Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы: учеб. пос. по курсу истории вокал. искусства /Л.К.Ярославцева. – М.: ГМПИ, 1981. – 90 с.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы: учеб. пос. по курсу истории вокал. искусства /Л.К.Ярославцева. – М.: ГМПИ, 1981. – 90 с.



Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы: учеб. пос. по курсу истории вокал. искусства /Л.К.Ярославцева. – М.: ГМПИ, 1981. – 90 с.

Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII – XX веков. М., 2004.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА

Формированию национальной итальянской вокальной школы, слава которой в большей степени связана с исторически сложившемся стилем bel canto, предшествовал длительный путь развития, завершившийся рождением нового жанра - оперы, впитавшего все лучшее, что накопилось за века в народном, церковном и светском музыкальном искусстве.

Гибкость мелодии, динамическое и ритмическое разнообразие народных песен (плач, тарантелла, сицилиана, лирические) предвосхитили вокальную основу итальянского академического пения. Нельзя не учитывать и способствующие пению фонетические особенности итальянского языка, с неизменностью звучания гласных относительно любых соседних согласных, с частым удвоением сонорных согласных, перед которыми звучание гласных требует высоко поднятого нёба, с отсутствием сложных звукосочетаний, активностью артикуляции.

Наряду с народным песенным творчеством в Италии получили широкое распространение музыкально-сценические представления - провозвестники оперы. Это были так называемые "майские игрища", в которых участвовали народный хор и солисты. Вокальные партии солистов в таких представлениях были предельно простыми и умещались в диапазон разговорной речи, то есть в пределах кварты и отличались тесной связью слова с музыкой.

Весь круг песнопений католической церкви объединялся понятием "грегорианский хорал", характерной особенностью которого было унисонное негромкое пение спокойной поступенной мелодии в медленном темпе и с равномерным ритмом. С IX по XI век унисонное пение стало дополняться полифонией, но значительная часть богослужения продолжала исполняться одноголосно или унисонно. С XII века появился обычай импровизировать украшения вокальных партий в основном верхнего голоса. С началом Возрождения особенно пышно расцвела манера расцвечивать вокальные партии церковных песнопений трелями, групетто, форшлагами и т.д. Это усложняло задачи исполнителей и требовало определенного искусства пения. В IX веке возникла "литургическая драма" - театрализация некоторых разделов богослужения. Позднее наиболее популярными музыкально-сценическими духовными произведениями, исполняющимися также в храмах, становятся "священные представления", создаваемые лучшими поэтами, музыкантами и художниками. Вокальные партии были в основном речитативного склада. Иногда монотонная мелодия украшалась несложными колоратурными ходами. Спектакли сопровождались небольшим инструментальным ансамблем.

Светская вокальная музыка раннего Возрождения (XIV век) характеризуется возросшим интересом к домашнему музицированию - пению под аккомпанемент лютни, виолы, арфы, маленького органа.

Начиная с середины XV века во многих западноевропейских странах и, в частности в Италии, стала господствовать многоголосная музыка нидерландской школы контрапунктического стиля, наиболее характерной чертой которой было плавное развертывание нескольких мелодических линий при разнообразии выразительных средств. Возникнув в рамках церковной музыки и отражая в целом эстетику церковного пения, строгий полифонический стиль использовал светские песенные жанры (фротолла, виланелла, канцона, мадригал), танцевальную ритмику, строфическую форму и звукоизобразительные элементы.

Светскими музыкально-сценическими предшественниками оперы были так называемые "пасторальные комедии" и "пасторальные драмы". В этих спектаклях наряду с небольшими хорами и балетом существенную роль играли певцы-солисты, вокальные партии которых отличались простотой, узким диапазоном, динамической одноплавностью, замедленным темпом. Таким образом в результате развития народной, церковной и светской вокальной музыки в течение многих веков накапливался певческий и артистический опыт, определивший наиболее яркие черты итальянской вокальной школы: сочетание кантиленного пения с виртуозностью, богатство художественного интонирования, любовное отношение к слову.

ПОДГОТОВКА ПЕВЦОВ-ПРЕМЬЕРОВ И ПРИМАДОНН

В Италии широко распространена подготовка певцов-премьеров и примадонн в частных школах. Здесь система обучения иная. Педагог заключает с учениками контракт, по которому обязуется подготовить определенные партии и обеспечить дебют. Ученик оплачивает уроки или занимается в счет будущего гонорара, определенный процент с которого обязуется выплачивать маэстро в течение того или иного срока.

Как правило, в частных школах занимаются два - четыре человека. Педагогом частной школы обычно бывает профессор консерватории или академии. Маэстро строго следит за режимом своих учеников и регулярной тренировкой. Занятия проходят ежедневно по два-три раза в день. Такая тщательная и систематическая работа опытного педагога-вокалиста дает, как правило, положительные результаты: маэстро успевает в установленный срок (полтора-два года) подготовить молодого певца к дебюту. Педагогические методы различны, но все они подчинены главному -формированию эталонного звучания: округлого, звонкого, близкого "опертого" на эластичное дыхание, которое, по выражению маэстро Барра, "должно гудеть, как гудит пламя в камине при хорошей тяге".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итальянская национальная вокальная школа прошла долгий и сложный путь развития от музыкально-сценических пасторалей Я.Пери, Д.Каччини до атональных произведений Л.Ноно и Л.Даллапиккола. Соответственно эволюционировали исполнительские стили, изменились эстетические критерии, методы голосообразования, педагогические принципы. Первые произведения флорентийцев XVII века, названные ими "dramma per musica", укладывались в октавный диапазон, требовали от певца четкого слова, музыкальной речи умеренной силы. С конца XVII века победило мелодическое начало и определяющим становится кантиленное пение. XVIII век - торжество виртуозности, искусства импровизации, блеска колоратуры. Это - век певцов-кастратов и колоратурных певиц.

Оперы Россини потребовали от певцов новых качеств: широкого диапазона, более изысканной динамики, тембрового разнообразия. Музыкальная драма Верди открыла следующую страницу в истории вокального искусства. На первый план выдвигается певец-актер, способный создавать глубоко правдивый, жизненный образ. Творчество композиторов XIX века (Россини, Беллини, Доницетти, Верди и композиторов-веристов - Масканьи, Леонкавалло, Пуччини) способствовало невиданному расцвету итальянского исполнительского искусства.

XX век расширяет понятие "итальянская школа пения", которое целесообразно определить как "эталонное оперное пение". Вокальная педагогика эволюционирует вслед за исполнительством: от скромных рекомендаций "легкого, свободного дыхания", при котором не должна "утомляться грудь", до развернутых рекомендаций, основанных на результатах аппаратурных исследований; от "грациозной улыбки" на светлых гласных в среднем участке диапазона к сложнейшим упражнениями в две - две с половиной октавы на округлых гласных "и" и "у"; от фальцетного звучания на верхнем участке голоса - к мощному "прикрытому" формированию кульминационных звуков.

Дома сирот, в которых обучались дети, сменились широкой сетью профессиональных учебных заведений - консерваториями, Центром усовершенствования при театре Ла Скала, Национальной академией. Учебные планы и программы профессиональных учебных заведений Италии предусматривают воспитание певца-актера, в совершенстве владеющего вокальной техникой в широком смысле, исполнительскими стилями, дающими возможность интерпретировать произведения различных эпох и стилей.

 

ФРАНЦУЗСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА

НЕМЕЦКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Немецкая вокальная школа как явление самобытное и национальное сформировалась лишь в середине XIX века, получив своеобразное наименование школы примарного тона. Однако инструментальный стиль исполнения, характеризующий немецкую школу пения, имеет давнюю историю.

Родоначальником инструментального исполнительского стиля является И.С.Бах. В его творчестве человеческий голос трактуется как совершенный инструмент. Такое понимание возможностей певческого голоса и инструментальный стиль исполнения отличают творчество В.Моцарта, Л.Бетховена, Р.Штрауса. Становление национальной вокальной немецкой школы связано с именем Р.Вагнера.

Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы: учеб. пос. по курсу истории вокал. искусства /Л.К.Ярославцева. – М.: ГМПИ, 1981. – 90 с.

Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII – XX веков. М., 2004.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.101.93 (0.008 с.)