ТОП 10:

КАФЕДРА АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ



ГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

«Утверждаю»

Заведующая кафедрой анестезиологии и

Реаниматологии, медицины катастроф

__________А.Ж. Баялиева

«__»_____________2014 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

для самостоятельной работы студентов по дисциплине безопасность жизнедеятельности на тему № 1.4.1, 1.4.2

 

«Основы организации защиты населения от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.

Средства и методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов»

 

Обсуждено на заседании кафедры

«__»____________2014 г.

Протокол №_________

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

(ГОСТ Р 22.3 03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Госстандарт России).

Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».

Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А., и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 375 с.

Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. Учебник спасателя. – М.: МЧС России, 2002.

Чумаков Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф. Учебник для вузов. СПб.: НП Стратегия Будущего, 2006. – 247 с.

 

ПЛАН

 

Введение

 

1. Нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера

 

2. Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций

 

3. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности

 

4. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях

 

Заключение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под термином «защита населения» принято понимать комплекс, взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам, мероприятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности, опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф (ГОСТ Р 22.3 03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Госстандарт России).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС) является важнейшей задачей государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти и управления, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидацию их последствий достигают сотни миллиардов долларов во всем мире.

Для России защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций актуальна по ряду причин:

· возрастание риска технических аварий из-за научно-технического прогресса;

· увеличение плотности населения, урбанизация, рост последствий антропогенного воздействия и глобального изменения климата;

· снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов.

 

По мере развития общества и научно-технического прогресса возросла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катастроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Их задача – обеспечить национальную безопасность государства и его жителей.

Созданная в России Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребована обществом.

Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций довольно молодая, уже назрела необходимость ее совершенствования. Так сложилось, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) руководит двумя смежными системами – РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданской обороной (ГО), обеспечивающей защиту населения в военное время. А как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.

В связи с этим, в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, построенную на единых принципах систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время. Такую систему можно было бы назвать Российской системой гражданской защиты (РСГЗ). Она могла бы заниматься предупреждением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера, а также успешно действовать в период опасностей, появляющихся при возникновении военных конфликтов и в ходе военных действий.

В настоящее время в рамках реализации федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» разработан проект Концепции создания и развития Российской системы гражданской защиты до 2020 г.

Согласно представленной концепции на первом этапе (2011-2014 гг.) утверждается настоящая Концепция, разрабатываются и согласовываются проекты основных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих создание и функционирование РСГЗ (Федеральный закон «О гражданской защите», Положение о РСГЗ, типовые положения о системе гражданской защиты и др.) и представляются для принятия. На втором этапе (2015-2017 гг.), после принятия Федерального закона РФ «О гражданской защите» и издания постановления Правительства РФ «О создании РСГЗ», разрабатывается, согласовывается и представляется для принятия Федеральный закон «Кодекс гражданской защиты», объединяющий и систематизирующий нормативную правовую базу в области гражданской защиты, включая функционирования РСГЗ в военное время. На третьем этапе (2018-2020 гг.) разрабатывается нормативная правовая база по реализации основных положений «Кодекса гражданской защиты», в том числе вносятся изменения в федеральные законы (об образовании нового вида государственной службы – службы гражданской защиты); осуществляются организационные мероприятия по выполнению положений «Кодекса гражданской защиты» и развитию РСГЗ.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека.

Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов, в том числе с высшим медицинским образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала, объекта экономики или объекта здравоохранения, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления ГО и РСЧС.

 

 

Система гражданской обороны

 

Систему гражданской обороны составляют:

 

· органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

 

· силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

 

· фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

 

· системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

 

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т.д.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от опасностей и угроз как мирного, так и военного времени, являются весьма актуальными, ибо чрезвычайные ситуации природного, техногенного и террористического характера – это повседневные реалии, а военные опасности – потенциально возможны.

Это требует постоянного внимания к такого рода проблемам, дальнейшего совершенствования и развития защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, уточнения государственной политики в этой области, основной целью которой является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Одним из наиболее реальных путей решения этих проблем является дальнейшее развитие гражданской обороны и РСЧС, их интеграция в единую государственную систему защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени – Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), предназначенную для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актов.

Следует отметить, что процесс постепенной интеграции РСЧС и гражданской обороны в РСГЗ имеет место уже длительное время. В ходе процесса их интеграции были объединены органы управления. Используются единые системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Спасательные воинские формирования МЧС России принимают активное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Создание Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) на базе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны не потребует значительных материальных затрат, ибо большинство мероприятий (разработка новой нормативной правовой базы, перегруппировка сил, совершенствование взаимодействия государственных и коммерческих структур и т.п.) будет носить, в основном, организационный характер.

В отличие от РСЧС, основные усилия которой сосредоточены на решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, РСГЗ должна стать комплексной системой, реализующей весь комплекс мероприятий гражданской защиты.

Российская система гражданской защиты должна представлять действительно единую государственную систему, которая будет решать задачи, как гражданской обороны, так и РСЧС и которой не потребуется время для перехода с мирного на военное время.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

  1. Какие основные нормативно-правовые документы определяют принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера?

 

  1. Какие основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций?

 

  1. Каково предназначение гражданской обороны?

 

  1. Какие основные задачи гражданской обороны?

 

  1. Что собой представляет структура и органы управления гражданской обороны?

 

  1. Какие основные направления деятельности в области гражданской обороны?

 

  1. Какие основные задачи медицинского обеспечения предусмотрены во время организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях?

ПЛАН

 

Введение

 

1. Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения

 

2. Средства и методы контроля и мониторинга вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения

 

3. Мероприятия и методы защиты населения

 

4. Технические средства индивидуальной защиты

 

5. Индивидуальные медицинские средства защиты

 

6. Санитарная и специальная обработка

 

Заключение

 

Введение

 

Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, элементы техногенной среды, человеческие действия, которые таят в себе угрозу опасности. Опасности существуют в пространстве и времени и реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Опасности не действуют избирательно, они влияют на все материальное окружающей среды. Причинами, по которым отдельные объекты не страдают от определенных опасностей или же одни страдают больше, а другие меньше, есть свойства самих объектов (пример: пуля убивает животное или человека, но не пробивает каменную стену).

Оповещение населения

 

Успешно развивается система оповещения населения. По всей России создаются и устанавливаются терминалы Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН). Эта система представляет собой сеть информационных центров, светодиодных экранов, плазменных панелей и устройств типа «бегущая строка». Они устанавливаются в местах массового скопления людей на улицах и пунктах информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, таких как торговые комплексы, стадионы, учебные заведения, дворцы спорта и другие. ОКСИОН успешно используется в мирное время для обучения населения различным правилам безопасности.

 

Государственное учреждение «Информационный центр ОКСИОН»

 

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио- и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты при чрезвычайных ситуациях, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач:

· сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;

· повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

· повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;

· повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

· увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения в результате ЧС;

· повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.

 

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население – значит своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

 

В Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности – “Внимание всем!”.

 

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации является электрическая сирена. Сирены устанавливаются на территориях городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие (сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 м).

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служит сеть уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города (при установке на уровне второго этажа – это наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Тем не менее, учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

Для оповещения населения и объектов в г. Москве создана система централизованного оповещения для всех зон города (Москва разбита на 46 зон), установлено 1240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы “Маяк”, “Европа+”, “Авторадио”, “Эхо Москвы”, “Москва и москвичи”. Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями.

 

Эвакуация и рассредоточение

 

Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) людей из зон прогнозируемых или возникших ЧС и временному размещению эвакуируемых в безопасных районах, заранее подготовленных для жизнеобеспечения.

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

 

- видам опасности – эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;

 

- способам эвакуации – различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

 

- удаленности – локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

 

- временным показателям – временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).

 

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

 

Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза, возможности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

 

Экстренная эвакуация населения из опасного района – при возникновении чрезвычайной ситуации.

 

Медицинская защита

 

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации, и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

 

Технические средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты человека от попадания внутрь организма, на кожу и одежду отравляющих и высокотоксичных веществ (ОВТВ), радиоактивных веществ (РВ) и бактериальных средств (БС).

 

По предназначению СИЗ подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), средства индивидуальной защиты глаз (СИЗГ).

 

Средства защиты органов дыхания и глаз: противогазы (фильтрующие и изолирующие), респираторы, защитные очки и маски, простейшие средства защиты.

 

Средства защиты кожи: специальная защитная одежда (защитные костюмы, комбинезоны, комплекты одежды и обуви из воздухонепроницаемой, термостойкой и импрегнированной ткани), одежда и обувь с защитными свойствами (предназначены для рыбалки, охоты, туризма, сельскохозяйственных работ и т.п.), обычная одежда и обувь с улучшенными защитными свойствами.

 

По принципу защитного действия они подразделяются на средства защиты фильтрующего и изолирующего типов.

 

По назначению – общего применения и специальные.

 

По способу изготовления – табельные и нетабельные (подручные).

 

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

 

Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.

 

Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение – защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли. Это противогазы ГП-5 и ГП-7. Но они не обеспечивают защиту от ряда АОХВ, поэтому изготавливаются специальные патроны ДПГ-1 ДПГ-3 для защиты от аммиака, хлора, фосгена и др. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания, как от окиси углерода, так и ряда АОХВ. Но выпуск дополнительных патронов в настоящее время крайне ограничен по причине отсутствия средств на их производство.

 

Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК) предназначены для защиты кожных покровов от отравляющих и высокотоксичных веществ, радиоактивных веществ, бактериальных аэрозолей и токсинов, а также от светового излучения ядерного взрыва и зажигательных смесей.

 

 

Средства защиты кожи – специальная защитная одежда (защитные костюмы, комбинезоны, комплекты одежды и обуви из воздухонепроницаемой, термостойкой и импрегнированной ткани), одежда и обувь с защитными свойствами (для рыбалки, охоты, туризма, сельскохозяйственных работ и т.п.), обычная одежда и обувь с улучшенными защитными свойствами.

 

Средства индивидуальной защиты глаз (СИЗГ) предназначены для защиты глаз от светового излучения ядерного взрыва, при действиях спасателей вне объектов техники и укрытий.

 

К ним относятся:

 

защитные очки, ОПФ (ОФ)

 

пленочные средства защиты глаз.

 

Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС – обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и их своевременная выдача населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

 

Заключение

 

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:

 

· риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;

 

· предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

Эти мероприятия являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий. Меры по защите населения осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

В то же время, знание вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения, средств и методов их контроля, основных мероприятий и методов технической и медицинской защиты, необходимы каждому человеку, и особенно медицинскому работнику, для возможности защитить себя и окружающих от последствий различных чрезвычайных ситуаций, оказать самопомощь и взаимопомощь пострадавшим.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

  1. Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения. Классификация и краткая характеристика.
  2. Средства и методы контроля и мониторинга вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.
  3. Приборы контроля вредных и опасных факторов.
  4. Предназначение дозиметрических приборов.
  5. Мероприятия и методы защиты населения.
  6. Классификация убежищ.
  7. Технические средства индивидуальной защиты. Классификация и краткая характеристика.
  8. Характеристика индивидуальных медицинских средств защиты.
  9. Правила использования средств индивидуальной аптечки.
  10. Санитарная и специальная обработка. Понятия.

 

ИСПОЛНИЛИ: ДОЦЕНТ, К.М.Н. ДИНМУХАМЕТОВ А.Г.;

ДОЦЕНТ, К.М.Н. НУРИЕВА Э.Г.

ГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

«Утверждаю»







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.037 с.)