Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом.



По общему правилу после оглашения решение не может быть изменено вынесшим его судом, а все недостатки исправляются в кассационном порядке. Из этого правила есть исключения. 1). суд новым решением отменяет ранее вынесенное решение в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим. 2). суд вправе вынести дополнительное решение (исправляется неполнота судебного решения), разъяснить решение (исправляется неопределенность, неясность решения), исправить в нем описки и явные счетные ошибки. Основаниями для вынесения дополнительного решения явл-я:

 суд не разрешил или не полностью разрешил требование, кот было рассмотрено в судебном заседании;  суд не распределил судебные расходы между сторонами. Дополнительное решение постановляется тем же судом, кот вынес основное решение.

Основания для разъяснения судебного решения законом четко не определены. Разъяснение устраняет такой недостаток решения как неясность. Из анализа норм законодат-ва следует, что разъяснение должно иметь место в случае возникн-я трудностей в понимании и исполнении решения. Разъяснение состоит в указании, что конкретно имелось в виду при формулировании решения. Разъяснение допускается в любое время, если решение еще не исполнено и в срок, в течение которого оно может быть принудительно исполнено (по общему правилу – 3 года). Суд вправе исправить в своем решении описки и явные счетные ошибки. Под описками обычно имеют в виду искажения в написании слов (напр, искажения ФИО гражданина либо наименования юр лица). Явными счетными ошибками считаются ошибки в сложении, вычитании и других математических действиях. Если расчет оказался неправильным вследствие неправильного понимания закона, ошибка может быть исправлена только вышестоящим судом в установленном законом порядке. Определение суда об исправлении описок и явных счетных ошибок - как бы составная часть решения. В самом тексте решения никакие исправления не производятся. Но в исполнительный лист резолютивная часть решения переносится в той редакции, какую она получила в результате вынесения определения. Вопросы о вынесении дополнительного решения, разъяснении решения, об исправлении описок и явных счетных ошибок в решении разрешаются по инициативе суда или по заявлению юридически заинтересованных в исходе дела лиц. Данные вопросы разрешаются в судебном заседании с извещением юридически заинтересованных лиц, неявка которых не препятствует рассмотрению поставленного перед судом вопроса. На определение суда об отказе в вынесении дополнительного решения, а также по вопросам разъяснения решения, исправлении в решении описок, счетных ошибок может быть подана частная жалоба или принесен частный протест.


 

Законная сила судебного решения.

Момент вступления решения в законную силу может совпадать с: - истечением срока на кассационное обжалование, если судебное решение не было обжаловано; - с оставлением решения в силе судом кассационной инстанции, если оно было обжаловано; - с моментом публичного оглашения решения, если оно не подлежит обжалованию (решения суда по жалобам на действия избирательных комиссий, решение судебной коллегии по делам интеллект-ной собственности Верховного Суда РБ по жалобам на решение Апелляционного совета при патентном органе). Законная сила судебного решения – это переход суд-го решения в качественно новое состояние, приобретение решением новых свойств. К таким свойствам относят исключительность судебного решения, его преюдициальность, принудительность (исполнимость), обязательность и неизменяемость (неопровержимость, стабильность). Исключительность судебного решения предполагает, что вступление решения в законную силу исключает возможность повторного обращения в суд сторон и других юр заинтересованных в исходе дела лиц, а также их правопреемников с теми же исковыми требованиями, на том же основании, а также оспаривать в судопроизводстве по другому делу установленные судом факты и правоотношения. Если правоотношения носят длящийся характер, то при изменении обстоятельств, на которых основано решение, каждая сторона вправе путем предъявления нового иска требовать вынесения нового решения. Преюдициальность (предрешаемость) суд-го решения, вступившего в законную силу, которой предрешается вопрос об истинности тех или иных фактов, правоотношений по данному делу для последующих дел. Факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по одному гражд-му делу, обязательны для суда и не доказываются вновь при разбирательстве других гражданских дел, в которых участвуют те же лица или их правопреемники. Принудительность (исполнимость) суд-го решения - возможность принудительного исполнения суд-го решения. Судебные постановления приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу. Данное свойство явл-ся относительным, так как судебное решение может быть обращено и к немедленному исполнению. Вступившие в зак-ую силу судебные постановления обязательны для всех граждан и юр-их лиц и подлежат исполнению на всей тер РБ. Неизменяемость (неопровержимость, стабильность) судебного решения предполагает недопустимость его пересмотра вышестоящим судом. Вопрос о вступлении в законную силу судебных постановлений является дискуссионным, так как они обладают лишь некоторыми свойствами законной силы и, в частности, обязательностью, принудительностью (исполнимостью), но не обладают преюдициальностью и исключительностью, которые являются безусловными свойствами законной силы. Определяет момент вступления судебных определений в законную силу и устанавливает, что определения, имеющие самостоятельный порядок обжалования, вступают в законную силу по истечении 10 дней с момента их оглашения или немедленно после оставления их в силе вышестоящим судом; все остальные определения вступают в законную силу сразу после их оглашения, а если определение не оглашалось - после подписания его судьей (судьями).

 


 

Определения суда первой инстанции, их виды. Зак-ная сила определений.

Определением суда 1й инстанции не разрешается дело по существу. Им разрешаются лишь отдельные вопросы, возник в ходе производства по делу, а в предусмотренных законом случаях оканчивается производство по делу без вынесения решения. При разрешении несложных вопросов определения могут выноситься судом без удаления в совещательную комнату и заносятся в протокол судебного заседания (протокольное определение). При разрешении сложных вопросов (о прекращении, приостановлении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения и без движения, о подготовке дела к судебному разбирательству, назначении экспертизы и др.) суд выносит определение в виде отдельного документа. По сложным вопросам, возникшим во время судебного разбирательства, определения выносятся в совещательной комнате. В определении должны быть указаны: 1) время и место вынесения определения; 2) наименование суда, вынесшего определение, ФИО судьи и секретаря судебного заседания (помощника судьи); 3) юридически заинтересованные в исходе дела лица и предмет спора; 4) вопрос, по которому выносится определение;

5) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на акты законодательства, которыми суд руководствовался; 6) постановление суда; 7) порядок и срок обжалования или опротестования определения, если оно подлежит обжалованию или опротестованию. Подлежат обоснованию только те определения, которые могут быть обжалованы или опротестованы в кассационном порядке. Если определение было вынесено в ходе судебного заседания, оно подлежит оглашению немедленно после вынесения. Копии определения, кот может быть обжаловано или опротестовано отдельно от решения, суд отправляет по почте сторонам и другим юр-ки заинтересованным в исходе дела лицам, кот не присутствовали в судебном заседании, в 3дневный срок с момента вынесения определения. Законная сила определения. Определения вступают в законную силу сразу после оглашения, а если определение не оглашалось – после подписания его судьей (судьями). Вступив в зак-ую силу, определение суда 1й инстанции приобретает ряд свойств: - обязательность(его зак-ая сила распростран-ся на всех граждан и юр лиц независимо от того, были их права и охраняемые законом интересы предметом суд-го разбир-ва или нет); - неопровержимость (вступивш в зак-ую силу определения, подлежащее обжалованию и опротестованию отдельно от решения суда, не может быть пересмотрено судом в кассационном порядке. Может быть пересмотрено в порядке суд-го надзора или по вновь открывшимся обстоят-м); - исключительность(напр., стороны могут заключить мировое соглашение по делу. Если такое соглашение утверждено определением суда, то повторно спор м\у теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не может быть рассмотрен судом); - исполнимость (подлежит принудит-му исполнению, если не испол-ся добровольно). Выносимые судом определения по своему характеру воздействия на развитие процесса подраздел-ся: - подготовительные (цель: обеспечить подготовку дела к суд-му разбират-ву); - пресекательные (препятствую возник-ю процесса по делу либо совершению того или иного процессуального действия); - заключительные (завершают производство по делу в суде без вынесения решения); - частные(цель: устранить причины и условия, способствовавших совершению правонарушений). Если при рассмотрения дела суд обнаружит признаки преступления в действиях гражданина, он сообщает об этом прокурору частным определением. Частное определение выносится одновременно с решением суда по гражд-му делу.


60.Понятие, сущность и общие положения производства по делам, возник-м из админ-вно- правовых отнош-й.

Производство по делам, воз-м из админ-правовых отношений – институт, регулирующий судебный порядок рассмотрения споров, воз-х в сфере админ-го управления. Суд разрешает спор об администрат-м праве. В РБ админ-ое судопроизводство осущ0ся общими и хозяйственными судами в соответствии с их компетенцией. Производство по делам, воз-м из админ-правовых отношений, рассматриваются общими судами по правилам искового производства за отдельными изъятиями. Стороны: заявитель и гос орган. Процессуальные особенности админ-го судопроиз-ва: 1) админ-ые дела в гражд-м процессе возбужд-ся подачи в суд жалобы или заявления; 2) суд разрешает спор об админ-м праве; 3) админ дела не могут быть переданы на разрешение третейского суда; 4) выступают гражданин (заявитель) и гос орган, чьи действия (бездействия) явл предметом суд-го разбират-ва; 5) материально-правовое отношение м\у сторонами строятся по принципу власти и подчинения; 6) суд проверяет законность и обоснованность действий (бездействий) гос органов; 7) дела рассматриваются судом не позднее месячного срока со дня поступления жалобы или заявления в суд. Производство по делам, воз-м из админ-правовых отношений- самост-й видл гражд-го судопроиз-ва, в кот судом рассматривается спор, возникший в сфере админ-го управления, и осущ-ся контроль за законностью и обоснованностью действий(бездействий) гос органов, организаций и долж-х лиц, затрагивающих права и охряняемые законом интересы граждан. Заявитель вправе отказаться от жалобы, а также изменить мотивы жалобы в пределах обжалуемого действия. Предмет жалобы- несогласие заявителя или прокурора с действиями(бездействиями) гос органа. Мотивы жалобы - юр факты и иные обстоят-ва, свидетельствующие о незаконности или необоснованности актов админ-го правоприменения. Средства обеспечения жалоб: - запрет исполнения действий гос органа до истечения срока на суд-ое обжалование(опротестование); - обязательное приостановление исполнения обжалованного действия. Суд вправе по собственной инициативе или ходатайству заявителя приостановить исполнение обжалованного действия в любом положении дела. Копия определения суда о приостановлении исполнения направляется в гос орган, действия кот обжалуются, а также лицу, осущ-му исполнение. Суд рассматривает дела: - по жалобам на действия избират-х комиссий в случаях, предусмотренных законом; - по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния; - по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; - по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, – и права юридических лиц; - по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе; - иные дела, возникающие из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.008 с.)