Комплексного квалификационного



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексного квалификационного



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ПО «СИПК им.П.К.Менькова»

_________________ Е.М.Грунина

«______» _________________ 20_____г.

 

 

ПРОГРАММА

Комплексного квалификационного

Государственного экзамена

по предметам естественно-научной и профессиональной подготовки

для студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рассмотреноиутверждено

на заседании предметно-цикловой комиссии

«Дошкольной педагогики с частными методиками»

Протокол № ____ от «___» ________20___г.

 

Председатель комиссии

____________________ Тараненко С.М.

 

г. Севастополь


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная цель комплексного государственного экзамена по предметам естественно-научной и профессиональной подготовки для студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» состоит в проверке качества профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учреждений. Одновременно экзамен является подтверждением готовности будущего педагога к активному участию в формировании личности ребенка, в обучении и воспитании дошкольника.

Программа государственного экзамена включает вопросы общей педагогики, основ педагогического мастерства, истории педагогики, дошкольной педагогики, детской психологии, а также вопросы по частным методикам, отражающие основные положения учебных программ согласно Государственным стандартам содержания образования.

Программа государственного экзамена призвана проверить знания выпускников по курсу педагогики, психологии и частных методик. Программа содействует выявлению способности педагогического мышления, творческого подхода студентов к решению психолого-педагогических проблем, умений выпускников ретранслировать теоретические знания на практические обстоятельства, возникающие в педагогической деятельности, умений прогнозировать результаты педагогического воздействия.

На государственном экзамене студентам предъявляют следующие требования:

знание основных государственных документов и документов, регламентирующих деятельность в сфере образования и воспитания детей дошкольного возраста;

- знание основных теоретических положений по курсу педагогики, умение при изложении вопроса использовать знания по психологии и подтверждать теоретические положения опытом практической работы в дошкольных учреждениях;

- знание основных положений частных методик дошкольного образования, умение опираться при их изложении на знания возрастной педагогики, психологии и на опыт педагогической практики;

- знание современной психолого-педагогической и методической литературы;

- знание современного передового педагогического опыта работы дошкольных учреждений Крыма, Севастополя, теоретическое представление о новых педагогических технологиях, применяемых в дошкольных учреждениях.

В билеты государственного экзамена включаются вопросы:

1 вопрос - по педагогике;

2 вопрос – по психологии и одной из частных методик;

3 вопрос - практическое задание по педагогике, психологии или одной из частных
методик.


Педагогика

1. Воспитатель современного дошкольного учреждения. Профессиональные функции воспитателя. Профессиограмма воспитателя.

Педагог в современном дошкольном учреждении. Профессиограмма воспитателя: основные профессиональные функции (создание педагогических условий, обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей, осуществление воспитательно-образовательной работы, участие в педагогическом просвещении родителей и т.д.).

Основные требования к личности воспитателя (профессиональная направленность, педагогическая зоркость, оптимизм, эмпатия, культура профессионального общения, рефлексия и т.д.) и к его профессиональной подготовке.

 

Педагогика – наука о воспитании человека. Понятийный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика как область гуманитарного знания, социальная функция воспитания.

Предмет педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, обучение, образование, развитие. Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли.

Связь педагогики с философией, психологией, естественными науками и другими областями человекознания.

Дошкольная педагогика как наука, ее основные задачи. Предмет и объект дошкольной педагогики как науки.

Народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого, экспериментальные исследования и другие источники дошкольной педагогики как науки.

Актуальные проблемы дошкольного воспитания: гуманизация педагогической работы, обеспечение преемственности во всех сферах социального становления ребенка, создание национальной системы дошкольного образования.

 

Понятие развития личности. Биологические и социальные факторы развития личности, их характеристика.

Факторы, влияющие на развитие личности.

Понятие о процессе развития личности. Роль наследственности, врожденных особенностей, среды, воспитания и деятельности в развитии личности. Воспитание как определяющий фактор разностороннего развития ребенка-дошкольника.

 

4. Понятие системы образования РФ. Основные принципы и звенья системы образования. Закон РФ «О дошкольном образовании».

Понятие системы образования, зависимость от социально политических и экономических условий жизни общества. Структура системы образования, основные части. Основные принципы системы образования, их характеристика. Законодательная база системы образования РФ. Закон РФ «Об образовании». Национальная доктрина развития образования.

Законодательная база дошкольного образования: основные положения и содержание закона РФ «О дошкольном образовании».

 

5. Программа воспитания и обучения в дошкольном учреждении образования как документ, который выделяет цель, задачи, содержание, средства учебно-воспитательного процесса. Современные варианты программ, их содержание и особенности структуры.

«Программа» как документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. «Программа воспитания и обучения» как документ, определяющий цель, задачи, содержание и средства воспитательного процесса. Требования к программе: соответствие Закону РФ «Об образовании»; ориентация на общечеловеческую и национальную культуру, направленность на развитие способностей ребенка, формирование творчества, сочетание различных видов деятельности детей, ориентация воспитателя на реализацию индивидуального подхода.

Разные варианты современных программ.

6. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Год создания ФГОС ДО. Стандарт, как основа разработки образовательной программы ДО. Образовательные области различных видов деятельности (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Аспекты образовательной среды согласно требования ФГОС ДО (-предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому). Три группы требований, выдвигаемые ФГОС ДО. Отличительная особенность стандарта.

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Понятие о культурно-гигиенических навыках. Содержание в разных возрастных группах. Условия и приемы успешного формирования культурно-гигиенических навыков у детей разного возраста.

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Понятие, объем и содержание культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах. Условия и приемы успешного формирования культурно-гигиенических навыков. Особенности методики формирования культурно-гигиенических навыков у детей разного возраста.

Сенсорное воспитание и развитие. Содержание сенсорного воспитания. Методика сенсорного воспитания в разных возрастных группах.

Понятия: сенсорное развитие, сенсорное воспитание, сенсорная культура. Значение сенсорной культуры для интеллектуального развития ребенка. Сенсорное воспитание в системе Ф. Фребеля, М. Монтессори, А. Запорожеца, Л. Венгера, А. Усовой.

Задачи сенсорного воспитания: формирование у детей перцептивных действий, умение самостоятельно применять их в познавательной деятельности, формирование системы сенсорных эталонов. Определенный объем знаний о свойствах, качествах, отношениях предметов и явлений, способы обследования предметов и явлений, система эталонов – основное содержание сенсорного воспитания. Этапы обследования предметов.

 

9. Занятия как форма организации обучения. Виды занятий в современных дошкольных учреждениях. Особенности организации и методика проведения занятий в разных возрастных группах.

Понятие о занятии как форме организации обучения. Вклад А.П.Усовой в разработку проблемы. Гигиенические и педагогические требования к организации занятия, подготовка воспитателя к занятию. Подготовка помещения к занятию, необходимый тепловой, воздушный, световой режим, средства предупреждения утомляемости детей, требования к продолжительности занятий. Структура занятий.

Игрушка – как предмет материальной культуры общества. Образовательно-воспитательное значение игрушки. Основные виды игрушек. Народная игрушка.

Образовательно-воспитательное значение игрушки. Макаренко А.С. об игрушках. Виды, характеристика игрушек. Требования к игрушкам. Подбор игрушек. Народная игрушка, ее педагогическая и художественная ценность. Виды народных игрушек и их характеристика.

Ранний возраст. Общие особенности возрастного периода. Задачи и основные линии развития. Особенности организации режима дня. Методика проведения режимных процессов, разных видов деятельности и игр занятий с детьми.

Ведущие линии развития ребенка второго года жизни: речи, движений, предметных действий.

Особенности режима дня. Создание условий для игры и других видов деятельности: оборудование игровых комнат, подбор игрушек и пособий. Индивидуальное общение взрослого – необходимое условие развития детей.

Своеобразие игр и занятий.

Основные направления в психическом развитии детей: стремление к самостоятельности, дальнейшее развитие речи, наглядно-действенного мышления, активизация участия в сюжетной игре, появление элементов сообразительности и конструктивной деятельности, формирование взаимоотношений между сверстниками. Значение ведущих направлений развития для общего психического развития детей. Содержание воспитательной работы (по программе).

Соблюдение принципа постепенности при проведении режимных моментов. Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя. Учет возрастных особенностей детей. Эмоциональный фон. Совершенствование навыков и умений. Воспитательно-образовательное значение режимных моментов. Приемы, используемые в работе воспитателя.

 

Понятие «педагогическое общение». Характеристика стилей общения: авторитарного, демократического, либерального. Особенности педагогического общения взрослого с дошкольниками. Педагогический такт – условие правильного общения.

Основы педагогического мастерства: понятие педагогического общения и его место в профессиональной деятельности педагога.

Стили педагогического общения, их краткая характеристика. Влияний стилей общения на развитие личности детей в коллективе. Функции педагогического общения. Понятие педагогического такта. Правила поведения педагога в конфликтных ситуациях.

 

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Психологические новообразования детей первого года жизни

Познавательные – слаженность анализаторов и внешней активности, внешние ориентировочные действия, первое понимание и появление слов.

Двигательные – ходьба, прямохождение, манипулятивные движения.

Личностные – «комплекс оживления», кризис 1г.ж., демонстрация отчетливой реакции привязанности.

Симптомы кризиса трех лет

Кризис социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Э. Келер «О личности трехлетнего ребенка».

Проявление кризиса в сферах: отношение к миру; отношение к другим людям; отношение к себе.

Негативизм как отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Упрямство как реакция на свое собственное решение. Строптивость как протест против порядков. Своеволие как стремление к самостоятельности намерения, замысла. Обесценивание взрослых.

4. Основные психические новообразования дошкольного возраста

Соподчинение мотивов. Группы мотивов: интерес к миру взрослых, игровые, установление и сохранение положительных отношений со взрослыми и сверстниками, самолюбия и самоутверждения, личных достижений, соревновательные, познавательные, нравственные, общественные.

Возникновение первичных этических испытаний (С.Г. Якобсон)

Возникновение первого детского мировоззрения (Ж. Пиаже)

Возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин)

Возникновение личного сознания (Л.И. Божович). Осознание своего социального Я (ребенок, сын, дочь, брат, пешеход и др.) и возникновение внутренней позиции – отношение ребенка к своему месту в системе отношений окружающей действительности и переживание ее требований к себе.


Детей дошкольного возраста

 

СПИСОК

справочной и нормативной литературы, предоставленный студентам для использования на государственном экзамене

 

1. Должностные обязанности воспитателя.

2. Закон «Об образовании в РФ.» - М., 2014

3. Конвенция о правах ребенка - М., 1997

4. Конституция РФ. – М., 2013.

5. Нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений.

6. Охрана здоровья дошкольников. Справочное пособие для ДОУ. Составитель И.М.Ахметзянов. – М., 2007.

7. Педагогический энциклопедический словарь. – К., 1989.

8. Положение о работе по преемственности между детским садом и школой.

9. Правила внутреннего трудового распорядка для работников детских садов.

10. Программа «Истоки» /Под ред. Л.А.Парамоновой. – М., 2014.

11. Программа «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е.Вараксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2015

12. Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике и частным методикам.

13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. С изменениями 04.04.2014.

14. Санитарно-эпимиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 – 13

15. Федеральный государственный стандарт по дошкольной образованию РФ. –М., 2014

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ПО «СИПК им.П.К.Менькова»

_________________ Е.М.Грунина

«______» _________________ 20_____г.

 

 

ПРОГРАММА

Комплексного квалификационного

Государственного экзамена

по предметам естественно-научной и профессиональной подготовки

для студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рассмотреноиутверждено

на заседании предметно-цикловой комиссии

«Дошкольной педагогики с частными методиками»

Протокол № ____ от «___» ________20___г.

 

Председатель комиссии

____________________ Тараненко С.М.

 

г. Севастополь


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная цель комплексного государственного экзамена по предметам естественно-научной и профессиональной подготовки для студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» состоит в проверке качества профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учреждений. Одновременно экзамен является подтверждением готовности будущего педагога к активному участию в формировании личности ребенка, в обучении и воспитании дошкольника.

Программа государственного экзамена включает вопросы общей педагогики, основ педагогического мастерства, истории педагогики, дошкольной педагогики, детской психологии, а также вопросы по частным методикам, отражающие основные положения учебных программ согласно Государственным стандартам содержания образования.

Программа государственного экзамена призвана проверить знания выпускников по курсу педагогики, психологии и частных методик. Программа содействует выявлению способности педагогического мышления, творческого подхода студентов к решению психолого-педагогических проблем, умений выпускников ретранслировать теоретические знания на практические обстоятельства, возникающие в педагогической деятельности, умений прогнозировать результаты педагогического воздействия.

На государственном экзамене студентам предъявляют следующие требования:

знание основных государственных документов и документов, регламентирующих деятельность в сфере образования и воспитания детей дошкольного возраста;

- знание основных теоретических положений по курсу педагогики, умение при изложении вопроса использовать знания по психологии и подтверждать теоретические положения опытом практической работы в дошкольных учреждениях;

- знание основных положений частных методик дошкольного образования, умение опираться при их изложении на знания возрастной педагогики, психологии и на опыт педагогической практики;

- знание современной психолого-педагогической и методической литературы;

- знание современного передового педагогического опыта работы дошкольных учреждений Крыма, Севастополя, теоретическое представление о новых педагогических технологиях, применяемых в дошкольных учреждениях.

В билеты государственного экзамена включаются вопросы:

1 вопрос - по педагогике;

2 вопрос – по психологии и одной из частных методик;

3 вопрос - практическое задание по педагогике, психологии или одной из частных
методик.


Педагогика

1. Воспитатель современного дошкольного учреждения. Профессиональные функции воспитателя. Профессиограмма воспитателя.

Педагог в современном дошкольном учреждении. Профессиограмма воспитателя: основные профессиональные функции (создание педагогических условий, обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей, осуществление воспитательно-образовательной работы, участие в педагогическом просвещении родителей и т.д.).

Основные требования к личности воспитателя (профессиональная направленность, педагогическая зоркость, оптимизм, эмпатия, культура профессионального общения, рефлексия и т.д.) и к его профессиональной подготовке.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.02 с.)