Актуальность правотворческого процесса для РБ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность правотворческого процесса для РБ.



Право – основной регулятор общественных отношений и основа функционирования государства. Правотворчество – важнейшая функция государства.

На протяжении всей истории развития общества и государства право – единственный действенный механизм. В процессе своей деятельности граждане, организации, государство вступают в различные отношения, которые должны быть урегулированы. Без права у нас анархия и произвол.

Право содержится в источниках. Источники права – акты – тоже предмет изучения ПП. Нужно разъяснить, кто имеет право создавать нормы, каков процесс, как оценить качество принимаемых актов и др.

Построение правового государства невозможно без установления порядка реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепления гарантий их защиты и ответственности за их нарушение. Основная роль в этом принадлежит закону.

Происходит формирование национальной правовой системы суверенного государства, осуществление политических, экономических и социальных реформ.

Постоянное совершенствование законодательства, повышение качества принимаемых НПА.

Более 50 тысяч актов республиканского значения, более 30 тысяч актом ОМУиСУ, Необходимы повышенные требования к технике: полнота правового регулирования, системность, комплексность, отсутствие противоречий между актами одного уровня.

Понятие правотворчества.

В узком смысле – процесс создания правовых норм (процедурно-процессуальная деятельность различных ГО).

В широком смысле – весь процесс создания правовой нормы, начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовом регулировании и заканчивая ее принятием и введением в действие.

Первый этап правотворчества предшествует началу официальной работы над проектом, второй включает в себя процедурно-процессуальную деятельность. Оба определения научные, теоретические. Легального определения нет.

В ст. 1 Закона «О НПА» есть определение нормотворческой деятельности.

Правотворчество – это форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

Правообразование и правотворчество соотносятся так же, как правотворчество в широком и узком смысле соответственно.

Правообразование: анализ ситуации + правотворчество (решение о принятии нормы).

Правотворчество. Результатом является правовой акт. Субъекты: народ, ГО, негосударственные организации, международные организации.

Нормотворчество. Результат – НПА. Субъекты: ГО (ДЛ).

Частный вид нормотворчества – законотворчество. Субъект только один: Парламент.

Основными факторами, которые обуславливают необходимость принятия права, являются экономические, политические, социальные, национальные, внешнеполитические, идеологические, организационно-волевые факторы.

Функции правотворчества:

· обновление законодательства;

· отмена устаревших правовых норм;

· восполнение пробелов, устранение коллизий.

Принципы правотворческого процесса.

Принципы – основополагающие идеи, руководящие начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

Принципы. Часть из них относится к общим принципам права.

· конституционность. Все действия субъектов правотворчества должны основываться на К. Принимаемые акты должны соответствовать К (ст. 137 К).

· демократизм. В правотворчестве принимают участие не только авторы проектов и ГО, их принимающие, но большая роль отводится народу РБ. Высшее проявление демократизма – возможность граждан принимать решения на республиканских референдумах. Проявление активности народа – наличие права законодательной инициативы. Развитие получает практика всенародного обсуждения проектов НПА.

· законность. В отношении содержания и процедуры принятия НПА. НА должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего субъекта и соответствовать не только К, но и актам более высокой юридической силы. Четкое соблюдение процедуры принятия и формы принимаемого акта.

· гласность. Открытость правотворческого процесса, т.е. процедуры обсуждения и принятия акта должны быть прозрачными, важнейшие законопроекты должны выноситься на публичное обсуждение. Тексты принятых ПА подлежат обязательному опубликования. Ст. 8 Закона «О НПА». Изъятие – государственные секреты.

· профессионализм. Участие в разработке проектов квалифицированных специалистов соответствующей отрасли общественной жизни, которые имеют опыт, подготовку.

· планирование. Большое значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных направлениях. Принятие не может быть хаотичным, эта деятельность регламентирована определенным поэтапным порядком. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, поспешности, устранить дублирование. Можно провести весь комплекс подготовительных мероприятий.

· техническое совершенство. Широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных практикой способов и приемов подготовки текстов – соблюдение правил законодательной техники. Любой письменный документ – это лицо юриста.

· научность. Научная обоснованность. Правотворчество должно быть научно обоснованным, соответствовать достижениям науки и техники. К подготовке проектов должны привлекаться и научные учреждения. При подготовке проекта акта важно использовать зарубежный опыт, исторический опыт, результаты социологических исследований и др. Все экспертизы, которые проходит проект: экономическая, криминологическая и др.

· гуманизм. Предполагает направленность ПА на обеспечение и защиту прав и свобод личности. Человек и его интересы должны быть в центре правотворческой деятельности.

· справедливость. Такое правовое регулирование, которое основывается на интересах большинства населения, но в максимальной степени учитывает интересы социальных групп и слоев общества. Должна быть обеспечена равная защита прав каждого интереса.

· стабильность. Ст. 38 Закона.

· приоритет общепризнанных принципов МП;

· принцип всеобщего уважения прав человека;

· принцип суверенного равенства государств;

· принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Субъекты правотворчества.

ГО и ДЛ; народ; негосударственные организации; международные организации.

Правотворчества ГО и ДЛ – основной вид правотворчества. Им занимаются практически все ГО и ДЛ. Уровень и объем полномочий органа определяет юридическую силу акта и его место в иерархии.

Понятия ДЛ нет. Есть понятие ДЛ применительно к УП отношениям, но оно нам не подходит. Закон «о государственной службе» тоже не то.

В науке выведено свое понятие ДЛ: это гражданин, занимающий определенные должности в ОГВиУ либо в иной государственной и негосударственной организации, наделенные правом принимать ПА и обеспечивать их реализацию на практике.

Правотворчество населения – референдум – способ принятия гражданами РБ решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Достоинство референдума, если он проводится с целью принятия НА проявляется в том, что здесь воля народа выражается непосредственно.

Плебисцит – обычно опрос населения о политической судьбе территории.

На референдум нельзя выносить громоздкий акт. Довольно дорогостоящая процедура. Манипуляция общественным мнением. Жесткая зависимость от явки избирателей.

Правотворчество негосударственных организаций. Они могут принимать локальные акты: нормативные или ненормативные акты. Эти акты имеют обязательную силу не только в рамках данной организации, но и для других органов, если они рассматривают споры в отношении данных организаций.

Международные организации: заключение международных соглашений с другими субъектами международного права; принятие решений по основным вопросам, определяющим поведение стран-участниц по основным вопросам деятельности; принятие решений по внутриорганизационным вопросам (или создание внутреннего права).

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. Учредительные документы. Сила решения может быть разной.

Формы правотворчества.

· непосредственное правотворчество народа;

· непосредственное правотворчество ГО (ДЛ);

· санкционирование обычаев корпоративных норм;

· делегирование;

· заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.

Так, можно выделить прямое и косвенное правотворчество. При косвенном правотворчестве государство, прямо не создавая правовые нормы, придает им обязательную силу других субъектов ППР.

Вопрос правотворческой компетенции – определение круга вопросов, по которым субъект вправе принимать ГПА. Субъект строго ограничен формой акта как источника права.

Санкционирование – признание государством обычая, который сложился исторически, а также признание норм права, принимаемых юридическими лицами и придание этим нормам обязательной силы.

Правовой обычай – это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства

Способы санкционирования правовых обычаев:

· фиксирование в правовых источниках;

· отсылка к нему в законе;

· прецедент.

Санкционирование корпоративных норм:

· предварительное предоставление полномочий (правила внутреннего трудового распорядка);

· последующее разрешение (учредительные документы, коллективный договор).

Делегирование. Полномочия могут быть переданы от одного субъекта другому. Делегирование подразумевает, что орган, которому передаются правомочия на издание акта, самостоятельно права на регулирования общественного отношения не имеет. Порядок – ст. 55 Закона «О НПА».

От Парламента Президенту, от СМ министерствам, от МСД МИК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.221.132 (0.017 с.)