Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание и обучение у ранних христианСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первые христианские общины возникли в I в. в Антиохии, откуда идеи христианства распространились по всей Римской империи. Особенно популярны они были в восточных провинциях среди евреев. Воспитание в раннехристианских общинах было ориентировано на Библию - собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей: Ветхого Завета (наиболее ранние тексты - XI в. до н. э.), откуда восходит начало христианской религиозной традиции воспитания, и Нового Завета (создан в I-II вв.), где обоснованы христианские цели и содержание воспитания. Новый Завет написан рядом авторов (Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр, Павел и др.). В основе их философских и педагогических взглядов лежат любовь ко всем людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни. Как следует из евангельских текстов, Иисус Христос и его апостолы были странствующими учителями. Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, утверждение высокого значения трудового воспитания. Последнее положение хорошо иллюстрируют слова апостола Павла: "Кто не хочет трудиться, тот не ешь". Раннее христианство признавало особую роль семейного воспитания, продолжая тем самым педагогическую традицию уходившей эпохи. Идеологи раннего христианства (II-V вв.) (Григорий Назианский, Василий Великий, Святой Иероним, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин и др.) иначе, чем представители Античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из основных идей Античности являлся постулат "Что полезно для человека, то должно быть сделано", то христианское учение исходило из иного императива: "Что справедливо, то должно быть сделано". Таким образом, Античная мысль ставила в центр земное существование, а христианство - вечные общечеловеческие ценности. В противовес Античным идеалам соревнования и самоутверждения, культу образованности, прекрасного ума и тела отцы христианской церкви проповедовали идеалы взаимопомощи и духовной независимости, смирения, аскетизма ("умерщвление плоти"), объявляли, в частности, "греховной мерзостью" эстетическое воспитание. Евангелие дало людям нравственные ориентиры, облеченные в форму заповедей: "Не убий", "Не укради", "Возлюби ближнего своего" и другие, которые легли в основу воспитания в общинах ранних христиан. Иоанн Златоуст (354-407) упрекал школы, придерживавшиеся античной традиции, в том, что их главная цель научить "хорошо говорить" и тем самым зарабатывать деньги, а не "наставить душу и сформировать ум". Вместе с тем, в проповедях Иоанна Златоуста христианские методы воспитания предлагались с учетом античной традиции. В частности, он рекомендовал наставление и беседу. Считая, что в воспитании надо обращаться к божественному началу в человеке, Иоанн Златоуст настаивал на антиавторитарном воспитании (увещевание, совет, предостережение). Главным источником обучения признавалась Библия. Неоднозначное отношение к античной педагогической традиции высказывали другие отцы церкви. Так, Григорий Назианский (ок. 329-390) был поклонником греческой литературы. Климент Александрийский (? - до 215) изучал и по-своему развивал идеи Платона, а дидактические идеи Василия Кесарийского (330-379) были созвучны педагогическим взглядам Плутарха. Василий Кесарийский - автор трактата "О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг". В трактате предлагалось воспитывать позитивное отношение к наследию греко-римского образования. "Светскую образованность" Василий Кесарийский оценивал как необходимую в бренном мире, но совершенно ненужную для пребывания в ином мире. Соответственно лучшими результатами воспитания признавались такие, когда молодой человек уходил от мирской жизни, целиком посвящая себя молитвам и посту. Аврелий Августин (354-430) также признавал определенные достоинства античного образования и античной педагогической мысли. Он почитал Платона, называя его предшественником христианства. Как и некоторые античные мыслители, Августин проявлял интерес к психологии ребенка, говорил о том, что физические наказания наносят детям ощутимые психические травмы. Августин высоко ставил значение и возможности обучения по программе "семи свободных искусств". Вместе с тем он утверждал, что античная традиция образования погрязла в "вымыслах", изучении "слов", но не "вещей". Августин полагал, что главное место в образовании должно занять изучение Библии и христианской догматики, а светские знания следует расценивать как второстепенные и вспомогательные. Вначале христиане учили своих детей в общественных учебных заведениях. Однако уже в I в. христианская церковь приступила к организации собственных школ катехуменов. Первые школы христиан не принадлежали к определенным социальным стратам и носили явно демократический характер. Они предназначались для "катехуменов", т. е. тех, кто желал сделаться членом христианской общины, но не познал христианского учения. В числе учащихся были дети верующих и новообращенные христиане. Главным было изучение Библии. Давались основы музыкального образования. Учащиеся находились под надзором, регулярно выслушивая нравственные наставления священника. Школа катехуменов была предшественницей школы катехизиса, где давали образование повышенного типа. Одна из первых школ катехизиса возникла в Александрии в 179 г. Она предназначалась для подготовки священнослужителей. В программе этой школы сочетались элементы христианского и античного образования. Подобные школы были основаны и в других центрах Античного мира - Антиохии, Эдессе, Низибе. В дальнейшем школы катехизиса, в свою очередь, трансформировались в кафедральные и епископальные школы. Одна из первых епископальных школ была открыта в начале III в. в Риме. Впрочем, большинство христиан вплоть до V в. приобретали высшее образование в учебных заведениях античного типа. Они посещали риторские школы, где изучали науки по античной программе «семи свободных искусств». С III в. растет число учителей-христиан: грамматиков, риторов, философов. Этот процесс продолжался и после указа императора Юлиана (331-363 гг.), запрещавшего христианам преподавать в школе. Вот почему, когда в начале IV в. христианство стало государственной религией Римской империи, в самом Риме среди учителей оказалось множество тех, кто исповедовал это вероучение.
Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира
Греко-римская культура и образование оказали определенное влияние на варварский мир, лежавший на окраинах Античного Средиземноморья. В орбиту влияния попали племена Западной, Центральной и Восточной Европы, Северного Причерноморья. В жизни этих племен длительное время сосуществовали традиции греко-римского образования и родоплеменного семейного варварского воспитания. Так, издревле были знакомы с греко-римской цивилизацией народы Восточной Европы. Например, среди скифов-аборигенов Северного Причерноморья ее очагами стали греческие колонии, возникшие в VII-VI вв. до н. э. (Ольвия, Фанагория и др.). Такими же очагами сделались и появившиеся позже эллино-скифские поселения (Борисфен - порт в устье Днепра). Представители племенной скифской верхушки осваивали греческий язык и письменность. Скифская знать ездила получать образование в Грецию. Некоторые скифы известны как влиятельные проводники эллинской культуры и образования (царь Скил, философ Анахарсис). В VI-IX вв. плодами средиземноморской цивилизации пользовались восточные славяне, которые, в частности, применяли для записей греческий и латинский алфавит. Римское образование проникло в варварскую Галлию, завоеванную Римом в 58-51 гг. до н. э. и находившуюся под его господством почти 500 лет. В течение этого периода на юге и северо-востоке Галлии распространились грамматические и риторические школы, и одновременно сохранялся институт варварского воспитания. Занимавшиеся воспитанием жрецы и религиозные наставники назывались друидами. Вопросы и задания
1. Какие основные этапы развития воспитания и образования вам известны в истории цивилизаций Античного Средиземноморья? 2. Расскажите о первых учебных заведениях Древней Греции. 3. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах. 4. Назовите великих древнегреческих философов, занимавшихся вопросами воспитания. Проанализируйте взгляды одного из них. 5. Каковы отличительные особенности воспитания и обучения в Эллинскую эпоху? 6. В чем вы видите преемственность школы и педагогической мысли Древнего Рима по отношению к предшествующей Эллинской эпохе? Проанализируйте сходство и различия в подходах к воспитанию Катона Старшего, Цицерона и Квинтилиана. 7. Каковы взгляды отцов раннего христианства на человека и воспитание? 8. Что вы знаете о влиянии греко-римского образования на варварский мир Европы? Литература
Аристотель. Этика; Политика; Поэтика // Собр. соч.: В 4-х т. - М.,1984.-Т. 4. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. - М., 1976. Быт и история античности. М., 1976 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1988. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998. - Разд. II. - Гл. 2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. - М., 1963. История педагогики. - М., 1995. - Ч. 1. - Гл. 3. Ксенофонт. Киропедия. - М., 1965. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М., 1989. - Гл. 1. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. - Ч. 1.- Гл. З. Платон. Законы // Соч.: В 3-х т. - М., 1972. - Т. 3. - Ч. 2. Платон. Государство // Соч.: В 3-х т. - М.,1972. - Т. 3. -Ч. 1. Плутарх. Застольные беседы. - Л., 1990. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Катон. - М.,1964. -Т.З. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М., 1977. Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. Цицерон М. Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. - М., 1974. Цицерон М.Т. Тускуланские беседы // Избр. соч. - М., 1975. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй./Пер. с нем. - М., 1979. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.229 (0.009 с.) |