Категория«функция». Метасистема. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категория«функция». Метасистема.



Категория «система».

Категория – это наиболее общее понятие, с помощью которого мы исследуем окружающую действительность, а точнее описываем ее.

Понятие системы является одной из важных категорий, связанных с особенностью восприятия нашего мозга внешнего мира, то есть мы воспринимаем объект не как простой, а как сложный.

Бывают разные виды сложности. Первый вид сложности: для того чтобы определить функцию, мы должны включить наш объект во взаимодействие с другими объектами. Тогда мы получим метасистему, то есть систему более высокого уровня со сложной структурой. Если мы хотим определить функцию объекта, то мы должны изучить его строение и структуру. А взаимодействие частей объекта, для выяснения функции – это и есть понятие объекта как системы. То есть система – это наш подход к восприятию мира и использование этой категории для определения и объяснения функции любого объекта.

Восприятие объекта человеком ограничено. Мы не можем воспринимать объект с большим количеством деталей, поэтому воспринимаем его по частям, а чтобы объединить его в единое целое мы делаем взаимосвязи. Так и возникает категория «система». Понятие системы используется в науке двояко. Для определения функции (метасистема) и для объяснения функции (структура). Категория «система» используется для категорий деятельности человека. Всего их 3: анализ, синтез и управление.

 

Категория«объект».

Категория «объект» – это наше восприятие ограниченной сущности. Они формируются в категории материальных сущностей. В свою очередь, неограниченные сущности относятся к категории «пространство».

Для начала мы должны выделить объект, то есть установить пределы этого объекта с определенной степенью точности. Точность измерения всегда ограничена.

Категория«функция». Метасистема.

Категория «функция» – это использование объекта в своей реальной жизни для достижения своей цели. Каждый объект мы используем как инструмент или как средство для достижения цели. То есть, используя объект, мы реализуем какие-то цели. И для того, чтобы определить функцию нам необходимо определить все объекты. Ведь любое действие – это воздействие одного объекта на другой объект. А два объекта – это уже система. И вот эта система, в которой осмысливается функция объекта, называется метасистемой.

Метасистема – это совокупность взаимодействующих объектов, в рамках которых осмысливаются функции объекта. Функция всегда относительна. В зависимости от метасистемы,в которой мы используем данный объект, можно определить разные функции.

Критерии качества систем.

Критерии качества систем – основные категории исполнения функций.

1. Эффективность – способность реализовать функцию с ограниченностью на ресурсы;

2. Надежность – способность системы функционировать в течение длительного времени;

3. Устойчивость – способность функционировать при дестабилизирующих внешних воздействиях.

По отношению к оценке деятельности человека эффективность заменяется надежностью и устойчивостью.

 

Устойчивость систем. Принцип ЛеШателье.

Существуют 2 стадии устойчивости систем:

1) Умеренное воздействие на систему – принцип ЛеШателье:

Любая система при дестабилизирующем воздействии старается противодействовать внешним изменениям, чтобы сохранить себя.

2) Сильное воздействие – система меняет свою структуру.

 

Категория информация, модель

восприятие объектов среды

объект ощущения восприятие(информ идентификация(модель)

образ который воспринимаем- информация, а образ с которым сравниваем-модель, что позволяет использовать объект по назначению.Знания -статическая категория, информация -динамическая

 

Модель черного ящика

 
 

 

 


Модель черного ящика:

1. понятия, которые были взяты из техники

2. (общий случай) возможность прогнозирования одних свойств объекта, зная состояния других свойств.

3. Построение объяснения функционирования свойств объекта только с помощью внешних свойств, которые фиксируются в виде наблюдений.

Свойства, которые меняют состояние-экзогенные

Свойства, которые меняют состояние-эндогенные.

Используется, когда внутреннее системы не доступно/ не представляет интереса, но важно описать ее внешние взаимодействие (отражает взаимодействие с окруж.средой). Свойства - проблема: включение в систему ненужных свойств и исключение нужных. Задача-наблюдая за объектами определить корреляцию.

 

Мат.модель системы

случайные факторы e≈N(0,5)

x1 xn
y=F(x)

       
   
 
 

 

 


Строим модель по внешним признакам, не зная внутренней структуры объекта.

Свойства все измеряемы - параметры, что определяют модель количества.

Свойства- эксперименты- функции- подгоняем результаты под эксперименты

Индуктивная модель.

Проблема: ограничены субъективными причинами

 
 

9.Модель состава системы – модель для управления, упрощенная модель объекта, создающая возможности его использования. Включает в себя любое управление. Если мы управляем объектом 2 категориями: либо мы поддерживаем его состояние и реализуем цели (цели могут быть разными), что-то сделать, куда-то приехать, например (дословно!)

Она соответствует концепции рабочего стола. На рабочем столе материалы, мы должны понимать их структуру, есть инструменты, мы должны понимать как их использовать и получить то, что надо, соответственно, 2 вида структур, 2 базы данных: база данных инструментов, база данных материала. Например, у ректора в голове Финансовый Университет в виде структуры, напрямую не связанных между собой объектов, а связи осуществляются технически только в голове этого ректора и его управленцев. Модель состава –знание структур данных инструментов и основные технологические цепочки (как использовать эти инструменты) по отношению к материалу в основных целях. Структурная модель любой организации-типичная модель состава подразделения и функции, которые они выполняют больше от них ничего не нужно.

Проблема!

Если много материала или инструментов, создается необходимость удержания их в голове. Для этого нужна классификация -упорядочить их структуру иерархически, чтобы мы могли использовать и удерживать их в голове. Эта и есть основная проблема модели состава. Память ограничена. В ней удерживается не более 6-7. Если мы их рисуем, то не больше 20. Строим модель состава, и ее сложность охватывает ограничения структуры вашего мозга.

 

10.Структурная модель системы - модель в виде набора взаимодействующих объектов (элементов). (Элементы и есть объекты, входящие в состав модели.) По отношению к ним нас интересуют только функции. Любая структурная модель –это модель взаимосвязанных, функционирующих элементов(объектов) Например, модель рынка: есть элемент общества в целом, элемент производства, элемент ВВП, распределение, цикл есть! Мы должны понимать в любой структурной модели: как организовать взаимодействие, между функционирующими элементами, социальную систему, нормирование взаимодействия называется институтом. Если мы решим понять взаимодействие людей какой-либо организации, мы изучаем институты. В технической системе они называются интерфейсами или протоколами.

 

11.Модель восприятия и анализа объектов среды – как выглядит этот объект, вот есть объект в среде, ощущения(глаз, нос, органы чувств), восприятие(создание структуры), конечная цель восприятие(ощущение), конечная цель восприятие-образ (внутренний нечеткий общий и смутный образ, но он есть (по лат. Фон). Каким образом реагируем на это? Если есть какая-то информация, то мы реагируем (мы должны ее сопоставить с тем, что у нас есть в голове, чтоьбы запомнить, и эти образы (образ 1, образ 2…. И т.д.), эти образы, которые есть у нас в голове, и мы с ними что-то сопоставляем, называются образцами или по (лат.Модели).Вот базовые понятия, которые дают принцип восприятия: как выглядит образ или информация, как выглядит образцы или модели, что они из себя представляют). С помощью нервных клеток в голове кодируются как образы, так и образцы. Они могут менять свое состояние, каким-то образом, это коротковременно-информационный образ, либо долговременно образцы, которые у нас есть в памяти. И вот эти объекты, с помощью которых кодируются модели и информация по отношению к объектам окружающего мира называются знак! Знак-это объект, который изменяет наше состояние. Кроме модели есть программа действия, соответствующая категории третьей категории.., восприятие(я показывал картинки). У образа критерии: ограниченность,--- отсюда выходит вторая категория-объекта), ограниченность в пространстве. С восприятием связывают когнитивные ограничения (это 12 вопрос!)

Иерархические системы.

Иерархичность означает существование в системе нескольких

уровней, подчиненных по нисходящей, со своими зонами ответственности,

ресурсами и локальными целями.

Иерархия является средством преодоления ограниченности возможностей мозга.

Плюс: позволяет увеличивать сложность моделей в восприятии.

Минус: невозможность глобальной оптимизации (мы можем оптимизировать только по частям (элементам))

 

14.Категория «знак». Знаковые системы: Знак- объект, который изменяет наше поведение и состояние. Знаки бывают естественные (когда информация воспроизводится в виде знаковых структур и систем). Знаки меняют поведение человека. Знаковые системы являются ключевыми. Устройство, имитирующее поведение человека – компьютер. В компьютере, знаки, меняющие поведение, называются программами.Свойства знака: знак должен быть материальным, доступным восприятию; знак направлен на значение; содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается ее материальными свойствами; содержание и форма знака определяются различительными признаками; знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.Под знаковой системой понимается набор знаков - одного типа или же нескольких типов. Вместе с системой правил, регулирующих сочетаемость знаков при создании семиотического текста. Возможны различные классификации знаковых систем с точки зрения их строения, в частности, в зависимости от используемых типов знаков. Остановимся здесь лишь на разделении знаковых систем по функции их употребления. Знаковые системы могут быть коммуникативными (естественные языки, искусственные языки, разные виды искусства, игры) или же некоммуникативными (восприятие, группа нормативных систем типа юридических знаков, этических норм и т.д.). Знаковые системы можно разделить на информационные и неинформационные. Примером неинформационной, но коммуникативной системы являются игры (например, шахматы).

 

15.Искусственные знаковые системы.:Так как наш мозг органичен, то поэтому человек компенсирует недостаток своих естественных знаков созданием искусственных знаковых систем. (письмо, изображение). Искусственные знаковые системы нужны для преодоления ограниченности размерности нашего мозга.Они позволяют накапливать знания или модели не одному человеку в рамках своего мозга, а большим социальным группам и передавать эти знания или модели другим людям. Т.е. они расширяют умственные возможности человека. Существует три вида: 3D(макеты), 2D(рисунки, схемы), 1D(речь, письмо). Человек отличается от других живых существ тем, что у него разработана система искусственных знаний. Т.к. наше восприятие в основном зрительное, то знаковые структуры являются предпочтительными: образы, модели, т.е. 3Dи 2D.Искусственные знаковые системы-вторичныепоотношениюкязыкуиспециальносоздаваемыесредствапередачиинформации, обычноограниченныепрофессиональноилиситуативно. Искусственные знаки в отличие от естественных условны. Они создаются для формирования, хранения, передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений. Нужны для преодоления ограниченности размерности нашего мозга

 

16.Общая методика анализа: Цель анализа заключается в построении модели изучаемого или анализируемого объекта. Для того, чтобы проанализировать объект нам нужна предварительная информация о его создании и назначении. Из гипотезы следует инверсия, т.е. человек создает воображаемую схему, которая соответствует модели. Изучая объект, воздействие на него, человек подтверждает или опровергает свои предположения. Схема анализа: определение объекта, выявление его функций, определение проблемы, связанной с объектом, построение модели (чтобы узнать почему эта проблема возникла при функционировании этого объекта), контроль(проверить соответствует ли модель реальности). Аналитики строят модели внешнего мира. Любая методика анализа содержит такие моменты: 1) цели и задачи анализа.2) объекты анализа. 3)системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа.4) описание способов исследования изучаемых объектов. 5) источники данных для анализа. 6) указания по организации анализа. 7) указания по оформлению результатов анализа. 8) потребители результатов анализа.

17. Общая методика управления. Модель управления.

Управление - целенаправленное воздействие на систему.

Модель управления –упрощенная модель объекта, создающая возможность его использования.

Модель управления соответствует концепции рабочего стола и включает 2 категории:

1) материалы: мы должны понимать их структуру;

2) инструменты: должны понимать, как их использовать, применительно к материалам, для достижения поставленной цели.

 

Модель «человек в среде»

Мы рисуем человечка, а вокруг него - среду. Какая функция у человека в среде? Неизвестно, поэтому заменяем функцию эффективного взаимодействия человека в среде категорией «надежность», это не человек, как часть мира, а этот мир – для человека, поэтому задача человека заключается в том, чтобы как можно удобнее обустроиться в этом мире, что и является основной его функцией.

Чтобы жить стабильно, человеку нужно материальное обеспечение, защита, обучиться тому, как вести себя в среде, обеспечить средства защиты, эффективное управление.

Такие же критерии и у всего общества, распределяя эти обязанности, одни защищают, другие обеспечивают, третьи управляют эффективностью повышении основной задачи – стабильности существования.

 

Модель экономики.

Объект – люди, производство, Функции экономики – материальное обеспечение, Метасистема – общество.

Отношение «человек – производство» – подготовка кадров, Отношение «предприятие – валовой продукт» - товары, Отношение «валовой продукт – распределение» - определение социальных ценностей.

Выходом распределения является потребительская корзина, которая каждому человеку дается в обществе.

       
   
 
 


Подготовка кадров потребительская

корзина

ресурс, производство распределение рынок

 

 

соц. заказ валовой продукт

 
 

 


эндогенные свойства (инвестиции)

 

Модель рынка.

Метасистема – экономика, Функция – распределительная, Модель рынка – денежный механизм распределения. Один продает, а другой покупает за определенную плату (деньги), критерий: сумма стоимостей всех товаров = общее количество денег населения.

$


продавец покупатель

 

Господин – государство

господство - доминирование

 
 


раб – субъект

 

цель

 

 

Категория «система».

Категория – это наиболее общее понятие, с помощью которого мы исследуем окружающую действительность, а точнее описываем ее.

Понятие системы является одной из важных категорий, связанных с особенностью восприятия нашего мозга внешнего мира, то есть мы воспринимаем объект не как простой, а как сложный.

Бывают разные виды сложности. Первый вид сложности: для того чтобы определить функцию, мы должны включить наш объект во взаимодействие с другими объектами. Тогда мы получим метасистему, то есть систему более высокого уровня со сложной структурой. Если мы хотим определить функцию объекта, то мы должны изучить его строение и структуру. А взаимодействие частей объекта, для выяснения функции – это и есть понятие объекта как системы. То есть система – это наш подход к восприятию мира и использование этой категории для определения и объяснения функции любого объекта.

Восприятие объекта человеком ограничено. Мы не можем воспринимать объект с большим количеством деталей, поэтому воспринимаем его по частям, а чтобы объединить его в единое целое мы делаем взаимосвязи. Так и возникает категория «система». Понятие системы используется в науке двояко. Для определения функции (метасистема) и для объяснения функции (структура). Категория «система» используется для категорий деятельности человека. Всего их 3: анализ, синтез и управление.

 

Категория«объект».

Категория «объект» – это наше восприятие ограниченной сущности. Они формируются в категории материальных сущностей. В свою очередь, неограниченные сущности относятся к категории «пространство».

Для начала мы должны выделить объект, то есть установить пределы этого объекта с определенной степенью точности. Точность измерения всегда ограничена.

Категория«функция». Метасистема.

Категория «функция» – это использование объекта в своей реальной жизни для достижения своей цели. Каждый объект мы используем как инструмент или как средство для достижения цели. То есть, используя объект, мы реализуем какие-то цели. И для того, чтобы определить функцию нам необходимо определить все объекты. Ведь любое действие – это воздействие одного объекта на другой объект. А два объекта – это уже система. И вот эта система, в которой осмысливается функция объекта, называется метасистемой.

Метасистема – это совокупность взаимодействующих объектов, в рамках которых осмысливаются функции объекта. Функция всегда относительна. В зависимости от метасистемы,в которой мы используем данный объект, можно определить разные функции.

Критерии качества систем.

Критерии качества систем – основные категории исполнения функций.

1. Эффективность – способность реализовать функцию с ограниченностью на ресурсы;

2. Надежность – способность системы функционировать в течение длительного времени;

3. Устойчивость – способность функционировать при дестабилизирующих внешних воздействиях.

По отношению к оценке деятельности человека эффективность заменяется надежностью и устойчивостью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.054 с.)