, Дрезден, Калгари, Канзас, Кейптаун, Колумбус, Лидс, Лилль, Марсель, Ричмонд, Санкт-Петербург, Ташкент, Тегеран, Турин, Утрехт, Ханой, Эдинбург  

 

Современность часто называют эпохой больших городов. Каксвидетельствуют данные ООН, при неуклонном росте абсолютного числа городов все большее количество населения в мире аккумулируют крупные мегаполисы. В середине прошлого века городами-миллионерами могла похвастаться каждая седьмая страна, в настоящее время - уже каждая третья. К 2008 году на планете сформировались 459 агломераций с населением более одного миллиона человек, в которых проживает примерно 40% горожан и 20% всего населения планеты (см. таблицу 1).

Но «крупнейшие» отнюдь не означает «сильнейшие». В последнее время особая категория мегаполисов — глобальные города (от англ. global cities) стали главными центрами активности мирового сообщества.

Немного теории

Термин «глобальный город» появился совсем недавно, в 90-е годы, в работах профессора социологии Чикагского университета С. Сассен. Госпожа Сассен сформулировала ряд гипотез, почему возникли такие города.

Во-первых, растущая географическая разбросанность экономической деятельности ведущих корпораций мира усилила значения их центральных функций. Чем больше разбросаны экономические операции фирмы по различным странам, тем сложнее ее центральные стратегические функции — управление, координация, обслуживание, финансирование всей системы операций компании.

 

Во-вторых, эти функции управления стали настолько сложными, что глобальные фирмы начинают передавать их на аутсорсинг специализированным сервисным компаниям, работающим по контрактам со штаб-квартирами корпораций.

В-третьих, специализированные сервисные компании, вовлеченные в сложные глобализированные рынки, как правило, размещаются в крупнейших городах. Сложность услуг, которые требуется произвести, неопределенность рынков, на которых они действуют, возрастающее значение скорости во всех сделках — вот совокупность условий, дающих новый импульс к развитию мегаполисов. Собирание компаний, талантов, экспертиз приводит к тому, что по набору функций городская среда становится похожей на информационный центр. Пребывание в городе можно сравнить с нахождением в крайне интенсивном и плотном информационном потоке.

В-четвертых, чем больше функций передается штаб-квартирой на аутсорсинг, тем проще становится выбор места размещения самой штаб-квартиры. Из этого следует, что ключевой сектор, для которого определяющее значение имеют преимущества глобальных городов, — высокоспециализированный и «высокоинформатизированный» сектор услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.006 с.)