Потребительские предпочтения и предельная полезность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребительские предпочтения и предельная полезность



Рынок это экономич. система, ориентированная на потребителя. Главным ограничением для любого потребителя явл. Размер его дохода, т.к. потребности многообразны и безграничны, а доход ограничен. Покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного кол-ва товаров, предлагаемых на рынке, поведение покупателя, его выбор в мере товара имеет сугубо индивидуальный характер.

Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, субъективными предпочтениями. Предпочтения людей достаточно сложно учитывать также по причинам эффекта покупательских взаимовлияний.

Большинство предпочтений не относятся к числу факторов ценообразования и не могут учитываться при анализе спроса потребителей. Потребительские предпочтения можно сфокусировать по конкретным группа потребителей, по товарным ассортиментом, но в этих случаях требуются некие конкретные основания для того, чтобы установить реальные основания для движения цен по товарным группам. Для каждого отдельно взятого субъекта предельная полезность имеет разное значение. Допустим, покупая телевизор разные потребители остановят их преобритение на различных предельных причинах: один на одном, другой на двух, 3 на 5, следовательно в 1 случае один, во 2 два, в 3 пять станут предельными благами.

Регулирующими классами предельных покупателей явл. тот класс, цена которого за это благо, ставшая рыночной ценой, обеспечивает равенство спроса и предложения.

Для объяснения рационального поведения потребителей стремящихся к максимизации своих выгод, воспользуемся понятием общей предельной полезности. Поскольку выбор товаров и услуг зависит с одной стороны от тех предложений, которые потребители оказывают разным наборам благ, а с другой – от цены товара и доходов покупателей, целесообразно сначала обсудить вопрос именно о различных предпочтениях или альтернативах, которые возникают при выборе, только после этого можно выяснить, какие ограничения на выбор накладывает бюджет потребителя, иначе говоря, мы руководствуемся при установлении своих предпочтений исключительно тем, в какой мере они удовлетворяют нашим целям, не обращая внимания на реальные возможности их осуществления.

Факторы спроса.

Спрос, предложение и цена явл. основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продовцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложение блага.

Из понятия товарного спроса следует, что основным определяющим его фактором явл. цена товара, при этом закон спроса состоит в том, что при равных условиях снижения цены приводит к возрастанию спроса и наоборот.

Помимо цены, на рыночный спрос воздействуют и другие факторы:

1.Изменение вкусов покупателей

2.Изменение числа покупателей

3.Изменение доходов населения.

4.Изменение цен на сопряжённые товары.

5.Изменение в ожиданиях потребителей.

6.Степень удовлетворения потребностей.

Индивидуальный и рыночный спрос.

Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товары отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос будет суммарным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. Так, например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен) может вызвать существенный рост величины спроса. При этом объем продаж может оказаться низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам.

Эффект дохода и эффект замещения.

К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение цены, так как оно меняет объем доступных благ и их относительные цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение относительных цен и реального дохода. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отра­жает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

15. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены.

Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).

Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).

Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.

Предложение и его факторы.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве.
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике также рассматривается совокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке. Как правило, предложение товара подчиняется закону предложения.

ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
К неценовым факторам относят:

  • Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.
  • Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.
  • Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.
  • Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.

17. Закон убывающей предельной производительности

Сущность закона. При увеличении использования факторов растет общий объем производства. Однако, если ряд факторов задействован полностью и на их фоне увеличивается лишь один переменный фактор, то рано или поздно наступает момент, когда, несмотря на увеличение переменного фактора, общий объем производства не только не растет, а даже снижается.

Закон гласит: увеличение переменного фактора при фиксированных значениях остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его произ-водител ьности.

Действие закона. Закон убывающей предельной производительности, как и другие законы, действует в виде общей тенденции и проявляется только при неизменности применяемой технологии и в короткий отрезок времени.

Для того чтобы проиллюстрировать действие закона убывающей предельной производительности, следует ввести понятия:

– общий продукт – производство продукта с помощью ряда факторов, один из которых является переменным, а остальные – постоянными;

– средний продукт – результат деления общего продукта на величину переменного фактора;

– предельный продукт – приращение общего продукта за счет приращения переменного фактора.

18. Эффект маштаба

Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе.

Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки,менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат.

 

 

Положительный эффект от масштаба

Происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда и может рассматриваться как последствие синергии. Благодаря этому эффекту, очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.

Отрицательный эффект от масштаба

Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей управляемости и снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде, нарастанием внутриорганизационных противоречий. Наблюдается из-за технических причин при добыче полезных ископаемых, связан с тем, что извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую.

Виды издержек.

Любая фирма стремится получить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства (Q). Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объема производства. Это относится в первую очередь к расходам на оплату обслуживающего персонала и оплату производственных рабочих. Поэтому «совокупные общие затраты» — ТС (total costs) делятся на «постоянные» и «переменные».

К постоянным затратам относятся: амортизация, оплата обслуживающего персонала, страхование, реклама, платежи за кредит и т. д. Постоянные затраты не зависят от изменения выпуска объема продукции и существуют даже в том случае, когда фирма ничего не производит.

К переменным затратам относятся: затраты на сырье, материалы, топливо, оплату производственных рабочих и т. д. Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства продукции.

Перед любой фирмой всегда стоит задача — какой объем продукции производить и соответственно предлагать на рынок? Задачу можно решить через предельные затраты производимой продукции.

Фирма.

Один из важнейших субъектов рыночной экономики, представляющий её основу. Поведение фирмы и эффективность её работы влияют на состояние национальной экономики. Поведение фирмы отражает выработку и принятие решений для деятельности в рыночной среде.

Основные принципы:

1) организация производства товаров и услуг и инвестирование в реальный капитал.

2) Социальная функция удовлетворения потребностей потребителя.

Выручка и прибыль.

В результате продажи произведенной продукции на рынке предприниматель получает выручку.

Выручка – это денежное поступление от реализации продукции на рынке.

Выручка, представленная как результат всей деятельности фирмы за определенный период времени, есть валовой доход фирмы. Выручка, рассчитанная на единицу проданной продукции, есть средний доход фирмы.

Если валовой доход очистить от издержек, то получится итоговый результат деятельности предприятия в форме прибыли или убытка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.022 с.)