Программа преддипломной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа преддипломной практики



Преддипломная практика студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Социология», является завершающей частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую и теоретическую подготовку обучающихся.

Преддипломная практика основывается на теоретических знаниях и практических навыках, приобретённых студентами в процессе обучения в бакалавриате ИФиПЧ.

Согласно учебному плану производственная практика проходит в 8-м семестре и длится 4 недели.

Цель преддипломной практики: закрепление, углубление и совершенствование теоретической подготовки, практических навыков и комплексных компетенций профессионального социолога, способствующих формированию востребованных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность и успешность специалистов; а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

Задачи преддипломной практики:

- закрепление и расширение на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретённых студентами в предшествующий период теоретического обучения;

- приобретенные теоретические знания, умения и навыки воплотить в практический опыт профессионального социолога;

- развить профессиональное мышление и способности в выполнении поставленных социологических теоретико-методологических и практических (прикладных) задач;

- закрепить и систематизировать исследовательские, коммуникативные, организаторские, диагностические, проектировочные, аналитические и иные профессиональные умения и навыки социолога;

- совершенствовать и развивать личностные качества, необходимые профессиональному социологу в прикладных исследованиях;

- закрепление и совершенствование практического применения методов сбора, обработки первичной социологической информации и интерпретации эмпирических данных социологического исследования;

- адаптация к условиям профессиональной деятельности и закрепление интереса к выбранной профессии;

- проверка профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности;

- сбор материала к итоговой государственной аттестации.

В результате прохождения преддипломной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

Знать:

- базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования.

Уметь:

- применять в профессиональной деятельности полученные знания в процессе обучения;

- обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций;

- находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

- использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности.

Владеть навыками:

- самоорганизации и самообразованию;

- оформления профессиональной научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты социологических исследований с учетом особенностей потенциальной аудитории;

- самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий.

 

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИОЛОГИЯ»

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

При организации собрания студентов перед началом практики руководитель должен рассмотреть со студентами следующие основные вопросы по технике безопасности:

1. Правила поведения студентов при следовании к месту практики на автомобильном и железнодорожном транспорте.

2. Закрепление за студентами руководителя от предприятия (приказ по предприятию).

3. Правила устройства на работу: трудовой договор (в случае его заключения между предприятием и студентом), рабочее время, время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет.

4. Общие сведения о предприятии, куда направляются студенты, характерные особенности производства.

5. Проведение со студентами всех видов инструктажей по технике безопасности на рабочих местах, их оформление.

6. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, ответственность за нарушение правил.

7. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства.

8. Правила безопасности при проживании и проведении досуга студентов (купание, спорт, вечера и др.).

9. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил санитарии и личной гигиены.

10. Порядок сообщения о несчастных случаях на производстве, его расследование и оформление.

 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

 

На городском общественном транспорте

 

При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила:

- при ожидании на остановке автобуса (трамвая, троллейбуса) нельзя приближаться к транспорту ближе, чем на 0,5 м;

- при подходе транспорта к остановке не спешите встать в первом ряду на посадку;

- войдя в салон, не задерживайтесь на подножке;

- во время движения транспорта нужно держаться за поручни, нельзя прислоняться к дверям, высовываться из окон;

- нельзя засыпать во время движения транспорта - опасно не столько проспать остановку, сколько получить травму при резком торможении или маневре транспорта;

- выйдя из общественного транспорта, нужно пройти на тротуар, дождаться, когда автобус (трамвай, троллейбус) отъедет, после этого начинать переход улицы;

- пользуясь эскалатором, нужно стоять справа, держась за поручни;

- нельзя сидеть на ступенях движущегося эскалатора;

- если вы спешите, спускаться по движущемуся эскалатору нужно спокойно, держась за поручни слева;

- ожидая поезда, нужно стоять за предупредительной чертой, нельзя подходить к краю платформы;

- нужно быть особенно внимательным, выходя из последних дверей последнего вагона трамвая или поезда.

 

На железнодорожном транспорте

 

Меры безопасности:

- во время движения поезда не открывать наружные двери;

- нельзя высовываться из окон вагона;

- необходимо тщательно укладывать свой багаж на верхних полках, во избежание падения его с высоты;

- не срывать без необходимости стоп-кран;

- при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннелях и других местах, где эвакуация пассажиров усложняется;

- при экстренном торможении поезда или его крушении необходимо закрепиться, чтобы при падении избежать травм;

- при эвакуации из аварийного вагона крупные вещи не брать - они будут мешать быстрому выходу (особенно при пожаре);

- подключиться к спасательным работам и оказанию первой помощи пострадавшим.

Помните, что самые безопасные места в поезде - в центральных вагонах, спиной по ходу движения

 

Абсолютно безопасного транспорта нет. На любом виде транспорта возможны следующие опасные ситуации: столкновение с автотранспортом, пожар, экстренное торможение, криминальные конфликты, сексуальные домогательства и др.

 

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ, ВЫЕЗЖАЮЩИХ НА ПРАКТИКУ ЗА ПРЕДЕЛЫ Г. ЛУГАНСКА

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1. Ознакомительная, учебная, производственная и иные виды практик является составной частью учебного процесса, в связи с этим к ней применимы все постановления об организации учебного процесса.

2. Настоящая инструкция имеет целью обеспечить безопасность студентов в период практики.

3. К практике допускаются студенты, являющиеся здоровыми к началу практики.

4. Преподаватель - руководитель практики от Кафедры обязан лично проинструктировать всех студентов о правилах поведения по пути следования до базы практики и обратно, о специфике работы и ознакомить студентов с правилами техники безопасности, о чем в журнале инструктажа по технике безопасности делается соответствующая запись с подписью студента о прохождении инструктажа, подписью инструктирующего.

5. Ответственность за технику безопасности несет преподаватель-руководитель практики.

6. Студент должен соблюдать правила дорожного движения и поведения в транспорте (автотранспорте, железнодорожном и т.д.). Переходить улицу в установленных местах на зеленый свет светофора. Не садиться и не выходить из транспортного средства при его движении, не высовываться в окна. Переходить железнодорожные пути только в установленных для перехода местах. Категорически запрещается пользоваться попутным транспортом.

7. Соблюдать правила поведения во время грозы (не стоять под высокими деревьями, не прикасаться к металлическим предметам, не находиться вблизи высоковольтных линий, водоемов и в водоемах, не пользоваться мобильным телефоном).

8. Студенты обязаны иметь при себе личные документы (паспорт, студенческий билет, ИНН) и документы, подтверждающие убытие на практику.

9. Студенты обязаны уметь оказывать первую медицинскую помощь.

10. В случае травмирования или болезни студент должен сообщить руководителю базы практики и руководителю практики о происшедшем.

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ

 

1. Необходимо быть очень внимательным на дорогах, соблюдать ПДД и переходить автотрассы в строго установленных местах.

2. Студенты обязаны сообщить преподавателю-руководителю практики о своем прибытии на базу практики. По прибытии на базу практики пройти инструктаж по технике безопасности. Ознакомиться с правилами работы, внутренним распорядком и строго им следовать.

3. Не покидать базу практики без разрешения руководителя базы практики. Каждое свое действие согласовывать с руководителем базы практики.

4. За невыполнение требований, а также за несоблюдение устава учреждения руководитель базы практики имеет право отстранить студента от дальнейшего прохождения практики.

 

Студентам строго запрещается:

- употребление спиртных напитков и наркотических веществ, курение;

- самовольная (без предупреждения руководителей) отлучка с базы прохождения практики.

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

1. Студенты должны быть ознакомлены с правилами пожарной безопасности на местах прохождения практик и беспрекословно выполнять их.

2. При возникновении аварийной ситуации студент обязан сообщить об этом руководителю базы практики.

3. При любом несчастном случае студент должен принять меры к оказанию первой помощи пострадавшему на месте и уведомить руководителя базы практики.

4. При травмах, отравлениях, укусах животными или ядовитыми змеями, поражении электротоком необходимо уметь оказать первую медицинскую помощь и доставить потерпевшего в медицинское учреждение.

5. Запрещается прикасаться к электрическим (оголенным, оборванным) проводам.

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ПРАКТИКИ

 

1. По прибытии с практики в г. Луганск студенты обязаны уведомить преподавателя-руководителя практики о своем приезде.

2. Обо всех недостатках, обнаруженных во время практики, студент должен сообщать преподавателю-руководителю практики.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Базовая

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., Инфра-М, 2006.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.,1988.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Отв. ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М., Наука,1990.

5. Тихонова Е.В. Методология и методы социологического исследования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

6. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., Добросвет, 1998.

 

Дополнительная

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., Наука,1982.

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Минск, ТетраСистемс, 2000.

3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989.

4. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М., Наука, 1993.

5. Докторов Б.З. Повышение возврата анкет при почтовом опросе// Социологические исследования. 1981. №3.

6. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., Статистика, 1977.

7. Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью // Социологические исследования. 1985. №3.

8. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология – 4М. 1993 – 1994. №3-4.

9. Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологические исследования. 1990. №1.

10. Козлова Н.Н. Крестьянский сын: опыт биографического исследования // Социологические исследования. 1994. №6.

11. Куприян А.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной практики. М., 1981.

12. Куркин В.В. Контент – анализ художественных текстов// Социологические исследования. 1991. №6.

13. Лютынский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования // Социологические исследования. 1990. №1.

14. Макаров В.А. Ошибки интервьюера// Социологические исследования. 1989. №3.

15. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы // Социология – 4М. 1995. №5-6.

16. Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социологические исследования. 1984. №2.

17. Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978.

18. Основы прикладной социологии. Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., Интерпракс, 1996.

19. Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982.

20. Практикум по социологии. Под ред. И.М.Слепенкова, Н.И.Дряхлова. М., 1992.

21. Рабочая книга социолога. Под ред. Г.В.Осипова. М., 1983.

22. Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондента. 1999. №2.

23. Социология. Под ред. Г.В.Осипова. М., 1996.

24. Тернер Р. Сравнительный контент – анализ биографий // Вопросы социологии. 1992. Т.1. №1.

25. Хайкин С.Р. Как помочь интервьюеру // Социологические исследования. 1991. №4.

 

Информационные ресурсы

1. Федеральный образовательный портал Экономика. Социология. Менеджмент: http://www.ecsocman.edu.ru/text/21797554/.

2. Официальный сайт научного журнала «Социологические исследования»: http://www.isras.ru/socis.html.

3. Официальный сайт научного журнала «Вестник Института социологии»: http://www.vestnik.isras.ru/.

4. Официальный сайт научного журнала «Социологическая наука и социальная практика»: http://www.isras.ru/snsp.html.

5. Официальный сайт научного журнала «Социологический журнал»: http://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html

6. Официальный сайт научного журнала «Социология: 4М»: http://www.isras.ru/4M.html.

7. Официальный сайт научного журнала «Социологическое обозрение»: http://www.isras.ru/Sociological_review.html

8. Официальный сайт Центра социальной политики и гендерных исследований: www.socpolicy.ru.

9. Фонд «Общественное мнение»: www.fom.ru.

10. «Левада-центр»: www.levada.ru.

11. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения): www.wciom.ru.

12. Центр независимых социологических исследований: http://www.indepsocres.spb.ru.

13. Институт социально-политических исследований: http://www.ispr.ras.ru.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.054 с.)