Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имамом и молящимися позади него

Поиск

Из книги ''Сильсилят аль-Ахадис ад-Да'ифа '' (951-2) шейха аль-Албани

 

1. «Когда он говорил ''Амин'', молящиеся позади него тоже говорили ''Амин''(, произнося это слово) так, что в мечети становилось очень шумно».

 

Насколько нам известно, хадис, приводимый в вышеупомянутой формулировке, безоснователен.

Ибн Хаджар указал в ''Тальхис аль-Хабир'' (стр. 90): «Я не нахожу этот хадис в такой формулировке, но его смысл передает Ибн Маджа в хадисе от Бишра ибн Рафи'».

 

2. «Когда он читал: غير المغضوب عليهم ولا الضالين

'' Не тех, которые навлекли на себя Гнев Твой и не тех, которые находятся в заблуждении '', то (по окончании) говорил ‘‘Амин’’ так, что находившиеся рядом с ним в первом ряду могли слышать это [, и мечеть сотрясалась от этого]».

 

Да'иф (слабый хадис). Приводят Ибн Маджа (1/281) и Абу Дауд без дополнения в квадратных скобках (1/148), оба через Бишра ибн Рафи' от Абу Абдуллаха, двоюродного брата Абу Хурайры, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).

Ибн Хаджар указал в ''Тальхис'' (стр. 90): «Бишр ибн Рафи' является слабым (передатчиком); говорят, что двоюродный брат Абу Хурайры– неизвестный (передатчик), однако Ибн Хиббан назвал его надежным (передатчиком)».

Аль-Бусайри указал в ''Аз-Зава'ид'' (56/1): «Это слабый иснад; состояние Абу Абдуллаха неизвестно; (Имам) Ахмад назвал Бишра слабым (передатчиком), а Ибн Хиббан высказался о Бишре следующим образом: ''Он передавал вымышленные сообщения''».

В хадисе № 2 содержится лишь часть смысла хадиса под № 1, т.е. ‘‘Амин’’ в нем произносит только имам. Что касается произнесения ‘‘Амин’’ молящимися позади (имама), то это может подразумеваться под фразой ''и мечеть сотрясалась от этого (звука)'', однако (если рассматривать этот) хадис в буквальном смысле (,то он) подразумевает, что причиной тому стало слово ‘‘Амин’’, произнесенное Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!).

 

3. «Когда он заканчивал читать Мать Корана (т.е. суру ''аль-Фатиха'' – прим. переводчика), то возвышал свой голос и говорил ‘‘Амин’’».

 

Да'иф (слабый хадис). Приводят ад-Даракутни, аль-Хаким и аль-Байхаки.

 

Все вышеперечисленные источники (в сборниках ад-Даракутни, аль-Хакима и аль-Байхаки) содержат Исхака ибн Ибрахима ибн аль-'Аля' аз-Зубайди, также известного как Ибн Зибрик, который является слабым (передатчиком): Абу Хатим сказал: «Старик, ничем дурным не отличался»; Ибн Ма'ин о нем отзывался хорошо; ан-Наса'и о нем сказал: «Ненадежный (передатчик)»; Мухаммад ибн 'Ауф сказал: «У меня нет сомнений, что Исхак ибн Зибрик лгал».Однако этот хадис в такой формулировке является правильным по смыслу, так как его подкрепляет хадис от Ва'иля ибн Худжра с достоверной цепочкой передатчиков.

[Поскольку текст этого хадиса совсем не указывает на то, что молящиеся позади имама произносили ‘‘Амин’’, его неправильно рассматривать как разновидность хадиса под № 2, как это делал аш-Шавкани].

Единственной подержкой для хадиса № 1 может послужить следующий хадис, приводимый (имамом) аш-Шафи'и в своем «Муснаде» (1/76) через Муслима ибн Халида от Ибн Джурайджа от 'Ата', который сообщил:

 

4. «Я слышал, как имамы Ибн аз-Зубайр и остальные после него говорили ‘‘Амин’’, и находящиеся позади говорили ‘‘Амин’’, пока в мечети не раздавалось эхо».

 

У этого хадиса имеются два недостатка:

Слабость (в качестве передатчика) Муслима ибн Халида аз-Занджи; Ибн Хаджар сказал о нем: ''Он правдив, но часто ошибался''.

'' 'Ан'ана '' Ибн Джубайра, который был '' мудаллясом ''; возможно, он на самом деле взял этот хадис от Халида ибн Аби Ануфа, который передал его в следующем виде от 'Аты:

4.1. «Мне встретились двести сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) в этой самой Мечети (т.е. в Заповедной Мечети Мекки– Масджид аль-Харам): когда имам прочитывал: ولا الضالين

«И не тех, которые находятся в заблуждении», они возвышали свои голоса при произнесении ‘‘Амин’’ (в другой версии говорится: «Я слышал громоподобный звук, когда они произносили ‘‘Амин’’»)».

Приводят аль-Байхаки (2/59) и Ибн Хиббан в «Ас-Сикат» (2/74); альтернативную версию привел аль-Байхаки.

Этого человека по имени Халид упомянул Ибн Аби Хатим (1/2/355-6), однако он не сказал ни о его надежности, ни о его слабости в качестве передатчика. Ибн Хиббан включил его в число надежных передатчиков, однако Ибн Хиббан широко известен тем, что при подобных обстоятельствах он не проявлял должной строгости, поэтому я не довольствуюсь тем, что это сообщение является достоверным. Причина этого заключается в том, что Ибн Джурайдж на самом деле взял этот хадис от него (т.е. от Халида ибн Аби Ануфа – прим. переводчика), что, в свою очередь, составляет лишь один спорный путь; если нет, то мы тем самым не знаем от кого Ибн Джурайдж взял этот хадис. Похоже, что Имам аш-Шафи'и сам не был удовлетворен достоверностью этого сообщения, потому что в отношении его он занимал противоположную позицию. Так, в «Аль-Умм» (1/95) он говорит: «Таким образом, когда имам заканчивает читать Мать Книги, он произносит ‘‘Амин’’, возвышая свой голос, чтобы молящиеся позади него могли последовать его примеру: когда он произносит это (т.е. ‘‘Амин’’-прим. переводчика), они то же самое произносят про себя, и мне не нравится, чтобы они это произносили вслух». Поэтому если бы вышеупомянутое сообщение от сподвижников было достоверным с точки зрения Имама аш-Шафи'и, то он не высказался бы против их практики.

Итак, (было) похоже, что самого правильного мнения по этому вопросу придерживается шафиитский мазхаб: имаму, а не молящимся позади него, следует вслух произносить ‘‘Амин’’. А Аллаху это ведомо лучше!

Однако затем я обнаружил, что в своем ''Сахихе'' аль-Бухари приводит (только) текст сообщения от Ибн аз-Зубайра (в форме '' му'алляк ''), указывая на него со всей определенностью. Ибн Хаджар в ''Фатх аль-Бари'' (2/208) пишет: «Соединяющий иснад (этого сообщения) приводит 'Абд ар-Раззак от Ибн Джурайджа, от 'Аты. Он (т.е. Ибн Джурайдж) сказал: «Я его спросил: «Ибн аз-Зубайр произносил ‘‘Амин’’, завершая (читать) Мать Книги?» Он ответил: «Да, и находящиеся позади него также произносили ‘‘Амин’’, пока в мечети не раздавалось эхо». Затем он сказал: ''Поистине, ‘‘Амин’’ – это мольба''». Это сообщение приводит 'Абд ар-Раззак в ''Аль-Мусаннафе'' (2640/2) и через этот же путь - Ибн Хазм в ''Аль-Мухалле'' (3/364).

В этом сообщении Ибн Джурайдж разъяснил, что он взял его непосредственно (букв. лицом к лицу – прим. переводчика) от 'Аты, поэтому мы уверены в отсутствии здесь ''тадлиса''. Таким образом, сообщение от Ибн аз-Зубайра надежно устанавливается.

Точно так же устанавливается сообщение и от Абу Хурайры, передаваемое от Абу Рафи':

 

5. «Абу Хурайра призывал на намаз Марвана ибн аль-Хакама, предварительно поставив условие, что последний не дойдет до слов: ولا الضالين '' И не тех, которые находятся в заблуждении'', - пока он не будет знать, что Абу Хурайра уже присоединился к молитвенному ряду. Поэтому когда Марван прочитывал: ولا الضالين '' И не тех, которые находятся в заблуждении'', - Абу Хурайра протяжно произносил ‘‘Амин’’. Он также сказал: ''Когда ‘‘Амин’’ тех, кто (обитает) на земле, совпадает с ''амином'' тех, кто (обитает) на небесах, они получают прощение''.

Приводит аль-Байхаки (2/59); иснад этого сообщения достоверен.

Таким образом, поскольку ничто противоречащее произнесению вслух ‘‘Амин’’ Абу Хурайрой и Ибн аз-Зубайром не установлено от других сподвижников, их сообщения должны быть приняты. До настоящего времени мне не известно ни одного сообщения, которое противоречило бы этому. А Аллаху всё это ведомо лучше!

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

 

Совершение двух рак'атов после намаза '' аль-витр ''

Из книги ''Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха '' (№ 1993) шейха аль-Албани

 

1. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «(Пусть) ваш последний ночной намаз состоит из нечетного [витр] (числа рак'атов)». [Этот хадис] приводят аль-Бухари и Муслим.

 

2. Абу Салама спросил Айшу о (ночном) намазе Псоланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!). Она сказала: «Его (ночной) намаз состоял из тринадцати рак'атов: он совершал восемь рак'атов, а затем обычно совершал витр, после чего молился два рак'ата сидя, и когда желал сделать поясной поклон, он вставал и совершал его, а затем он молился два рак'ата между первым (азан) и вторым (икама) призывами на утренний намаз». [Этот хадис] приводит Муслим.

3. Саубан передал: «Когда мы находились в поездке вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), он сказал: ''Поистине, путешествие является (частью того, что доставляет) мучения и тяготы, поэтому тому из вас, кто прочитал витр, следует совершить (ещё) два рак'ата. Если он проснется (,то тогда всё хорошо), а если нет, то эти два (рак'ата) послужат (ночным намазом) для него''». [Этот хадис] приводят ад-Дарими (1/374), Ибн Хузайма в своем ''Сахихе'' (2/159/1103) и Ибн Хиббан (683) через различные пути передачи, восходящие к: Ибн Вахбу, который сказал: ''Муавийа ибн Салих сообщил мне от Шурайха ибн 'Убайда, от Абдурахмана ибн Джубайра ибн Нуфайра, от своего отца, от Саубана, который передал…''

Ибн Вахба поддерживает Абдуллах ибн Салих, который сказал: ''Муавийа ибн Салих сообщил нам…и т.д.''. [Этот хадис] приводят ад-Даракутни (стр. 177) и ат-Табарани в ''Му'джам аль-Кябир'' (1410). Абдуллах ибн Салих является шейхом аль-Бухари, поэтому его слова могут служить свидетельством для поддержания хадисов, сообщаемых другими передатчиками.

Этот хадис Имам Ибн Хузайма использует в качестве свидетельства, ''что совершать намаз после витра разрешено любому, желающему это сделать, и что два рак'ата, которые Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) имел обыкновение совершать после витра, касаются не только его, но и всей его уммы (общины), ибо он сам велел нам совершать два рак'ата после витра – веление, носящее рекомендательный и предпочтительный характер, а не обязательный и принудительный ''.

Таким образом, из этого хадиса нам становится ясно, что совершение двух рак'атов после витра не касалось исключительно его (, исходя из общего характера его веления своей умме); по всей видимости, его веление делать последний ночной намаз нечетным заключалось в том, чтобы исключить возможность пренебрежения одним нечетным рак'атом, а эта цель не противоречит совершению двух рак'атов после этого одного рак'ата, как на то указывают его деяния и повеления. А Аллаху всё это ведомо лучше!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.011 с.)