Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и стадии законодательного процесса.

Поиск

Законодательный процесс – это законодательная деятельность нормотворческих органов и ДЛ по разработке, принятию закона и введению его в действие. Процедура принятия законов закреплена в Конституции.

Результатом законодательного процесса выступают законы.

В ч. 5 ст. 2 Закона «Об НПА» дано определение закона. Кодекс, Программные законы, конституционные законы. Основной закон.

Референдарный закон не является результатом законотворческой деятельности. По иерархии между конституционными и программными законами.

Стадия законодательного процесса – это относительно самостоятельная часть процедуры принятия закона.

Допарламентские, парламентские и постпарламентские.

· подготовка проекта закона

o создание концепций закона

o анализ существующих норм и изучение мирового опыта

o непосредственная работа над текстом проекта

o экспертиза готового законопроекта

· утверждение законопроекта

o внесение проекта в законотворческий орган

o непосредственное обсуждение проекта

o принятие закона

· промульгация закона

Или вот так:

· планирование и прогнозирование законопроектной деятельности

· подготовка проекта

· внесение законопроекта субъектом права ЗИ в ПП

· предварительное рассмотрение законопроекта

· вынесение законопроекта на всенародное обсуждение (факультативная стадия)

· рассмотрение законопроекта в первом чтении в ПП

· рассмотрение законопроекта во втором чтении в ПП

· принятие закона в ПП

· рассмотрение и одобрение закона СР

· преодоление возникших разногласий по законопроекту между ПП и СР (факультативная стадия)

· предварительный конституционный контроль (часто рассматривают как составной этап подписания Президентом)

· преодоление возражений Президента (факультативная стадия)

· подписание закона Президентом

· опубликование закона

· вступление закона в силу

· изучение действия закона с целью определения необходимости внесения в него изменений и дополнений.

Планирование законопроектной деятельности.

· Указ от 27.12.2013 № 572

· обоснование проектов законов, включенных в план подготовки законопроектов на 2014 год

· законопроекты, разрабатываемые в РБ

Законодательная инициатива.

Это официальное внесение в компетентный орган Парламента управомоченным субъектом законопроекта (текст будущего закона со всеми его атрибутами) или законопредложения (идея, концепция будущего закона).

Реализация права ЗИ в РБ связана только с правом внесения законопроекта. ПЗИ предполагает обязанность парламента рассмотреть внесенный законопроект. Пи этом парламент не обязан однозначно принять закон, он может принять его в иной редакции ли отклонить вовсе.

Субъект: Президент, Правительство, депутаты ПП, СР не менее 50 тысяч граждан, обладающих избирательным правом. Изменения и дополнения в Конституцию: Президент, не менее 150 тысяч граждан, обладающих избирательным правом.

Субъект ПЗИ вносит проект и сопроводительные документы в секретариат ПП. Все проекты подлежат регистрации. Сопроводительные документы: сопроводительное письмо, обоснование необходимости принятия закона, финансово-экономическое обоснование и др.

Экспертно-правовое управление секретариата ПП дает заключение о соответствии проекта закона всем требованиям (о наличии всех необходимых документов) или о несоответствии проекта требованиям (об отсутствии необходимых документов). В первом случае проект передается на предварительное рассмотрение, а во втором – возвращается внесшему его субъекту.

Обсуждение законопроекта.

Обсуждение законопроекта предполагает работу над проектом закона как на пленарных заседаниях палат (чтение законопроекта), так и в комиссиях (комитетах).

Первое чтение: необходимость законопроекта. Второе чтение: обсуждение законопроекта по существу и внесенных к нему поправок. Третье чтение: обсуждение законопроекта в целом, со всеми принятыми ранее поправками, новые поправки не допускаются. В РБ только два чтения.

После секретариата проект поступает председателю палаты, который определяет комиссию (одну из постоянных), которая будет головной. Это не специально создаваемая комиссия. Всего 14 постоянных комиссий, одну из них и выбирают. Головная комиссия может направить законопроект в другие комиссии, создать рабочую группу по законопроекту, отправить его на народное обсуждение или на научную экспертизу. Все замечания и предложения, поступившие на законопроект и учтенные головной комиссией, требует согласие субъекта, внесшего проект и заключение НЦЗПИ.

После окончания подготовительных работа законопроект передается в совет ПП для включения в повестку дня сессии (передача проекта для рассмотрения в первом чтении).

Если по законопроекту требуется согласие президента, а оно отсутствует, законопроект возвращается внесшему его субъекту. Согласие требуется нечасто. Например: увеличение государственных расходов, уменьшение доходов, расходится с временным декретом.

На этом стадия предварительного рассмотрение законопроекта заканчивается и начинается рассмотрение законопроекта в первом чтении.

Первым в пленарном заседании выступает субъект ПЗИ. Это может быть либо уполномоченный им субъект, либо лично. Затем содоклад председателя головной комиссии. В первом чтении обсуждается концепция проекта, его направленность, структура, целесообразность его принятия. Затем могут последовать замечания и предложения депутатов и их обсуждение. Голосование в ПП по проекту осуществляется простым большинством от полного состава. Первым на голосование выносится вопрос о принятии проекта. Если простое большинство за, то проект передается для рассмотрения во втором чтении. Если проект не принят, то ставится на голосование вопрос об отклонении проекта. Если принято большинство, проект считается отклоненным и возвращается субъекту права ЗИ. Если по итогам голосования проект и не принят, и не отклонен, он отправляется на доработку в головную комиссию. Тогда процедура начинается с начала: выступление субъекта.

Подготовка к рассмотрению проекта во втором чтении.

Принятый в первом чтении проект возвращается для работы в головную комиссию. Головная комиссия может вынести на народное обсуждение, готовит текст с учетом поступивших предложений и замечаний, может отправить проект дополнительно на правовую и лингвистическую экспертизы. В случае поступления поправок к проекту, они также согласовываются с субъектом и НЦЗПИ.

Проект закона с заключением головной комиссии направляется субъект ПЗИ и каждому депутату не позднее, чем за 7 дней до рассмотрения его во втором чтении. Первым выступает председатель головной комиссии. Вначале обсуждается название законопроекта, затем его преамбула. Потом по решению депутатов проект может обсуждаться постатейно, по главам, по разделам или в целом. Если есть какие-то несогласованные головной комиссией поправки, каждая из них обсуждается отдельно. Затем могут быть выступления депутатов или субъектов ПЗИ, завершает эту стадию решение вопроса о вынесении проекта на голосование или возвращение его на доработку. Голосование производится тем же образом, как происходило обсуждение (постатейно, по главам, по разделам или в целом). Обычные законы принимаются простым большинством голосов, программные и конституционные законы квалифицированным большинством. На голосование ставятся последовательно следующие вопросы: о принятии проекта, об отклонении проекта, об отправлении его на доработку, о направлении на повторное рассмотрении в первом чтении. Если на один из вопросов ответ «да», следующий вопрос не задается. При отправлении проекта на доработку, рассмотрение начинается со второго чтения. В случае принятия проекта его текст и сопроводительные документы к нему в течение пяти дней передаются в СР. Принятие проекта во втором чтении заканчивается его обсуждение в ПП.

В СР проект также поступает в секретариат, который передает его председателю. Председатель СР определяет постоянную комиссию, ответственную по проекту. Постоянная комиссия помимо текста законопроекта и сопроводительных документов получает заключение экспертно-правового управления секретариата, направляет проект всем членам СР, может организовать предварительное обсуждение проекта, запросить мнение заинтересованных лиц. По результатам анализа поступивших замечаний и предложений постоянная комиссия готовит по проекту мотивированное заключение. Это заключение может рекомендовать СР одобрить проект или рекомендовать СР отклонить проект. После подготовки заключения постоянной комиссии проект включается в повестку дня сессии. Первым на заседании выступает председатель постоянной комиссии, он оглашает заключение, далее следует обсуждение закона и заключения. Голосование по обычным законом производится простым большинством, по программным и конституционным законам – квалифицированным большинством. Если принято решение об отклонении законопроекта, то наступает стадия урегулирования разногласий между палатами. Если принято решение об одобрении законопроекта, то в течение 10 дней уже закон передается на подпись президенту.

СР обязан одобрить законопроект в течение 20 дней.

Факультативная стадия: урегулирование разногласия между палатами Национального Собрания.

отклонением советом республики закона, принятого Палатой представителей. Постановление совета республики вместе с проектом закона направляется в палату представителей. В постановлении СР может содержаться предложение о создании согласительной комиссии либо такое предложение может инициировать ПП Согласительная комиссия создается по инициативе любой из палат, поддержанной другой палатой. согласительная комиссия создается на паритетных началах – из равного количества членов постоянной комиссии каждой из палат. Иные депутаты и члены совета республики могут участвовать в работе согласительной комиссии с правом совещательного голоса.,Согласительная комиссия может привлекать к своей работе работников секретариата, привлекать ученых, представителей гос. органов, специалистов и экспертов. На ее заседании вправе присутствовать помощник президента – его полномочный представитель в Нац. Собр.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение СР отдельно. И вырабатывает согласованный текст законопроекта. Решение в согласительной комиссии принимается открытым раздельным голосованием. Отдельно голосуют члены ПП и члены СР. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов соответственно от ПП и от СР. Простое большинство.

Также как и все другие замечания, здесь требуется согласование с субъектом права законодательной инициативы и заключение НЦЗПИ.

После выработки согласованного текста законопроекта первоначально он ставится на голосование в ПП. Голосование производится в целом за законопроект. По итогам голосования может быть принято одно из решений:

· Если законопроект принят, он передается в СР, который может одобрить или отклонить этот законопроект. При отклонении его СР согласительная комиссия продолжает свою работу в прежнем составе.

· Если ПП согласованный текст законопроекта не принимает, то он может быть отклонен полностью. Тогда законодательный процесс отклоняется. Может быть направлен на доработку в головную комиссию ПП (затем законодательный процесс начинается с рассмотрения проекта закона во втором чтении).

· Предложение согласительной комиссии продолжить работу в прежнем составе.

Если согласительной комиссией не принят согласованный текст проекта закона, то Президент или по его поручению Правительство могут потребовать от ПП принять окончательное решение. В этом случае на голосование в ПП ставится проект закона в прежней редакции. Той редакции, которая была отклонена СР. Для принятия закона требуется квалифицированное большинство голосов депутатов ПП. Если по результатам голосования в ПП зщакон принят, он, минуя СР, направляется на подпись Президента. По результатам голосования в ПП может быть также принято решение о направлении законопроекта на доработку в головную комиссию ПП. В дальнейшим законодательный процесс начинается со стадии рассмотрения проекта во втором чтении.

По результатам голосования в ПП законопроект может быть также отклонен. Тогда законодательный процесс завершается.

Если Президент не потребовал ПП принять окончательное решение, то ПП может направить законопроект на доработку в головную комиссию. В результате чего законодательный процесс продолжается со второго чтения.

Создание согласительной комиссии является правом, а не обязанностью палат. Если согласительная комиссия не создавалась, то после отклонения проекта закона СР проект поступает в головную комиссию ПП для повторного рассмотрения. В дальнейшем рассмотрение проекта начинается со второго чтения.

После принятия ПП и одобрения СР – проект становится законом.

Подписание закона Президентом.

Промульгация – это санкционирование законопроекта Главой государства в установленные сроки, а также опубликование закона в официальном вестнике.

Санкционирование закона осуществляется Главой государства путем подписания его официального текста. В большинстве стран в рамках этой стадии законодательного процесса возможна реализация отлагательного вето главы государства.

Закон со всеми сопроводительными документами отправляется в администрацию президента, а оттуда на предварительный конституционный контроль.

В РБ с 28.06.2008 конституционный суд рб наряду со своими иными полномочиями осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов до их подписания Президентом. Причем тех, которые приняты ПП и одобренных СР, так и тех которые только приняты ПП.

КС принимает соответствующее решение в течение 5 дней со дня поступления закона. Как судьи конституционного суда успевают проверить ГК? Посм. в регламенте конституционного суда.

Рассмотрению дела о проверке конституционности закона предшествует досудебная подготовка, т.е. проведение досудебной подготовительной работы.

Законы проверяются конституционным судом: по форме выбранного акта, по содержанию норм, с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами, а также по порядку их принятия. Проверка конституционности законов в порядке предварительного конституционного контроля не препятствует проверке конституционности этих законов в порядке последующего конституционного контроля.

Закон объясняет, почему может быть так, что они могут проверять то, что уже проверили.

А что будет, если КС

Эти 5 дней из 14 дней, которые закон находится на подписи Президента.

Потом он направляется на подпись Главе государства. У Президента остается 9 дней.

Право вето Президента - право Главы государства не согласится с законом, принятым Парламентом, но не вступившим в законную силу.

Существует 2 вида права вето: абсолютное, или резолютивное, - отказ главы государства является окончательным и безусловным, преодолеть его нельзя. В мировой практики оно практически не используется. Оно есть в Великобритании, но монархи им не пользуется с 16 в.

Относительное (отлагательное вето) – такой запрет главы государства на закон или отдельные его положения, который может быть преодолен Главой государства или носит временный характер.

Механизм преодоления вето Президента. Закон с возражениями главы государства администрацией президента возвращается в ПП.

ПП должна рассмотреть закон с возражениями президента в течение 30 дней. Текст закона с возражениями направляется в головную комиссию. На заседании палаты заслушивается доклад из заключения головной комиссии. На голосование в палате ставится один из вопросов.

· согласится с возражениями президента? Требуется простое большинство голосов от полного состава.

· преодолеть возражение президента и повторно принять закон в прежней редакции? требуется квалифицированное большинство голосов. 2/3

Если принято решение о согласии с возражениями Президента, текст закона направляется на доработку в головную комиссию, и его рассмотрение в дальнейшем производится по общим правилам со второго чтения.

Если принято решение о преодолении возражений президента, то голосование проводится в целом по законопроекту и внесение поправок к прежней редакции не допускается.

После принятия закон направляется в СР, который должен рассмотреть его по общей процедуре в течение 20 дней. Для согласия с возражениями Президента требуется простое большинство голосов. Для преодоления возражений президента и одобрения закона повторно принятого ПП требуется квалифицированное большинство голосов.

Если ПП преодолела, а СР отказался, то закон не принят.

В течение 14 дней должен подписать закон. А если он не подписывает, то он считается подписанным.

Опубликование закона.

Законы после подписания их президентом, а также когда они считаются подписанными подлежат немедленному обязательному официального опубликований.

Единственный источник официального опубликования – право.бай.

Датой официального опубликования является дата размещения текста закона на сайте.

Законы могут быть также опубликованы в газете Звязда, Народной газете, а также в печатной версии НРПА. В этих источниках опубликование является неофициальным.

Законы вступают силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок.

П. 55 Правил подготовки проектов НПА – Указ 359. см.- сроки вступления в силу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.011 с.)