Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в экономич. теорию.

Поиск

Введение в экономич. теорию.

Экономика-наука о ведении хозяйства

Экономика-это хоз система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом, создание необходимых благ.

Экономика-это совокупность экономич. отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, и потребления материальных благ и услуг.

Экономика-наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей, ограниченными экономическими ресурсами.

Экономика выполняет различные функции:

  1. Методо-логическа (учит, что делать)
  2. Научно-позновательная, состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономич. процессы и явления производ. деятельности, процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
  3. Критическая–дать объективную или позитивную оценку экономич. явл. И процессам различных форм хозяйствования.
  4. Практическая-на основании экономич. явлений и процессов даёт рекомендации хозяйствования субъектом в своих делах руководствоваться её принципами и метожами рационального хозяйствования.

Методы:

  1. Метод научной абстракции-выделяет главное в объекте исследования при отвлечении от случайного и непостоянного.
  2. Исторический
  3. Логочиеский
  4. анализа и синтеза.

Анализ-разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой части.

5.индукции и дедукции

Индукция-процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему

Дедукция-выведение частного из общего

6. Математическое моделирование с применением комп. технологий.

7. Графический

8. Эконмич. эксперементы

Микроэкономика изучает экономич. отношения между хозяйственными субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику.

Объясняет как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие отраслей хоз-ва и как потребители принемают решения о покупке товара.

Мезоэкономика -экономич. процессы и явл. охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хоз-ва.

Макроэкономика- экономич. процессы и явл., охватывающие национальное хоз-во, как единую систему, которые органичести соединяются, все звенья материального и нематериального произ-ва.

Проблемы: инфляция

Безработица

Экономич. рост.

Мегаэкономика (мировая)- сумма всех национальных экономик, связанных международным разделение труда мировым рынком.

Позитивная ( дискрептивная) экономика, изучает факты и зависимсти между ними, призвано исходить из накопленных знаний и опыта, и отвечать на вопросы, что есть что может быть в экономике, она описывает, анализирует, но не даёт рекмендация.

Нормативная -говорит о том, что должно быть и как следует действовать, чтобф достич желаемых результатов.

Экономич. законы- это наиболее существенные устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные взаимозависимости и причинно следственные связи в экономич. процессах и явл.

Подразделяются:

  1. общие-действуют во всех соц.экономич. системах. Например: закон роста производства труда, закон спроса и предлож.
  2. специфические законы-действуют в одной общей экономич. системе. Например: федеральные законы

Экономич. категории-это наиболее общие понятия, отражающие существенные св-ва.

  1. Блага.

БЛАГА - товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности. Соответственно социальной организации и способу потребления можно выделить блага частные и блага общественные. Частные блага делимы и удовлетворяют потребности людей индивидуально (еда, одежда, обувь и т.д.). Блага общественные предполагают коллективный характер потребления. Например, оборона страны является общественным благом, оно распространяется на все население, независимо от оплаты отдельными индивидами лользования обороной. Можно выделить как специфическую группу так называемых «клубных благ». «Клубное благо» используется совместно, но до определенного предела в зависимости от численности возможных пользователей благом (например число посадочных мест в автобусе или в театре). В этом отличие «клубного блага» от общественного. Общественное благо предполагает абсолютное несоперничество потребителей блага, а клубное - только до определенного предела (пока есть места в автобусе или в театре).

По целевому назначению блага можно разделить на потребительские и ресурсы. К потребительским относятся блага, которые непосредственно используются потребителями, а ресурсы являются средством получения потребительских благ (например природные ресурсы).

В зависимости от времени использования блага в потреблении можно выделить блага долговременного пользования (машины, книги, холодильники и т. д.) и блага кратковременного потребления (продукты питания). Выделяются также взаимозаменяемые (масло и маргарин) и взаимодополняемые блага (машина и бензин).

Потребности, ресурсы

Пoтpeбнocть – этo нyждa в чeм-либo нeoбxoдимoм для пoддepжaния жизнeдeятeльнocти, paзвития личнocти и oбщecтвa в цeлoм.

Пoтpeбнocти paздeляютcя нa пepвичныe, yдoвлeтвopяющиe жизнeннo вaжныe нyжды чeлoвeкa (oдeждa, питaниe, жильe), и втopичныe, к кoтopым oтнocитcя вce ocтaльнoe. К мaтepиaльным пoтpeбнocтям oтнocятcя и ycлyги, кoтopыe нapaвнe c тoвapaми yдoвлeтвopяют нaши пoтpeбнocти. Сpeдcтвa, c пoмoщью кoтopыx yдoвлeтвopяютcя пoтpeбнocти, нaзывaютcя блaгaми. Одни блaгa имeютcя в pacпopяжeнии oбщecтвa в нeoгpaничeннoм кoличecтвe (нaпpимep, вoздyx), дpyгиe – в oгpaничeннoм. Пocлeдниe нaзывaютcя экoнoмичecкими блaгaми.

Пoд экoнoмичecкими pecypcaми (фaктopaми пpoизвoдcтвa) пoнимaютcя вce пpиpoдныe, людcкиe и пpoизвeдeнныe чeлoвeкoм pecypcы, кoтopыe мoгyт иcпoльзoвaтьcя для пpoизвoдcтвa тoвapoв и ycлyг, т.e. блaг. Мaтepиaльныe pecypcы: зeмля – вce ecтecтвeнныe pecypcы; кaпитaл – вce пpoизвeдeнныe cpeдcтвa, иcпoльзyeмыe в пpoизвoдcтвe тoвapoв и ycлyг, дocтaвкa иx кoнeчнoмy пoтpeбитeлю. Людcкиe pecypcы: тpyд – вce физичecкиe и yмcтвeнныe cпocoбнocти людeй, пpимeняeмыe в пpoизвoдcтвe блaг; пpeдпpинимaтeльcкиe cпocoбнocти – ocoбый вид чeлoвeчecкиx pecypcoв, зaключaющийcя в cпocoбнocти нaибoлee эффeктивнo иcпoльзoвaть вce фaктopы пpoизвoдcтвa.

В peзyльтaтe бeзгpaничнocти пoтpeбнocтeй и oгpaничeннocти pecypcoв, oбщecтвy пpиxoдитcя peшaть, кaкиe тoвapы пpoизвoдить, a oт кaкиx в oпpeдeлeнныx ycлoвияx пpидeтcя oткaзaтьcя. Пpoблeмa эффeктивнocти – ocнoвнaя пpoблeмa экoнoмичecкoй тeopии, кoтopaя иccлeдyeт пyти нaилyчшeгo иcпoльзoвaния или пpимeнeния oгpaничeнныx pecypcoв, c тeм, чтoбы дocтичь мaкcимaльнo вoзмoжнoгo yдoвлeтвopeния бeзгpaничныx пoтpeбнocтeй oбщecтвa. В кaждый дaнный мoмeнт вpeмeни кoличecтвo любыx pecypcoв пpeдcтaвляeт coбoй фикcиpoвaннyю вeличинy. Пpимeнeниe пpaктичecки вcex, в ocoбeннocти пepвичныx pecypcoв (тpyдa, зeмли, кaпитaлa), в кaкoй-либo oднoй oтpacли иcключaeт вoзмoжнocть иx пpимeнeния в кaкoй-либo дpyгoй.

Экономический выбор.

Поиск оптимального решения для максимизации степени удовлетворения потребностей в условиях ограниченного объема экономических ресурсов автоматически ставит проблему экономического выбора наилучшего их всех возможных вариантов использования ресурсов.
Так как общий объем имеющихся экономических ресурсов ограничен, ограничена и способность рассматриваемой системы производить средства производства и предметы потребления в желаемых количествах, отвечающих потребностям всех членов общества. Всякое увеличение производства средств производства потребует соответствующего переключения части ресурсов с производства предметов потребления и наоборот. Если бы ресурсы были неограниченны, не надо было бы экономить. Исчезла бы проблема выбора.

  1. Экономические отношения.

Экономические отношения — определенные связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства. В эко­номических отношениях следует различать производственные, социально-экономические (имущественные) и организацион­но-экономические отношения.

Социально-экономические отношения складываются между об­щественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающую роль в этих от­ношениях выполняют отношения собственности на средства производства.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение и обмен невоз­можны без определенной организации. Организационно-эконо­мические отношения, отражающие формы организационных связей, сопровождают любую совместную деятельность работни­ков. Это, например, разделение труда, его специализация и коо­перирование.

Производственные отношения — взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйствен­ной деятельности. Производство — основа экономики, основа существования всего человеческого общества. Рассматривая про­изводство как процесс, экономическая теория выделяет в нем следующие стадии: производство, распределение, обмен и по­требление. Производство — создание продукта, необходимого для существования и развития человека.

  1. Экономические системы.

— это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Рынок.

Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

Какие функции выполняет рынок?

  1. Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
  2. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
  3. Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
  4. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
  5. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
  6. Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

10.Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени. Различают:

  • индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
  • рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени. Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Какие факторы влияют на спрос?

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

  • доходы потребителей;
  • вкусы и предпочтения потребителей;
  • цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
  • запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
  • информация о товаре;
  • время, затраченное на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Какие факторы влияют на предложение?

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

  • изменение цен на факторы производства;
  • технический прогресс;
  • сезонные изменения;
  • налоги и субсидии;
  • ожидания производителей;
  • изменение цен на сопутствующие товары.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.

рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Факторы спроса.

Спрос, предложение и цена явл. основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продовцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложение блага.

Из понятия товарного спроса следует, что основным определяющим его фактором явл. цена товара, при этом закон спроса состоит в том, что при равных условиях снижения цены приводит к возрастанию спроса и наоборот.

Помимо цены, на рыночный спрос воздействуют и другие факторы:

1.Изменение вкусов покупателей

2.Изменение числа покупателей

3.Изменение доходов населения.

4.Изменение цен на сопряжённые товары.

5.Изменение в ожиданиях потребителей.

6.Степень удовлетворения потребностей.

Предложение и его факторы.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве.
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике также рассматривается совокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке. Как правило, предложение товара подчиняется закону предложения.

ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
К неценовым факторам относят:

  • Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.
  • Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.
  • Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.
  • Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.

17. Закон убывающей предельной производительности

Сущность закона. При увеличении использования факторов растет общий объем производства. Однако, если ряд факторов задействован полностью и на их фоне увеличивается лишь один переменный фактор, то рано или поздно наступает момент, когда, несмотря на увеличение переменного фактора, общий объем производства не только не растет, а даже снижается.

Закон гласит: увеличение переменного фактора при фиксированных значениях остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его произ-водител ьности.

Действие закона. Закон убывающей предельной производительности, как и другие законы, действует в виде общей тенденции и проявляется только при неизменности применяемой технологии и в короткий отрезок времени.

Для того чтобы проиллюстрировать действие закона убывающей предельной производительности, следует ввести понятия:

– общий продукт – производство продукта с помощью ряда факторов, один из которых является переменным, а остальные – постоянными;

– средний продукт – результат деления общего продукта на величину переменного фактора;

– предельный продукт – приращение общего продукта за счет приращения переменного фактора.

18. Эффект маштаба

Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе.

Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки,менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат.

 

 

Положительный эффект от масштаба

Происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда и может рассматриваться как последствие синергии. Благодаря этому эффекту, очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.

Отрицательный эффект от масштаба

Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей управляемости и снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде, нарастанием внутриорганизационных противоречий. Наблюдается из-за технических причин при добыче полезных ископаемых, связан с тем, что извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую.

Виды издержек.

Любая фирма стремится получить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства (Q). Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объема производства. Это относится в первую очередь к расходам на оплату обслуживающего персонала и оплату производственных рабочих. Поэтому «совокупные общие затраты» — ТС (total costs) делятся на «постоянные» и «переменные».

К постоянным затратам относятся: амортизация, оплата обслуживающего персонала, страхование, реклама, платежи за кредит и т. д. Постоянные затраты не зависят от изменения выпуска объема продукции и существуют даже в том случае, когда фирма ничего не производит.

К переменным затратам относятся: затраты на сырье, материалы, топливо, оплату производственных рабочих и т. д. Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства продукции.

Перед любой фирмой всегда стоит задача — какой объем продукции производить и соответственно предлагать на рынок? Задачу можно решить через предельные затраты производимой продукции.

Фирма.

Один из важнейших субъектов рыночной экономики, представляющий её основу. Поведение фирмы и эффективность её работы влияют на состояние национальной экономики. Поведение фирмы отражает выработку и принятие решений для деятельности в рыночной среде.

Основные принципы:

1) организация производства товаров и услуг и инвестирование в реальный капитал.

2) Социальная функция удовлетворения потребностей потребителя.

Выручка и прибыль.

В результате продажи произведенной продукции на рынке предприниматель получает выручку.

Выручка – это денежное поступление от реализации продукции на рынке.

Выручка, представленная как результат всей деятельности фирмы за определенный период времени, есть валовой доход фирмы. Выручка, рассчитанная на единицу проданной продукции, есть средний доход фирмы.

Если валовой доход очистить от издержек, то получится итоговый результат деятельности предприятия в форме прибыли или убытка.

Рыночная власть.

Рыночная власть позволяет действующим на конкретном отраслевом рынке фирмам, оказывать влияние на других участников рыночных отношений и, тем самым, определять дальнейшее направление развития самого рынка. Границы такого влияния определяют степень рыночной власти, которой обладает фирма на данном рынке. Большая степень рыночной власти говорит о больших возможностях фирмы влиять на рынок и о зависимости рынка от произвола фирмы. Такая ситуация может в свою очередь привести к ущемлению интересов остальных участников рынка и, следовательно, угрожает основам рыночных форм взаимоотношений.

С другой стороны, рыночная власть позволяет фирме аккумулировать ресурсы для дополнительных вложений в производство, что способствует развитию инноваций и экономическому росту, введению прогрессивных разработок и технологическому прогрессу, и, в конечном счете, ведет к росту благосостояния населения в целом. Сильные позиции отечественных фирм на мировых рынках укрепляют позиции страны на международной арене, увеличивают ее авторитет в глазах мирового сообщества. Поэтому поддержание отечественных компаний является неотъемлемой и обязательной частью экономической политики государства.

Монополия.

Монополией называется ситуация в отрасли, при которой 1) в отрасли существует только одна фирма, 2) благо, которое она производит, не имеет близких заменителей, 3) отсутствует возможность появления в отрасли других фирм.

Такая фирма, не имеющая "соседей" по отрасли, является полным хозяином положения на рынке своего блага. Выпуск этой фирмы является выпуском всей отрасли, и предложение этой фирмы является предложением всей отрасли.

Таким образом, монополист (так называют фирму, не имеющую конкурентов) обладает уникальной возможностью выбирать, сколько будет производить ВСЯ отрасль.

Более того, единственная фирма на рынке может выбирать цену блага. Монополист не должен принимать решения в условиях заданной цены (в отличие от фирмы, действующей в условиях конкуренции). Для него задана рыночная кривая спроса на его продукцию, положение которой определяется не зависящими от него обстоятельствами (предпочтениями и доходами потребителей).

Таким образом, монополист выбирает и цену своего продукта, и объем его предложения.

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

Причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства.

Одним из лучших примеров такой естественной монополии является транспорт.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

Причины этого могут быть финансовые = если один богатый предприниматель может (честным путем или хитростью) скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта.

Причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага.

Монополия государственная — рыночная ситуация, при которой государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны. Государственная монополия складывается на рынках товаров неэластичного спроса, составляющих незаменимые элементы потребительского набора.

 

 

 

Введение в экономич. теорию.

Экономика-наука о ведении хозяйства

Экономика-это хоз система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом, создание необходимых благ.

Экономика-это совокупность экономич. отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, и потребления материальных благ и услуг.

Экономика-наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей, ограниченными экономическими ресурсами.

Экономика выполняет различные функции:

  1. Методо-логическа (учит, что делать)
  2. Научно-позновательная, состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономич. процессы и явления производ. деятельности, процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
  3. Критическая–дать объективную или позитивную оценку экономич. явл. И процессам различных форм хозяйствования.
  4. Практическая-на основании экономич. явлений и процессов даёт рекомендации хозяйствования субъектом в своих делах руководствоваться её принципами и метожами рационального хозяйствования.

Методы:

  1. Метод научной абстракции-выделяет главное в объекте исследования при отвлечении от случайного и непостоянного.
  2. Исторический
  3. Логочиеский
  4. анализа и синтеза.

Анализ-разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой части.

5.индукции и дедукции

Индукция-процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему

Дедукция-выведение частного из общего

6. Математическое моделирование с применением комп. технологий.

7. Графический

8. Эконмич. эксперементы

Микроэкономика изучает экономич. отношения между хозяйственными субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику.

Объясняет как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие отраслей хоз-ва и как потребители принемают решения о покупке товара.

Мезоэкономика -экономич. процессы и явл. охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хоз-ва.

Макроэкономика- экономич. процессы и явл., охватывающие национальное хоз-во, как единую систему, которые органичести соединяются, все звенья материального и нематериального произ-ва.

Проблемы: инфляция

Безработица

Экономич. рост.

Мегаэкономика (мировая)- сумма всех национальных экономик, связанных международным разделение труда мировым рынком.

Позитивная ( дискрептивная) экономика, изучает факты и зависимсти между ними, призвано исходить из накопленных знаний и опыта, и отвечать на вопросы, что есть что может быть в экономике, она описывает, анализирует, но не даёт рекмендация.

Нормативная -говорит о том, что должно быть и как следует действовать, чтобф достич желаемых результатов.

Экономич. законы- это наиболее существенные устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные взаимозависимости и причинно следственные связи в экономич. процессах и явл.

Подразделяются:

  1. общие-действуют во всех соц.экономич. системах. Например: закон роста производства труда, закон спроса и предлож.
  2. специфические законы-действуют в одной общей экономич. системе. Например: федеральные законы

Экономич. категории-это наиболее общие понятия, отражающие существенные св-ва.

  1. Блага.

БЛАГА - товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности. Соответственно социальной организации и способу потребления можно выделить блага частные и блага общественные. Частные блага делимы и удовлетворяют потребности людей индивидуально (еда, одежда, обувь и т.д.). Блага общественные предполагают коллективный характер потребления. Например, оборона страны является общественным благом, оно распространяется на все население, независимо от оплаты отдельными индивидами лользования обороной. Можно выделить как специфическую группу так называемых «клубных благ». «Клубное благо» используется совместно, но до определенного предела в зависимости от численности возможных пользователей благом (например число посадочных мест в автобусе или в театре). В этом отличие «клубного блага» от общественного. Общественное благо предполагает абсолютное несоперничество потребителей блага, а клубное - только до определенного предела (пока есть места в автобусе или в театре).

По целевому назначению блага можно разделить на потребительские и ресурсы. К потребительским относятся блага, которые непосредственно используются потребителями, а ресурсы являются средством получения потребительских благ (например природные ресурсы).

В зависимости от времени использования блага в потреблении можно выделить блага долговременного пользования (машины, книги, холодильники и т. д.) и блага кратковременного потребления (продукты питания). Выделяются также взаимозаменяемые (масло и маргарин) и взаимодополняемые блага (машина и бензин).

Потребности, ресурсы

Пoтpeбнocть – этo нyждa в чeм-либo нeoбxoдимoм для пoддepжaния жизнeдeятeльнocти, paзвития личнocти и oбщecтвa в цeлoм.

Пoтpeбнocти paздeляютcя нa пepвичныe, yдoвлeтвopяющиe жизнeннo вaжныe нyжды чeлoвeкa (oдeждa, питaниe, жильe), и втopичныe, к кoтopым oтнocитcя вce ocтaльнoe. К мaтepиaльным пoтpeбнocтям oтнocятcя и ycлyги, кoтopыe нapaвнe c тoвapaми yдoвлeтвopяют нaши пoтpeбнocти. Сpeдcтвa, c пoмoщью кoтopыx yдoвлeтвopяютcя пoтpeбнocти, нaзывaютcя блaгaми. Одни блaгa имeютcя в pacпopяжeнии oбщecтвa в нeoгpaничeннoм кoличecтвe (нaпpимep, вoздyx), дpyгиe – в oгpaничeннoм. Пocлeдниe нaзывaютcя экoнoмичecкими блaгaми.

Пoд экoнoмичecкими pecypcaми (фaктopaми пpoизвoдcтвa) пoнимaютcя вce пpиpoдныe, людcкиe и пpoизвeдeнныe чeлoвeкoм pecypcы, кoтopыe мoгyт иcпoльзoвaтьcя для пpoизвoдcтвa тoвapoв и ycлyг, т.e. блaг. Мaтepиaльныe pecypcы: зeмля – вce ecтecтвeнныe pecypcы; кaпитaл – вce пpoизвeдeнныe cpeдcтвa, иcпoльзyeмыe в пpoизвoдcтвe тoвapoв и ycлyг, дocтaвкa иx кoнeчнoмy пoтpeбитeлю. Людcкиe pecypcы: тpyд – вce физичecкиe и yмcтвeнныe cпocoбнocти людeй, пpимeняeмыe в пpoизвoдcтвe блaг; пpeдпpинимaтeльcкиe cпocoбнocти – ocoбый вид чeлoвeчecкиx pecypcoв, зaключaющийcя в cпocoбнocти нaибoлee эффeктивнo иcпoльзoвaть вce фaктopы пpoизвoдcтвa.

В peзyльтaтe бeзгpaничнocти пoтpeбнocтeй и oгpaничeннocти pecypcoв, oбщecтвy пpиxoдитcя peшaть, кaкиe тoвapы пpoизвoдить, a oт кaкиx в oпpeдeлeнныx ycлoвияx пpидeтcя oткaзaтьcя. Пpoблeмa эффeктивнocти – ocнoвнaя пpoблeмa экoнoмичecкoй тeopии, кoтopaя иccлeдyeт пyти нaилyчшeгo иcпoльзoвaния или пpимeнeния oгpaничeнныx pecypcoв, c тeм, чтoбы дocтичь мaкcимaльнo вoзмoжнoгo yдoвлeтвopeния бeзгpaничныx пoтpeбнocтeй oбщecтвa. В кaждый дaнный мoмeнт вpeмeни кoличecтвo любыx pecypcoв пpeдcтaвляeт coбoй фикcиpoвaннyю вeличинy. Пpимeнeниe пpaктичecки вcex, в ocoбeннocти пepвичныx pecypcoв (тpyдa, зeмли, кaпитaлa), в кaкoй-либo oднoй oтpacли иcключaeт вoзмoжнocть иx пpимeнeния в кaкoй-либo дpyгoй.

Экономический выбор.

Поиск оптимального решения для максимизации степени удовлетворения потребностей в условиях ограниченного объема экономических ресурсов автоматически ставит проблему экономического выбора наилучшего их всех возможных вариантов использования ресурсов.
Так как общий объем имеющихся экономических ресурсов ограничен, ограничена и способность рассматриваемой системы производить средства производства и предметы потребления в желаемых количествах, отвечающих потребностям всех членов общества. Всякое увеличение производства средств производства потребует соответствующего переключения части ресурсов с производства предметов потребления и наоборот. Если бы ресурсы были неограниченны, не надо было бы экономить. Исчезла бы проблема выбора.

  1. Экономические отношения.

Экономические отношения — определенные связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства. В эко­номических отношениях следует различать производственные, социально-экономические (имущественные) и организаци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.70.11 (0.016 с.)