Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пресвитеры, дьяконы, дары вспоможения и управления↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Закончив рассмотрение пяти основных даров служения — апостолов, пророков, евангелистов, пасторов и учителей, — мы переходим к изучению следующей группы работников в Теле Христа, которых назначают эти духовные лидеры церкви.
Служение пресвитера Сначала мы разберем служение пресвитера или, иначе, епископа. В Первом послании к Тимофею 3:1 говорится: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает». Это хорошее желание — быть епископом (пресвитером). Не просто носить это звание, но исполнять служение. Далее в Первом послании к Тимофею 5:17-19 Павел снова говорит о пресвитерах: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в Слове и учении. Ибо Писание говорит: "не заграждай рта у вола молотящего"; и: "трудящийся достоин награды своей". Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях». В Книге Деяний 20:17 мы читаем: «Из Милита же послав в Ефес, он [Павел] призвал пресвитеров Церкви». Павел созвал их всех вместе, чтобы дать им советы и указания по поводу их служения: что им следует делать и как вести работу в Церкви. В Послании Иакова 5:14,15 сказано: Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, — и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь». В Книге Деяний 14:23 говорится: «Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». Эти пресвитеры являлись зрелыми членами церкви — они были взрослыми как в духовном, так и в физическом смысле. Они были избраны, помазаны и поставлены на служек путем рукоположения. В Послании к Титу 1:5,6 Павел писал: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил неоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». Здесь Павел указывает обязанности пресвитера и требования, которым такой человек должен соответствовать. Очень важно повиноваться Господу во всем, особенно в том, что касается пресвитеров, поскольку они занимают позиции духовного руководства церкви. В нашей церкви около пятидесяти пресвитеров, которые каждую неделю посещают членов церкви. Когда они узнают, что кто-то из членов церкви болен, они сразу же идут и с радостью служат ему. И мы часто слышим замечательные свидетельства о том, как Бог исцеляет и благословляет людей через наших пресвитеров. Далее, в стихах 7-9 говорится: «Ибо епископ (или пресвитер) должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец (т. е. не одержим страстью к деньгам), но страннолюбив (т. е. часто приглашает людей к себе домой и служит им), любящий добро (или иначе: «тот, кто общается с хорошими людьми»), целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением...» Обрати внимание на последнюю фразу: «согласного с учением...» Таким образом, мы видим, что апостол, пророк, евангелист, пастор или учитель, поставленный в Церкви Богом, назначают пресвитеров и обучают их. Как сказано далее в стихе 9, пресвитер должен получить необходимую подготовку, «чтоб он был силен и наставлять в здравом учении (как и он сам был научен) и противящихся (т. е. тех, кто идет против Тела Христа) обличать». Вот в чем заключается роль пресвитера — он призван быть духовным блюстителем в Церкви, или, другими словами, осуществлять работу по духовной опеке, благословляя людей духовно.
Служение дьякона Следующим идет служение дьякона. В главе 6 Книги Деяний рассказывается, как были избраны первые дьяконы: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении словам (ст. 1-4). Вы, возможно, знаете конец этой истории. В итоге были выбраны семь человек, «их поставили пред Апостолами, и сии помолившись возложили на них руки» (ст.6). В качестве дьяконов эти люди должны были исполнять в Церкви определенную работу. В Первом послании к Тимофею 3:8-12 мы читаем: «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим». Одно из требований, относящееся как к пресвитерам, так и к дьяконам, — способность хорошо управлять своей семьей. Но, к моему великому сожалению, в Америке очень редко учат об этом. Однажды мне довелось проповедовать в самой большой (в то время) полноевангельской церкви, которая находилась в Стокгольме, столице Швеции. Пастор этой общины рассказал мне очень волнующую историю. Незадолго до моего приезда он сложил с себя обязанности пастора, хотя он являлся основателем той церкви. Он обратился к собранию и просто сказал: «Я не могу больше быть пастором». Когда же его спросили: «Но почему?», он ответил: «Один из моих детей (а всего их у него было одиннадцать) не живет для Бога. Поэтому я отказываюсь от должности пастора и буду оставаться у себя дома в молитве до тех пор, пока мой сын не будет спасен». И сразу же вся церковь как один начала молиться за этого мальчика. Что еще оставалось делать этому подростку, когда одновременно шесть тысяч святых стали ходатайствовать за него? В скором времени он принял спасение! Этот служитель являл собой пример человека, который хорошо управлял домом своим. Именно таким и должен быть дьякон. Я и моя жена были свидетелями очень интересного случая, происшедшего в Пуэрто-Рико. Когда мы проповедовали там, на одно из собраний этой церкви пришел американский миссионер. Во время служения он встал и начал говорить — это была не проповедь, а скорее личное свидетельство. Он сказал: «Бог призвал меня быть миссионером в Индии. Когда мы приехали туда, моя жена влюбилась в другого мужчину и ушла от меня. И теперь я путешествую один, проповедуя Слово Божье. Я пришел сюда, потому что я люблю вас и собираюсь поделиться Словом, Я очень рад быть здесь с вами». Но пастор той церкви остановил его и сказал: «Иди и сядь на место. Человек, который не может управлять даже своей женой, не будет проповедовать в моей церкви. Можешь ехать обратно к себе в Америку». (Иногда пуэрториканцев презрительно называют «аборигенами», но зато эти люди знают, как управлять церковью.) В Библии сказано, что дьякон должен быть верен во всем, «муж одной жены, хорошо управлять детьми и домом своим». «Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3:13). Служение дьякона — это хорошее дело. Господь желает, чтобы дьяконы являлись примером для остальных членов церкви.
Дары вспоможения Теперь мы подходим к дарам вспоможения. В отношении этого предмета существует много непонимания, поскольку о нем довольно мало учат. Новый Завет полон примеров действия даров вспоможения. В английской Библии то же самое слово «вспоможение», которое мы встречаем в Первом послании к Коринфянам 12:28, используется и в Книге Деяний 27:17* для обозначения специального каната, которым моряки обвязывали корабль во время шторма: «...Стали употреблять пособие и обвязывать корабль...» Бог использует дары вспоможения, чтобы мы оставались в единстве в периоды испытаний. * В русском синодальном переводе это слово «пособие». Прим. пер. Библия сохранила для нас имена семи человек, чье служение было в сфере вспоможения. Женщина по имени Фива была одной из них. В Послании к Римлянам 16:1,2 Павел пишет: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской; примите ее для Господа... ибо и она была помощницею многим и мне самому». По просьбе Павла она доставила в Рим его послание к римлянам. И хотя Фива не являлась проповедницей, таким образом она практически послужила для распространения Слова Божьего. Лидия — еще одна помощница, послужившая апостолу Павлу. В Книге Деяний 16:14,15 мы читаем, как она приняла Павла и его спутников в своем доме в Филиппах. В Ветхом Завете рассказывается замечательная история о двух помощниках, которые поддерживали руки Моисея во время битвы (Исх. 17:8-12). Пока Моисей держал свои руки поднятыми вверх, Израиль одолевал врага, но когда Моисей уставал и опускал руки, враг начинал теснить Израильтян. Тогда Аарон и Ор стали поддерживать отяжелевшие руки Моисея и тем самым помогли одержать победу. Они действовали как дары вспоможения — без них Моисей ничего не смог бы сделать. Ни один муж Божий не в состоянии вести свое служение без помощников Я сам работаю в окружении помощников; и когда мы придем на небо, они, может быть, получат награду даже большую, чем будет у меня. И это дело Бога, а не мое. Ты, возможно, удивишься: «Почему это они получат большую награду?» Потому что они могут оказаться более верными в работе вспоможения, чем я в своем служении. Сам Господь Иисус сказал, что если ты хотя бы напоишь пророка водой, то получишь за эту помощь награду пророка (Мат. 10:41,42). Итак, служение вспоможения имеет огромное значение. Секретари в моем офисе осуществляют служение вспоможения. Работники нашей типографии также являются дарами вспоможения. Без этих помощников я не смог бы вести свое служение. Все, кто оказывал поддержку служению апостола Павла — финансами или как-то еще, — все они являлись дарами вспоможения. Когда царь Давид выходил на битву с врагом, впереди обычно шел оруженосец, который нес его щит. Мы также можем назвать этого человека помощником. Возможно, сам оруженосец не был великим воином, но от него и требовалось всего лишь нести щит царя. И оруженосец действовал как дар вспоможения, и его служение имело огромную важность. Хотя Бог призывает лишь немногих быть апостолами и пророками, у Него есть тысячи и тысячи даров вспоможения. И эти помощники имеют в глазах Бога великую ценность, и их ждет награда на небесах. Кирпичная стена состоит из многих кирпичиков, но мы не можем сказать, какой из них наиболее важный. Каждый кирпич необходим для обеспечения, прочности всей стены. Таким же образом действуют и дары вспоможения. Через наше телевизионное служение проповедь Слова Божьего достает нескольких миллионов человек. Однако это было бы невозможно без помощи телеоператоров и технического персонала. Они также являются дарами вспоможения. В работе Господа всегда задействованы дары вспоможения. И всякий раз, когда мы недооцениваем их важность, мы рискуем потерпеть неудачу. Служения вспоможения установлены в Теле Христа Самим Богом. И если ты просмотришь всю Библию от начала до конца, ты увидишь, что каждое из них необходимо. Ты можешь сделать еще один шаг и сказать, что давать десятину — это также служение вспоможения. Все мы являемся помощниками в той или иной степени. И хотя бедная вдова может жертвовать всего три или четыре доллара, а какой-нибудь бизнесмен дает сотни долларов — каждый из них действует как дар вспоможения и оба одинаково важны. В нашей церкви есть одна семья. Они постоянно интересуются людьми, находящимися в больницах, которых они могли бы посетить. Это также служение вспоможения, и Богу нравится их работа. Бог поднимает таких помощников в Церкви, и мы должны их беречь.
Дары управления Греческое слово «кубернезис», переведенное в Первом послании к Коринфянам 12:28 как «[дары] управления», буквально означает: «вести, направлять». Само слово подразумевает нечто вроде комитета управления, который никак не связан с позицией власти. Дарами управления в церкви становятся те, кто способен вывести церковь из проблем или какой-то трудной ситуации. Обычно церковь имеет много направлений деятельности, и поэтому в ней создаются различного рода координационные группы и комитеты. Например, чтобы построить новое здание, создается комитет по строительству. Это классический пример действия даров управления. Ты можешь спросить. «А зачем Богу, все это нужно?» Потому что Он любит порядок. Для успешной и эффективной деятельности необходима хорошая организация. Бог желает, чтобы дары управления имели обильное помазание Святого Духа. Это означает, что духовно зрелые мужчины и женщины могут стать благословением для церкви, будучи отделены для определенной работы — благодаря им церковь может функционировать должным образом.
Для каждого есть место Итак, все эти девять даров служений, которые Бог устанавливает в Церкви, имеют свое назначение. Все они просто необходимы в хорошо организованной церкви, и в эти последние дни для каждого из нас приготовлено место в Теле Христа. Мы должны ежедневно задавать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы еще лучше соответствовать тому образу, который Бог хочет видеть в Церкви Господа Иисуса Христа?» У каждого из нас есть свое место в Церкви Божьей и дело, исполнить которое мы призваны. Господь ожидает, что все мы встанем на свои места в Теле Христовом и постараемся сделать для Него все, что зависит от нас.
Глава 18 Совмещение служений Когда Бог дает дары служек Телу Христа, Он может наделить отдельного человека более чем одним даром. Например, некоторые осуществляют служение в качестве пастора и в качестве учителя. Такие люди способны прекрасно руководить церковью и в то же время успешно преподавать в библейском колледже, открывая студентам истину Слова Божьего. Другие могут одновременно служить пастором и евангелистом. В этом случае они по воскресеньям исполняют свои пасторские обязанности, а в понедельник уезжают куда-нибудь для проведения евангелизационных собраний, и благодаря им сотни людей приходят к Иисусу Христу. Такое совмещение служений имеет место не потому, что человек ищет этих даров, но потому, что Бог наделяет ими по Своему усмотрению. Человек получает дары вовсе не из-за своих заслуг или благодаря своим стараниям; дары просто начинают действовать через него под помазанием Святого Духа. В Антиохийской церкви были и пророки, и учителя. Я снова цитирую в качестве примера Книгу Деяний 13:1,2: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учителя: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Бог призвал Варнаву и Савла (т. е. Павла) идти и провозглашать Евангелие Господа Иисуса Христа. Павел является апостолом и Варнава, по всей вероятности, тоже. Но при этом они обладали способностью учить, и везде, где они проходили, они учили людей истине Божьей. Послания Павла открывают нам, каким замечательным учителем он был. Прочитай послание к Ефесянам, или к римлянам, или к Галатам, и ты увидишь, что Павел являлся одним из величайших учителей. Но, кроме того, Павел был и евангелистом, он пронес весть Евангелия по всему известному в те времена миру; и еще он был пастором — он основывал новые поместные церкви и следил за их развитием. В одной из церквей он оставался в течение двух лет. Павел как апостол совмещал в себе все эти служения — и исполнял их прекрасно. Особенно интересен другой случай, где в сочетании служений было задействовано служение дьякона. Вот два человека, которых я хотел бы привести в качестве примера: Стефан и Филипп. В Книге Деяний 6:5 церковь избрала Стефана — «мужа, исполненного веры и Духа Святого» — одним из семи дьяконов. Затем в стихе 8 говорится: «А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народец. Хотя Стефан был избран и отделен апостолами для служения в качестве дьякона, Бог приготовил для него нечто большее. Лидеры церкви, глядя на Стефана, видели в нем хорошего работника для церковной столовой, а Бог увидел в нем человека, который будет возлагать руки на больных, изгонять бесов и творить чудеса. В Книге Деяний 6:9,10 мы читаем: «Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном (заметь, что не с апостолами, но «со Стефаном»); но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил». Также и Филипп был избран в числе первых семи дьяконов, но Бог сделал в его жизни нечто более замечательное: Филипп стал великим евангелистом. 3 Книге Деяний 8:5-8 рассказывается, как Филипп своей проповедью привел в движение целый город: «Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорю Филипп, слыша и видя, какие он творит чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись и была радость великая в том городе». Люди сказали Филиппу: «Ты будешь прислуживать за столом», но Филипп стал делать нечто большее. Он начал служение евангелиста. Существенная разница, не правда ли? Люди могут избрать нас для чего-то, но конечный выбор — за Богом. И когда Он избирает и призывает нас к служению — это самое лучшее. Я верю также, что со временем Бог может расширять наше служение. Мы начинаем на одном уровне, и после того, как мы проверены, Господь дает нам большее помазание. И совсем обратное происходит с теми, кто пытается исполнять служение, к которому Бог их не призывал. Еще раз я хочу использовать в качестве иллюстрации жизнь Смита Вигглсворта. Вигглсворт никогда не имел призвания пастора — у него было призвание евангелиста. В Англии он со своей супругой возглавлял поместную церковь, но сам Вигглсворт во время служений обычно стоял при входе и раздавал сборники гимнов, а проповедовала его жена. Однако, если Смит Вигглсворт ехал в Южную Африку или Швейцарию, или куда-нибудь в Скандинавию, он служил там тысячам людей, и при этом помазание просто потоком изливалось через него. После смерти жены Смит Вщтлсворт уже не мог вести церковь, но он не оставил своего призвания евангелиста. Когда Бог ставит Свой помазанный сосуд на служение, как правило, это на всю жизнь. Когда Вигглсворту было за восемьдесят, он все еще был способен за три минуты обратить грешника к Богу. Пасторская работа и проповедь — это два совершенно разных аспекта служения. Не каждый хороший пастор является хорошим проповедником. В одной из самых больших поместных церквей, которые мне довелось посетить, пастора трудно было даже назвать проповедником. Любой из сидевших там в первом ряду мог бы проповедовать лучше. Все, что делал этот пастор, — он стоял за кафедрой и служил собранию, проявляя свою любовь. Он был настоящим пастырем для своей общины. Пасторскую любовь невозможно подделать, и если только Бог не даровал тебе сердце пастыря, ты не сможешь исполнять это служение. Ты, возможно, спрашиваешь: «Как мне узнать, к какому именно служению Бог призывает меня?» Такой вопрос задают очень часто, и ответ на него очень прост. Если у человека есть призвание к служению, это будет проявляться в нем, и человек будет иметь соответствующий плод в своей жизни. Сужение есть нечто реальное, и оно просто прокладывает себе путь и находит свое место. Грушевое дерево не спрашивает, что такое груши. Оно просто приносит свой плод. И у нас нет никаких сомнений — это не банановая пальма, поскольку его листья не такие и плоды отличаются. Люди узнают, кто ты, по твоим плодам. Когда ты ищешь Господа, молись в Духе, исследуй Божье Слово — и тогда дар служения, который Господь вложил в тебя, будет появляться, и тебе не придется силой «вытягивать» его наружу.
Начинай там, где ты есть Позволь мне закончить это учение простым советом. Очень часто мы хотим начинать наше служение с чего-то большого, но очень редко так происходит на самом деле. Человек не может дирижировать Бостонским симфоническим оркестром, взяв дирижерскую палочку первый раз в жизни. Сначала он должен пройти определенную подготовку, не так ли?
Убедительно тебя прошу, собираясь начинать свое служение Богу, попробуй делать все, что только можешь. Если ты чувствуешь в своем сердце, что Бог собирается особенно сильно использовать тебя в какой-то определенной сфере — начинай делать что-нибудь близкое к этому. Например, если ты чувствуешь призвание быть пастором или учителем, попробуй проводить занятия в воскресной школе. Если Бог действительно даровал тебе необходимые способности, это сразу же будет заметно. Если же все твои ученики разбегутся после первых нескольких уроков, я советую тебе: не пытайся стать пастором церкви, поскольку ты не смог справиться даже с элементарной пасторской работой. Ты явствуешь призвание быть евангелистом? Тогда иди к своим друзьям и соседям и приведи их ко спасению. Поезжай в другой конец города — к тем, кого ты никогда в жизни не видел, и посмотри, сможешь ли ты привести их к Иисусу. Сходи в больницу и поговори с людьми, которые находятся там, посети заключенных в тюрьме и проповедуй им Евангелие. Я сам впервые проповедовал в тюрьме. Я не раздумывал, насколько мое служение было важно для царства Божьего, — просто старался делать все, что в моих силах. Несколько раз я проповедовал в тюрьме, проповедовал на женском молитвенном собрании, а затем отправился в сельскую местность, где, встав у крыльца маленькой деревенской школы, снова проповедовал Евангелие. Оттуда я перешел к школе в другой деревне, а затем к следующей и так далее. Казалось, я собираюсь получить образование в сельских школах. Тогда мне очень редко доводилось проповедовать в церквях, поскольку никто не приглашал меня. И поэтому я просто проповедовал у дверей местных школ. В одной из деревень на следующий день после проповеди фермер, в доме которого я остановился, спросил меня: «Ты хорошо поспал?» Я ответил: «Да» «Тебе понравилась еда?» «Да». «Тогда иди и накорми свиней». Я сказал: «Но я же проповедник». «Да, я знаю. Но здесь у нас кто не работает, тот не ест. И если ты хочешь снова сесть за стол — иди и накорми моих поросят». Я родился в Новом Орлеане, рос и воспитывался в городах Мобил, штат Алабама, и Панама-Сити, штат Флорида. Я знал, что такое ветчина, но на этом все мои познания о свиньях заканчивались! Фермер показал мне ведро для помоев. (Мне стало нехорошо от одного названия!). Это ведро представляло собой большую жестяную банку из-под оливкового масла, к которой была проделана ручка из проволоки. Ведро, наполненное помоями, оказалось очень тяжелым, и его содержимое выплескивалось через край прямо на мою одежду. А у меня была всего одна пара штанов. Я оказался в довольно неловком положении — мне предстояло постирать свои штаны, а я не мог надеть другие. В конце концов, я убежал в кукурузное поле, упал на землю и заплакал. Я сказал: «Теперь я знаю точно: я — блудный сын. У меня есть все свидетельства этого — я работаю в свинарнике, и мне хочется сбежать отсюда». И тогда Господь обратился к моему сердцу и сказал: «Если ты будешь верным, Я благословлю тебя». Далеко не всегда начало служения бывает легким. Я проповедовал целую неделю, и общая сумма пожертвований составила 26 центов! Там не было ни одной монетки хотя бы в 5 центов — только 26 одноцентовых монет. Ты должен начинать там, где ты находишься. Прежде чем у тебя будет достаточно веры, чтобы получить от Бога большой торт, научись верить Богу, чтобы получить хотя бы маленький пирожок. Чем выше ты поднимаешься в вере, тем легче двигаться вперед. Но начинай там, где ты есть. Не жди, пока двери сами откроются, иначе ты умрешь от старости в своем ожидании! Сам прорубай и открывай двери на своем пути. Еще так много предстоит сделать, поэтому — начинай!
Приложение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.104 (0.011 с.) |